Скачать:TXTPDF
Древние цивилизации. Глава 3. Солнечная земля Египта. В. Миронов

э. Среди авторов любовных стансов – как мужчины, так и женщины. В одной из поэм, носящей название «Беседа влюбленных», мужчина так описывает возлюбленную: «Прекраснее всех других женщин, светлая, совершенная, звезда, поднимающаяся над горизонтом при рождении нового года, сияющая красками, с быстрым движением глаз, с чарующими губами, долгой шеей и чудесной грудью».

Сундучок Перпаути и его супруги Ади

В законодательных постановлениях, касающихся взаимоотношений полов, чувствуется известная строгость. Видимо, в ту далекую эпоху женщины, носившие одну сорочку, да и мужчины не прочь были при удобном случае предаться любви. Но за насилие, учиненное над свободной женщиной, виновного мужчину подвергали оскоплению, тогда как, скажем, за прелюбодеяние по обоюдному соглашению мужчина получал тысячу ударов палкой, а бедную женщину уродовали; ей отрезали нос (Диодор). Существуют истории, поведавшие о том, как за измену неверная жена была погребена заживо, а ее любовник брошен в пруд с крокодилами. В другом случае жену-грешницу, только замыслившую измену, но еще ее не совершившую, муж убил и бросил тело на съедение собакам. Восток всегда был суров в отношении женщин. Вряд ли эти ужасы случались часто, зная любвеобильность восточных семей. Об известной мудрости мужей свидетельствует и такое заявление: «Берегись женщины, которая выходит тайком! – советует писец Ани. – Не следуй за ней; она станет утверждать, что это была не она. Жена, чей муж далеко, посылает тебе записки и зовет к себе каждый день, когда нет свидетелей. Если она завлечет тебя в свои сети – это преступление; и ее ждет смерть, когда узнают об этом, даже если она не насладится изменой». Суровые законы, видимо, не всегда соблюдались, учитывая то, что для мужчин существовала свобода половых отношений (он мог в доме иметь ряд жен и наложниц). В Мединет-Абу мы видим довольного и ублаженного фараона, окруженного наложницами.

Роспись гробницы царицы Нофрет. Царство Рамсеса II. XIX династия

Но даже если женщины были неверны, мужья прощали им шалости, стоило тем поклясться в своей полной невинности. Женщины Египта пользовались правом на развод, что немыслимо, скажем, для иудеек или женщин Вавилона. Хотя власть мужчин на Востоке непререкаема и жена экономически зависит от них, отзвуки матриархата порой заметны в нравах и поведении Востока. Мать и в Древней Ассирии и Вавилонии занимала в семействе почетное место. Во многих документах имя ее стояло даже прежде имени отца. По ассирийским законам сын, оскорбивший свою мать, подвергался более тяжелому наказанию, чем за оскорбление отца. Однако согласно букве закона мужчина и женщина в Египте были равны в правах.

Изображение Мина

Тема интимных отношений между мужчиной и женщиной на протяжении большей части трехтысячелетней египетской истории оставалась закрытой для посторонних глаз. О том, как пары занимались любовью в те далекие времена, почти ничего не известно, что позволяет предположить, что вопросы эти решались, видимо, удовлетворительно и к взаимному удовольствию. Конечно, все разговоры об особом целомудрии древних египтян безосновательны. Мы помним, как жили первобытные народы (фактически в «свальном грехе»), знаем, как по сей день еще живут некие дикие племена. Об этом свидетельствуют фигуры итифаллических богов или так называемых «конкубинок». У всех народов полным-полно свидетельств довольно разнообразных поз в половых отношениях (в Азии, Африке, Европе, Латинской Америке). Что мы видим в этом плане в Египте? Эротике уделяется немного внимания в научной литературе. Автор статьи об эротике в шеститомном «Лексиконе египтологии», немецкий профессор Л. Штерк, пишет: вероятно, скромность (и типичное для Запада фарисейство) не позволяли публиковать известный со времен Шампольона первоклассный любовный памятник древнеегипетской культуры – так называемый Туринский эротический папирус (издан лишь в 1973 г. Й. Омлином). В какой-то мере сей пробел частично восполнила работа Л. Манних «Сексуальная жизнь в древнем Египте». Российскому читателю стоит рекомендовать статью М. Томашевской из журнала «Мир истории» (N№ 4–5, 2002). Воспользуемся и мы ее услугами.

