вероятно, они поступали так, как было показанно Господом (Мат.5:28): «… Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». И, таким образом, я полагаю, что апостол хочет, чтобы верно было понято то, что он говорит в начале: «… Ты, человек, … осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же…»,- а именно — в помыслах, желаниях своих и пред Богом — даже если не перед людьми.
[21] Как позор и бесчестие для правителя — народ бесславный, но честь тому правителю, чей народ прославлен [имеет добрую репутацию].
[22] Если они возразят, что исполняют Закон, он может ответить: «Да, но только внешне, подобно обрезанию плотскому, но не духовному [которое внешне заметно, но не говорит о сотоянии души], потому что оно [физическое обрезание] не имеет благодати, которая обрезает дух. Таким образом, он говорит ниже (стих 28): ‘… Не тот Иудей, кто таков по наружности'». Этим заявлением он исключает любую «праведность по букве», как недостаточную. И из этого — очевидно то, в чем он обвиняет их выше, относительно внутренних грехов их воли [сознания, помыслов].
[23] Таким образом, мы читаем в Иерем.(9:26): «… Ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем»,- а также в Иерем.(4:4): «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима».
[24] Что здесь имеется ввиду — становится ясно после сравнения с фрагментом, приведенным ниже (стих 27): «И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона…?» И причина этого заключается в том, что он — иудей в тайне, а не открыто.
[25] Это можно понять также следующим образом: «По букве и по обрезанию»,- то есть — через «обрезание буквы».
[26] Здесь он объясняет высказывание о том, что они все — грешники, а также все остальное, сказанное выше. В то же время, он отвечает на возражения тех, кто говорит: «Мы соблюдаем Закон, мы обрезанные и мы иудеи». Он отвечает, что это это не является исполнением Закона, потому что Закон духовен. Они же исполняют Закон только внешне, согласно букве.
[27] То есть не тот иудей, кто является таковым по внешним признакам, а обрезание — это вовсе не видимое, внешнее обрезание.
[28] Блаженный Августин говорит: «Обрезание сердца он называет чистой волей, то есть — волей, которая свободна от всех запретных вожделений. Это достижимо не по букве, через поучения и угрозы — но только Духом, который помогает и исцеляет. Таким образом, слава этих даров принадлежит не человеку, но Богу, Который предлагает их по благодати Своей — и потому их следует прославить. Об этом нам говорит библейское высказывание (Пс.33:3): «Господом будет хвалиться душа моя». [14].
[29] Что хорошего, если кто-то является «иудеем перед людьми», но не пред Богом? Ибо такой иудей не является иудеем, и такое обрезание — не обрезание, как это констатировалось выше (стих 25): «… Обрезание твое стало необрезанием». Таким образом, они действительно являются теми, кто учат, что не следует прелюбодействовать, но [сами] прелюбодействуют, крадут и убивают. О том, что иудеи были такими, свидетельствует множество фрагментов — прежде всего в Евангелии, где Господь говорит (Мат.23:27): «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты». В этом также причина того, что: «… они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться…» (Иоан.18:28),- однако, при этом не считали осквернением убийство Христа словом и волей [то есть желание этого], потому что они не убивали Его делами, то есть — своими собственными руками. Таким образом, когда в Книге Деяний (4:10) и (7:52) апостолы настойчиво говорят им слова: «Христа… Которого вы распяли»,- они отвечают (возражая): «… Вы … хотите навести на нас кровь Того Человека» [Деян.5:28.-Перев]. Так Иосиф критиковал историка Полибия, сказавшего, что царь Антиох был наказан Богом потому, что он хотел разрушить Иерусалим [15]. Они все утверждают, что не намерения, но лишь действительные [совершенные] поступки достойны порицания.
Глава 3
Краткое содержание: Апостол показывает, в чем иудеи были лучше язычников, демонстрируя, что язычники, так же как и иудеи, нуждаются в благодати Христовой.
