для некоторых из них».
[5] То, что слово «вера» (fides) используется здесь для образования слова «верность» (fidelitas) или истинность (veritas), ясно из следующего утверждения: «Бог верен». Это — как если бы он сказал, что, поскольку Он Сам верен, никто не уничтожает Его верности — но скорее они сами лишаются веры и истины, ибо Бог верен, а человек лжив.
[6] Для меня значение данного фрагмента заключается в следующем — их неверность похожа на ту неверность, о которой говорится в главе (9:6): «Не то, чтобы слово Божие не сбылось» (то есть — обетование не было из-за этого уничтожено),- и в главе (11:1-2): «Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак… Не отверг Бог народа Своего…»,- имеется ввиду — из-за их неверия. По этой причине Он не лишился народа, по отношению к которому должен был бы исполнить Свое обетование — ведь иначе Его верность была бы уничтожена по этой причине и не была бы исполнена ни для кого, даже если бы они не веровали. Он говорит (Рим.11:1): «Ибо и я Израильтянин»,- для которого Он исполнил Свои обетования, и по отношению к которому Он верен — и скорее лжецами являются те люди, которые не веруют.
[7] Начиная с этого, места он отвлекается от темы, обсуждая этот стих, подтвержденный Псалмом 50 — подобно тому, как разлившийся ручей выходит из берегов и ищет любое место, которое он только может заполнить. И эти отвлеченные рассуждения продолжаются до самого 9-го стиха, [где он возвращается к теме словами «Итак что же…»]. Подобным образом, также, и Иордан (который является символом Евангелия) описывается, как «извилистый [петляющий], забегающий в любую впадинку, куда только местность дозволяет, кажущийся окружающим прячущимся» [2].
[8] Он как бы говорит: «Если истинно то, что наша ложь способствует повышению славы Божьей, то почему бы не считать истиной также и то, в чем некоторые люди обвиняют нас, говоря: ‘Не делать ли нам зло…? и т.д.’ Но на самом деле, поступая так, они ‘злословят нас’, и это неправда. Поэтому также неправда, что ‘наша неправда открывает правду Божию’ (стих 5)». Но это не дает ответа на вопрос, поставленный Псалмом. Однако, эта проблема будет решена несколькими путями, по мере того, как мы продолжим рассмотрение.
[9] 2Пет.3:14 и далее.
[10] Из этого написанного апостолом фрагмента ясно, что в данном послании он в первую очередь выступает не против тех людей, которые являются открытыми грешниками [которые грешат открыто и признают это], но против тех, которые предстают праведными в своих собственных глазах и надеются на спасение, рассчитывая на собственные дела. Потому что он пытается призвать этих людей восхвалить и возвысить благодать Божью, которая не может быть возвышена до тех пор, пока грех, прощенный по этой благодати, не будет признан и возвышен. Вот почему другие, услышав это, были оскорблены, и по этой причине апостол проповедует, что должно быть совершено зло для того, чтобы слава Божья могла быть возвышена. Ибо таким образом [в таком понимании] наше беззаконие и ложь возвышает славу Божью (стих 7), когда мы, смиренные исповеданием своих пороков, прославляем Бога, Который простил такие беззакония по безграничной благодати Своей. Он не мог бы быть прославлен таким образом, если бы мы не веровали, что мы нуждаемся в Его благодати, но полагали бы, что сами по себе хороши в Его глазах. Таким образом, тот, кто считает, что он имеет множество грехов и не имеет праведности — лучше, чем тот, кто, подобно фарисеям, считает, что у него много праведности и нет греха. Ибо первый прославляет милосердие Божье, второй же — собственную праведность.
[11] Завершая свои отвлеченные рассуждения, он возвращается теперь к основному вопросу.
[12] Это выражение он приводит в противовес вопиющеему невежеству тех истолкователей, которые утверждают, что сказанное выше, в 1-ой главе, относится только к римлянам [5]. Так как он сам четко объясняет, что он здесь имеет ввиду, и говорит, что он дал объяснение того, почему все язычники и иудеи находятся во грехе — следовательно, он обвиняет не только римлян, как некоторые люди хотели бы думать.
[13] Это — объяснение и правильное истолкование всего того, что констатировалось выше, а именно — того места, где он сказал, что все под грехом, хотя и может показаться, будто он сказал, что некоторые исполняют Закон.
[14] Ибо, хотя в собственных глазах они «понимают и ищут Бога», тем не менее, поскольку они довольны своей собственной мудростью и праведностью, все это обстоит далеко не так в глазах Божьих.
[15] Из данного фрагмента становится ясно, что апостол использует Септуагинту, потому что эти последние три стиха отсутствуют в древнееврейском тексте. Однако, поступая так, он не совершает опрометчивости или глупости, потому что он использует тот перевод Библии, которым располагали люди, которым он адресует свое послание. Таким образом, выше он также использует выражение: «чтобы Твое могущество было оправдано» (стих 4),- хотя древнееврейский текст выражает это следующим образом: «…Потому что Твоя воля оправдает Тебя в Твоем приговоре и очистит Тебя в Твоем суде» [или, в Синодальном переводе руссской Библии, который намного ближе к этому варианту: «… Так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем».- перев.] (Пс.50:6),- что, однако, близко по смыслу.
