Скачать:PDFTXT
Избранное

первого болотца.

Вода холодная да грязная —

так и плавают микробы разные.

Крестный упился и не то что троекратно —

раз десять окунал туда и обратно.

От холода у бедной дочки

ручки и ножки – как осиновые листочки.

Чуть было дочке не пришел капут:

опустили ее в воду вместе с головою,

да дочка сама вмешалась тут,

чуть не надорвалась в плаче и вое.

Тут ее вынула крестная мать

да мимоходом головкой о двери – хвать!

Известно одному богу,

как ее не прикончили или не оторвали ногу.

Беда не любит одна шляться

так вот еще, на беду ей

(как раз такая святая подвернулась в святцах),

назвали – «Перепетуей».

После крестин ударились в обжорку да в пьянку,

скулы друг другу выворачивали наизнанку.

Василий от сивухи не в своем уме:

начисто ухо отгрыз куме.

После крестин дочка

прохворала полтора годочка.

Доктора отходили еле.

От крестной ножки все-таки окривели.

Подросла и нравится жениховским глазам уж.

Да никак Перепетуи не выдать замуж.

Женихи говорят: «При таком имени —

в жены никак подходите вы мне».

Зачахла девица из-за глупых крестин

так можно дочку в гроб свести

А по-моему, не торопись при рождении младенца —

младенец никуда не денется.

Пойдешь за покупками, кстати

зайди и запиши дитё в комиссариате.

А подрос, и если Сосипатр не мил

или имя Перепетуя тебе не мило —

зашел в комиссариат и переменил,

зашла в комиссариат и переменила.

КРЕСТЬЯНЕ, СОБСТВЕННОЙ ВЫГОДЫ РАДИ ПОЙМИТЕ – ДЕЛО НЕ В ОБРЯДЕ

Известно, у глупого человека в мозгах вывих;

чуть что – зовет долгогривых.

Думает, если попу как следует дать,

сейчас же на крестьяяина спускается благодать.

Эй, мужики! Эй, бабы!

В удивлении разиньте рот!

Убедится даже тот, кто мозгами слабый,

что дело – наоборот.

Жила-была Анюта-красавица.

Красавице красавец Петя нравится.

Но папаша Анютки

говорит: «Дудки

Да и мать Анютина глядит крокодилицей.

Словом, кадилу в церквах не кадилиться,

свадьбе не бывать. Хоть Анюта и хороша,

и Петя неплох, да за душой – ни гроша.

Ждут родители, на примете у них – Сапрон жених.

Хоть Сапрону шестьдесят с хвостом,

да в кубышке миллиардов сто.

Словом, не слушая Анютиного воя,

окрутили Анюту у аналоя,

и пошел у них «законный брак» —

избу разрывает от визга и драк.

Хоть и крест целовали, на попа глядя,

хоть кружились по церкви в православном обряде,

да Сапрону, злея со дня на день,

рвет жена волосенок пряди.

Да и Анюту Сапрон измочалил в лоскут

вырывает косу ежеминутно по волоску.

То муж – хлоп, то женахлоп.

Через месяцкаждый, как свечка, тонкий.

А через год легли супруги в гроб:

жена без косы, муж без бороденки.

А Петр впал в скуку,

пыткой кипятился в собственном соку

и, наконец, наложил на себя руку:

повесился на первом суку.

В конце ж моей стихотворной повести

и родители утопились от угрызения совести.

Лафа от этого одному попику.

Слоновье пузо, от даяний окреп,

знай выколачивает из бутылей пробки,

самогоном требует за выполнение треб.

А рядом жили Иван да Марья —

грамотеи ярые.

Полюбились и, не слушая родственной рати,

пошли и записались в комиссариате.

Хоть венчанье обошлось без ангельских рож —

а брак такой, что водой не разольешь.

Куда церковный!

Любовью, что цепью друг с другом скованы.

А родители только издали любуются ими.

Наконец, пришли: «Простите, дураки мы!

И на носу зарубим и в памяти:

за счастьем незачем к попам идти

ОТ ПОМИНОК И ПАНИХИД

У ОДНИХ ПОПОВ ДОВОЛЬНЫЙ ВИД

Известно, в конце существования человечьего —

радоваться нечего.

По дому покойника идет ревоголосье.

Слезами каплют. Рвут волосья.

А попу и от смерти радость вели

и доходы, и веселия.

Чтоб люди доход давали, умирая,

сочинили сказку об аде и о рае.

Чуть помрешь – наводняется дом чернорясниками.

За синенькими приходят да за красненькими.

Разглаживая бородищу свою, допытываются – много ли дадут.

«За сотнягу прямехонько определим в раю,

а за рупь папаше жариться в аду».

Расчет верный: из таких-то денег

не отдадут папашу на съедение геенне!

Затем, чтоб поместить в райском вертограде,

начинают высчитывать (по покойнику глядя). —

Во-первых, куме заработать надо

за рупь поплачет для христианского обряда.

Затем за отпевание ставь на кон —

должен подработать отец диакон.

Затем, если сироты богатого виду,

начинают наяривать за панихидой панихиду.

