активнейших сотрудников дальневосточного журнала «Творчество» (Чита). Летом 1921 года приезжал в Москву, в первых числах сентября вернулся в Читу.
…восславление моей скромной фигуры, в частности.- Речь идет о статьях, посвященных Маяковскому в «Творчестве», одним из авторов которых был Н. Н. Асеев.
Вы просите песен, их нет у меня = строка из одноименного романса Саши Макарова.
…нужно во Всеросгазету сдать стихи о голоде.- Речь идет о стихотворении «Два не совсем обычных случая», напечатанном в однодневной газете «На помощь!», 1921, 29 августа (издана «Известиями ВЦИК» в пользу голодающих Поволжья).
Что касается Рощина, то спасибо, «я уже».- Речь идет о литературном критике И. С. Гроссмане-Рощине. Н. Н. Асеев в статье «Три года на Дальнем Востоке» писал: «Из случайных, нерегулярных событий культурной жизни следует отметить приезд во Владивосток в 1921 году т. Гроссмана-Рощина, прочитавшего ряд лекций в рабочей аудитории, а также исключительно интересный доклад «о форме и содержании» в помещении Литературно-художественного общества Дальнего Востока» (журн. «Печать и революция», М. 1922, No 6).
«Я уже» – выражение из литературного анекдота: на обеде поэт Ю. К- Балтрушайтис, знакомясь с писателем А. И. Куприным, назвал свою фамилию; не расслышавший фразы Куприн сказал: «Спасибо, я уже». Отвечая так Асееву, Маяковский, вероятно, соглашался с оценкой И. С. Гроссмана-Рощина, которая содержалась в несохранившемся письме Асеева.
Хочу приехать в Читу.- В Читу Маяковский не ездил.
Шлю стишонок «Наш быт».- Речь идет о стихотворении «Неразбериха», которое было напечатано под заглавием «Наш быт. No 1» в газ. «АгитРОСТА», М. 1921, No 9, 16 августа. Сведений о публикации этого стихотворения в ДВР нет.
54
Опубликовано: газ. «Дальневосточный телеграф», Чита, 1921, No 56, 9 октября.
Датируется по содержанию.
Оригинал письма не разыскан. Настоящий отрывок был опубликован критиком Н. Ф. Чужаком-Насимовичем, редактировавшим газету «Дальневосточный телеграф», в статье «О дегте, о воротах и о прочем (статья старого коммуниста)». Статья являлась полемическим ответом на фельетон Л. Сосновского «Довольно маяковщины» («Правда», М. 1921, No 199, 8 сентября), вызванный судебным процессом между Маяковским и Госиздатом. В своей статье Чужак привел отрывок из письма и заявление Маяковского в юридический отдел МГСПС. На обороте копии заявления, как сообщает Чужак, была приписка поэта: «Веселенькая историйка? Так живет и работает Маяковский».
Обвиняемый — Госиздат (Вейс, Мещеряков и Сквврцт).- Обвиняемыми были Д. Л. Вейс и И. И. Скворцов-Степанов. Н. Л. Мещеряков был временно откомандирован ЦК РКП (б) в Красную Армию и на суде не присутствовал.
55
…сборник статей Чужака… и газету «Дв телегр, в которой большая статья Чужака о Сосновском.- Сборник «К диалектике искусства» (Чита, 1921); статья «О дегте, о воротах и о прочем» – «Дальневосточный телеграф», Чита, 1921, No 56, 9 октября.
…гонорар мне за посланные материалы.- В журнале «Творчество», который редактировал Н. Ф. Чужак, были опубликованы отрывки из поэм Маяковского «Облако в штанах» (1920, NoNo 1, 2, 3) и «Война и мир» (No 5).
…уеду дней на 8-10 в Харьков.- Маяковский выехал в Харьков 11 декабря и возвратился 18 декабря.
56
Л. Ю. Брик сообщила Маяковскому в одном из писем о переговорах с владельцем одной рижской типографии, соглашавшемся издавать книги Маяковского, различные сборники и учебники. Она просила узнать в ряде советских учреждений о технических возможностях осуществления этого плана. Разрешение было получено, но осуществить этот замысел не удалось.
К письму прилагалась копия докладной записки, направленной Маяковским и О. М. Бриком А. В. Луначарскому (см. стр. 203).
Об учебниках надо говорить с Крупской… — Н. К. Крупская была в то время членом коллегии Наркомпроса и председателем Главполитпросвета; кроме того, руководила в эти годы научно-методической секцией Государственного ученого совета, в ведении которого была выработка школьных программ и издание учебников.