1. «Итак, какое преимущество»,- то есть — чего у него больше?- «быть Иудеем»,- внешне, в глазах окружающих,- «или какая польза»,- кроме и помимо обрезания,- «от обрезания?»- то есть — обрезания внешнего, плотского. Конечно, это не было предсудительно или бесполезно, не так ли?[1],[2] 2. «Великое преимущество»,- то есть — существует огромное преимущество и большая ценность для них,- «во всех отношениях»,- так же, как ниже, в главе 9. То есть — со всех сторон; и это — выражение, используемое при подтверждении или принесении клятвы,- «а наипаче»,- особенно, более всего. Это — как если бы он сказал, что данная причина является главной и доминирующей в ряду остальных, перечисляемых ниже, в главе 9,- «в том, что им вверено»,- то есть — иудею и обрезанию. Среди иудеев и обрезанных, а не среди язычников[3], находились такие, кто принимал верой своей «слово Божие»,- в котором даны обетования Божьи. 3. «Ибо что же?»- то есть- лишает ли это иудея преимущества перед язычником? Это — как если бы он сказал: «Конечно нет»[4],- «если некоторые»,- из обрезанных, в самом деле — большинство из них,- «и неверны были»,- то есть — не приняли веры во Христа и исполнения обетования,- «неверность их»,- из-за которой они не желали принять исполнения обетования,- «уничтожит ли»,- может показаться, будто из этого следует, якобы кто-то может сказать, что Он не исполнил этого из-за их неверности,- «верность Божию?»- то есть — то, что Он останется верным Своим обетованиям и исполнит их.[5] 4. «Никак»,- то есть — ни в коем случае[6],- «Бог верен»,- или: да будет Бог верен — или: пусть будет верен тот Бог, Который не ставил Свое обетование в зависимость от того, отказываются они веровать или нет — или от того, насколько они недостойны,- «а всякий человек»,- потому что, будучи человеком, он вне веры и не является пока еще чадом Божьим,- «лжив, как написано:» (Пс.50:6) [1] — в подтверждение того, что Бог верен,- «Ты праведен»,- то, что Ты справедлив, истинен и честен,- «в словах Твоих»,- то есть — в утверждениях, в которых Ты обещал Свою благодать и продемонстрировал тем самым, что мы грешны. Этими словами Ты также оправдал всех, кто верует в них,- «и победишь»,- оставаясь истинным и доказывая, что они лживы,- «в суде Твоем»,- когда Ты осуждаем неверующими, которые не желают оправдать Тебя, но хотят оправдать самих себя. 5. «Если же»[7],- это следует из того же самого Псалма (50:6), ибо в нем говорится: «Тебе, Тебе единому согрешил… так что Ты праведен»,- как будто бы Бог мог быть праведным и верным, если бы мы являлись неправедными людьми и лжецами, а не наоборот: если бы мы были праведными, то тогда Он был бы праведен более всего,- «наша неправда открывает правду Божию, то что же скажем?»- на его заявление: «Тебе, Тебе единому согрешил… так что Ты праведен». Тогда отсюда следовало бы, что Ему нужно бы не наказывать, а скорее — вознаграждать грешников, однако же, Он делает наоборот. «Не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев?»- Это — как если бы он сказал: «Просто смехотворно думать так о Боге». Говоря другими словами, потому, что человек мог бы сказать, что это следует из данного выражения. «Говорю по человеческому рассуждению»,- то есть — согласно человеческому пониманию, как человек обычно говорит о человеке, потому что эти слова не следовало бы говорить о Боге, как не следовало бы вообще поднимать такой вопрос, поскольку нет никаких сомнений в том, что Он праведен, и [лишь] человек мог бы так понять этот Псалом. 6. «Никак, ибо иначе»,- если бы Он был неверен,- «как Богу судить»,- поскольку осуждение неправедного [то есть — неправедное осуждение] не является таковым [то есть — осуждением] вообще,- «мир?»- который частично праведен и частично неправеден. 7. «Ибо, если верность Божья»,- то есть — если из того факта, что я — лжец, а [3] Бог верен, увеличивается слава Божья, то не следовало бы мне лгать для того, чтобы Он был более верен и еще более славен? В самом деле, почему я осужден, как грешник за свою ложь?- «возвышается»,- если верность Божья восхваляется этим, то это еще более веская причина для прославления, чем праведность,- «моею неверностью»,- из-за моей лжи,- «к славе Божией»,- потому что через это Он Сам праведен, как, казалось бы, должно следовать из Псалма,- «за что еще»,- он как бы говорит, что этого не должно бы быть,- «меня же»,- то есть любого лживого человека,- «судить, как грешника?»- наказанного и осужденного Богом. 8. «И не сделать нам зло»,- то есть — почему бы не лгать и не грешить,- «чтобы вышло добро»,- а именно — слава и возвышение праведности Божьей и верности Его[8],- «как некоторые»,- потому что они вменяют ложь и недостойные намерения нам,-«злословят нас»,- злобно извращая и искажая наши слова,- «и говорят[9], будто мы так учим? Праведен суд на таковых»[10],- то есть — такие извращенные и порочные люди уже осуждены. 9. «Итак что же[11]?»- то есть — что мы должны заключить из этих слов, «имеем ли мы преимущество?» [4]- лучше ли мы, иудеи язычников, по той причине, что нам «вверено слово Божие»,- вместе с другими дарами? «Нисколько; ибо мы уже доказали»,- то есть — мы уже констатировали и обосновали выше,- «что как Иудеи»,- во-первых, и особенно — образованные иудеи,- «так и Еллины»[12],- язычники,- «все под грехом»[13],- в глазах Божьих, независимо от того, насколько хорошими и честными они кажутся людям. 10. «Как написано»,- об иудеях, хотя это и не совпадает с тем, что обычно [как правило] думают люди; как мы читаем далее (стих 19): «закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом», (1) [6]- «нет праведного»,- то есть — обладающего той праведностью, которая могла бы устоять пред Богом,- «ни одного». 11. «Нет разумевающего»,- то есть — нет таких людей, которые обладали бы мудростью, хоть чего-то стоящей в глазах Божьих,- «никто не ищет Бога»,- так, как ищут волю человека и его праведность.[14] 12. (2) «Все совратились с пути»,- с истинного пути праведности, пути, который в Духе,- «до одного»,- то есть — все как один,- «негодны»,-