Скачать:PDFTXT
Агитлубки (1923)

скорей за ветеринаром.

Глядишь —

на третий

70 аль на пятый день

корова,

улыбаясь,

выходит за плетень,

 

 

 

да еще такая молочная

хоть ставь под вымя трубы водосточные.

Крестьяне,

поймите мой стих простенький

да от него

к сердцу

80 проведите мостики.

Поймите! —

во всякой болезни

доктора

любого Егория полезней.

Болезням коровьим —

не помощь бог.

Лучше

в зубы возьми ног пару

да бросайся

90 со всех ног —

к ветеринару.

 

 

 

[1923]

 

НИ ЗНАХАРСТВО,

НИ БЛАГОДАТЬ БОГА

В БОЛЕЗНИ

НЕ ПОДМОГА

Нашла на деревню

оспа-зараза.

Вопит деревня.

Потеряла разум.

Смерть деревню косит и косит.

Сёла

хотят разобраться в вопросе.

Ванька

дурак

10 сказал сразу:

«Дело ясное —

оно не без сглазу.

Ты

вокруг коровы пегой

возьми

и на ножке одной

побегай

да громко кричи больного имя.

Заразу —

20 как рукой снимет».

Прыгают —

орут,

аж волдыри в горле.

А люди

мёрли,

мёрли

и мёрли.

 

 

 

Тогда

говорит Данила Балда:

30 «Средство есть

наговорная вода.

Положите, —

говорит, —

в воду уголёчек

и сплевывайте

сквозь губ_ы_ уголочек».

Пока заговаривали воду,

перемёрло

еще

40 с десяток народу.

Собрались

снова

всей деревней.

Выжил из ума Никифор древний,

говорит:

«Хорошее средство есть

ходите по улице

и колотите в жесть.

Пусть бабы разденутся да голосили чтобы —

50 в момент

не будет и следа от хворобы».

Забегали.

Резвей, чем в прошлые раз_ы_,

бьют в кастрюли,

гремят в тазы —

выгоняют, значит, оспяного духа.

 

 

Да оспа оказалась

бабой без слуха.

Пока гремели —

60 человек д_о_ ста.

провезли из села в направлении погоста.

 

 

 

Тогда

бабы

вспомнили о боженьке,

повалились господу-богу в ноженьки.

Молятся,

крестятся

да кадилом кадят.

А оспа

70 душит людей,

как котят.

 

 

 

Только поп

за свои молебны

чуть не весь пережрал урожай хлебный.

Был бы всей деревне капут,

да случай счастливый представился тут:

Балды Данилы умный отпрыск

красноармеец Иванов

вернулся в отпуск.

80 Служил Иванов в полку,

в лазарете,

все переглядел болезни эти.

Знахарей разогнал саженей з_а_ сто,

получил по шеям и поп кудластый.

 

 

 

Как гаркнет

по-военному

во весь рот;

«Смирно!

Протяните

90 руки вперед!»

В руке Иванова ножичек блеснул,

поцарапал руку

да из пузыречка плеснул.

 

 

 

«Готово, — говорит. —

Оспа прив_и_лась.

Верьте в медицину, а не в божью милость».

Загудело веселье над каждым из дворов.

Каждый весел.

Каждый здоров.

 

 

 

100 Вывод тот,

что во время болезней

доктор_а_

и попов,

и суеверий,

и вер полезней.

Да еще,

чем хлестать самогон без пр_о_сыпу,

наймите фельдшера

и привейте оспу.

[1923]

 

 

 

ТОВАРИЩИ КРЕСТЬЯНЕ.

ВДУМАЙТЕСЬ РАЗ ХОТЬ —

ЗАЧЕМ

КРЕСТЬЯНИНУ

СПРАВЛЯТЬ ПАСХУ?

Если вправду

был

Христос чадолюбивый,

если в небе

был всевидящий бог, —

почему

вам

помещики чесали гривы?

Почему давил помещичий сапог?

10 Или только помещикам

и пашни

и лес?

Или блюдет Христос

лишь помещичий интерес?

Сколько лет

крестьянин

крестился истов,

а землю получил

не от бога,

20 а от коммунистов!

Если у Христа

не только волос долгий,

но и ум

у Христа

всемогущий, —

почему

допущен голод на Волге?

Чтобы вас

переселять в райские кущи?

