Скачать:PDFTXT
Проповедь о страданиях и кресте

том, что таким образом хочет Он уподобить нас Своему возлюбленному Сыну — Христу, чтобы стали мы похожи на Него в здешнем житии в страдании, и в тамошней жизни в чести и славе, как сказал Он: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» [Лк. 25:26]. Но сделать это с нами Бог может не иначе, как посредством страданий и напастей, которые Он посылает нам через дьявола или злых людей.

Вторая причина состоит в том, что, хотя Бог не желает изнурять нас и мучить, этого желает дьявол, для которого Слово [Божье] невыносимо. Ведь он по природе столь злокознен и ядовит, что просто не может потерпеть никакого добра. Досадно ему, что на дереве растет яблоко. Огорчает его и злит, что у тебя здоровый палец. Была б его воля, он порвал бы все на свете да и побросал бы в кучу. Но больше всего он ненавидит любимое наше Слово [Божье], и вот почему: он может спрятаться под любым творением, и только Слово Божье снимает с него покров, лишая его укрытия и показывая всем, как он черен. Он защищается, упирается, собирает князей и епископов и думает тем самым снова себя прикрыть. Но все без толку — Слово выводит его на свет. Оттого он тоже не успокаивается, и поскольку Евангелие его не терпит, он в свою очередь тоже не желает его терпеть. Один нападает, другой дает отпор. И если бы милосердный Бог наш не защищал нас ангелами Своими и мы могли бы видеть [все] ухищрения, посягательства и обманы дьявола, мы бы умерли от одного лишь вида их, столько картаунов (7) и мушкетов он на нас навел! Но Бог не дает им попасть в цель.

Итак, сходятся два ратоборца, каждый из которых делает все, что для него возможно. Дьявол затевает одну беду за другой, ибо он — дух сильный, злой, беспокойный. И тогда наступает черед Богу нашему вступиться за Свою честь. Ведь Слово, которое мы несем, — слово немощное, нищее. И мы, имеющие его и занимающиеся им, — тоже люди немощные и нищие и носим сокровище сие, как сказал Павел, в глиняных сосудах, которые легко расколоть и разбить. Не жалеет злой дух никаких сил, бьет яростно, не расколет ли сей горшочек. Так досадливо стоит он у него перед носом, что никак не может он его потерпеть и сразу набрасывается с водой и огнем, только бы загасить и потушить искорку малую. Поглядит Бог на все это какое-то время, да и положит нас между молотом и наковальней (8), чтобы на опыте своем мы познали, что малое, немощное, нищее Слово сильнее дьявола и врат адовых. Приступят они к сему замку, дьявол и его приспешники, а как попробуют взять его приступом, так и обнаружат, что, хотя бы прошиб их пот, все равно они не победят, потому что это — скала, как назвал его Христос, которую не одолеть. Так будем же терпеть, что выпадает на долю нашу, дабы испытать, что Бог встанет рядом с нами, защищая и ограждая нас от этого врага и всех его присных.

В-третьих, очень необходимо также, чтобы страдали мы не только затем, чтобы Бог подтвердил Свою честь, мощь и силы наперекор дьяволу, но еще и потому, что, имея это сокровище, в отсутствие бед и страданий мы храпим и успокаиваемся. Как часто видим мы, что многие грешно и постыдно злоупотребляют святым Евангелием — словно Евангелие освободило их настолько, что не надо больше ничего делать, давать и терпеть!

Такое лукавство Бог наш может искоренить не иначе, как крестом. Поэтому Он должен закалять нас, приводить нас в движение, чтобы умножилась и укрепилась вера и чтобы мы таким образом еще глубже восприняли Спасителя. Ибо сколь мало мы можем обойтись без пищи и пития, столь же мало мы можем обойтись без напастей и страданий, посему необходимо нам, чтобы дьявол мучил нас гонениями или каким-нибудь тайным жалом, терзающим нам сердце, как жалуется св. Павел [2 Кор. 12:7]. А раз лучше иметь крест, чем быть без креста, то не следует никому страшиться и бояться его. Ты же имеешь доброе, надежное обетование, которым можешь утешаться. Ведь и Евангелие не может явить себя, кроме как через страдания и крест.

Наконец, страдания христиан более благородны и драгоценны, чем страдания всех остальных людей, ибо хотя Христос и подверг их страданиям, Он освятил страдания всех Своих христиан. Ну не жалкие ли мы глупцы?! Бегали в Рим, Трир и другие места посещать святыни, но отчего же не возлюбили мы также крест и страдание, которое было гораздо ближе Христу и коснулось Его ближе, чем любая одежда на теле? Оно коснулось не просто тела, но сердца. Так, через страдание Христово, страдание всех Его святых стало настоящей святыней, ибо оно окрашено страданием Христа. Посему всякое страдание мы должны принимать не иначе, как святыню, ибо оно воистину святыня.

И поскольку мы знаем, что Богу угодно, чтобы мы страдали, и что в страдании нашем, лучше, чем в любом другом деле, являет себя и становится зримой слава Божья, и поскольку мы такие люди, что без страданий не сможем устоять в Слове [Божьем] и вере, и притом имеем благородное, ценное обетование, что крест наш, посылаемый Богом, — вещь не плохая, но драгоценная и благородная святыня, зачем же тогда уклоняться нам от страданий? Кто не хочет страдать, пускай себе идет и живет барином. Мы проповедуем это только благочестивым людям, желающим быть христианами. Другим это и не под силу исполнить, ведь мы имеем великое утешение и обетование, что Он не даст нам так и остаться в страдании, но выручит, даже если все усомнятся. Ибо, хотя это и больно, все-таки должен ты что-то претерпеть, не может же все время быть тишь да гладь. Да и хорошо, и даже в тысячу раз лучше, страдать ради Христа, обещавшего нам утешение и помощь в страданиях, чем страдать ради дьявола и безо всякого утешения и помощи отчаиваться и гибнуть.

Вот так мы учим о кресте, и вы должны взять себе за правило четко отличать страдание Христа от всех других страданий: то страдание — небесное, а наше — земное; то страдание делает всё, наше — не делает ничего, кроме того, что благодаря нему мы становимся подобны Христу. Таким образом, страдание Христа — это страдание господина, а наше — страдание раба. А кто учит об этом иначе, тот не знает ни что такое страдание Христово, ни что такое страдание наше. Причина: разум иначе и не может, ему очень хочется похвастаться своими страданиями (как и всеми прочими делами), мол, что-то оно да заслуживает. Посему мы должны как следует научиться отличать одно от другого. Итак, на сей раз довольно сказано о примере Страстей Господних и о наших страданиях. И дай Бог, чтобы мы правильно усвоили это и научились. Аминь

Скачать:PDFTXT

Проповедь о страданиях и кресте Мартин читать, Проповедь о страданиях и кресте Мартин читать бесплатно, Проповедь о страданиях и кресте Мартин читать онлайн