Пока не перестанут гроши носить,

и поп не перестает панихиды гнусить.

Затем, чтоб в рай прошли с миром,

за красненькую за гробом идет конвоиром,

как будто у покойничка понятия нет,

как самому пройти на тот свет.

Кабы бог был – к богу

покойник бы и без попа нашел дорогу.

АН нет —

у попа входной билет.

И, наконец, оставшиеся грошей лишки

идут на приготовление поминальной кутьишки.

А чтоб не обрывалась доходов лента,

попы установили настоящую ренту.

И на третий день, и на девятый, и на сороковой —

опять устраивать панихидный вой.

А вспомнят через год (смерть-то пустяк),

опять поживится – и год спустя.

Сойдет отец в гроб – и без отца, и без доходов, и без еды дети,

только поп —

и с тем, и с другим, и с третьим.

Крестьянин, чтоб покончить – с обдираловкой с этой,

советую

тратить достаток до последнего гроша

на то, чтоб жизнь была хороша.

А попам,

объедающим и новорожденного и труп,

посоветуй, чтоб работой зарабатывали руб.

НА ГОРЕ БЕДНЕНЬКИМ, БОГАТЕЙШИМ НА СЧАСТЬЕ

И ИСПОВЕДНИКИ И ПРИЧАСТЬЕ

Люди умирают раз в жизнь.

А здоровые – и того менее.

Что ж попу – помирай-ложись?

Для доходов попы придумали говения.

Едва до года дорос —

человек поступает к попу на допрос.

Поймите Вы, бедная паства, —

от говений польза лишь для богатея мошнастого.

Кулак с утра до ночи

обирает бедняка до последней онучи.

Думает мироед: «Совести нет —

выгод много.

Семь краж – один ответ

перед богом.

Поп освободит от тяжести греховной,

и буду снова безгрешней овна.

А чтоб церковь не обиделась – и попу и ей

уделю процент от моих прибылей».

Под пасху кулак кончает грабежи,

вымоет лапы и к попу бежит.

Накроет поп концом епитрахили:

«Грехи, мол, отцу духовному вылей!»

Сделает разбойник умильный вид:

«Грабил, мол, и крал больно я».

А поп покрестит и заголосит:

«Отпускаются рабу божьему прегрешения вольные и невольные».

Поп целковым получит после голосения

да еще корзину со снедью в сени.

Доволен – поди – поделился с вором;

на баб заглядываясь, идет притвором.

А вор причастился, окрестил башку,

очистился, улыбаясь и на солнце и на пташку,

идет торжественно, шажок к шажку,

и снова дерет с бедняка рубашку.

А бедный с грехами не пойдет к попу:

попы у богатеев на откупу.

Бедный одним помыслом грешен:

как бы в пузе богатенском пробить бреши.

Бывало, с этим к попу сунься —

он тебе пропишет всепрощающего Иисуса.

Отпустит бедному грех,

да к богатому – с ног со всех.

А вольнолюбивой пташке —

сидеть в каталажке.

Теперь бедный в положении таком:

не на исповедь беги, а в исполком.

В исполкоме грабительскому нраву

найдут управу.

Найдется управа на Титычей лихих.

Радуется пусть Тит —

отпустит Титычу грехи,

а Титыча… за решетку впустят.

ОТ ПРИМЕТ КРОМЕ ВРЕДА НИЧЕГО НЕТ

Каждый крестьянин верит в примету.

Который – в ту, который – в эту.

Приметами не охранишь свое благополучьице.

Смотрите, что от примет получится.

Ферапонт косил в поле,

вдруг – рев: «Ферапонт! Беги домой!

Сын подавился – корчит от боли.

За фельдшером беги скорей!»

Ферапонт работу кинул —

бежит. Не умирать же единственному сыну.

Бежит, аж проселок ломает топ!

А навстречу – поп.

Остановился Ферапонт, отвернул глаза

да сплюнул через плечо три раза.

Постоял минуту – и снова с ног.

А для удавившегося и минутабольшой срок.

Подбежал к фельдшеру, только улицу перемахнуть, —

и вдруг похороны преграждают путь.

Думает Ферапонт: «К несчастью! Нужно

процессию оббежать дорогой окружной».

На окружную дорогу, по задним дворам,

у Ферапонта ушло часа полтора.

Выбрать бы Ферапонту путь покороче —

сына уже от кости корчит.

Наконец, пропотевши в десятый пот,

к фельдшерской калитке прибежал Ферапонт.

Вдруг из-под калитки

выбежал котище – черный, прыткий,

как будто прыть лишь для этого берег.

Всю дорогу Ферапонту перебежал поперек.

Думает Ферапонт: «Черный кот

хуже похорон и целого поповского собора.

Задам-ка я боковой ход —

и перелезу забором».

Забор за штаны схватил Ферапонта

С полчаса повисел он там,

пока отцепился. Чуть не сутки

ушли у Ферапонта на эти предрассудки.

Ферапонт прихватил фельдшера, фельдшер – щипчик,

бегут к подавившемуся ветра шибче.

