Скачать:TXTPDF
Магнификат (Песнь Богородицы) в переводе с комментариями

видела и не чувствовала, но твердо верила, что Он её Спаситель и Блаженство. Эту веру в ней родил Бог. Естественно она раньше называет Бога Господом, чем Спасителем и раньше называет Его Спасителем, чем начинает перечислять Его деяния. Этим она учит нас, как правильно любить и славить Бога и не искать своего. Только тот истинно любит и славит Бога, кто любит и славит Его за благость, а не тот, кто лишь радуется Его дарам. Это — высокая, чистая, нежная любовь и хвала, соответствующая высокому, нежному духу Девы.

Любовь иных нечиста и извращённа. Это — самолюбивые, ищущие своего вместо того, чтобы любить и славить Бога за Его благость. Они видят только себя и придают значение только тому, насколько Бог благ по отношению к ним. Пока Бог благ, они радуются, поют и хвалят Его. Когда же Он скрывает Свое лицо и перестает изливать на них благость и свет, оставляя нагими и нищими, их любовь и хвала сразу же иссякают. Они не могут любить и славить Бога, когда Его благость сокрыта, доказывая этим, что их дух не радуется в Спасителе. Их любовь и хвала относились не к чистой благости. Они более почитали блага, нежели Благодетеля, тварь, а не Творца. Они не могли одинаково жить в изобилии и недостатке, богатстве и бедности, как говорил Павел в Фил. 4:11, 12: «Я научился … жить и в скудости, умею жить и в изобилии».

Об этом говорит и Псалом 48:19: они хвалят Тебя, пока ты удовлетворяешь их нужды. Они думают о себе, а не о Тебе, хотят только удовольствия и благ. Им нет до Тебя дела. Христос говорит в Ин. 6:26: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились». Такие нечистые духи пятнают дары Божьи, мешают Ему благотворить им и даже спасать их.

Выслушайте пример:

Одной благочестивой женщине было видение: перед алтарем сидели три девы. Во время мессы от алтаря к ним подбежал симпатичный мальчуган. С первой девой он был дружелюбен и ласков, улыбался ей. Со второй он уже не был ни мил, ни ласков; но, подняв её покрывало, улыбнулся ей. Третьей он не подал никакого дружеского знака, ударил её по лицу, толкнул, вообще вел себя враждебно, а потом быстро побежал к алтарю и исчез. Видение было истолковано женщине так: первая дева означала нечистые, самолюбивые духи, которые ждут, что Бог будет благотворить им и исполнять их волю более, чем они — Его. Они не хотят отказывать себе ни в чем, желают всегда иметь утешение и удовольствие в Боге, не довольствуются одной Его благостью. Вторая дева — это духи, уже начавшие служить Богу, уже терпящие некоторые лишения, но еще не совсем отказавшиеся от стяжательства и самолюбия. Богу приходится иногда призирать на них, давать им от Своих благ, чтобы они через это научились любить и славить Его чистую благость. Но третья дева, бедная золушка, не имеет ничего, кроме лишений и несчастий, не ищет для себя никакой пользы, довольствуется тем, что Бог благ, даже если ей никогда не придется это почувствовать — что, согласитесь, маловероятно. Она ведет себя в обоих случаях одинаково: любит и славит Божью благость независимо от того, ощущает она её или нет, не привязывается к благам, когда они есть, не отпадает, когда их нет. Это истинная Невеста, которая говорит Христу: «Не хочу Твоего, хочу самого Тебя. В радости не стану любить Тебя больше, а в горести — меньше».

Такие духи исполняют написанное Исаией в 30:21: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево», то есть «любите Бога одинаково и истинно, не ищите своего». Такой дух был и у Давида. Когда он был изгнан своим сыном Авессаломом из Иерусалима, мог навечно остаться проклятым, никогда снова не стать царем и не обрести Божьего благоволения, он сказал: «если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть его и жилище его. А если Он скажет так: «нет Моего благоволения к тебе», то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно»(2 Цар. 15:25). Что за чистый дух! В глубочайшей нужде не перестал он любить Божью благость, хвалить Его и следовать за Ним. Такой же дух мы видим у Матери Божьей Марии, которая среди великих, изобильных благ не привязывается к ним, не ищет пользы для себя, но сохраняет свой дух, любя и хваля чистую благость Божью, готовая с благодарностью лишиться всего и принять от Бога бедность, наготу и нужду.

Обладая богатством, уважением и властью много труднее умерить себя, чем в бедности, унижении и немощи, ибо богатство, почести и власть являются почвой для зла. Тем больше достоин хвалы чистый дух Марии, находящейся в великой чести, но остающейся неколебимой. Она как будто не замечает ничего, ведет себя как всегда, держится только Божьей благости, которую не видит и не ощущает, а блага, которые видит, оставляет без внимания, не ищет своего, что и делает истинными её слова «возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем». Воистину это дух, веселящийся не ради Божьих благ, данных ему, а ради самого Бога, Которого не ощущает, ради Спасения, познаваемого одной только верой. Об этих праведных, смиренных, алчущих, богобоязненных духах пойдет речь далее.

