сохранилась.
…я скомбинировался с Додей относительно пейзажа…- Речь идет о картине Д. Д. Бурлюка.
«Тебе, Лиля» — посвящение к отдельному изданию поэмы «Человек».
41
Датировано адресатом.
Картину кинемо кончаю.- Имеется в виду фильм «Не для денег родившийся» по роману Джека Лондона «Мартин Идеи» (сценарий Маяковского). В фильме Маяковский играл роль поэта Ивана Нова. Фильм не разыскан (либретто см. т. 11 наст. изд., стр. 481).
Еду сейчас примерять… фрелиховские штаны.- Не имея собственного хорошего костюма, который требовался для его роли, Маяковский обратился к артисту О. Н. Фрелиху, снимавшемуся на той же киностудии.
…хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь.- Было написано стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», которое появилось в московском издании газеты «Новая жизнь», 1918, No 8, 9 июня.
…хотелось бы сняться с тобой в кино.- Летом 1918 года по сценарию Маяковского была поставлена картина «Закованная фильмой», где поэт снимался совместно с Л. Ю. Брик. Фильм не разыскан (либретто см. т. 11 наст. изд., стр. 483).
Она из «Питореска»…- Письмо было написано на фирменной бумаге московского артистического кафе «Питореск».
42
Публикуется впервые.
43
Машинописная копия (хранится у А. В. Февральского).
Опубликовано в журн. «Театр», М. 1960, No 4 (см. А. Февральский, «Маяковский и его пьесы»).
Датируется по содержанию.
Около 10 октября 1918 года Маяковский приехал в Москву для Еедения переговоров о постановке «Мистерии-буфф» в Москве. Данное изложение содержания пьесы было представлено им в Театральный отдел (ТЕО) Наркомпроса.
12 октября на заседании в ТЕО, где присутствовало несколько режиссеров, Маяковский рассказал о пьесе и прочел отрывки из нее. Вопрос о постановке «Мистерии-буфф» на этом совещании не был решен. В 1918 году пьеса в Москве поставлена не была.
44
Публикуется впервые.
Датируется по содержанию.
…двумя новыми годами сразу — т. е. по старому и недавно введенному новому стилю.
45
ЦГАОР.
Опубликовано: ПСС, т. 6, М. 1940, стр. 353.
ЛИТО — Литературный отдел Наркомпроса. В те годы любое произведение художественной литературы, предлагавшееся к изданию в Госиздате, должно было получить предварительную рекомендацию ЛИТО. Поэма «150 000 000» была сдана в ЛИТО в начале апреля 1920 года.
46
ЦГАОР.
Опубликовано: ПСС, т. 6, М. 1940, стр. 354.
…я отказался от авторства, пуская ее и без фамилии.…- Маяковский не поставил своего имени на титульном листе книги, желая тем самым подчеркнуть, что творцом поэмы является как бы сам стопятидесятимиллионный советский народ. «150 000 000 – мастера этой поэмы имя»,- писал он в прологе произведения. Позднее в автобиографии он так аргументировал анонимность издания: «Печатаю без фамилии. Хочу, чтоб каждый дописывал и лучшил. Этого не делали, зато фамилию знали все» (т. 1 наст. изд., стр. 26). В последующих изданиях имя автора указывалось.
47
ЦГАОР.
Опубликовано: ПСС, т. 6, М. 1940, стр. 355.
Письма Маяковского рассматривались на заседании коллегии Наркомпроса 15 ноября 1920 года, после чего было принято решение об издании поэмы «150 000 000». Книга была сдана в печать 22 ноября 1920 года. Вышла в свет 16 апреля 1921 года.
48
Хранится у адресата.
Опубликовано: «Маяковский» (факсимиле).
Датируется периодом пребывания Маяковского в Петрограде: 3-12 декабря.
Письмо является ответом на высказанное адресатом предположение, что он послужил прототипом «героя» сатирического стихотворения Маяковского «Гимн критику».
Мое «Окно сатиры»… – Шуточные четверостишия в альбоме К. И. Чуковского, иллюстрированные Маяковским рисунками на манер «Окон Сатиры РОСТА» и названные «Окно сатиры «Чукроста» (см. стр. 144).
49
БММ.
Публикуется впервые.
Датируется по содержанию.
Ходатайство Маяковского было удовлетворено.
Заявление представляет собой стандартную машинописную форму, в которую Маяковский вписал имя и фамилию, названия произведений и адрес. Месяц не проставлен.
Про попов — «Пьеска про попов, кои не понимают, праздник что такое».
Как кто и что празднует — «Как кто проводит время, праздники празднуя. (На этот счет замечания разные)».
А что, если — «А что, если? Первомайские грезы в буржуазном кресле».
