Скачать:TXTPDF
Лекции по Посланию к Римлянам

732 В англ. варианте: «неправедных». — Перев. 733 В англ. варианте: «порочные». — Перев. 734 В данном случае, в качестве альтернативного русского перевода (для сравнения), можно использовать «Современный перевод библейских текстов» (Москва, 1993): «(3) Помилуй, Господи, меня ° Твоею милостью великой, ° великой жалостью Твоею ° сотри с меня мои грехи. °(4) Смой беззакония мои, ° от всех грехов меня очисти. °(5) Я сознаю все преступления ° и жалкие свои грехи, ° о них я думая все время. ° (6) Перед Тобой я согрешил, ° перед Тобой одним, ° я приговор Твой принимаю, ° Ты самый праведный судья. ° Я грешен был с рожденья ° с момента самого зачатья. ° … ° (15) Я стану грешников учить, ° и все они Тебя обрящут…» и т.д. — Перев. 735 См. предыдущее примечание.

736 Аристотель, Категории, II. 737 При дословном переводе с английского: «Господь Бог, который отвращает беззаконие, порочность и грех, и перед Которым ни один человек не является праведным сам по себе», хотя данный вариант переводчику не удалось обнаружить в наиболее распространенных английских версиях перевода Библии. — Перев. 738 Вероятно здесь имеется в виду: (Рим.З:10) и далее. 739 Лютер оставил здесь пробел, чтобы позже вставить в него ссылку на конкретную библейскую цитату. Так он поступал нередко. 740 При дословном переводе этого фрагмента с английского получается: «Я не считаю это своим собственным [достижением]». — Перев.

741 Patrologia, Series Latino, XXXIII, 739.

742 Имеется в виду, что нет заслуги или добродетели, позволяющей загладить грех. — Перев. 743 При дословном переводе с английского: «Ибо он поступал лживо в глазах Его, так что его беззаконие породит гнев», хотя данный вариант, как и в предыдущих аналогичных случаях, переводчику не удалось обнаружить в наиболее распространенных английских версиях перевода Библии. — Перев.

744 При дословном переводе: «Бог чудесен в Своих святых». См. предыдущее примечание. — Перев. 745 Они боятся, что Бог осудит все их дела. — Перев.

746 Августин, De Spiritu et littera, 1934, Patrologia, Series Latina, XLIV.

747 См. как межстрочные, так и подстраничные примечания к соответствующему стиху в первой части книги.

748 4Цар. 5:13

749 Августин, Enchitidion ad Laurentium, ch.1,3, Patrologia, Series Latina, XL, 232.

750 Об использовании этого термина (sacramentum), см. далее, в 6-ой главе. 131 Дуне Скот (Sententiarum, IV, dist, 16, qu. 2, п.6) говорит весьма определенно ипа mulatto realis, но обычно между двумя частями этого процесса делается формальное различие. 751 См. ссылку Лютера на философов по этому поводу выше (в главе 3 второй части).

Глава 5

1. «Мы имеем мир…». Это духовный мир, воспетый всеми пророками. И поэтому он добавляет слова: «с Богом». И этот мир подразумевался в любых испытаниях, переживаемых детьми Израилевыми в древние времена.

И это истинный мир совести и упование на Бога. Точно так же, как противоположное явление, духовное беспокойство — это недостаток спокойной совести и недоверие к Богу. Об этом говорит Осия (Ос.8:7): «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю». Ибо наказание за недобрую совесть провозглашается в Пс.(1:4): «… они — как прах, возметаемый ветром».

Поэтому Христос также назван Князем мира и Соломоном (см. Ис.9:6; 1Парал.22:9). В (Ефес.2:14,17) мы читаем: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно… И, пришед, благовествовал мир вам, дальним и близким». Та же самая идея выражена в (Ис.57:19) и в (Иоан.16:33): «… Чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь…» Другая разновидность мира — мир плотский, о котором Он говорит в (Мат.10:34): «Не мир пришел Я принести, но меч». Противоположностью плотского беспокойства является мирное спокойствие. Поэтому фрагмент из Пс.(71:7): «Во все дни его процветет праведник, и будет обилие мира…» не следует воспринимать в смысле периода мирского покоя, имевшего место при Августе, как многие понимают это. Здесь говорится именно о том духовном мире «с Богом».

Но обратите внимание, что Апостол упоминает о духовном мире только после того, как говорит о праведности [оправдании]. Ибо сначала он говорит слова: «Итак, оправдавшись (iustificati) верою…», и затем: «Мы имеем мир». Также и в Пс.(84:11): «… Правда и мир облобызаются»752, термин «правда» [праведность] предшествует слову «мир». И опять: «Во все дни его процветет праведник, и будет обилие мира…» (Пс.71:7). И здесь извращенность людей стремится к миру прежде праведности, и по этой причине они не находят мира. Таким образом, этими словами Апостол формирует замечательную антитезу753, а именно:

Праведный человек имеет мир с Богом, но беды и страдания в миру, потому что он живет в Духе.

Неправедный человек имеет мир с миром (покой в мирской жизни), но беды и испытания [в отношениях] с Богом, потому что он живет во плоти.

Но, поскольку Дух вечен, также вечными будут мир праведника и беды неправедного.

И, поскольку плоть временна, также преходящими будут страдания праведника и мир неправедного.