Статуэтка Мина

Статуэтки женщин встречаются с эпохи Бадари и характеризуются определенной позой – руки под грудью. В следующий период (Негада) получают распространение на сосудах фигурки так называемых «танцовщиц», дам с поднятыми вверх и скругленными руками. При взгляде на их фигуры, на их мелодичное покачивание бедрами не верится, что перед нами скорбящие девы. Они больше напоминают танцующих женщин Востока, чьи руки вздернуты вверх и скорее обращены к мужчине, нежели к богу.

Священный бык Апис. Поздний период. Бронза

В династический период, в эпоху Древнего царства подобные статуэтки исчезают. На первые роли вышли мужские божества, играющие ведущие роли в пантеоне богов, олицетворявшие собой поклонение египтян фаллосу (один из них – Мин). К сожалению, на многих рельефах символы мужской силы и плодородия были уничтожены. Даже в известном мифе об Осирисе и Исиде прослеживается борьба за детородный член. Как известно, Осирис был умерщвлен родным братом Сетхом, да еще и расчленен. Но верная жена Исида собрала разбросанные по долине части тела супруга. Однако представьте себе ее разочарование, когда самую существенную деталь тела мужа она не нашла (ее проглотила рыбка). В конце концов ей все же удалось вернуть сокровище… В дендерском храме Хатхор, построенном в Греко-римский период, есть рельеф с изображением Исиды в образе самки коршуна, парящей над вновь обретенным фаллосом мумифицированного супруга.

Любопытно и то, как относились древние к этому орудию любви и потомства… Говоря о члене, египтяне обозначали его соответственно той ситуации или сюжету, в которых ему приходилось действовать. Вероятно, громкие эпитеты («могучий», «красавец» и т. п.) ему давали скорее женщины и, разумеется, если тот заслуживал подобной высокой оценки. В иных же случаях его обозначали проще, чисто функционально, как «инструмент» или «мотыга». В любом случае сей орган имел прямое отношение к эротике и любви (два эти понятия даже обозначались одним иероглифом). То почтение, которое испытывали древние к фаллосу, видно и на примере того, что в эпоху Древнего царства при мумификации фаллосы порой мумифицируют отдельно. В рельефах Мединет-Абу, храма Рамсеса III, имеется довольно редкое для Египта изображение: египтяне ведут подсчет убитых на поле брани ливийцев по отрезанным членам. Трудно сказать, почему они прибегли к таким методам подсчета. Возможно, опять же дело заключалось в том, сколь глубоко почитаем был сей инструмент у всех народов. Естественно, с особым трепетом и преклонением относились к божественному предмету дамы. Известно одно изображение ливийской царевны (с футляром для сего мужского атрибута). Такие же футляры носили египтяне в Додинастический период и в начале Раннего царства. В классическом Египте эта деталь сохранилась в царском костюме. Этот же символ достоинства и силы можно увидеть у карлика Беса, покровителя детей. В той же роли Бес выступал и в античных городах Северного Причерноморья, а также в соседних варварских поселениях. Женщинам, детям и, видимо, в широком плане материнству, покровительствовала богиня Туарет («Великая»), которую изображали в виде беременной бегемотихи, с висящими сосками. Нередко изображения Беса и его нагой партнерши (Бесет) находят в «комнатах инкубации» (в святилище Саккары), которые были предназначены для оздоровительных мероприятий паломников, что проводили тут ночи в мечтах и эротических сновидениях.

