скорей за ветеринаром.
Глядишь —
на третий
улыбаясь,
выходит за плетень,
да еще такая молочная —
хоть ставь под вымя трубы водосточные.
Крестьяне,
поймите мой стих простенький
да от него
к сердцу
80 проведите мостики.
Поймите! —
во всякой болезни
доктора
любого Егория полезней.
Болезням коровьим —
не помощь бог.
Лучше
в зубы возьми ног пару
да бросайся
90 со всех ног —
к ветеринару.
[1923]
НИ ЗНАХАРСТВО,
НИ БЛАГОДАТЬ БОГА
В БОЛЕЗНИ
НЕ ПОДМОГА
Нашла на деревню
Вопит деревня.
Потеряла разум.
Смерть деревню косит и косит.
Сёла
хотят разобраться в вопросе.
10 сказал сразу:
«Дело ясное —
оно не без сглазу.
Ты
вокруг коровы пегой
возьми
и на ножке одной
побегай
да громко кричи больного имя.
Заразу —
20 как рукой снимет».
Прыгают —
орут,
аж волдыри в горле.
А люди
мёрли,
мёрли
и мёрли.
говорит Данила Балда:
наговорная вода.
Положите, —
говорит, —
в воду уголёчек
и сплевывайте
сквозь губ_ы_ уголочек».
Пока заговаривали воду,
перемёрло
еще
40 с десяток народу.
Собрались
всей деревней.
Выжил из ума Никифор древний,
говорит:
ходите по улице
и колотите в жесть.
Пусть бабы разденутся да голосили чтобы —
50 в момент
не будет и следа от хворобы».
Забегали.
Резвей, чем в прошлые раз_ы_,
бьют в кастрюли,
гремят в тазы —
выгоняют, значит, оспяного духа.
Да оспа оказалась
бабой без слуха.
Пока гремели —
60 человек д_о_ ста.
провезли из села в направлении погоста.
бабы
вспомнили о боженьке,
повалились господу-богу в ноженьки.
Молятся,
крестятся
да кадилом кадят.
А оспа
70 душит людей,
как котят.
Только поп
за свои молебны
чуть не весь пережрал урожай хлебный.
Был бы всей деревне капут,
да случай счастливый представился тут:
вернулся в отпуск.
80 Служил Иванов в полку,
в лазарете,
все переглядел болезни эти.
Знахарей разогнал саженей з_а_ сто,
получил по шеям и поп кудластый.
Как гаркнет
по-военному
во весь рот;
«Смирно!
Протяните
90 руки вперед!»
В руке Иванова ножичек блеснул,
поцарапал руку
да из пузыречка плеснул.
«Готово, — говорит. —
Оспа прив_и_лась.
Верьте в медицину, а не в божью милость».
Загудело веселье над каждым из дворов.
Каждый весел.
Каждый здоров.
100 Вывод тот,
что во время болезней
доктор_а_
и попов,
и суеверий,
и вер полезней.
Да еще,
чем хлестать самогон без пр_о_сыпу,
наймите фельдшера
и привейте оспу.
[1923]
ТОВАРИЩИ КРЕСТЬЯНЕ.
ВДУМАЙТЕСЬ РАЗ ХОТЬ —
КРЕСТЬЯНИНУ
СПРАВЛЯТЬ ПАСХУ?
Если вправду
был
Христос чадолюбивый,
если в небе
был всевидящий бог, —
почему
вам
помещики чесали гривы?
Почему давил помещичий сапог?
10 Или только помещикам
и пашни
и лес?
Или блюдет Христос
лишь помещичий интерес?
Сколько лет
крестился истов,
а землю получил
не от бога,
20 а от коммунистов!
Если у Христа
но и ум
у Христа
всемогущий, —
почему
допущен голод на Волге?
Чтобы вас
переселять в райские кущи?
30 Или только затем ему ладан курится,
чтобы у богатого
в супе
плавала курица?
Не Христос помог —
советская власть.
Почему
на войну
40 не послал
вселюбящего Христа?
Почему истреблял крестьян войной,
кровью крестьянскою поля исхлестал?
Или Христу —
не до крестьянского рева?
Христу дороже спокойствие царево?
Крестьяне
Христу молились веками,
а война
50 не им остановлена,
а большевиками.
Понятно —
пасха блюдется попами.
Не зря обивают попы пороги.
Но вы
из сердца вырвите память,
память об ихнем —
злом боге.
Русь,
60 разогнись,
наконец,
богомолица!
Чем праздновать
чепуху разную,
Коммуны-вольницы
всем крестьянским сердцем отпразднуем!
[1923]
ПРО ТИТА И ВАНЬКУ.
ПОКАЗЫВАЮЩИЙ,
ЧТО БЕЗБОЖНИКУ
МНОГО ЛУЧШЕ
Жил Тит.
Таких много!
