Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Лекции по Посланию к Римлянам

неизвестные, скрытые и темные тени914, так, что он даже не знает, на что он надеется, и все же он знает, на что он не уповает. Так душа становится надеждой и одновременно тем, на что уповают, потому что она обитает в том, чего она не видит, то есть в надежде. Если бы эта надежда была видимой, то есть если бы тот, кто уповает и то, на что он уповает, обоюдно признали бы друг друга, то он не преобразовывался бы более в то, на что уповает, то есть в надежду и неизвестное, но был бы унесен прочь, к видимым вещам, и наслаждался бы познанным.

26. «… Ибо мы не знаем, о чем молиться…»

Вывод Это не плохой признак, но, напротив, очень хороший, если нам кажется, что все оборачивается не так, как мы просим, а совершенно наоборот. Точно так же, как если все оборачивается именно так, как мы просим — это отнюдь не является добрым признаком.

Причина этого заключается в том, что замыслы Божьи и воля Его намного превосходят наши замыслы и желания, о чем сказано в Ис.(55:8-9): «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». И в Пс.(93:11) сказано: «Господь знает мысли человеческие, что они суетны». А также в Пс.(32:10): «Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов». Отсюда вытекает, что когда мы в молитве просим Бога о чем-то, чем бы это ни было, и Он слышит наши молитвы и начинает давать нам то, чего мы желаем, Он дает это таким образом, что все наши представления, то есть понятия [об этом] нарушаются, так, что Он может показаться нам после наших молитв еще более оскорбленным, и мы можем даже подумать, что Он совершает еще меньше того, что Он совершал до наших молитвенных просьб. И Он делает все это потому, что такова природа Божья — сначала разрушить и ниспровергнуть все, что есть в нас, прежде чем дать нам благое, как сказано в Писании: «Господь делает нищим и обогащает,… низводит в преисподнюю и возводит». (Щар.2:7,6).

По Своему благословеннейшему замыслу Он дарует нам возможность принять Его дары и Его деяния. И мы способны принять Его деяния и замыслы, только когда наши собственные замыслы исчезли и наши дела прекратились, и мы совершенно покорились Богу как внутренне, так и внешне. Именно это Он имеет в виду, говоря: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои…» (Ис.55:8). Таким образом, когда все кажется нам безнадежным, и все идет вопреки нашим молитвам и желаниям, тогда возникают те неизреченные воздыхания. И тогда «Дух подкрепляет (нас) в немощах наших» (Рим.8:26). Ибо если бы Дух не помогал нам, то мы не смогли бы перенести это деяние Божье, когда Он слышит нас и исполняет то, о чем мы просим. Тогда душе говорится: «Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, надейся на Господа» (Пс.26:14). И еще: «Покорись Господу и надейся на Него,… И Он совершит» (Пс.36:7,5). Здесь происходит то, о чем сказано в Ис.(28:21): «… Чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие», и в Пс.(102:11): «Ибо, как высоко небо над землею (то есть отнюдь не соответственно нашим мыслям и представлениям), так велика милость Господа к боящимся Его». Потому не имеющие такого понимания Бога и воли Его поступают как те, о ком сказано в Пс.(105:13,24): «Но … не дождались Его изволения… И презрели они землю желанную…» Эти люди уповают на собственные набожные намеренья и [самонадеянно] полагают, что они ищут, желают и молятся обо всем праведно и достойно. Таким образом, когда то, что они пожелали совершить, не приходит к ним немедленно, они погибают и впадают в отчаянье, думая, что Бог либо не слышит их, либо не желает удовлетворять их просьб, хотя им следует уповать с тем большей уверенностью, чем больше они видят, что все идет вопреки их желаниям, ибо они знают, что они — «персть»915 Дни человека, как трава…» (Пс. 102:14-15). Но они желают быть как Бог и хотят, чтобы их помыслы были не ниже, но выше Божьих, чтобы они полностью сообразовывались в Его замыслами, то есть были совершенны, что настолько же возможно, а точнее — невозможно, как глина, которая по сути своей подходит для того, чтобы сделать из нее кувшин или вазу, не может в своем первоначальном виде быть образцом или моделью, которую горшечник замыслил сформировать из этой глины.916 Они глупы и надменны в этом и не знают ни Бога, ни себя самих. Ибо в Ис.(64:8) сказано так: «Но, ныне, Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки твоей». Поэтому такие люди не имеют Духа и не хотят, чтобы совершались дела Божьи, но они хотят формировать себя сами. Имеющие же Духа, принимают помощь от Него. Таким образом, они не теряют надежды, но имеют уверенность, даже несмотря на то, что они видят, как все развивается вопреки тому, о чем они столь искренне молились. Ибо работа Божья должна быть сокрыта и всегда непонимаема, даже когда это происходит. Однако она никогда не является скрытой иначе, кроме того случая, когда кажется, что все идет вопреки нашим понятиям и представлениям. Потому Гавриил говорит Деве Марии: «Дух Святый найдет на Тебя…», то есть Он сойдет на тебя тем путем, который выше твоего понимания: «… и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лук.1:35), то есть ты не поймешь, и потому не спрашивай о том, как именно это произойдет. Ибо таким образом Он действовал в своем деле, деле, присущем Ему, которое является первым примером всех Его деяний, то есть во Христе. И затем, когда Он пожелал прославить Его и посадить Его в Своем Царстве, чего настоятельно ожидали и на что надеялись все ученики в своих святейших мыслях, Он понудил Его, вопреки всем ожиданиям, умереть, уничижиться и сойти в преисподнюю. Так он побудил и Св. Августина сойти в бездну, и, наперекор молитвам его матери, Он побудил его пойти на погибель, с тем, чтобы воздать ей намного более того, о чем она просила. И так он поступает со всеми святыми.

