Скачать:PDFTXT
Письма, заявления, записки, телеграммы, доверенности

М. 1941, стр. 483. В журнале «Красная новь», М. 1928, No 8, была опубликована статья Д. Тальникова «Литературные заметки». В главах 5 и 6, названных «Дежурное блюдо Маяковского», автор обрушился на очерки «Мое открытие Америки» и американские стихи. На статью Тальникова Маяковский ответил стихотворением «Галопщик по писателям».

 

142

ЦГАЛИ.

Опубликовано в журн. «Знамя», М. 1940, No 6-7 (см. П. Лавут, «Маяковский едет по Союзу»).

Датируется по пометам на копии (ЦГАЛИ).

Вечер состоялся 26 сентября 1928 года в Большой аудитории Политехнического музея.

 

143

ЦГАЛИ.

Публикуется впервые.

С лекцией «Левей Лефа» Маяковский выступил 29 сентября в зале Академической капеллы (Ленинград).

 

144

ИМЛИ.

Полностью публикуется впервые.

На письме резолюция зав. отделом Г. Б. Сандомирского: «Не возражаю».

К письму рукой неустановленного лица сделана приписка: «Все корректуры собрания сочинений и др. прошу давать тов. Брик Осипу Максимовичу, Москва, Воронцовская ул., Гендриков пер., д. 15, кв. 5. Тел. 2-35-79».

…отправляюсь в отпуск…- В тот же день Маяковский выехал за границу.

…для заканчивания почти выполненной работы.- Маяковский, по-видимому, имел в виду комедию «Клоп».

 

145

…я в Париже…- Маяковский жил в Париже с 5 октября.

…еду… в Ниццу…- В Ницце Маяковский пробыл всего несколько дней и вернулся в Париж.

Пискатор пока что прогорел.- Немецкий режиссер Эрвин Пискатор организовал в сентябре 1927 года в Берлине свой экспериментальный политический театр, имевший в первое время громадный успех. Революционная направленность театра Пискатора, видимо, и побудила Маяковского предложить ему свою пьесу «Клоп». Однако в 1928 году из-за неблагоприятно сложившихся обстоятельств театр неожиданно потерпел финансовый крах.

Парижских ауспиций не видеть (мелкие лекциишки)…- Ауспиции – предсказания, виды на будущее. Здесь в смысле: парижские планы не оправдались.

«Малик» — немецкое прогрессивное издательство, с которым Маяковский был связан со времени издания перевода «150 000 000» (1924). Договор на издание пьесы и других произведений был подписан 20 февраля 1929 года, во время следующей заграничной поездки.

…смотрел специально автосалон.- Маяковский собирался купить автомобиль.

Шалито.- Речь идет о члене правления «Межрабпомфильма» Е. М. Шалыто. Л. Ю. Брик просила прислать куски заграничной кинохроники для использования в фильме «Стеклянный глаз», который она снимала совместно с В. Л. Жемчужным.

 

146

Телеграмма.

Веду сценарные переговоры…- Сохранилось краткое изложение на французском языке содержания сценария Маяковского «Идеал и одеяло», которое, возможно, служило темой переговоров.

 

147

…раздракониваю пьесу и сценарий.- Пьеса «Клоп»; сценарий, по-видимому, «Идеал и одеяло».

…твое письмо о «Киноглазе».- Речь идет о фильме «Стеклянный глаз» (см. выше).

…телефонируй… Кострову, что стихи я пишу…- Маяковский имеет в виду «Стихотворение о проданной телятине» (газ. «Комсомольская правда», М. 1928, No 292, 16 декабря), «Стихи о красотах архитектуры» (журн. «Огонек», М. 1928, No 52, 23 декабря), «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (журн. «Молодая гвардия», М. 1929, No 1).

…если тебе попался для корректуры том…- Л. Ю. Брик корректировала т. IV Собрания сочинений Маяковского.

…буду делать не позднее 8-10.- Маяковский вернулся в Москву 8 декабря.

Окончание реношных перипетий…- т. е. покупки автомобиля марки «Рено».

 

148

ЦГАЛИ.

Публикуется впервые.

В середине января Маяковский выехал на несколько дней в Харьков. Из-за болезни горла выступления в других городах не состоялись.

 

149

ИМЛИ.

Полностью публикуется впервые.

Предложение Маяковского встретило поддержку работников отдела: 18 января был разработан проект договора, а 1 февраля он был подписан, с несколько измененной суммой гонорара.

 

150

Рукописная копия (ЦГАЛИ).

Публикуется впервые.

Афиша готовилась для предстоящей поездки по Кавказу и Крыму. См. ее на стр. 170 наст. тома.

 

151

ЦГАЛИ.

