Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
О том, что христианское собрание или община имеет право и власть судить о любом учении

этом случае христианина необходимо рассматривать с точки зрения двух разных ситуаций. Во-первых, если христианин находится там, где нет других христиан, у него нет нужды в ином призвании, кроме как внутренне быть христианином, призванным и помазанным Богом. Там он обязан проповедовать заблуждающимся язычникам или нехристианам и учить их Евангелию по обязанности, налагаемой на него братской любовью, даже если его к этому никто не призывал. Именно так и поступал Стефан, Деяния 6, 7, которого никто из апостолов ни на какое служение не назначал, однако он проповедовал и производил в народе великие знамения. Таким же образом Филипп, дьякон, сподвижник Стефана (Деяния 8) не был назначен проповедником. Также поступал и Аполлос (Деяния 18), потому как в этом случае христианин, побуждаемый братской любовью, видит нужду бедных погибающих душ и не ждет указа или письма от князя или епископа. Ибо нужда нарушает всякий закон и закона не имеет. Итак, любовь должна помогать там, где нет помогающего, даже если он и должен быть.

Во-вторых, если он находится там, где присутствуют другие христиане, обладающие одинаковыми с ним властью и правом, то ему не следует выставлять себя напоказ. Ему следует дождаться, пока его призовут и изберут проповедовать, чтобы он проповедовал и учил от имени и по поручению остальных. Однако христианин обладает такими полномочиями, что, даже находясь среди христиан и не будучи призван людьми, он может и должен выступить вперед и учить, если видит, что там нет учителя, впрочем так, чтобы всё было чинно и благопристойно. Это ясно описал св. Павел в 1 Коринфянам 14[:30]: «Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи». Видишь, что говорит здесь св. Павел? Говорящего среди христиан он призывает замолчать и отойти в сторону, а того, который слушает, даже непризванного, приглашает занять его место. И всё это потому, что необходимость не знает заповедей.

Если же св. Павел призывает к тому, чтобы любой христианин, находящийся среди других христиан, в случае необходимости выступал даже непризванным и призывает его посредством сего Слова Божьего, а другого призывает уступить ему место, смещая его силой того же Слова, то насколько же бoльшим правом обладает целая община призывать человека на такое служение в случае необходимости; а необходимость есть всегда и особенно сейчас. И в том же отрывке св. Павел дает власть каждому христианину, если есть необходимость, учить среди христиан и говорит: «Все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение». А также: «Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; только все должно быть благопристойно и чинно» [1 Кор. 14:31, 39].

Пусть эти слова из Писания будут для тебя прочным основанием, дающим христианской общине столь широкие полномочия: проповедовать, позволять проповедовать и призывать к проповедованию. Особенно там, где есть нужда, эти слова призывают каждого человека особым образом, без человеческого призвания, чтобы у нас не было сомнений в том, что община, имеющая Евангелие, может и должна избрать из своей среды и назначить человека, который от ее имени будет учить Слову.

Ты скажешь: «Разве св. Павел не наказывал Тимофею и Титу назначать священников[3]? A также в 14 главе Книги Деяний разве мы не читаем, что Павел и Варнава назначали священников в общинах? (И поэтому, мол, ни собрание не может никого назначить, ни сам никто не может выйти вперед и начать проповедовать среди христиан, но надлежит получить разрешение и назначение от епископов, аббатов или другие прелатов — наместников апостолов). Ответ: если бы наши епископы и аббаты и т. д. были наместниками апостолов, как они похваляются, думается, им вполне можно было бы позволить поступать так, как поступали Тит, Тимофей и Варнава, назначавшие священников и т. д. Но так как они являются наместниками дьявола, а сами суть волки, не учащие Евангелию и не терпящие его, то проповедническое служение и душепопечительство среди христиан заботит их не больше, чем турок и иудеев. Им только ослов погонять да собачью свору за собой водить!

Более того, если бы даже они были порядочными епископами, любящими Евангелие и желающими ставить порядочных священников, они все равно не могли бы и не должны были бы это делать без волеизъявления общины, без осуществляемого общиной избрания и призвания [проповедника], за исключением тех случаев, когда необходимость заставляет [поступить иначе], чтобы из-за отсутствия Слова Божьего не погибли души. Ибо в такой нужде, как ты слышал, любой человек не только имеет право раздобыть проповедующего, будь то просьбами или используя полномочия светской власти, но и сам должен прибежать, выйти вперед и учить, как умеет. Ведь нужда есть нужда, она никого жалеть не станет. Точно так же, если в городе случается пожар, каждый должен прибежать и начать принимать меры, а не ждать, пока его об этом попросят.

В противном случае, если такой нужды нет, но есть имеющие право, власть и позволение учить, ни одному епископу не следует никого назначать [проповедником], если тот не избран и не призван общиной, выразившей свою волю. Он должен утвердить того, кто избран и призван общиной. Если он этого не сделает, избранный, тем не менее, утверждается призванием со стороны общины. Ведь ни Тит, ни Тимофей, ни Павел не назначили ни одного священника, предварительно не избранного и не призванного общиной. Это ясно доказано в Послании к Титу 1[:7] и Первом Послании к Тимофею 3[:10]: «Епископ должен быть непорочен», и: «Таких надобно прежде испытывать». Тит не мог знать, кто из них непорочен, ответ обязана была дать община, которая и должна была предложить такого человека [на служение проповедника].