Чемпионат — «Чемпионат всемирной классовой борьбы».
50
Машинописная копия (БММ).
Полностью публикуется впервые.
Письмо ошибочно датировано поэтом 5.V.21 г. Судя по содержанию, написано до выхода «150 000 000». По-видимому, должно быть: 5 апреля.
ЛИТО… аттестовало эту книгу, как исключительно агитационную…- Заместитель заведующего Литературным отделом Наркомпроса В. Я. Брюсов писал Госиздату: «Коллегия ЛИТО, признав направленную в Государственное издательство рукопись т. Маяковского «150 миллионов» имеющей исключительное агитационное значение, просит означенную рукопись издать в самом срочном порядке…» (ПСС, т. 6, М. 1940, стр. 352).
…книги типа Гамсуна…- 17 декабря 1920 года. Распорядительная комиссия Госиздата разрешила издание романа К. Гамсуна «Новь» («Новые силы»), который, однако, не вышел из печати.
«Дрожнины песни».- Очевидно, речь идет о сборнике крестьянского поэта С. Д. Дрожжина «Песни рабочим», который был издан в 1920 году комитетом памяти В. М. Величкиной (Бонч-Бруевич). Полемический характер приведенного примера не дает основания судить по нему об отношении Маяковского к Дрожжину. Из сохранившейся афиши известно, например, что в дни юбилея пятидесятилетия литературной деятельности поэта (24 апреля 1923 г.) Маяковский должен был выступить в Политехническом музее на вечере «Московские поэты – Спиридону Дрожжину».
Дерябина…- Дерябина С., На заре нового мира (Сказка настоящего). Госиздат, М. 1920, 100 000 экз. (Вышла в серии «Красная книжка» No 25).
…плакаты о «Борьбе с волокитой» и о «помощи Донбассу». — Речь идет о плакате «Долой волокиту! Да здравствует революционная инициатива», ранее выполненном как «Окно сатиры РОСТА» No 494, ноябрь 1920, и о плакате «Все на помощь Донбассу», ранее выполненном как «Окно сатиры РОСТА» No 601, ноябрь, 1920.
Прилагаю рецензию…- К письму были приложены: письмо Литературно-издательского отдела Главного политического управления НКПС (Главполитпуть) и Центрального комитета профсоюза работников железнодорожного и водного транспорта (Цектран) от 18 декабря 1920 года, в котором отмечалось: «Оба эти плаката ярко агитационны и вполне художественны Литературно-издательский отдел просит Вас передать эти плакаты в его распоряжение в целях отпечатания…», и выписка из протокола 56 заседания Распорядительной комиссии Госиздата от 15 декабря 1920 года, рассматривавшей плакат «Долой волокиту! Да здравствует революционная инициатива»; из этой выписки и приведен цитируемый отзыв: «Отвергнуть как погромный».
…пьеса отклонена…- Распорядительная комиссия Госиздата отклонила «Мистерию-буфф» 2 апреля 1921 года «ввиду отсутствия бумаги». В выписке из протокола, выданной Маяковскому, имеется приписка: «Книга на отзыв не посылалась».
…прилагаемый здесь список…- В материалах БММ списка не имеется.
…»Мистерия» многократно «прорецензирована»…- См. вступительное слово Маяковского на диспуте «Надо ли ставить «Мистерию-буфф»?»
Вопрос о постановке ее… обсуждался на специальном собрании…- Имеется в виду диспут «Надо ли ставить «Мистерию-буфф»?» Принятая собранием резолюция была опубликована в журнале «Вестник театра», М. 1921, No 82. Сообщение о диспуте – в газете «Известия», М. 1921, No 21, I февраля, подробный отчет – в «Вестнике театра» М. 1921, No 83-84.
Главполитпросвет — Главный политико-просветительный комитет был учрежден как одно из управлений Наркомпроса 12 ноября 1920 года.
Рабкрин — Рабоче-крестьянская инспекция, орган государственного контроля, имевший в первые годы очень широкие функции. Существовала с февраля 1920 по февраль 1934 года.
51
ГАОР МО.
Опубликовано: газ. «Дальневосточный телеграф», Чита, 1921, No 56, 9 декабря.
После рассмотрения иска Маяковского на двух заседаниях дисциплинарного товарищеского суда при МГСПС поэту был выплачен причитавшийся ему гонорар.
…Центрхудкол… признала «Мистерию-буфф» одной из лучших и первых пьес коммунистического репертуара.- По-видимому, речь идет о следующем: 20 сентября 1920 года на заседании Коллегии Политпросветсектора Наркомпроса, обсуждавшей доклад В. Э. Мейерхольда об агитационно-революционных задачах театра и вопрос о репертуаре для празднования дня Октябрьской революции, А. В. Луначарский назвал «Мистерию-буфф» в числе немногочисленных «пьес коммунистического характера».