Публикуется впервые.

Лекционная поездка Маяковского по Кавказу и Крыму продолжалась с 21 июля по 18 августа.

 

152

Авторизованная машинопись (ИМЛИ).

Публикуется впервые.

Письмо вызвано предложением Госиздата изменить некоторые пункты договора. Стороны пришли к соглашению в результате переговоров, состоявшихся 14 июня.

К письму прилагалась справка ФОСП (Федерации объединений советских писателей) от 23 мая 1929 года, подтверждающая доводы Маяковского. В ней, в частности, указывалось: «Оплату в 75 коп. за строку по отношению к поэтическим произведениям, выпущенным первым книжным изданием, принимая во внимание обычную плату наших издательств и квалификацию т. Маяковского как писателя, считаем нормальной».

 

153

Авторизованная машинопись (ИМЛИ).

Опубликовано: Катанян-45.

Издание 2-х массовых книг для дешевой библиотеки…- Сборник «Избранные произведения» Маяковского в серии «Дешевой библиотеки Госиздата» вышел в 1930 году, уже после смерти поэта. Вторая книга издана не была.

Выступления последних недель и продажа книг на книжном базаре…- Маяковский выступал в «День книги» – 9 июня – в Октябрьских красноармейских лагерях и на устроенном Госиздатом книжном базаре на Тверском бульваре.

Продвинуть… широкое оповещение об издании моего Собрания сочинений… — В распоряжении А. Б. Халатова по Госиздату No 1916/ах от 15 июня сказано: «Просьбу тов. Маяковского об уведомлении в печати о его трудах считаю правильной и прошу торг-сектор соответственно учесть» (БММ).

Содействие немедленному заключению договора на издание альманахов «Реф».- Вопрос об издании сборников «Реф» («Революционный фронт искусства») обсуждался на заседании редакционного совета издательства, где был решен положительно.

Группа Реф во главе с Маяковским образовалась в мае – начале июня из писателей, вышедших из Лефа (см. далее письмо в правление Госиздата от 14 июня 1929 г. и письмо в Главлит от 24 сентября 1929 г., стр. 213-214 и 132 наст. тома).

 

154

Машинописная копия (ИМЛИ).

Публикуется впервые.

С Д. И. Марьяновым Маяковский познакомился в 1919 году, когда тот был назначен ученым секретарем литературного отдела Наркомпроса. По всей видимости, доверенность не была передана, так как в начале следующего года Маяковский писал находящейся в Берлине Л. Ю. Брик, чтобы она не давала Марьянову «ни пьес, ни доверенностей» (см. письмо от 19 марта 1930 г., стр. 136 наст. тома).

Доверенность была заверена секретарем правления Московского общества драматических писателей и композиторов.

Тантьема — дополнительное вознаграждение лиц административного аппарата из чистой прибыли, в данном случае, полученной театром от постановки спектакля.

 

155

Машинописная копия (ИМЛИ).

Публикуется впервые.

 

156

Телеграмма (ЦГАЛИ).

Публикуется впервые.

Еду прямо…- Маяковский выехал в Сочи 17 июля 1929 года. Первое выступление в Сочи состоялось 21 июля.

 

157

ЦГАЛИ.

Опубликовано в журн. «Знамя», М. 1940, No 6-7 (см. П. Лавут, «Маяковский едет по Союзу»).

См. письма к А. Б. Халатову от 10 июня 1929 года и в Московское губернское управление по делам литературы и издательств от начала октября 1929 года (стр. 130 и 133 наст. тома).

Вечер «Открывается Реф» состоялся 8 октября 1929 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея.

отрицание голого факта…- По-видимому, Маяковский имеет в виду лефовскую теорию «литературы факта», отвергавшую совершенно элемент художественного вымысла в литературе и пропагандировавшую замену романа газетным очерком.

 

158

ИМЛИ.

Опубликовано: Катанян-48.

Просьба была удовлетворена.

…с выходом нового журнала…- Группа Реф предполагала издание своего журнала типа «Леф» и «Новый Леф». Это начинание не осуществилось.

 

159

ЦГАЛИ.

Публикуется впервые.

Датируется по содержанию.

Является дополнением к письму в Главное управление по делам литературы и издательств от 24 сентября 1929 года (стр. 132 наст. тома).

будет положена программная статья тов. О. Брика…- Маяковский имеет в виду ответ О. М. Брика на анкету журнала «Книга и революция», М. 1929, No 12, где основные задачи Рефа сформулированы так: «Вновь организуемая литературная группа «Реф» – «Революционный фронт искусств» – во главе с Маяковским, Бриком, Асеевым, Родченко и др. ставит решительное требование всем литературным течениям безоговорочно отказаться от всяких попыток дезертировать с фронта классовой борьбы и настаивает на активнейшем участии литературы в текущих, боевых задачах социалистической агитации и пропаганды».

