Скачать:TXTPDF
Лекции по Посланию к Римлянам

русскому читателю несколько странными. — Перев. 770 В смысле: «Не настолько возвышенной». — Перев. 771 Несомненно, в разборе различий между терминами «использование» (uti) и «получение удовольствия» (frui), Лютер обязан дискуссии Августина, в его работе De doctrina Christiana, 1,3-5,22 (Patrologia, Series Latino, XXXIV, 20,26), где Августин сравнивает христианского странника (паломника) с путешественником, находящимся далеко от дома и «использующим» повозку для возвращения домой, но не «получающим удовольствия» от поездки самой по себе. Подобным же образом, как говорит Августин, «если мы хотим вернуться в дом вашего Отца Небесного, мир сей должен быть использован, но он не должен доставлять удовольствия… Истинными объектами наслаждения являются Отец и Сын и Святой Дух, Которые одновременно являются Троицей, единым Божеством».

772 В современном переводе данный стих имеет несколько иной оттенок: «Конечно же, некоторые из ваших священников могли бы закрыть ворота храма и правильно зажечь огонь». Вариант, используемый Лютером, при дословном переводе, также звучит несколько иначе: «О, среди вас был такой, кто мог бы закрыть двери [ворота], чтобы вы не жгли напрасно огонь на алтаре Моем». Поэтому у русского читателя могут возникнуть определенные сложности в понимании данного комментария. — Перев. 773 В современном переводе: «Что же делает этот хлеб нечистым?». Такой вариант ближе к используемой Лютером версии перевода. — Перев. 774 См. Песн.4:9.

775 Августин, De peccatorum mentis et remissione, I, 9, 19, Patrologia, Series Latina, XLIV, 114. 776 Наследственным путем. 777 Там же. 778 Процитировано Августином в Contra Julianum, 16, 27, Patrologia, Series Latina, XLIV, 659.

779 При дословном переводе цитаты, использованной в тексте: В-девятых, он говорит, что их «грехи были непохожи на преступление Адама». — Перев.

780 Доел.: «Адам есть образ Того, Кто должен был прийти». — Перев.

781 Августин, De peccatorum menus et remissione, I, 12, 15, Patrohgia, Series Latino, XLIV, 117. 782 Более других имеется в виду Петр Ломбардский. Ссылаясь на Ломбардовские Сентенции, II, dist. 30 (Patrologui, Series Latina, CXCII, 721 ff), Павел Бургосский, в своих комментариях к S-й главе Послания к Римлянам, говорит, что первородный грех не является исключительно недостатком [чего-либо] (рига privatio), но определенно он представляет собой извращенную предрасположенность (quidam habitus corruptus). Он добавляет также, что доктора [ученые] называют это «корнем греха» [источником греха, тем, что «подстрекает» грех] (fomes peccati), и что это является чем-то реальным [существующим]. 783 Аристотель, «Категории», глава 8.

784 Формулировки, главным образом, принадлежат Петру Ломбардскому, «Сентенции», И, dist. 30 (Patrologia, Series Latina, CXCII, 722), но возможно и весьма сильное влияние Августина. Потому что словами antiqui patresi Лютер часто называл Августина. 785 Чудовище из греческой мифологии, обитавшее в болотах Лерны на о-ве Пелопоннесе [По другим источникам — чудовище у источника Лерны в Аргосе. — Перев]. Когда одна из девяти голов чудовища отрубалась, на ее месте моментально вырастали две другие, если обрубки шеи не прижигались. Геракл убил этого монстра. 786 [Кербер, или Цербер]: Свирепый трехголовый пес, охранявший ворота подземного царства Аида. Двенадцатый, наиболее трудный подвиг Геракла заключался в том, что он подчинил этого огромного и грозного зверя. См. Vergil, Aeneid,\l,69&. 787 Великан, сила которого постоянно возобновлялась, как только он прикасался к своей матери Гее (Земле). Геракл сокрушил его, поддерживая навесу (раньше, чем он успел коснуться земли).

788 Герхард Грут (Herhard Groot) не писал такого трактата. Должно быть Лютер имел в виду Герхарда Зерболта Зетфеского, чей трактат De spiritualibus ascensionibus начинается с приведенных слов из Пс.83:6.

789 Августин, De peccatorum mentis et remissione, I, 10, 11, Patrologia, Series Latina, XLIV, 115. 790 Там же. 791 Августин, Expositio quarundam propositionum ex epistula ad Romanes, 27-28, Patrologia, Series Latina, XXXV, 2067.

792 Августин, De peccatorum mentis et remissione, I, 11, 13, Patrologia, Series Latina, XLIV, 116. 793 Там же, 1,9,19, Patrologia, Series Latina, XLIV, 114. 794 Ambrosiaster, Commentarius in epistulam ad Romanos, Patrologia, Series Latina, XVII, 94f. 795 То есть не все совершили нечто подобное тому, что совершил Адам. — Перев. 796 То есть и совершил преступление и несет вину [грех] за это преступление. — Перев. 797 Златоуст, Homotia X. in epistulam ad Romanos, процитировано Августином в Contra Julianum, 1,6,27, Patrologia, Series Latina XLIV, 659. 798 Августин, Contra Julianum, 1,6,22, Patrologia, Series Latina, XLIV, 656. 799 При дословном переводе цитаты, использованной в оригинале: «образ Того, кто должен был прийти». — Перев. 800 Златоуст, Homotia X. in epistalam ad Romanos, процитировано Августином в Contra Julianum, I,6,27,Patrologia, SeriesLatinaXUV,659.