Тов. Мейерхольд взялся за постановку.- Пьеса была включена в репертуарный план руководимого В. Э. Мейерхольдом Театра РСФСР Первого еще до его открытия.
Пьеса до постановки была прочитана мною представителям ЦК РКП, МК РКП, ВЦСПС, Рабкрина, Главполитпросвета и других организаций…- Имеется в виду диспут «Надо ли ставить «Мистерию-буфф»?»
…отношение о срочном напечатании пьесы.- Отношение за подписью заместителя заведующего Театральным отделом Главполитпросвета В, Э. Мейерхольда отправлено 1 апреля 1921 года.
Пьесы Сабурова — Госиздатом не издавались.
В некоторых городах Республики… она вышла или должна выйти…- В 1921 году «Мистерия-буфф» была поставлена в Томске, Перми, Тамбове, Екатеринбурге (теперь Свердловск), станице Белоглинской, Краснодаре, Харькове, Омске.
…постановка Мастерит в Первом театре РСФСР встретила исключительно хорошее отношение и рабочей массы и газет…- См. газетные рецензии: Валь В., В пролетарском театре. Малярной кистью по домотканому холсту, газ. «Гудок», М. 1921, No 320, 8 июня; А б р. А., Первомайская победа революционного театра, газ. «Труд», М. 1921, No 58, 4 мая; Абр. А., Современный зритель и новый театр, там же, No 94, 24 июня; «Мистерия-буфф», газ. «Известия», М. 1921, No 94, 4 мая; Антон Углов, «Мистерия-буфф», газ. «Коммунистический труд», М. 1921, No 333, 7 мая и др.
…собираемые в театре анкеты… — В Театре РСФСР Первом путем ответов на анкету был проведен опрос зрителей об их впечатлениях от постановки «Мистерии-буфф». Большинство зрителей-рабочих дало ей положительную оценку (см. об этом: М. Загорский, Как реагирует зритель, журн. «Леф», М. 1924, No 2, стр. J41-151; его же, Театр и зритель эпохи революции, сб. «О театре», Тверь, 1922, стр. 102-112).
После спектакля… была единогласно принята резолюция… (резолюция в «Вестнике театра»),- Резолюция напечатана не была. Разыскать ее не удалось.
…редактор «Вестника театра» тов. Загорский…- М. Б. Загорский был заведующим редакцией «Вестника театра», редактором журнала являлся В. И. Блюм.
Получив 1 июня служебную записку Всеработпроса… — Описка или опечатка: по-видимому, должно быть 1 июля (пьеса вышла 15 июня).
Всеработпрос — Всероссийский профессиональный Союз работников просвещения.
…просил уплатить построчную плату.- Смета «Вестника театра» была Наркомпросом передана Госиздату и последний был обязан оплачивать материалы, печатавшиеся в журнале.
…напечатание никчемных томов Немировича?- Речь идет о серии книг Вас. И. Немировича-Данченко, изданных в 1919-1920 годах петроградским отделением Госиздата. В 1921 году писатель эмигрировал.
Цекпрос — Центральный комитет профсоюза работников просвещения.
THO — Тарифно-нормировочный отдел.
ОНТ — Отдел нормирования труда.
«Вестник ЦК Всерабиса».- Всерабис – Всероссийский профессиональный Союз работников искусств. Журнал назывался «Вестник работников искусств».
62
Фотокопия (ИМЛИ).
Опубликовано: «Литературная газета», М. 1935, No 68, 9 декабря (см. В. Тренин, «Неопубликованные стихи Маяковского»).
Стихотворный адрес, написанный и прочитанный Маяковским в 1921 году, в день проводов на Урал Б. Ф. Малкина, который в бытность свою заведующим Центропечатью содействовал публикации произведений Маяковского.
…ежели сбежать придется от сумасшедшего Госиздателя.- Маяковский имеет в виду ряд своих конфликтов с Государственным издательством, в особенности в связи с изданием второй редакции «Мистерии-буфф».
63
ЦГАЛИ.
Опубликовано: сб. «Живой Маяковский», вып. 2, М. 1930.
Датируется по содержанию.
После оккупации Владивостока находившийся там Н. Н, Асеев переехал в столицу ДВР (Дальневосточной республики) – Читу, куда и адресовано письмо Маяковского. Вспоминая о связи с Маяковским в тот период, Асеев писал: «Группа «Творчество» росла и крепла. Мы уже перекликались с Москвой. Получили весточку от Брика и Маяковского. Это была как первая апокрифическая пальмовая ветвь с суши» (Н. Асеев, Дневник поэта, Л. 1929, стр. 56).