Также в Деяниях 4[4], где речь идет о менее значимом служении, мы читаем, что даже апостолам было непозволительно назначать диакона, не поставив приход в известность и не получив у него на то согласия. Община сама избрала и призвала семь диаконов, а апостолы утвердили их. Если даже на такое служение — раздачу тленной пищи — апостолы не могли никого назначать своей властью, то разве могли они осмелиться назначить кого-либо по своей воле на высшую должностьдолжность проповедника — без ведома общины, без ее волеизъявления и призыва?!

В наше же время, когда есть нужда, но нет епископа, поставляющего проповедников Евангелия, пример Тита и Тимофея не подходит. Человека следует призывать из общины, независимо от того, утвержден ли он «Титом» или нет. И находившиеся на попечении Тита поступили бы или должны были бы поступить точно так же, если бы Тит не захотел его утверждать или если бы не оказалось никого, кто бы назначал проповедников. Поэтому наше время совсем не похоже на время Тита, когда правили апостолы, желавшие, чтобы [в церкви] были настоящие проповедники. Наши же тираны желают только волков и воров.

Отчего же проклинают нас неистовствующие тираны за такой выбор и призвание? Они и сами поступают так же и должны так поступать. Ведь у них ни один папа или епископ не поставляется властью какого-то одного человека, их избирает и призывает капитул[5], а затем другие их утверждают: епископа — папа, как старший, самого же папу — кардинал Остии[6], как его подчиненный. И даже если случится, что одного из них не утвердят, он все равно будет епископом или папой. Вот я и хочу спросить любезных тиранов: если ваше собрание выбирает и призывает епископов и папу без участия каких-либо других властей, а папа становится папой просто в результате избрания, почему же тогда христианское собрание не может назначить проповедника, просто призвав его? Всё это потому, что они считают сан епископа и папы выше сана проповедника. Кто же дал им такое право и отнял его у нас? Особенно если учесть, что наше призвание подтверждается Писанием, а их призваниедело рук человеческих и только, не опирающееся на Писание и учиняемое для того, чтобы отнять у нас наше право. Это тираны и мошенники, поступающие с нами как и подобает апостолам дьявола.

Поэтому осталось ещё, что в некоторых местах светская власть, например, члены [городского] совета или князья, сама назначает и оплачивает проповедников в своих городах и замках, тех, кого хотят, без разрешения или указания на то епископов или пап. И никто не возражал, хотя боюсь, что они делали это не от осознания своих прав христианина, а в связи с тем, что духовные тираны саном проповедника пренебрегали и умаляли его, а также совершенно отделили его от духовного правления. А ведь это — наивысшее служение, от которого зависят и из которого следуют все прочие. И наоборот, где нет проповеднического служения, там не будет и остальных. Так как в Евангелии от Иоанна 4[:2] говорится, что Иисус не крестил, а только проповедовал. А Павел в Первом Послании к Коринфянам 1[:17] хвалится, что послан не крестить, но проповедовать.

Посему на кого возложен сан проповедника, на того возложен высший сан в христианстве. Этот человек может впоследствии и крестить, и служить мессу, и заниматься всевозможным душепопечительством или, если он этого не хочет, может оставаться только проповедником, а крещение и прочие меньшие служения оставить другим, как поступали и Христос, и Павел, и все апостолы в Книге Деяний 4 [точнее, 6:4]. Из этого видно, что наши нынешние епископы и духовные сановники суть идолы, а не епископы. Ибо они оставляют высшее служение — служение Слова, — которым они сами должны заниматься, в руках низших чинов — капелланов и монахов, в том числе нищенствующих, причем отдают им еще и меньшие служения, такие как крещение и другое душепопечительство. А сами, тем временем, занимаются миропомазанием, освящением колоколов, алтарей и храмов, хотя дело это не епископское, да и не христианское, ибо выдумано ими самими. Они — лишь уродливая пародия на епископов, безглазые маски, ряженые, наподобие тех, что «ставят в епископы» на Николин день[7].

[1] Точнее, Кол. 2:8.

[2] Точнее, 2 Кор. 4:13.

[3] 1 Тим. 4:13; Тит. 1:5.

[4] Точнее, Деян. 6:1-6.

[5] Епископы избирались епархиальным капитулом. Такая процедура была утверждена Вормсским конкордатом в 1122 г. после т. н. «споров об инвеституре».

[6] Кардинал Остии возглавлял коллегию кардиналов в кач. декана капитула во время избрания нового папы конклавом. Поле того, как один из кандидатов получал необходимые две трети голосов членов конклава, декан спрашивал его, хочет ли он принять избрание и какое имя он намеревается носить в своем новом качестве. Затем он давал новоизбранному папе «торжественное благословение» (benedictio), или, если кандидат еще не являлся

Скачать:TXTPDF

О том, что христианское собрание или община имеет право и власть судить о любом учении Мартин читать, О том, что христианское собрание или община имеет право и власть судить о любом учении Мартин читать бесплатно, О том, что христианское собрание или община имеет право и власть судить о любом учении Мартин читать онлайн