801 То есть из-за нашего слабого желания исполнять Закон [по причине греховности нашей]. — Перев. 802 Августин, Expositio quanmdam propositionum ex epistula ad Romanos, 30, Patrologia, Series Latina, XXXV, 2068.

Глава 6

2. «Мы умерли для греха».

Блаженный Августин говорит об этом фрагменте: «В этом отрывке Апостол дает полное описание человека, который обрел благодать, когда он всем разумом своим уже служит Закону Божьему, хотя всей своей плотью он все еще служит закону греховному». И Августин продолжает свое описание этих двух разновидностей служения [рабства] Закону и греху следующим образом: «Ибо такой человек не повинуется греховному желанию, независимо от того, насколько его похоти все еще продолжают досаждать ему и призывать его уступить им, до тех пор, пока его плоть не воскреснет к жизни, и пока не сбудется сказанное в Писании: «Поглощена смерть победою» (1 Кор. 15:54). Поэтому, так как мы не поддаемся этим низменным желаниям, мы под благодатью, и «не царствует грех в [нашем] … теле» (стих 12). Но тот, над кем грех царствует, независимо от того, насколько он противостоит греху, все еще находится под Законом, а не под благодатью» 803.

Из этой цитаты ясно можно понять значение слов Апостола. Ибо все эти предложения: (1) Быть мертвым по отношению ко греху; (2) Но жить для Бога; (3) Служить разумом Закону Божьему и плотью — закону греховному — все это означает ничто иное, как то, что мы не сдаемся нашим порочным похотям и греху, несмотря на то, что грех все еще остается в нас. Это то же самое, что сказать: (4) Грех не преобладает, не правит; (5) Но праведность правит, и т.д. Таким образом, далее, в главе (13:14) Апостол говорит: «… И попечения о плоти не превращайте в похоти», то есть: «Желания плоти сами по себе являются грехом, то есть первородным грехом, и остатки наследия от Адама [все еще] пребывают, но вы не должны покоряться им». Подобным же образом, он говорит: «… Чтобы упразднено было тело греховное» (стих 6), что происходит, когда наш дух противостоит греху и отказывается предаваться ему. Вывод Мы пребываем во грехе до конца нашей жизни. Поэтому Блаженный Августин говорит: «До тех пор, покуда наше тело не восстанет к жизни, и смерть не будет поглощена победою, наши порочные желания будут досаждать нам»804. Подобным же образом, мы читаем в Гал.(5:17): «Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы». И далее, в Рим.(7:19), Павел говорит: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю…» И еще, в Иак.(4:1): «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» И в 1Пет.(2:11): «… Прошу вас … удаляться от плотских похотей, восстающих на душу». И, таким образом, все апостолы и святые исповедуют, что грех и похотливость остаются в нас до тех пор, покуда тело ни обратится в прах, и покуда ни восстанет новое тело, не подверженное похотям и греху, как об этом сказано во 2Пет.(3:13): «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда», что означает, что грех обитает в мире сем. И в Книге Иеремии 18:4, в отношении горшечника, который восстанавливает разваленный сосуд, делая [из этой же глины] другой сосуд, Господь говорит, что Он поступит так же. Ибо Господь ненавидит это греховное тело и готовится переделать его в тело иное. Таким образом, Он заповедует нам также ненавидеть это тело, разрушать и умерщвлять его, и стремиться к освобождению от него и вхождению в Царство Божье (см.Мат.6:10).

Но эта ненависть и сопротивление телу греховному — дело нелегкое, а фактически — самое трудное. Для этого необходимо как можно больше дел покаяния, и особенно предостережения против тщетности.

3. «… Все мы… в смерть Его крестились». Блаженный Августин в Книге 4, главе 3, «О Святой Троице» говорит: «За нашу двойную смерть Спаситель платит Своей единственной смертью, и для того, чтобы достичь двойного воскресения для нас, Он поставил перед нами и предложил нам Свое собственное единственное воскресение в Своем таинстве и примере»805. Ибо, облекшись в нашу смертную плоть, умерев только в ней и воскреснув только в ней, теперь только в ней Он воссоединяет все эти вещи с нами, ибо в этой плоти Он стал таинством для внутреннего человека и примером для человека внешнего. Относительно таинства для внутреннего человека, у нас есть следующие слова: «Зная, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное» (стих 6). К примеру же для человека внешнего относится следующее заявление: «И не бойтесь убивающих тело…» (Мат.10:28). Он самым решительным образом подталкивал Своих последователей к таким действиям Своей собственной смертью, которая была как раз смертью такого типа»806. То, что телесное воскресение Господа имеет отношение к таинству внутреннего человека, показано в следующем утверждении Апостола (Кол.3:1): «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего…»807. Но, к примеру, для внешнего человека применимо следующее утверждение: ^Но и волос с головы вашей не пропадет» (Лук.21:18), наряду с тем фактом, что Он явил тело Свое ученикам после воскресения. Таким образом, в данном фрагменте Апостол говорит о смерти и воскресении Христовом так, что они относятся к таинству, но не к примеру. Следовательно, мы можем отметить, что существуют две разновидности смерти — естественная, или лучше, временная смерть, и смерть вечная. Временная смерть — это разделение тела и души. Но эта смерть является только образом, символом и подобием смерти, нарисованной на стене808, по сравнению с вечной смертью, которая является также смертью духовной. Таким образом, в Писании она очень часто называется сном или покоем. Вечная смерть также двойственна. Одна ее разновидность очень хороша. Это смерть греха и смерть смерти, которой душа освобождается и отделяется от греха, и тело отделяется от развращенности, и посредством благодати и славы воссоединяется

Скачать:TXTPDF

Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать бесплатно, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать онлайн