Вся надежда у него
на господа-бога.
Был Тит,
как колода, глуп.
Пока не станет плечам горячо,
машет Тит
со лба на пуп
10 да с правого
на левое плечо.
Иной раз досадно даже.
Говоришь:
«Чем тыкать фигой в пуп —
Наколол бы сажень,
а то
и целый куб».
Но сколько на Тита ни ори,
20 Тит
не слушает слов:
чешет Тит языком тропари
да «Часослов».
Раз
у Тита
в поле
гроза закуролесила чересчур люто.
А Тит говорит:
«В господней воле…
30 Помолюсь,
попрошу своего Илью-то».
Послушал молитву Тита Илья
да как вдарит
по всем
по Титовым жильям!
И осталось у Тита —
крещеная башка
да от избы
углей
40 полтора мешка.
Обнищал Тит:
проселки месит пятой.
Не помогли
ни бог-отец,
ни сын,
ни дух святой.
А Иванов Ваня —
другого сорта:
не верит
50 ни в бога,
ни в чёрта.
Товарищи у Ваньки —
сплошь одни агрономы
да механики.
Чем Илье молиться круглый год,
Ванька взял
и провел громоотвод.
Гремит Илья,
молнии лья,
60 а не может перейти Иванов порог.
При громоотводе —
бессилен сам Илья
Ударит молния
Ваньке в шпиль —
и
хвост в землю
прячет куце.
А у Иванова —
70 даже
не тронулась пыль!
Сидит
и хлещет
чай с блюдца.
(не надо голову ломать в м_у_ке!):
ни в какого бога не верь,
а верь науке.
[1923]
ОБРЯДЫ
КОМУ И НА КОЙ ЛЯД
ЦЕЛОВАЛЬНЫЙ ОБРЯД
или неверующий,
но всегда
норовит
выполнять обряды.
В церковь упираются
крестятся,
10 пялят глаза, —
а потом
или лапу поповскую,
или образа.
Шел
через деревню
прыщастый калека.
Калеке б этому —
нужен лекарь.
20 А калека фыркает:
«Поможет бог».
Остановился у образа —
и в образ чмок.
Присосался к иконе
долго и сильно.
И пока
выпячивал губищи грязные,
с губищ
на образ
30 вползла бациллина —
заразная,
посидела малость
и заразмножалась.
А через минуту,
гуляя
первопрестольного праздника,
Вавила Грязнушкин,
40 остановился
и закрестился у иконы грязненькой.
Покончив с аллилуями,
будто вошь,
в икону
Вавила
вцепился поцелуями,
да так сильно,
что за фалды не оторвешь.
Минут пять
50 бациллы
переползали
с иконы
на губу Вавилы.
Помолился
и понес бациллы Грязнушкин.
Радостный идет,
аж сияют веснушки!
Идет.
Из-за хаты
60 перед Вавилою
встала Маша —
Вавилина милая.
Ради праздника,
не на шутку
впился Вавила
губами
в Машутку.
бацилла за бациллой,
70 переползали в уста милой.
Вавила
сияет,
аж глазу больно,
вскорости свадьбу рисует разум.
Навстречу — кум.
«Облобызаемся
по случаю престольного!»
Облобызались,
и куму
80 передал
заразу.
Пришел домой,
семью скликал
и всех перелобызал —
от мала до велика;
до того разлобызался в этом году,
что даже
пса
Полкана
90 лобызнул на ходу.
В общей сложности,
слушайте,
н_а_ слово веря, —
человек полтораста налобызал он
и
одного зверя.
А те
заразу
100 в свою очередь
передали —
кто — мамаше,
кто — сыну,
кто — дочери.
проснулся Вавила,
будто
губу ему
110 колесом придавило.
Глянул в зеркало.
Крестная сила!
От уха до уха
губу перекосило.
А уже
и мамаша
зеркало ищет.
«Что это, — говорит, —
как гора,
120 губища?
Один за другим выползает родич.
У родичей
губы
галоши вроде.
Вид у родичей —
не родичи,
а уродичи.
Полкан —
и тот
130 рыча
перекатывается
и рвет губу сплеча.
Лизнул кота.
Болезнь ту
передал коту.
Мяукает кот,
пищит и носится.
Из-за губы
не видно переносицы.
140 К утру взвыло всё село —
полсела
в могилы свело.
Лишь пес
да кот
выжили еле.
И то —
окривели.
Осталось
от деревни
не верили,
не прикладывались
и не желали лобызаться.
Через год
объяснил
что село
переболело
нарывом лошадиным.
160 Крестьяне,
коль вывод не сделаете сами —
вот он:
у образов не стойте разинями,
губой
не елозьте грязными образ_а_ми,
не христосуйтесь —
и не будете
кобылогубыми образинами.