30 Или только затем ему ладан курится,

чтобы у богатого

в супе

плавала курица?

 

 

 

Не Христос помог —

советская власть.

Чего ж Христу поклоны класть?

Почему

этот самый бог тройной

на войну

40 не послал

вселюбящего Христа?

Почему истреблял крестьян войной,

кровью крестьянскою поля исхлестал?

Или Христу —

не до крестьянского рева?

Христу дороже спокойствие царево?

Крестьяне

Христу молились веками,

а война

50 не им остановлена,

а большевиками.

Понятно —

пасха блюдется попами.

Не зря обивают попы пороги.

Но вы

из сердца вырвите память,

память об ихнем —

злом боге.

Русь,

60 разогнись,

наконец,

богомолица!

Чем праздновать

чепуху разную,

рождество

и воскресенье

Коммуны-вольницы

всем крестьянским сердцем отпразднуем!

[1923]

 

ПРО ТИТА И ВАНЬКУ.

СЛУЧАЙ,

ПОКАЗЫВАЮЩИЙ,

ЧТО БЕЗБОЖНИКУ

МНОГО ЛУЧШЕ

Жил Тит.

Таких много!

Вся надежда у него

на господа-бога.

Был Тит,

как колода, глуп.

Пока не станет плечам горячо,

машет Тит

со лба на пуп

10 да с правого

на левое плечо.

Иной раз досадно даже.

Говоришь:

«Чем тыкать фигой в пуп —

дрова коли!

Наколол бы сажень,

а то

и целый куб».

Но сколько на Тита ни ори,

20 Тит

не слушает слов:

чешет Тит языком тропари

да «Часослов».

Раз

у Тита

в поле

гроза закуролесила чересчур люто.

А Тит говорит:

«В господней воле…

30 Помолюсь,

попрошу своего Илью-то».

 

 

 

Послушал молитву Тита Илья

да как вдарит

по всем

по Титовым жильям!

И осталось у Тита —

крещеная башка

 

 

 

да от избы

углей

40 полтора мешка.

Обнищал Тит:

проселки месит пятой.

Не помогли

ни бог-отец,

ни сын,

ни дух святой.

 

 

 

А Иванов Ваня —

другого сорта:

не верит

50 ни в бога,

ни в чёрта.

 

 

 

Товарищи у Ваньки —

сплошь одни агрономы

да механики.

Чем Илье молиться круглый год,

Ванька взял

и провел громоотвод.

 

 

Гремит Илья,

молнии лья,

60 а не может перейти Иванов порог.

При громоотводе —

бессилен сам Илья

пророк.

Ударит молния

Ваньке в шпиль —

и

хвост в землю

прячет куце.

А у Иванова —

70 даже

не тронулась пыль!

Сидит

и хлещет

чай с блюдца.

Вывод сам лезет в дверь

(не надо голову ломать в м_у_ке!):

крестьянин,

ни в какого бога не верь,

а верь науке.

 

 

 

 

[1923]

 

 

 

 

ОБРЯДЫ

КОМУ И НА КОЙ ЛЯД

ЦЕЛОВАЛЬНЫЙ ОБРЯД

Верующий крестьянин

или неверующий,

надо или не надо,

но всегда

норовит

выполнять обряды.

 

 

В церковь упираются

или в красный угол,

крестятся,

10 пялят глаза, —

а потом

норовят облизать друг друга,

или лапу поповскую,

или образа.

Шел

через деревню

прыщастый калека.

Калеке б этому —

нужен лекарь.

20 А калека фыркает:

«Поможет бог».

Остановился у образа —

и в образ чмок.

 

 

 

Присосался к иконе

долго и сильно.

И пока

выпячивал губищи грязные,

с губищ

на образ

30 вползла бациллина —

заразная,

посидела малость

и заразмножалась.

А через минуту,

гуляя

ради

первопрестольного праздника,

Вавила Грязнушкин,

стоеросовый дядя,

40 остановился

и закрестился у иконы грязненькой.

Покончив с аллилуями,

будто вошь,

в икону

Вавила

вцепился поцелуями,

да так сильно,

что за фалды не оторвешь.

 

 

Минут пять

50 бациллы

переползали

с иконы

на губу Вавилы.

Помолился

и понес бациллы Грязнушкин.

Радостный идет,

аж сияют веснушки!

Идет.

Из-за хаты

60 перед Вавилою

встала Маша —

Вавилина милая.