Ночной вид главного здания богини Хатхор

Древние египтяне заботились о своем потомстве и любили детей. Однако богиня Мут («Мать») не очень-то стремилась «стать матерью-героиней». У нее был лишь один сын от брака с Амоном – Хонсу. Гораздо большим почетом пользовалась богиня любви Хатхор. В честь ее устраивались пышные празднества, во время которых пили хмельной напиток (шедех). В лирических произведениях она выступала как богиня всех влюбленных. Поэты называли ее «Золотой», но умалчивали о детях. Под ее покровительством – все танцы и пирушки, а также дальние странствия. Возможно, древние прекрасно понимали, что между семейными обязательствами, повседневной (и рутинной, что уж там) жизнью с женой и влюбленностью все же есть некая разница… Хатхор – богиня скорее любовниц, чем жен. У нее есть рога, что, возможно, является неким тонким намеком для мужчин, которые и сами частенько носят подобные украшения. Все, кто жаждет любви и понимания женщин, должны обращаться к ней с просьбами и желаниями. Хатхор ассоциируется с переднеазиатскими богинями Астартой, Анат, Кудшу (егип. Кедшет), Шаушкой. Все эти богини известны как покровительницы плотской любви. В честь Хатхор со времени Среднего царства строили святилища на Синае, в долине Тимна и Библе. Одной из самых эротичных богинь была и сиро-палестинская Кедшет, появившаяся на египетских стелах со времен Нового царства.

Ритуальный систр с головой Хатхор

Имя упоминают в связи с обозначением месопотамских храмовых блудниц (кадиштум). Изображают ее обычно анфас и нагой, стоящей на спине льва. Она предстает перед богом Мином, изготовившемся «к бою». Тут же и переднеазиатский бог войны Решеп. Все это отражает общий исторический фон. Женщина являлась тогда предметом вожделения со стороны как своих, так и чужих мужчин. Как видим, богини любви популярнее богини Нут, что рожает детей каждое утро, а вечером их проглатывает. Актуальны и советы, как удовлетворить женщину и мужчину, а также, как предохраниться от зачатия и болезни. И уж на что верная пара Осирис и Исида, но и то тут Осирис однажды перепутал Исиду с ее сестрой, Нефтис. Чего не случится, когда живешь в одном доме. В общем и целом, египтяне вполне довольствовались обычным семейным счастьем и не искали приключений на стороне. Однако именно с эпохи Нового царства проникает в быт эротика.

Статуэтка царицы

Древнеегипетская семья была моногамной. К женитьбе поэтому относились серьезно. Часто можно было услышать историю, как трудно найти женщину, верную своему мужу (об этом писал даже Геродот). Поэтому нередки предостережения вроде тех, что в Поучении Птахотепа:

Если дружбой дорожишь

Ты в дому, куда вступаешь

Как почтенный гость иль брат, –

Обходи с опаской женщин!

Не к добру сближенье с ними,

Раскусить их мудрено.

Тьмы людей пренебрегли

Ради них своею пользой.

Женских тел фаянс прохладный

Ослепляет, обольщает,

Чтобы тотчас превратиться

В пламенеющий сардоникс.

Обладанье ими – краткий сон.

Постиженье их – подобно смерти!

Однако многие продолжали стремиться к обладанию женщиной, несмотря на все страхи и предупреждения: от юных писцов, что несмотря на запреты увлекались «девками», до царей и фараонов, к услугам которых был гарем (ипет), т. е. все эти «красавицы дворца» и «любимицы царя». Разумеется, у фараона была жена – Великая царская супруга. Царица в Египте являлась воплощением сладостной богини Хатхор, дочери солнечного божества. В задачи царицы входило рождение наследника фараону, то есть обеспечение законной преемственности власти, а также служение царю и обществу в роли общественного символа высшей красоты (ну и «предмета любви»).

Рамсес III за игральным столом

Царица обладала немалой политической и религиозной властью. Об этих функциях «Первой среди женщин царя» мы уже частично сообщали. Однако зная мужскую природу, можно предположить, что

Скачать:TXTPDF

Древние цивилизации. Глава 3. Солнечная земля Египта. В. Миронов Матриархат читать, Древние цивилизации. Глава 3. Солнечная земля Египта. В. Миронов Матриархат читать бесплатно, Древние цивилизации. Глава 3. Солнечная земля Египта. В. Миронов Матриархат читать онлайн