С Граником…- Г. М. Граник работал в отделе печати Наркоминдела. Л. Ю. Брик просила связаться через него с рижской газетой «Новый путь», лояльно относившейся к Советской России.
57
Датируется адресатом.
…харьковское письмо? — Письмо Маяковского из Харькова не дошло до адресата.
Читал три раза…- В Харькове состоялось три выступления: 12 декабря («Диспут о футуризме»), 14 декабря (чтение поэмы «150 000 000») и 15 декабря («Дювлам» – Двенадцатилетний юбилей Владимира Маяковского).
…вышлю и докладную записку… — Текст записки см. стр. 203.
Давид Петрович — Штеренберг, художник. В конце 1921 года заведовал художественным отделом Главного комитета профессионального образования (Главпрофобра) Наркомпроса. Через него Маяковский, вероятно, предполагал осуществить заказ на книгу о плакате.
Не слишком ли издатель упирает на учебники? — На книги, ввозимые из-за границы, была установлена высокая пошлина, значительно сниженная для учебников. В конце декабря 1921 года, в связи с восстановлением отечественной полиграфической промышленности, Госиздат прекратил заграничные заказы, разрешая лишь в отдельных случаях заказы на учебные и научные книги. Последнее, вероятно, и послужило причиной того, что задуманное начинание на осуществилось.
Евтушевский В. А. – автор ряда учебников и пособий по математике. В данном случае Маяковский упоминает Евтушевского как имя нарицательное (синоним учебника).
«МАФ» (Московская, в будущем – международная ассоциация футуристов) – предполагаемое название задуманного издательства, а также сборника.
Постараюсь… выслать книгу…- Рижский издатель просил выслать ему рукопись одной из предполагавшихся к изданию книр для составления сметы.
63
ЦГАЛИ.
Публикуется впервые.
…что сделать, чтоб стать членом Союза.- По всей вероятности, Московского профессионального союза писателей, членом которого Маяковский был с 1919 года.
59
Хранится у адресата.
Опубликовано: «Литературная газета», М. 1936, No 22, 14 апреля.
Написано и послано секретарю редакции «Известий» Осафу Семеновичу Литовскому, пригласившему Маяковского на семейное торжество, на котором поэт по болезни не смог присутствовать.
60
Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма.
Опубликовано: ЛН-65.
Единственным манифестом этой группы было предисловие к сборнику «Пощечина общественному вкусу»…- Это не совсем точно: авторам предисловия принадлежит манифест в листовке того же названия и манифест «Идите к черту!» из уничтоженного цензурой сборника «Рыкающий Парнас» (П. 1916).
Полиритмия – термин, обозначающий сочетание нескольких ритмов.
…подлинно футуристической прозы нет; есть отдельные попытки у Хлебникова, у Каменского, у Кушнера Митинг дворцов»…- Проза В. В. Хлебникова собрана в т. 4 его «Собрания произведений» (Л. 1930), при жизни автора печаталась в различных сборниках; проза В. В. Каменского – романы: «Землянка» (Спб. 1911), «Стенька Разин» (М. 1916) и автобиография. «Его – моя биография великого футуриста» (М. 1918); Б. А. Кушнер, «Митинг дворцов. Аллитерованная проза» (П. «ИМО», 1918).
…несторское подытоживание результатов… практики.- Нестор – древнерусский писатель XI – начала XII века. Ему приписывается авторство выдающегося памятника древнерусского летописания «Повести временных лет». Здесь — в смысле спокойного, неторопливого описания действительности и деяний прошлых лет.
61
Авторизованная машинопись (БММ).
Полностью публикуется впервые.
Художник Е. В. Равдель в 1922 году заведовал Производственным бюро Высших Государственных художественно-технических мастерских (Вхутемас), которому подчинялось издательство. В этом издательстве вышли все книги Маяковского в серии «МАФ» и два тома его собрания сочинений «13 лет работы».
Из-за чрезвычайно плохой постановки дела издательство не могло полностью выполнить взятые на себя обязательства. Намеченные сроки окончания издания собрания сочинений 20 августа, а затем 25 сентября были сорваны. Более того, в процессе производства пришлось изменить план издания, превратив его из четырехтомного в двухтомное. Все это привело к тому, что поэт расторг договор.
…был испрошен для Вхутемаса в Гизе заем… — Заем был дан Госиздатом 4 августа 1922 года.