Ради праздника,

не на шутку

впился Вавила

губами

в Машутку.

Должно быть, с дюжину

бацилла за бациллой,

70 переползали в уста милой.

Вавила

сияет,

аж глазу больно,

вскорости свадьбу рисует разум.

Навстречу — кум.

«Облобызаемся

по случаю престольного!»

Облобызались,

и куму

80 передал

заразу.

Пришел домой,

семью скликал

и всех перелобызал —

от мала до велика;

до того разлобызался в этом году,

что даже

пса

Полкана

90 лобызнул на ходу.

В общей сложности,

ни много ни мало

слушайте,

н_а_ слово веря, —

человек полтораста налобызал он

и

одного зверя.

А те

заразу

100 в свою очередь

передали —

кто — мамаше,

кто — сыну,

кто — дочери.

Через день

ночью

проснулся Вавила,

будто

губу ему

110 колесом придавило.

Глянул в зеркало.

Крестная сила!

От уха до уха

губу перекосило.

 

 

 

А уже

и мамаша

зеркало ищет.

«Что это, — говорит, —

как гора,

120 губища?

Один за другим выползает родич.

У родичей

губы

галоши вроде.

Вид у родичей —

не родичи,

а уродичи.

Полкан —

и тот

130 рыча

перекатывается

и рвет губу сплеча.

Лизнул кота.

Болезнь ту

передал коту.

Мяукает кот,

пищит и носится.

Из-за губы

не видно переносицы.

140 К утру взвыло всё село

полсела

в могилы свело.

Лишь пес

да кот

выжили еле.

И то —

окривели.

Осталось

от деревни

150 только человек двадцать

не верили,

не прикладывались

и не желали лобызаться.

Через год

объяснил

доктор один им,

что село

переболело

нарывом лошадиным.

160 Крестьяне,

коль вывод не сделаете сами —

вот он:

у образов не стойте разинями,

губой

не елозьте грязными образ_а_ми,

не христосуйтесь —

и не будете

кобылогубыми образинами.

[1923]

 

КРЕСТИТЬ

ЭТО

ТОЛЬКО

ПОПАМ РУБЛИ СКРЕСТИ

Крестьяне,

бросьте всякие обряды!

Обрядам

только попы рады.

 

 

 

Посудите вот:

родился человек

или помер —

попу доход,

а крестьянину ничего

10 неприятности кроме.

Жил да был мужик Василий, —

богатый,

но мозгами не в силе.

Родилась у него дочка

маленькая,

как точка.

Не дочь,

а хвороба,

смотри в оба.

20 Надо бы

ее

немедленно к врачу,

да Василий говорит:

«Доктор_а_ —

чушь!

Впрягу Пегова

и к попу лечу.

Поздоровеет моментально —

только окрещу».

30 Пудами стол

уставили в снедь,

к самогону

огурцов присовокупили в_о_з еще.

Пришел дьякон,

кудластый, как медведь,

да поп, толстый,

как паровозище.

А гостей собралось ради крестин!!!

Откуда их

40 столько

удалось наскрести?!

Гости

с попами

попили,

попели

и, наконец,

собралися вокруг купели.

Дьякон напился,

аж не дополз до колодца,

50 воду набрал —

из первого болотца.

Вода холодная да грязная —

так и плавают микробы разные.

Крестный упился

и не то что троекратно —

раз десять окунал

туда и обратно.

От холода

у бедной дочки

60 ручки и ножки —

как осиновые листочки.

Чуть было

дочке

не пришел капут:

опустили ее

в воду

вместе с головою,

да дочка

сама

70 вмешалась тут,

чуть не надорвалась в плаче

и в вое.

Тут ее

вынула крестная мать

да мимоходом

головкой о двери — хвать!

 

 

 

Известно одному богу,

как ее не прикончили

или не оторвали ногу.

80 Беда

не любит одна шляться

так вот

еще,

на беду ей

(как раз

такая святая подвернулась в святцах),

назвали —

«Перепетуей».

После крестин

90 ударились в обжорку

да в пьянку,

скулы

друг другу

выворачивали наизнанку.

Василий

от сивухи не в своем уме:

начисто

ухо

отгрыз куме.

100 После крестин

дочка

прохворала

полтора годочка.

Доктора отходили еле.

От крестной

ножки все-таки

окривели.