[16] Ибо неправедные не только не принимают посланников истины, но, как говорит Господь в Мат.23:37, они побивают их камнями и избивают их.
[17] Это путь противодействия их уклончивости, и если они скажут: «Кто знает — говорит ли он эти слова о нас, праведных, или нет?»- ответ будет таков: «Конечно говорит!» Таким образом, очевидно, что этот псалом в первую очередь говорит об иудеях, и именно так это надо понимать. Ибо Закон был дан не язычникам, следовательно, он говорит не о них, по крайней мере — не о них прежде всего.
[18] И, таким образом, Он завершает все обсуждение прямолинейным и ясным утверждением, которое имел ввиду, а именно — заявлением о том, что все люди неправедны пред Богом.
[19] Ибо какова тогда цель Закона? Он должен смирять гордых и надменных.
[20] Блаженный Августин в 9-ой главе своей работы «О букве и Духе» говорит: ‘Правда Божия’; он не говорит: ‘правда человеческая’,- или: ‘праведность чьей-то собственной воли’,- но: ‘праведность Божья’,- не та праведность, которой Бог праведен, но та праведность, которой Он покрывает человека, оправдывая неправелного. Как термин ‘вера Христова’ используется для описания не той веры, которой Христос верует, но та вера, которой мы веруем во Христа, так и эта праведность — не та праведность, которой Бог праведен. Ибо и то и другое — наше. Но она называется праведностью Божьей и праведностью Христовой потому, что Он дает ее нам от щедрот Своих [7]. О том же самом говорится в главе 11. Августин продолжает там же [8]: «Как это может быть засвидетельствовано в Законе, если это является нам без Закона? Но это праведность без Закона, которую Бог посредством Духа благодати дарует верующему без помощи Закона. Ибо, через Закон Он показал человеку его слабость — так, чтобы тот мог верой прильнуть к Его благодати для очищения. И, относительно Его мудрости, сказано, что она несет закон и милосердие на своем языке [9], а именно — Закон, которым Он провозглашает надменного виновным, и милосердие, которым Он оправдывает тех, кто смирился.
[21] Потому что, если об этом «свидетельствует Закон», то это , несомненно, не без Закона, но, так как Он может и в действительности должен быть оправдан, не будучи под Законом, то даже лучше «без Закона», то есть — праведности, которой Закон не имеет, или которой он не обладает.
[22] Он описывает, что это за праведность Божья, или какая она, а именно — это не что-то такое, чем Он Сам праведен, или чем человек может быть праведен, но это то, чем можно обладать не иначе, как [никак по другому, кроме как] верой. Чтобы надменные люди снова не возомнили, что эта праведность дана им помимо Христа, благодаря их собственным добродетелям, будто бы для обретения этой праведности не было нужды во Христе.
[23] Они исполнены собственной славы. В Иоан.(5:44) сказано: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?»
[24] Это — как если бы он сказал: «То, что Бог дает благодать даром, не означает, что Он не требует удовлетворения [то есть просто отменяет расплату за грехи], но, скорее, это означает, что Он отдал Христа, для того, чтобы Он расплатился за нас [удовлетворил Бога за наши грехи] — так, чтобы Он теперь мог даровать Свою благодать тем, чьи грехи оплачены Другим».
[25] Фрагмент, начинающийся со слов: «Которого Бог предложил … и т.д.»,- является неясным и запутанным. Его следует разделить на части и понимать следующим образом: «Которого Бог предложил (то есть — Он избрал Его от века и теперь предложил Его) в жертву умилостивления чрез веру» (то есть для того, чтобы Он стал умилостивлением за грехи, но только для тех, кто верует),- потому что из-за неверия умилостивление сменяется осуждением,- «кровью Его»,- потому что Он не хотел, чтобы мы имели умилостивление каким-то другим путем, кроме как в результате того, что Он, кровью Своей, добыл это умилостивление для тех, кто верует. «К показанию Своей праведности»,- то есть — чтобы Он мог таким образом провозглашать, что все люди во грехе и нуждаются в Его праведности. Ибо чем еще доказываются страдания Христа, и то, что Он стал умилостивлением за грехи через страдания, если не тем, что мы — те, чью природу [сущность] Он принял на Себя — неправедны и должны искать свою праведность только в Боге, получая прощение наших грехов только через такое умилостивление? Поэтому он говорит: «для прощения» [«для того, чтобы это прошло»]. Ибо тем, что Он, умилостивившись, прощает наши грехи и , таким образом, оправдывает — Он показывает, что Его праведность необходима, поскольку нет ни одного, кому можно было бы не отпускать грехи [то есть нет ни одного без греха]. «Прошлых грехов»,- то есть — тех грехов, которые предшествовали явлению Его праведности, до тех пор, пока не было понято, что все имеющие оправдание — оправданы только через Него одного. Эти грехи предшествовали, говорю я,- «во время долготерпения Божия»,- то есть — если бы Он терпеливо не переносил их, то Он не мог подойти к отпущению или к явлению Своей праведности [тогда] также, как Он