Скачать:TXTPDF
Лекции по Посланию к Римлянам

же образом: Все существует для человека, а сам человек существует для Бога, для того, чтобы Он мог получать удовольствие от него, и т.д.’35 Эти и другие, подобные им утверждения, могут быть опровергнуты столь же легко, как и первое. Ибо данные библейские фрагменты всегда должны пониматься, как относящиеся только к избранным, о чем Апостол говорит в 2Тим.(2:10): «Посему … все … ради избранных». Ибо в абсолютном смысле Христос умер не для всех, потому что Он говорит: «Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих…», — Он не говорит: «за всех», — «… изливаемая’ во оставление грехов» (Марк.14:24; Мат.26:28). В-третьих, Бог не осуждает никого, кто без греха, и, якобы, тот, кто неизбежно’34 во грехе — тот осужден несправедливо. Ответ на это возражение таков: Мы все неизбежно находимся во грехе и осуждены, но никто не втянут в грех силой или против своей воли. Ибо тот, кто ненавидит грех — уже находится вне его и принадлежит к избранным. Но тем, кого Бог ожесточает, Он попускает добровольно желать греха, пребывать и оставаться во грехе и любить беззаконие. Такие люди неизбежно находятся во грехе, но по необходимости неизбежности’37, а не силой. В-четвертых, почему Он попускает совершать людям то, чего не хочет, чтобы они делали? И, что еще хуже, Он ожесточает [их] волю, так, что люди предпочитают действовать вопреки Его Закону. Поэтому, мол, причиной того, что люди грешники и находятся под проклятием, является Бог. Это сильнейшее и основное возражение. И на него Апостол отвечает, главным образом, когда говорит, что Бог желает этого, потому и в этом желании Он непорочен. Ибо все от Него, и глина принадлежит горшечнику. Итак, Он дает заповеди, чтобы избранные могли исполнять их, а распутные и негодные запутались в них — так, чтобы Он мог явить и тем и другим Свой гнев и Свою милость. Тогда «мудрость плоти» говорит: «Это жестоко и ужасно, что Бог ищет славы в моих страданиях и бедствиях». Заметьте, как голос плоти всегда говорит: «Мое, мое», избавляйтесь от этого «мое» и говорите лучше: «Слава Тебе, о, Господь!» И тогда вы будете спасены. Ибо мудрость плоти такова, что она ищет только своего, и страшится своих страданий более, чем она боится не прославить Бога, и, таким ‘» Это упоминание о 40 солдатах-христианах из римского «Молниеносного легиона», которых легенда описывает как людей, которые приняли мученическую смерть при Лицинии, будучи подвергнуты суровому холоду в Армении. Одному из этих сорока воинов суждено было утратить храбрость и бежать. т Августин, Contra Julianum, II, 8,23, Patrologia, Series Latma, XLIV, 689. ** Августин, De doctrina Christiana, 31,34 ff., Patrologia, Series Latino, XXXIV, 32 ff. m To есть по независимым от себя причинам, в любом случае. — Перев. *» Звучит несколько громоздко: «необходимость неизбежности», однако более краткую формулировку здесь привести затруднительно. Имеется в виду, что эта необходимость [нахождения во грехе] связана не с тем, что человека заставляют это делать силой, но с тем, что это неизбежно. — Перев. образом, она ищет своей воли более, нежели воли Божьей. И, таким образом, мы должны смотреть на Бога и думать о Нем иначе, чем о человеке. Ибо Он никому и ничем не обязан. Поэтому Он говорит Иову (Иов.41:3): «Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое». Апостол цитирует этот фрагмент в конце 11-ой главы: «Ибо кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?» (Рим.11:35). III Хотя это очень трудное дело для «мудрости плоти», которая начинает еще больше негодовать по этому поводу и доходит до богохульства, потому что этим она залавливается до смерти и умаляется до абсолютного ничтожества, и она понимает, что спасение никак не приходит в результате собственных дел, но приходит извне, а именно — от Бога, Который избирает [тех, кому даровать спасение]. Обладающие же «мудростью духа» находят в этом невыразимое удовольствие, о чем Апостол совершенно ясно говорит здесь, и что видно в случае с Анной, матерью Самуила, — см. Щар.2. Между этими двумя крайностями есть люди, находящиеся посредине'», которые начали отвращаться от «мудрости плоти» или приближаться к «мудрости духа», люди, которые с радостью желают исполнять волю Божью, но они малодушны и трепещут, слыша эти учения. Таким образом, несмотря на то, что эти слова, являющиеся самой совершенной и питательной [духовной] пищей, по-прежнему не до конца приятны им, все же, в результате процесса «антиперистальтики»»9, то есть благодаря тому факту, что противоположности привлекательны [друг для друга], они находят эти слова утешительными. Так, например, нет слов, более эффектных для устрашения, смирения и уничтожения нашей надменности и самонадеянности относительно добродетелей и заслуг. Если же кто испуган и бледнеет, то это наилучший и счастливейший признак, ибо Писание гласит: «На ком же еще почиет Мой Дух, если не на том, кто *» См. комментарии к Рим.2:14 во второй части данной книги. Строго говоря, в английском тексте используется слово antiperistasis, отсутствующее в общих словарях. Возможно это просто опечатка, или вариант написания слова antiperistabis, которое переводится на русский язык термином «антиперистальтика». Если это так, то данный термин используется здесь образно, потому что «перистальтика» — это, главным образом, анатомический или физиологический термин, означающий: «волнообразное сокращение стенок полых трубчатых органов»; соответственно «антиперистальтика» — это «волнообразное сокращение стенок полых трубчатых органов… при котором содержимое передвигается в направлении, обратном обычному» (БСЭ). В комментариях к английскому тексту по поводу этого слова сказано: «Данный термин появляется уже у Аристотеля в ‘Физике’, VIII, 267(а), 16″. — Перев. Смирен и трепещет пред Словом Моим?» Этим людям Христос Также говорит: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволи дать вам Царство» (Лук.12:32). И в Ис.