Подросла

и нравится жениховским глазам уж.

110 Да никак Перепетуи

не выдать замуж.

Женихи говорят:

«При таком имени —

в жены никак не подходите вы мне».

Зачахла девица

из-за глупых крестин,

так

можно

дочку

120 в гроб свести

А по-моему,

не торопись при рождении младенца

младенец никуда не денется.

Пойдешь за покупками,

кстати

зайди и запиши дитё в комиссариате.

 

 

А подрос,

и если Сосипатр не мил

или имя Перепетуя тебе не мило —

130 зашел в комиссариат

и переменил,

зашла в комиссариат

и переменила.

[1923]

 

КРЕСТЬЯНЕ,

СОБСТВЕННОЙ ВЫГОДЫ РАДИ

ПОЙМИТЕ —

ДЕЛО НЕ В ОБРЯДЕ

Известно,

у глупого человека

в мозгах вывих:

чуть что —

зовет долгогривых.

Думает,

если попу

как следует дать,

сейчас же

10 на крестьянина

спускается благодать.

Эй, мужики!

Эй, бабы!

В удивлении разиньте рот!

Убедится

даже тот,

кто мозгами слабый,

что дело

наоборот.

20 Жила-была

Анюта-красавица.

Красавице

красавец Петя нравится.

Но папаша Анютки

говорит:

«Дудки

Да и мать Анютина

глядит крокодилицей.

Словом,

30 кадилу в церквах не кадилиться,

свадьбе не бывать.

Хоть Анюта и хороша,

и Петя неплох,

да за душой —

ни гроша.

Ждут родители,

на примете у них —

Сапрон жених.

Хоть Сапрону

40 шестьдесят с хвостом,

да в кубышке

миллиардов сто.

Словом,

не слушая Анютиного воя,

окрутили Анюту у аналоя,

 

 

 

и пошел у них

«законный брак» —

избу

разрывает от визга и драк.

50 Хоть и крест целовали, на попа глядя,

хоть кружились

по церкви

в православном обряде,

да Сапрону,

злея со дня на день,

рвет

жена

волосенок пряди.

Да и Анюту

60 Сапрон

измочалил в лоскут

вырывает косу

ежеминутно по волоску.

 

 

 

То муж — хлоп,

то женахлоп.

Через месяц

каждый,

как свечка, тонкий.

А через год

70 легли супруги в гроб:

жена без косы,

муж без бороденки.

А Петр

впал в скуку,

пыткой кипятился в собственном соку

и, наконец,

наложил на себя руку:

повесился

на первом суку.

80 В конце ж моей стихотворной повести

и родители

утопились

от угрызения совести.

 

 

 

Лафа от этого

одному попику.

Слоновье пузо,

от даяний окреп,

знай выколачивает

из бутылей

90 пробки,

самогоном требует за выполнение треб.

А рядом

жили Иван да Марья —

грамотеи ярые.

Полюбились

и, не слушая родственной рати,

пошли

и записались

в комиссариате.

100 Хоть венчанье

обошлось без ангельских рож —

а брак

такой

что водой не разольешь.

Куда церковный!

Любовью,

что цепью друг с другом скованы.

 

 

 

А родители

только издали любуются ими.

110 Наконец, пришли:

«Простите,

дураки мы!

И на носу зарубим

и в памяти:

за счастьем

незачем к попам идти».

[1923]

 

ОТ ПОМИНОК

И ПАНИХИД

У ОДНИХ ПОПОВ

ДОВОЛЬНЫЙ ВИД

Известно,

в конце существования человечьего —

радоваться

нечего.

По дому покойника

идет ревоголосье.

Слезами каплют.

Рвут волосья.

А попу

10 и от смерти

радость велия —

и доходы,

и веселия.

Чтоб люди

доход давали, умирая,

сочинили сказку

об аде

и о рае.

Чуть помрешь —

20 наводняется дом чернорясниками.

За синенькими приходят

да за красненькими.

Разглаживая бородищу свою,

допытываются —

много ли дадут.

«За сотнягу

прямехонько определим в раю,

а за рупь

папаше

30 и жариться в аду».

Расчет верный:

из таких-то денег

не отдадут

папашу

на съедение геенне!

 

 

 

Затем,

чтоб поместить

в райском вертограде,

начинают высчитывать

40 (по покойнику глядя). —

Во-первых,

куме заработать надо

за рупь

поплачет

для христианского обряда.