…в пятницу с. г. я уезжаю в служебную заграничную командировку.- 9 октября Маяковский выехал в Берлин.
62
Публикуется впервые.
Датируется Л. В. Маяковской.
63
Публикуется впервые.
Датируется Л. В. Маяковской.
Сухаревка.- Сухаревский рынок был закрыт 15 декабря 1920 года и снова открылся после введения нэпа.
64
Публикуется впервые.
Датируется Л. В. Маяковской.
Хотя ангелов…- Именины А. А. Маяковской, с которыми ее поздравляет Маяковский, приходились на 23 апреля ст. ст.
63
Машинописная копия. (Хранится у В. А. Катаняна.)
Опубликовано: ЛИ-65.
Письмо написано после одного из первых редакционных собрании журнала «Леф», на котором выявились разногласия по ряду важных вопросов литературной теории и практики.
О своем понимании этих разногласий Н. Ф. Чужак писал несколько позднее в газете «Правда»: «Левый фронт искусства переживает глубокий внутренний кризис. Идет почти открытая борьба двух составных элементов Лефа: старого футуризма, додумавшегося головой, и под воздействием извне, до производственного искусства, но отдающего производству только технику левой руки и явно путающегося между производством и мещанской лирикой, и производственнического крыла Лефа, пытающегося сделать из теории пока еще корявые и робкие, но уже актуально-практические выводы и – это особенно важно – ставящего ставку не на индивидуальное и неизбежно яческое искусство спецов, а на идущее с низов и лишь нуждающееся в оформлении – творчество массы» (Н. Чужак, В драках за искусство (разные подходы к Лефу), «Правда», М. 1923, No 186, 21 августа). Позиция Чужака сказалась в том, что он был против опубликования в журнале и выпуска отдельными изданиями поэмы Маяковского «Про это» и рассказа О. М. Брика «Непопутчица».
Будь у Вас партийный журнал…- Видимо, речь идет о попытках организации под редакцией Н. Ф. Чужака нового толстого журнала, в числе сотрудников которого упоминался и Маяковский. «Задачей журнала,- как сообщалось в печати,- является «осознание современного искусства» (журн. «Зрелища», М. 1922, No 17, 19-25 декабря).
…атаки нашим журналом…- т. е. «Лефом».
66
Опубликовано: ЛН-65.
Датируется по содержанию.
Обложку т. Мещеряков подписал…- Речь идет об обложке No 2 журнала «Леф». Журнал выходил под маркой Госиздата, поэтому и требовалась подпись председателя редколлегии издательства Н. Л. Мещерякова. На обложке No 2 журнала был помещен сделанный А. М. Родченко фотомонтаж объявлений о цыганском хоре, юбилеях Л. В. Собинова и А. И. Южина, портрета миллиардера Рокфеллера и т. д., перечеркнутый двумя косыми зелеными полосами.
Объявление-рекламу не успел провести…- Речь идет о проспекте журнала, где были перепечатаны обложка No 2 «Лефа», передовая, написанная Маяковским, и первомайские стихи поэтов «Лефа».
67
Хранится у Л. Ю. Брик.
Опубликовано: альманах «Красная стрела», Нью-Йорк, 1932 (факсимиле).
В датировке письма ошибка: надо не 15/Х, a 15/IX, так как около 18 сентября Маяковский вернулся в Москву.
Если мне пришлете визу…- Американская виза Маяковским не была получена.
68
Черновой автограф (БММ).
Опубликовано: ПСС, т. 5, М. 1940, стр. 714-715.
Датируется по содержанию.
Мосполиграф — Московское государственное объединение предприятий полиграфической промышленности.
…15 отдельных иллюстраций-плакатов…- Возможно, речь идет о 15 рисунках с текстами «О завхозе, который чуть не погиб со всей конторой», сделанных во второй половине ноября 1923 года совместно с Н. Н. Асеевым. В пользу данного предположения говорит следующее: 1) реклама имеет ту общую лозунговую и общую изобразительную форму, о которой говорит в заявлении Маяковский; 2) рисунки сопровождаются двустишиями, упоминаемыми в § 2 заявления; 3) реклама посвящена деятельности Мосполиграфа.
69
БММ.
Полностью публикуется впервые.
Предложенные Маяковским книги изданы не были. Большинство из названных стихотворений вошло в сборник, выпущенный издательством «Красная новь» в 1924 году «О Курске, о комсомоле, о мае, о полете, о Чаплине, о Германии, о нефти, о 5 Интернационале и о проч.»; вторая книга была принята