Прибежали, а в избе вой и слеза

сын скончался полчаса назад.

А фельдшер говорит, Ферапонта виня:

«Что ж теперь поднимать вой?!

Кабы раньше да на час позвали меня,

сын бы был обязательно живой».

Задумался Ферапонт. Мысль эта

суеверного Ферапонта сжила со света.

У моей у басенки мыслишка та,

что в несчастиях не суеверия помогут, а быстрота.

НИ ЗНАХАРЬ, НИ БОГ,

НИ АНГЕЛЫ БОГА —

КРЕСТЬЯНСТВУ

НЕ ПОДМОГА

Мы сбросили с себя помещичье ярмо,

мы белых выбили, наш враг полег, исколот;

мы побеждаем волжский мор

и голод.

Мы отвели от горл блокады нож,

мы не даем разрухе нас топтать ногами,

мы победили, но не для того ж,

чтоб очутиться под богами?!

Чтобы взвилась вновь, старья вздымая пыль,

воронья стая и сорочья,

чтоб снова загнусавили попы,

религиями люд мороча.

Чтоб поп какой-нибудь или раввин,

вчера благословлявший за буржуев драться,

сегодня ручкой, перемазанной в крови,

за требы требовал: «Попам подайте, братцы!»

Чтоб, проповедуя смиренья и посты,

ногами в тишине монашьих келий,

за пояс закрутивши рясовы хвосты,

откалывали спьяну трепака да поросенка с хреном ели.

Чтоб, в небо закатив свиные глазки,

стараясь вышибить Россию из ума,

про Еву, про Адама сказывали сказки,

на место знаний разводя туман.

Товарищ, подымись! Чего пред богом сник?!

В свободном нынешнем ученом веке

не от попов и знахарей – из школ, из книг

узнай о мире и о человеке!

ПРОШЕНИЯ НА ИМЯ БОГА —

В ЗАСУХУ НЕ ПОДМОГА

Эи, крестьяне!

Эта песня для вас!

Навостри на песню ухо!

В одном селе, на Волге как раз,

была засуха.

Сушь одолела – не справиться с ней,

а солнце сушит сильней и сильней.

Посохли немного и решили: «Попросим бога!»

Деревня крестным ходом заходила,

попы отмахали все кадила.

А солнце шпарит. Под ногами

уже не земля – а прямо камень.

Сидели-сидели, дождика ждя,

и решили помолиться о ниспослании дождя.

А солнце так распалилось в высях,

что каждый росток на корню высох.

А другое село по-другому с засухами борьбу вело,

другими мерами:

агрономами обзавелось да землемерами.

Землемер объяснил народу,

откуда и как отвести воду.

Вел землемер с крестьянами речь,

как загородкой снега беречь.

Агроном учил: «Засеивайтесь злаком,

который на дождь не особенно лаком.

Засушливым годом

засеивайтееь корнеплодом —

и вырастут такие брюквы,

что не подымете и парой рук вы».

Эй, солнце – ну-ка! —

попробуй, совладай с наукой!

Такое солнце, что дышишь еле,

а поля – зазеленели.

Отсюда ясно: молебен

в засуху мало целебен.

Чем в засуху ждать дождя по году,

сам учись устраивать погоду.

ПРО ФЕКЛУ, АКУЛИНУ, КОРОВУ И БОГА

Нежная вещькорова. Корову

не оставишь без пищи и крова.

Что человек

жить норовит меж ласк и нег.

Заботилась о корове Фекла,

ходит вокруг да около.

Но корова – чахнет раз от разу.

То ли дрянь какая поедена и попита,

то ли от других переняла заразу,

то ли промочила в снегу копыта, —

только тает корова, свеча словно.

От хворобы никакая тварь не застрахована.

Не касается корова ни жратвы, ни пойла —

чихает на всё стоило.

Известно бабе – в таком горе

коровий заступниксвятой Егорий.

Лезет баба на печку,

трет образа, увешанные паутинами,

поставила Егорию в аршин свечку —

и пошла… только задом трясет по-утиному!

Отбивает поклоны. Хлоп да хлоп!

Шишек десять набила на лоб.

Умудрилась даже расквасить нос.

Всю руку открестила – будто в сенокос.

За сутками сутки

молилась баба, не отдохнув ни минутки.

На четвертый день

(не помогли корове боги!)

отощала бабасовсем тень.

А корова околела, задрав ноги.

А за Фекловой хатой – пройдя малость

жила Акулина и жизнью наслаждалась.

Акулина дело понимала лихо.

Аж ее прозвали – «Тетя-большевиха».

Молиться – не дело Акулинье:

у Акулины другая линия.

Чуть у Акулины времени лишки,

садится Акулина за красные книжки.

А в книгах речь

про то, как корову надо беречь.

Заболеет – времени не трать даром

беги скорей за ветеринаром.

Глядишь

Скачать:PDFTXT

первого болотца. Вода холодная да грязная — так и плавают микробы разные. Крестный упился и не то что троекратно — раз десять окунал туда и обратно. От холода у бедной