Это именно то, о чем говорит Пс.(15:3): «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним все желание Мое», и Пс.(4:4): «Знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего…», а именно потому, что: «… Господь слышит, когда я призываю Его», и Пс.( 110:2): «Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные». Ибо как это может быть более чудесным, чем в случае, когда Он посылает великое искушение распутной жизнью на человека, который молится о Целомудрии, или немощи на человека, который молится о силе? Все же, если человек переносит это, Он дарует ему даже более того, о чем Тот просил. Это как раз то, о чем говорится в Ефес.(3:20): «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, Чего мы просим, или о чем помышляем…», и во 2Кор.(9:8-9): «Бог же Силен обогатить вас всякою благодатью… как написано: ‘расточил, (раздал нищим’…» (то есть тем, кто соблюл себя в покорности).

Вывод Мы всегда понимаем нашу работу до того, как она совершена, Но мы не понимаем работы Божьей, покуда она не сделана. Иерем.(23:20): «… В последующие дни вы ясно уразумеете это [намерения сердца Его]», что означает, что в начале или сначала мы Понимаем собственные намерения, но в конце мы понимаем Намерения сердца Божьего. Иоан.( 14:29): «… Дабы вы поверили, когда сбудется». Потому что, как я уже говорил, как в случае с художником, который [неожиданно] наталкивается на какой-то материал, пригодный и подходящий для использования в произведении искусства, пригодность этого материала в определенном смысле является неощущаемой молитвой о форме, которую художник понимает и на которую он обращает внимание, готовясь сдювгтъ то, к чему его призывает этот материал своей пригодностью, точно так же и Бог наталкивается на наши чувства и наше мышление, видя, о чем оно Молится, для чего оно пригодно, и чего оно желает. Затем, согласуясь с oапросом, Он начинает отливать форму, соответствующую Его Искусству и Его замыслу. И тогда форма и образ нашего мышления Неизбежно разрушается. Так мы читаем в Быт.(1:2): «… И тьма над бездною [лицом бездны]917; и Дух Божий носился над водою». Обратите внимание, что здесь сказано: «над лицом бездны», а не просто «над бездною»918, потому что когда Дух приходит к нам и собирается исполнить то, о чем мы молим, внешне кажется, что Он противостоит нам. Что касается этой терпимости и стойкости Божьей, ознакомьтесь с работами Таулера919, который пролил на этот вопрос больше света, чем другие, писавшие на немецком языке. Да, в самом

деле, таково значение слов: «… Ибо мы не знаем, о чем молиться…». Таким образом, Дух, помогающий нам в наших немощах, является необходимым. Кто бы мог поверить, что эти слова столь глубоки! Поэтому Христос говорит Своим ученикам в Иоан.(14:16): «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя…». Но «Утешитель» — это «Заступник» или «Защитник». Одним этим словом, Он явственно утверждает то, о чем Апостол говорит в рассматриваемом фрагменте: «… Ибо мы не знаем, о чем молиться…». Тот, кто ищет защитника, исповедует [тем самым], что он не знает — о чем ему следует говорить или молиться, и тот, кто нуждается в утешителе, исповедует этим свою уверенность в том, что безнадежен и низвергнут. Вот что происходит с нами, когда Бог слышит наши молитвы. Ибо когда мы просим ни о чем другом, кроме как о том, что целительно и является благом, а получаем противоположное, мы неизбежно впадаем в уныние и печаль, так как все потеряно и осуждено. Таким образом, мы нуждаемся в том, чтобы кто-то вмешался и заступился за нас, и чтобы этот заступник понимал все эти вещи и молился за нас, и между тем поддерживал нас, чтобы мы не впадали в отчаянье. Вывод К первой благодати, так же как и к славе, мы всегда имеем пассивное отношениеотношение, подобное тому, которое женщина имеет к зачатию ребенка. Ибо мы также являемся невестой Христовой. Таким образом, хотя мы, молясь,

Скачать:TXTPDF

Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать бесплатно, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать онлайн