Таким образом, мы читаем в Ис.(57:21): «Нет мира нечестивым, говорит Бог мой», то есть в духовном отношении, ибо во плоти этот мир у них, конечно же есть. И в Пс.(72:3): «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых». А также в Пс.(27:3): «… Которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло (то есть не мир, но метания и беспокойства по отношению к Богу)».

2. «Чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати…» С большой пользой Апостол соединяет вместе два эти выражения: «Чрез Которого (через Христа)» и «верою», что он уже делал выше, в выражении: «Итак, оправдавшись верою,… чрез Господа нашего…» Во первых, это утверждение направлено против тех людей, которые настолько самонадеянны, что полагают, будто они могут достичь Бога без Христа, словно будто для них достаточно лишь веровать, будто бы только верой, но не через Христа, а помимо Него, будто бы после принятия благодати оправдания они более не нуждаются в Нем. И сейчас существует много людей, которые дела веры превращают для себя в дела Закона и буквы, когда, после принятия веры через крещение и покаяние, они полагают, что они теперь лично угодны Богу, даже без Христа, хотя на самом деле — необходимо и то и другое, а именно — нужно иметь и веру и Христа, как Посредника в этой вере. Потому мы читаем в Пс.(90:1): «Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится». Вера как бы созидает «место обитания», но Христос обеспечивает защиту и помощь. И далее мы читаем (Пс.90:4): «Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен…». И в Мал.(4:2): «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет солнце правды и исцеление в лучах Его…», и в Пс.(30:3): «Будь мне каменною твердынею, домом прибежища…» (то есть местом обитания), и снова в Пс.(89:2): «Господи! Ты нам прибежище…» Таким образом, Апостол истолковывает эти и все подобные авторитетные фрагменты Писания вместе с другими образными выражениями Закона. Но в наши дни лицемеры и законники просто раздуваются от гордости и думают, что теперь они спасены и достаточно праведны, потому что они веруют во Христа, но они не хотят считаться неправедными или безумцами. И что же это, если не отвержение защиты Христа и не желание приблизиться к Богу посредством веры, но не .через Христа? На самом деле в этом случае вообще нет никакой веры, но одна лишь видимость. Во время заката лучи солнца и его свет исчезают одновременно. Но тот, кто мудр, не считает свет солнца более ценным, чем само солнце, да так, что [имея свет] он не нуждается более в солнце, скорее он хочет иметь одновременно солнце и его свет. Таким образом, те, кто приближаются к Богу верой, но не через Христа, на самом деле удаляются от Него. Во-вторых, Апостол направляет свою речь против тех, кто слишком уповает на Христа и недостаточно полагается на веру, так, будто они должны были быть спасены через Христа таким образом, что самим им при этом не нужно было делать ничего и не требовалось проявления никаких признаков веры. Такие люди имеют слишком много веры, или, на самом деле, не имеют ее вообще. По этой причине необходимо подчеркнуть обе фразы — «верою» и «через Христа», так, чтобы мы исполняли и испытывали все, что мы можем в вере во Христа. И все же во всех этих действиях мы должны исповедовать, что являемся никчемными рабами, веруя, что только через Христа мы соделаны достойными того, чтобы приблизиться к Богу. Ибо во всех делах веры мы должны стремиться сделать себя достойными Христа и Его праведности, как нашей защиты и нашего прибежища. «Итак, оправдавшись верою», поскольку наши грехи прощены, «получили мы доступ к той благодати», но только «чрез Господа нашего Иисуса Христа». Это относится также и к приверженцам мистической теологии754, которые борются во внутреннем мраке, опуская все картины страдания Христа, желая слушать и созерцать только Само нерукотворное Слово, но не будучи при этом сначала оправданными и очищенными в своих сердцах через Слово воплотившееся. Ибо воплотившееся Слово необходимо в первую очередь для очищения сердца, и только когда человек имеет эту чистоту, он может через это Слово быть вознесен духовно в Слово нерукотворное. Но кто это там думает, что он настолько чист, что смеет претендовать на этот уровень до того, как он призван и восхищен Богом, как это было с Апостолом Павлом, или до того, как он «взят с Петром, Иаковом и Иоанном, братом его» (см. Мат. 17:1)? Вкратце, это восхищение на небо не названо «доступом».

3. «… Но хвалимся и скорбями..». Из этого фрагмента мы явно видим, что существует двойственный гнев, двойственная милость Божьей, а также двойственное страдание. Ибо есть такое страдание, которое происходит от Его суровости, и другое, которое происходит от Его доброты. То страдание, которое происходит от Его доброты, порождает, по своей природе, только очень благое, как мы видим из последующего изложения, хотя случайно оно может произвести и нечто иное. Но это не Его вина, а вина того, с кем это происходит по его слабости, ибо он, не зная истинной природы своих страданий, их силы и действия, судит и оценивает их по внешнему виду, то есть ошибочно, поскольку оно должно быть обожаемо, как сам крест Христов.

Вывод.

1 Страдания углубляют характеры людей. Если человек является плотским, слабым, слепым, злым, раздражительным, невежественным и т.д., то с приходом скорбей он становится еще более плотским, еще более слабым, более слепым, злым, раздражительным, невежественным и т.д. И,

Скачать:TXTPDF

Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать бесплатно, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать онлайн