[1923]
КРЕСТИТЬ —
ЭТО
ТОЛЬКО
ПОПАМ РУБЛИ СКРЕСТИ
Крестьяне,
бросьте всякие обряды!
Обрядам
только попы рады.
Посудите вот:
родился человек
или помер —
попу доход,
а крестьянину ничего —
10 неприятности кроме.
Жил да был мужик Василий, —
но мозгами не в силе.
Родилась у него дочка —
маленькая,
как точка.
Не дочь,
а хвороба,
смотри в оба.
20 Надо бы
ее
немедленно к врачу,
да Василий говорит:
«Доктор_а_ —
чушь!
Впрягу Пегова
и к попу лечу.
Поздоровеет моментально —
только окрещу».
30 Пудами стол
уставили в снедь,
к самогону
огурцов присовокупили в_о_з еще.
Пришел дьякон,
кудластый, как медведь,
да поп, толстый,
как паровозище.
А гостей собралось ради крестин!!!
Откуда их
40 столько
удалось наскрести?!
Гости
с попами
попили,
попели
и, наконец,
собралися вокруг купели.
Дьякон напился,
аж не дополз до колодца,
50 воду набрал —
из первого болотца.
так и плавают микробы разные.
Крестный упился
и не то что троекратно —
раз десять окунал
туда и обратно.
От холода
у бедной дочки
60 ручки и ножки —
как осиновые листочки.
дочке
не пришел капут:
опустили ее
в воду
вместе с головою,
да дочка
сама
70 вмешалась тут,
чуть не надорвалась в плаче
и в вое.
Тут ее
вынула крестная мать
да мимоходом
головкой о двери — хвать!
Известно одному богу,
как ее не прикончили
или не оторвали ногу.
80 Беда
не любит одна шляться —
так вот
еще,
на беду ей
(как раз
такая святая подвернулась в святцах),
назвали —
«Перепетуей».
После крестин
90 ударились в обжорку
да в пьянку,
скулы
друг другу
выворачивали наизнанку.
Василий
от сивухи не в своем уме:
ухо
отгрыз куме.
100 После крестин
прохворала
полтора годочка.
Доктора отходили еле.
От крестной
ножки все-таки
окривели.
Подросла
и нравится жениховским глазам уж.
110 Да никак Перепетуи
Женихи говорят:
«При таком имени —
в жены никак не подходите вы мне».
Зачахла девица
из-за глупых крестин,
так
дочку
А по-моему,
не торопись при рождении младенца
младенец никуда не денется.
Пойдешь за покупками,
зайди и запиши дитё в комиссариате.
А подрос,
и если Сосипатр не мил
или имя Перепетуя тебе не мило —
130 зашел в комиссариат
и переменил,
зашла в комиссариат
и переменила.
[1923]
КРЕСТЬЯНЕ,
СОБСТВЕННОЙ ВЫГОДЫ РАДИ
ПОЙМИТЕ —
ДЕЛО НЕ В ОБРЯДЕ
Известно,
у глупого человека
в мозгах вывих:
чуть что —
зовет долгогривых.
Думает,
если попу
как следует дать,
сейчас же
10 на крестьянина
спускается благодать.
Эй, мужики!
Эй, бабы!
В удивлении разиньте рот!
Убедится
даже тот,
кто мозгами слабый,
что дело —
наоборот.
20 Жила-была
Анюта-красавица.
Красавице
красавец Петя нравится.
говорит:
«Дудки!»
Да и мать Анютина
глядит крокодилицей.
30 кадилу в церквах не кадилиться,
свадьбе не бывать.
Хоть Анюта и хороша,
и Петя неплох,
да за душой —
ни гроша.
Ждут родители,
на примете у них —
Сапрон жених.
Хоть Сапрону
40 шестьдесят с хвостом,
да в кубышке
миллиардов сто.
не слушая Анютиного воя,
окрутили Анюту у аналоя,
и пошел у них
избу
разрывает от визга и драк.
50 Хоть и крест целовали, на попа глядя,
хоть кружились
по церкви
в православном обряде,
да Сапрону,
злея со дня на день,
рвет
волосенок пряди.
Да и Анюту
60 Сапрон
измочалил в лоскут —
вырывает косу
ежеминутно по волоску.
То муж — хлоп,
А через год
70 легли супруги в гроб:
жена без косы,
муж без бороденки.
А Петр
впал в скуку,
пыткой кипятился в собственном соку
и, наконец,
наложил на себя руку:
повесился
на первом суку.
80 В конце ж моей стихотворной повести
и родители
утопились
от угрызения совести.
Лафа от этого
одному попику.
Слоновье пузо,
от даяний окреп,
знай выколачивает
из бутылей
90 пробки,
самогоном требует за выполнение треб.
А рядом
жили Иван да Марья —
грамотеи ярые.
Полюбились
и, не слушая родственной рати,
пошли
и записались
в комиссариате.