(35:4) сказано: «Скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, … Он придет…» Ибо вели бы Он не видел, что они думали обратное, а именно — Страшились и отчаивались обрести Царство, то Он не сказал бы: «[Вы, 5кие душою]… будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш … придет…» еще: «Блажен муж, боящийся Господа…» (Пс.111:1). И повсюду в 1исаниях люди, боящиеся Слова Божьего, получают похвалу и утешение. Ибо они в отчаянии от самих себя, и Слово Божье завершает свою работу в них, то есть создает в них страх Божий. Ибо, как если кто ожесточен к Слову Божьему и полагается на себя, то это очень дурной признак, так если кто трепещет перед Словом и боится его — то это самый лучший признак, как сказано в Пс.(143:6): «… Пусти стрелы Твои, и расстрой их». Таким образом, если кто слишком страшится, что он не Избран, или же сомневается относительно своего избрания, то пусть он воздает благодарения за такой страх и радуется, что он боится, ибо он знает твердо, что Бог, Который не может лгать, сказал: «Жертва Богу дух сокрушенный…», то есть дух, пребывающий в отчаянии: «… Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19). Более того, он сам знает, что означает слово «сокрушенный». Таким образом, ему следует смело положиться на верность Бога, Который обещает, и, таким образом, освободить себя от своих прежних представлений о Боге, наводящем страх и ужас, и быть спасенным и избранным. Конечно, нечестивцам, по крайней мере в этой жизни, не свойственен страх скрытого суда Божьего, но, скорее, это характеризует избранных. Ибо нечестивые пренебрегают им и не рбращают никакого внимания, или же в отчаянии они бесцеремонно o»являют: «Если я проклят, то я [так и так] буду проклят». Существует три типа избранных. К первому типу относятся те, кто удовлетворены волей Божьей и не ропщут на Бога, но [просто] полагаются на то, что они избраны и не желают быть проклятыми. т Здесь использован дословный перевод фрагмента, предложенного в английском тексте, потому что цитаты, на которые ссылается Лютер, существенно отличаются от данного фрагмента как по содержанию, так и по контексту: «И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума… А вот на кого Я призрю: на смиренного и >> сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.11:2; 66:2). — Перев. Второй тип лучше первого. Относящиеся к нему покорены, примирены и удовлетворены, даже если бы Бог не хотел спасать их, но считал бы их нечестивцами или, по крайней мере, они хотят быть удовлетворены этим. Третий тип — самый лучший и высший из всех. К нему относятся те, кто фактически готовы предать себя в ад, если Бог желает того, что, по всей вероятности, происходит в смертный час. Эти люди совершенно очищены от собственной воли и «мудрости плоти». Они знают значение библейского фрагмента: «… Ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность…» (Песн.8:6). Прекрасное сравнение, потому что любовь сравнивается с суровыми и жестокими вещами, хотя сама она кажется мягкой и сладостной. И действительно, любовь является удовольствием в чем-то ином, ибо она радует и приносит удовлетворение возлюбленному. Но в нашем мире Бог дает эту любовь Своим избранным мимолетно и умеренно [не обильно], ведь очень опасно иметь ее часто и надолго, ибо «они уже получают награду свою» (Мат.6:2). Но эта любовь к чему-то такому, чего мы жаждем, говорю я вам, подобна преисподней, сурова и сильна, и так Бог воспитывает Своих избранных в этой жизни чудесным образом. Так, невеста говорит в Песни Песней: «… Я изнемогаю от любви» (Песн.2:5). Таким образом, под терминами «любовь» или «милосердие» мы должны всегда понимать крест и страдания, что ясно вытекает из рассматриваемого фрагмента. Ибо без этого душа становится ленивой и «прохладной»»41, начинает пренебрегать любовью Божьей и не жаждет больше Его, источника воды живой. Эта любовь в самом деле является сладкой, но не в пассивном принятии, а в активном проявлении себя, то есть, говоря общими словами, она является сладостной по отношению к своей цели [своему объекту], но горькой по отношению к своему предмету [субъекту]. Ибо она желает всех благ другим и демонстрирует их [эти блага], но она берет все зло на себя и принимает это, как свое. Ибо «[любовь] не ищет своего, … [но] все покрывает, … все переносит» (1Кор.13:5,7). ‘ То есть не горячей, как ей подобает быть, а равнодушной. — Перев.

Примечания:

874 Дословно: «производить деяние любви». — Перев. 875 Это перекликается с утверждением из работы Аристотеля «Никомахова этика» (Nicomachean Ethics, I, 1102b, IS): «Рациональный принцип подталкивает их к

Скачать:TXTPDF

Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать бесплатно, Лекции по Посланию к Римлянам Мартин читать онлайн