Затем

за отпевание

ставь н_а_ кон —

должен

50 подработать

отец диакон.

Затем,

если сироты богатого виду,

начинают наяривать

за панихидой панихиду.

Пока

не перестанут

гроши носить,

и поп

60 не перестает

панихиды гнусить.

Затем,

чтоб в рай

прошли с миром,

за красненькую

за гробом идет конвоиром,

как будто

у покойничка

понятия нет,

70 как

самому

пройти на тот свет.

 

 

 

Кабы бог был —

к богу

покойник бы

и без попа нашел дорогу.

Ан нет —

у попа

выправляй билет.

80 И, наконец,

оставшиеся грошей лишки

идут

на приготовление

поминальной кутьишки.

А чтоб

не обрывалась

доходов лента,

попы

установили

90 настоящую ренту,

И на третий день,

и на десятый,

и на сороковой —

опять

устраивать

панихидный вой.

 

 

 

А вспомнят через год

(смерть — не пустяк),

опять поживится

100 и год спустя.

Сойдет отец в гроб

и без отца,

и без доходов,

и без еды дети,

только поп —

и с тем,

и с другим,

и с третьим.

Крестьянин,

110 чтоб покончить с обдираловкой с этой,

советую

тратить

достаток

до последнего гроша

на то,

чтоб жизнь была хороша.

А попам,

объедающим

и новорожденного

120 и труп,

посоветуй,

чтоб работой зарабатывали руб.

[1923]

 

НА ГОРЕ БЕДНЕНЬКИМ,

БОГАТЕЙШИМ НА СЧАСТЬЕ

И ИСПОВЕДНИКИ

И ПРИЧАСТЬЕ

Люди

умирают

раз в жизнь.

А здоровые —

и того менее.

Что ж попу —

помирай-ложись?

Для доходов

попы

10 придумали говения.

Едва

до года дорос —

человек

поступает

к попу на допрос.

Поймите вы,

бедная паства, —

от говений

польза

20 лишь для богатея мошнастого.

Кулак

с утра д_о_ ночи

обирает

бедняка

до последней онучи.

Думает мироед:

«Совести нет —

выгод

много.

 

 

30 Семь краж — один ответ

перед богом.

Поп

освободит

от тяжести греховной,

и буду

снова

безгрешней овна.

А чтоб церковь не обиделась —

и попу

40 и ей

уделю

процент

от моих прибыл_е_й».

Под пасху

кулак

кончает грабежи,

вымоет лапы

и к попу бежит.

Накроет

50 поп

концом епитрахили:

«Грехи, мол,

отцу духовному вылей!»

Сделает разбойник

умильный вид:

«Грабил, мол,

и крал больно я».

А поп покрестит

и заголосит:

60 «Отпускаются рабу божьему прегрешения

вольные и невольные».

 

 

 

Поп

целковый

получит после голосений

да еще

корзину со снедью

в сени.

Доволен поп —

поделился с вором;

на баб заглядываясь,

70 идет притвором.

А вор причастился,

окрестил башку,

очистился,

улыбаясь и на солнце

и на пташку,

идет торжественно,

шажок к шажку,

и

снова

80 дерет с бедняка рубашку.

А бедный

с грехами

не пойдет к попу:

попы

у богатеев на откупу.

Бедный

одним помыслом грешен:

как бы

в пузе богатейском

90 пробить бреши.

Бывало,

с этим

к попу супься —

он тебе пропишет

всепрощающего Иисуса.

Отпустит

бедному грех,

да к богатому —

с ног со всех.

100 А вольнолюбивой пташке —

сидеть в каталажке.

 

 

 

Теперь

бедный

в положении таком:

не на исповедь беги,

а в исполком.

В исполкоме

грабительскому нраву

найдут управу.

110 Найдется управа

на Титычей лихих.

Радуется п_у_сть Тит —

отпустит

Титычу грехи,

а Титыча…

за решетку впустят.

 

 

 

[1923]

 

ОТ ПРИМЕТ

КРОМЕ ВРЕДА

НИЧЕГО НЕТ

Каждый крестьянин

верит в примету.

Который — в

Скачать:PDFTXT

скорей за ветеринаром. Глядишь - на третий 70 аль на пятый день корова, улыбаясь, выходит за плетень,       да еще такая молочная - хоть ставь под вымя трубы