Эта статья была приложена к заявлению.

Вечер состоялся 8 октября 1929 года.

 

160

ИМЛИ.

Публикуется впервые.

Несмотря на то, что Госиздат пошел навстречу Маяковскому, сборник «Реф» в свет не вышел. 3 января 1930 года поэт подал заявление о своем вступлении в РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) (об этом см. ниже, стр. 350-351). Оставшись без лидера, группа распалась и отпала необходимость в издании группового сборника.

 

161

Телеграмма.

Печатается по газ. «Ижорец», Колпино, 1930, No 1(48), 5 января.

Является ответом на телеграмму правления клуба: «Москва, Дом печати, Маяковскому. Рабочие Ижорского завода просят Вас выступить в Колпине на вечере, посвященному Вашему творчеству. Сообщите условия и день приезда…»

Выступление состоялось 9 января.

 

162

ЦГАЛИ.

«Литературная газета», М. 1930, No 6 (43), 10 февраля.

Как вспоминает писатель Ю. Н. Либединский, мысль о вступлении в РАПП возникла у Маяковского в конце 1929 года: «Вот исторический факт, достоверность которого могут засвидетельствовать некоторые товарищи: когда Маяковский в 1929 году решал для себя вопрос о вступлении в РАПП, он хотел по этому поводу поговорить с А. Фадеевым и не сделал этого только потому, что Фадеева тогда не было в Москве» (Ю. Либединский, Современники. Воспоминания, «Советский писатель», М. 1958, стр. 173). Как свидетельствует В. А. Сутырин, бывший в то время секретарем ВОАПП (Всесоюзного объединения ассоциаций пролетарских писателей), Маяковский сообщил ему о своем желании вступить в РАПП в начале января 1930 года. Из-за того, что некоторых руководителей РАППа не было в то время в Москве, решение вопроса несколько затянулось.

Было ли это заявление написано 3 января, как значится в оригинале, или эта дата является опиской, как утверждает В. А. Катанян, датирующий его 3 февраля (В. Катанян – 56, стр. 395), сказать трудно. Возможно, что оно явилось итогом предварительных переговоров, но с таким же основанием можно утверждать, что оно послужило их началом. Важнее другое: желание Маяковского вступить в РАПП возникло значительно раньше февраля 1930 года. Подтверждается это тем, что руководству РАППа потребовалось значительное время для того, чтобы прийти к согласованному решению.

Маяковский был единогласно принят в РАПП первой областной конференцией МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей) 6 февраля 1930 года. В тот же день были приняты поэты-конструктивисты Эд. Багрицкий и Вл. Луговской. Говоря об этом В. А. Сутырин заявил: «В случае с Маяковским вопрос четок. У нас были и есть большие разногласия. Он честно заявляет о них, и мы понимаем, что в РАПП он будет занимать собственную позицию. Мы не сомневаемся в его субъективной искренности, объективно он был нам полезен и будет помогать двигать наше дело. Наша драка с ним по творческим вопросам есть и будет только дружеской» («Литературная газета», М. 1930, No 6 (43), 10 февраля).

 

163

«Комсомольская правда», М. 1930, No 11,-14 января.

Письмо написано в ответ на заметку «Супружеская поездка на государственный счет».

Письмо сопровождается следующей припиской:

«Полностью поддерживали и поддерживаем просьбу тт. из Реф о поездке тт. Брик и присоединяемся к письму в «Комсомольскую правду».

Секретарь Федерации объедин сов писателей

Сутырин.

Секретарь РАПП Лузгин».

 

основатель теории социального заказа…- Теория была сформулирована в основном О. М. Бриком и Б. И. Арватовым. Смысл ее заключен в следующих словах Брика: «Поэтмастер слова, ре-четворец, обслуживающий свой класс, свою социальную группу. О чем писать – подсказывает ему потребитель» («Леф», М. 1924, No 2, стр. 156).

…Л. Ю. Брик… первая переводчица теоретических работ Гросса, Виттфогеля…- В переводе Л. Ю. Брик с немецкого были опубликованы статья художника Георга Гросса «К моим работам» («Леф», М. 1923, No 2) и одноактная пьеса Карла Виттфогеля «Беглец» – трагедия в 7 телефонных разговорах («Леф»,

Скачать:PDFTXT

М. 1941, стр. 483. В журнале "Красная новь", М. 1928, No 8, была опубликована статья Д. Тальникова "Литературные заметки". В главах 5 и 6, названных "Дежурное блюдо Маяковского", автор обрушился