с поездками, вынужденными волокитой Госиздата.
В. Маяковский.
6/VIII-21 г.
52
Б. Ф. МАЛКИНУ
[Москва, 17 августа 1921 г.]
Адрес для писем
Борису Федоровичу Малкину
(Лубянский проезд, д. No 3, кв. 12).
P. S.
Когда, убоясь футуристической рыси,
в колеса вставляли палки нам,-
мы взмаливались:
«Спаси нас, отче Борисе!»
И враги расточались перед бешеным Малкиным.
но черт разберет ее, волю создателя.
Оловом,
примите меня в Екатеринбурге,
ежели сбежать придется от сумасшедшего Госиздателя.
Целую. Привет Уралу!
Любящий Маяковский.
17/VIII-21 г.
53
Н. Н. АСЕЕВУ
[Москва, около 20 августа 1921 г.]
Дорогой Коля Асеев!
Подлец Третьяков через 1/2 часа едет и заставляет меня сие писать. Вам хорошо этим заниматься, когда у Вас ундервуд, а Вы только знай подписывайтесь.
Патетическое
Громовый привет и широкое футуристическое мерси за агитацию нашего искусства и за восславление моей скромной фигуры, в частности.
Деловое
Вы просите песен, их нет у меня…
Полтора года я не брал в рот рифм (пера в руки, как Вам известно, я не брал никогда). Сейчас только чувствую себя крайне удрученным, так как нужно во Всеросгазету сдать стихи о голоде. Если с этого что-нибудь поэтическое начнется, то, конечно, будет идти в ДВР. Из перечисленных Вами фамилий – Мариенгоф дрянь; если же его отобрать, как Вы советуете, то получится дрянь отборная. Что есть др – везет Сережа.
Видовое
Что касается Рощина, то спасибо, «я уже». Пастернака познакомил с ним с удовольствием – пусть талмудят головы друг другу.
Биографическое
Хочу приехать в Читу. Если Краснощеков поедет, поеду и я.
Лирическое
Обнимаю Вас и целую.
Шлю стишонок «Наш быт». Можно бы, пожалуй, и напечатать.
Отпечатан только в Агитросте – распространение малое.
В. М.
54
Н. Ф. ЧУЖАКУ
[Москва, около 20 августа 1921 г.]
На Ваш шутливый запрос о том, «как живет и работает Маяковский», отвечаю. Здесь приходится так грызться, что щеки летают в воздухе. Работать почти не приходится: грызня, агитация и т. п. выжирают из меня все вместе с печенками. Для иллюстрации шлю копию моего заявления в МГСПС о Госиздате. 25 числа дисциплинарный суд. Обвиняемый – Госиздат (Вейс, Мещеряков и Скворцов). Обвинитель – я. Постараюсь перегрызть все, что возможно. Не считайте изложенное в заявлении за исключение: таких случаев тыщи. Со «150 000 000» было так же, если не хуже. Месяцев 9-10 я обивал пороги и головы. Уже по отпечатании была какая-то «ревизия» и «выемка»: кто, мол, смеет печатать такую дрянь, когда на Немировича-Данченко бумаги не хватает! «Ну, батенька, и подвели же вы нас!» – сказал мне руководитель Госиздата, а потом утешил, сказав, что «по-видимому, с вами ничего не будет». Но – это все мелочи. Главное – мы побеждаем. Сторонники растут. Все выступающее против нас настолько мелко и глупо, что всякий, «коммерчески» не заинтересованный в нашем уничтожении, переходит к нам.
65
Л. Ю. БРИК
[Москва, 2 ноября 1921 г.]
Дорогой мой и миленький Личик!
А я все грущу – нет от тебя никаких письмов. Сегодня пойду к Меньшому – авось пришли. Ужасно хотелось бы вдруг к тебе заявиться и посмотреть, как ты живешь. Но увы,- немного утешаюсь, уверяя себя, что, может быть, ты меня не забыла, а только письма не доходят. Пиши же, Лиленок!
Приехал из Владивостока скульптор Жуков, привез сборник статей Чужака (большинство старые) и газету «Дв телегр», в котором большая статья Чужака о Сосновском. Прислал Чужак гонорар мне за посланные материалы. Сегодня Жуков у нас обедает.
Как будто есть и у меня крохотная новостишка. Вчера приходил человек, о котором говорила Рита (из харьковского Губполитпросвета), и хочет везть меня в Харьков на 3 вечера. Условия хорошие. Если сегодня (тоже должен обедать) он не раздумает, я на будущей неделе в четверг или в пятницу (чтоб успеть получить твое дорогое письмо) уеду дней на 8-10 в Харьков. Отдохну и попишу. Работы сейчас фантастическое количество и очень трудная.
Пиши, солнышко.
Люблю тебя.
Жду и целую, и целую.
2/XI-21 г.
О Гржебине еще не мог узнать ничего! У него никого нет.
Разумеется, я буду тебе писать со всех станций, если уеду, ты пиши. Я к себе транспорт налажу.
Целую, целую, целую, целую.
56
Л. Ю. БРИК
[Москва, 28 ноября 1921 г.]
Деловое.
Вот тебе отчет об издательстве.
1) Был в Наркомвнешторге. Товарищ Васильев, от которого зависит ввоз, оказался знакомым и обещал сделать все возможное, но разрешение зависит также и от Наркомпроса (Госиздата).
2) Я был у Луначарского, и он при мне говорил с Госиздатом (Мещеряковым), со стороны Госиздата препятствий не оказалось, и Луначарский утвердил список книг и просил Наркомвнешторг разрешить ввоз.
3) Дальнейшее буду делать так: высылая книгу в печать, буду прилагать каждый раз разрешение на ввоз.