Теперь можно судить, насколько мир полон ложных проповедников и святых, много проповедующих бедному народу о добрых делах. Конечно, есть некоторые, кто проповедует о добрых делах правильно (большая часть проповедует человеческое учение, которое сами выдумали и вознесли), но даже лучшие из них, к сожалению, находятся далеко от истинного пути. Они увлекают народ в сторону, уча творить добрые дела и вести праведную жизнь не ради благости Божьей, а для собственной пользы. Ибо если бы не было рая и ада, если бы Божья благость не давала преимуществ, они не любили и не славили бы её. Они лишь самолюбивые и наемники, рабы, а не дети, чужие, а не наследники. Они превращают себя в божков, которых Бог должен любить и славить, делать им то, что они должны бы делать Ему. У них нет духа, Спаситель для них не Бог, а Его блага, которыми Бог должен им служить. Это дети Израиля, которые в пустыне не хотели довольствоваться манной, а требовали мяса, лука и чеснока (4 Книга Моисея, Числа 11:4 и далее).

К сожалению, весь мир, все монастыри и церкви полны такого народа. Они ходят в своем ложном, извращенном, неправедном духе и заставляют других делать то же. Они возносят добрые дела так высоко, что надеются заслужить ими рай, хотя одна только благость Божья должна быть проповедуема и ценима превыше всего. Мы должны знать, что как Бог из одной лишь благости без всяких заслуг спасает нас, так и нам следует творить дела, не ища вознаграждения и пользы, желать только Его благоволения, не заботиться о награде — она придет сама. Как невозможно, чтобы награда не пришла, когда мы поступаем праведно в чистом, праведном духе, так неизбежно Бог отвергнет самолюбивый, нечистый дух и не даст ему никакой награды. Это подобно тому, как если бы сын-наследник служил отцу даром, только ради отца. Если же сын служит отцу ради наследства и имения, он достоин осуждения и должен быть отвержен.

Что призрел Он на смирение (малость) рабы Своей, Ибо отныне будут ублажать Меня все роды.

Некоторые переводят слово «humilitas» как «смирение», как будто Дева Мария приводит свое смирение в пример и хвалится им. Отсюда некоторые прелаты называют себя «humiles» (смиренные), что весьма далеко от истины, потому что перед Богом никто не может хвалиться добрыми делами без греха и порока. Перед Ним нельзя хвалиться ничем, кроме Его благости и милости, явленных нам недостойным, где не наша, а Божья любовь и слава нас наполняют и сохраняют. Как учит Соломон в Прит. 25:6 и далее, «не величайся пред лицом царя, и на месте великих не становись; потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои». Разве можно приписывать чистой, праведной Деве расчетливость и высокомерие, говоря, что она хвалилась перед Богом своим смирением, которое есть высочайшая добродетель? Никто не хвалится смирением, кроме закоренелых гордецов. Один Бог знает, что такое смирение. Он один рассуждает о нем и являет его, так что человек истинно смиренный менее всего знает о смирении.

В Писании «humiliare» обычно означает «унижать», «уничтожать». Поэтому христиане много раз называются в Писании «pauperes, afflicti, humiliati», то есть, «бедные, ничтожные, униженные». Как говорит Пс. 115:1, «я сильно сокрушен». Так, «humilitas» означает ни что иное, как презренное, недостойное, низкое существо или состояние. Таковы бедные, больные, голодные, жаждущие, плененные, страдающие и умирающие люди, таким был Иов в искушении и Давид, изгнанный из царства, и Христос, переносивший невзгоды вместе со всеми христианами. Это те униженные, о которых выше было сказано, что Бог взирает в глубины, а глаза человеческие — в высоту, на привлекательное, блестящее, роскошное. Поэтому Иерусалим называется в Писании (Зах. 12:4) местом, над которым отверсты очи Господа, то есть, христианство лежит в глубинах, презираемо миром, поэтому Бог постоянно смотрит на него. Как сказано в Пс. 31:8, «буду руководить тебя, око мое над тобою».

Так же и Павел говорит в 1 Кор. 1:27: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднит значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом». Он ввергает мир со всей его мудростью и богатством в безумие и дает другую мудрость и богатство. Поскольку Богу свойственно взирать в глубины, на презренное, я перевел слово «humilitas» как «ничтожность», «презренность», чтобы передать мысль Марии: «Он призрел на меня, бедную, презренную, ничтожную рабу, хотя мог выбрать из богатых, благородных, могущественных дочерей царских и княжеских. Он мог бы, например, избрать дочь Анны или Каиафы, занимавших высокое положение в стране, но Он остановил свои светлые и благие очи на мне, малой и отверженной, чтобы никто не хвалился, что достоин награды. Я тоже признаю, что это не моя заслуга, а одна только милость и благодать».

Мы уже довольно много говорили о том, как нежная Дева, ничем не выделяющаяся и невысокого

Скачать:TXTPDF

Магнификат (Песнь Богородицы) в переводе с комментариями Мартин читать, Магнификат (Песнь Богородицы) в переводе с комментариями Мартин читать бесплатно, Магнификат (Песнь Богородицы) в переводе с комментариями Мартин читать онлайн