100 Хоть венчанье
обошлось без ангельских рож —
а брак
что водой не разольешь.
Куда церковный!
Любовью,
что цепью друг с другом скованы.
А родители
только издали любуются ими.
110 Наконец, пришли:
«Простите,
дураки мы!
И на носу зарубим
и в памяти:
за счастьем
[1923]
ОТ ПОМИНОК
И ПАНИХИД
У ОДНИХ ПОПОВ
ДОВОЛЬНЫЙ ВИД
Известно,
в конце существования человечьего —
По дому покойника
идет ревоголосье.
Слезами каплют.
Рвут волосья.
А попу
10 и от смерти
радость велия —
и доходы,
и веселия.
доход давали, умирая,
сочинили сказку
об аде
и о рае.
Чуть помрешь —
20 наводняется дом чернорясниками.
За синенькими приходят
да за красненькими.
Разглаживая бородищу свою,
допытываются —
много ли дадут.
«За сотнягу
прямехонько определим в раю,
а за рупь
папаше
30 и жариться в аду».
Расчет верный:
из таких-то денег
не отдадут
папашу
на съедение геенне!
в райском вертограде,
начинают высчитывать
40 (по покойнику глядя). —
куме заработать надо —
за рупь
поплачет
для христианского обряда.
за отпевание
ставь н_а_ кон —
50 подработать
отец диакон.
если сироты богатого виду,
начинают наяривать
за панихидой панихиду.
Пока
не перестанут
гроши носить,
и поп
60 не перестает
панихиды гнусить.
чтоб в рай
прошли с миром,
за красненькую
за гробом идет конвоиром,
как будто
у покойничка
понятия нет,
70 как
самому
Кабы бог был —
к богу
покойник бы
и без попа нашел дорогу.
Ан нет —
у попа
выправляй билет.
80 И, наконец,
оставшиеся грошей лишки
идут
на приготовление
поминальной кутьишки.
А чтоб
не обрывалась
доходов лента,
попы
установили
90 настоящую ренту,
и на десятый,
и на сороковой —
устраивать
панихидный вой.
А вспомнят через год
опять поживится
100 и год спустя.
и без отца,
и без доходов,
и без еды дети,
только поп —
и с тем,
и с другим,
и с третьим.
110 чтоб покончить с обдираловкой с этой,
советую
до последнего гроша
на то,
А попам,
объедающим
и новорожденного
120 и труп,
посоветуй,
чтоб работой зарабатывали руб.
[1923]
НА ГОРЕ БЕДНЕНЬКИМ,
БОГАТЕЙШИМ НА СЧАСТЬЕ —
И ИСПОВЕДНИКИ
И ПРИЧАСТЬЕ
умирают
раз в жизнь.
А здоровые —
Что ж попу —
помирай-ложись?
Для доходов
попы
10 придумали говения.
Едва
до года дорос —
поступает
к попу на допрос.
Поймите вы,
бедная паства, —
от говений
20 лишь для богатея мошнастого.
с утра д_о_ ночи
обирает
бедняка
до последней онучи.
Думает мироед:
«Совести нет —
выгод
перед богом.
Поп
освободит
от тяжести греховной,
и буду
безгрешней овна.
и попу
40 и ей
уделю
от моих прибыл_е_й».
Под пасху
кончает грабежи,
вымоет лапы
и к попу бежит.
Накроет
50 поп
концом епитрахили:
«Грехи, мол,
отцу духовному вылей!»
Сделает разбойник
умильный вид:
«Грабил, мол,
и крал больно я».
А поп покрестит
и заголосит:
60 «Отпускаются рабу божьему прегрешения
вольные и невольные».
Поп
получит после голосений
да еще
корзину со снедью
в сени.
Доволен поп —
поделился с вором;
на баб заглядываясь,
70 идет притвором.
А вор причастился,
окрестил башку,
очистился,
улыбаясь и на солнце
и на пташку,
идет торжественно,
шажок к шажку,
и
80 дерет с бедняка рубашку.
А бедный
с грехами
не пойдет к попу:
попы
у богатеев на откупу.
одним помыслом грешен:
как бы
в пузе богатейском
90 пробить бреши.
с этим
к попу супься —
он тебе пропишет
всепрощающего Иисуса.
Отпустит
бедному грех,
да к богатому —
с ног со всех.
100 А вольнолюбивой пташке —
сидеть в каталажке.
Теперь
в положении таком:
не на исповедь беги,
а в исполком.
В исполкоме
грабительскому нраву
найдут управу.
110 Найдется управа
на Титычей лихих.
Радуется п_у_сть Тит —
отпустит
Титычу грехи,
а Титыча…
за решетку впустят.
[1923]
ОТ ПРИМЕТ
КРОМЕ ВРЕДА
НИЧЕГО НЕТ
верит в примету.
Который — в