4) Список книг, предполагаемых к изданию (первая очередь):
1. МАФ. Иллюстрированный) журнал искусств. Редакция – В. Маяковский и О. Брик. Сотрудн Асеев, Арватов, Кушнер, Пастернак, Чужак и др.
2. Маяковский. Сборники стихов.
4. Книга о русском плакате.
5. Поэтика (сборник статей по теории поэтического языка).
6. Хлебников. Творения.
7. Искусство в производстве. Сборник статей.
8. Хрестоматия новейшей литературы.
Резолюц Лунач:
«Идею издательства считаю приемлемой. Книги прошу разрешить к ввозу при соблюдении соответств постановлений.
Луначарский».
5) Об учебниках надо говорить с Крупской; это труднее, но если издательство наладится – сделаю и это.
6) Чтоб выслать книги, их нужно сначала здесь (как ты писала) привести в абсолютно приемлемый вид.
7) Для этого необходимо сначала выяснить финансовый вопрос (организационные и мне).
8) С Граником я буду говорить только завтра.
9) Мне кажется, что мне следует (чтоб заменило все остальное) не менее 20 мил в месяц (на валюту это совсем кроха).
10) На организационные (машинистка, бум и пр.), а также на выдачу авансов необходимо около 50 миллионов) единовременно (тоже по-моему).
11) Как только все это выяснится, буду слать книги. Вот пока деловое все.
Целую тебя, милый мой.
Щен Маяк.
28/XI-21 г.
57
Л. Ю. БРИК
[Москва, 19 декабря 1921 г.]
Дорогой и милый, милый Лиленочек!
Вчера (воскресенье 18) приехал из Харькова и сразу набросился на твои письма, получил 2 милых и все три деловых!
(Дело на следующей странице!)
Получила ли ты харьковское письмо? Я рад, что оттуда вырвался – Харьков город ужаснейший. Читал три раза, было довольно масса народу.
Не забывай меня, детка, пожалуйста.
Лилек!
1) В четверг вышлю и докладную записку и сведения об учебниках.
2) За учебниками надо идти в Наркомпрос на Остоженку.
3) Также думаю получить заказ от Давида Петровича (буду завтра тоже).
4) Если будут от Главполитпросвета заказы на плакаты и иллюстрированные книжечки, их можно издать?
5) Не слишком ли издатель упирает на учебники?
6) Не является ли литература наша только неприятным для него придатком к Евтушевскому – ведь тогда это не то.
7) Важный вопрос (задают все) – придется ли Наркомпросу расплачиваться золотом, или мы будем расплачиваться в РСФСР нашим рублем? Конечно, последнее было бы сделать легче.
8) Как пройдут через латвийцев мои книги? Ведь если делать «искусство без примеси», то не пойдет ни мое «полное собрание», ни «МАФ», ни «книга о плакате».
Выясни это подробнее.
9) Постараюсь к четвергу все же выслать книгу (и для печати и для расценки),
10) Отчего такой упор на учебники, ведь если поставить хорошее литературное издательство (особенно роман), ведь это тоже даст издательству большую прибыль.
В четверг все вышлю и все взвешу окончательно. Пиши.
Можно ли к тексту о плакате выслать большие «окна», чтоб их уменьшили для печати в Риге, или это надо {или лучше) сделать тут?
53
Н. И. НИКОЛАЕВОЙ
[Москва, 1 февраля 1922 г.]
Тов. Николаева!
Будьте любезны помочь поэтессе Софье Яковлевне Парнок (недавно приехавшей). 1) Научите ее, что сделать, чтобы стать членом Союза. 2) Дайте охранную грамоту на комнату.
С тов. приветом
Вл. Маяковский.
1/II-22 г.
59
О. С. ЛИТОВСКОМУ
[Москва, 22 февраля 1922 г.]
Среди газетных китов, из кого
состоят «Известия» нонича,
пренежно люблю Литовского
Асафа Семеныча.
Влад. Маяковский.
Если дотянусь руками с Лубянского проезда, обниму собственноручно.
22/II-22 г.
60
ПИСЬМО О ФУТУРИЗМЕ
[Москва, 1 сентября 1922 г.]
Футуризма как единого точно формулированного течения в России до Октябрьской революции не существовало.
Этим именем крестили критики все революционно-новое.
Идеологически спаянной группой футуристов была наша группа, так называемых (неудачно) «кубо-футуристов» (В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Каменский, Н. Асеев, О. М. Брик, С. Третьяков, Б. Кушнер).
Нам некогда было заниматься теорией поэзии, мы давали ее практику.
Единственным манифестом этой группы было предисловие к сборнику «Пощечина общественному вкусу», вышедшему в 1913 году. Манифест поэтический, выражавший цели футуризма в эмоциональных лозунгах.
Октябрьская революция отмежевала нашу группу от многочисленных футурообразных, ушедших от революционной России, и оформила нас в группу «коммунистов-футуристов», литературные задачи которой таковы:
1) Утвердить словесное искусство, как мастерство слова, но не как эстетскую стилизацию, а как умение в слове решить любую задачу.
2) Ответить на любую задачу, поставленную современностью, для чего:
а) произвести работу над словарем (словоновшества, звуковая инструментовка и т. д.),
б) заменить условную метрику ямбов и хореев полиритмией самого языка,
в) революционизировать синтаксис (упрощение форм словосочетания, ударность необычных словоупотреблений и т. п.),
г) обновить семантику слов и словосочетаний,
д) создать образцы интригующих сюжетных построений,
е) выявить плакатность слова и т. д.
Решение перечисленных словесных задач даст возможность удовлетворить нужду в самых различных областях словесного оформления (форма: статья, телеграмма, стихотворение, фельетон, вывеска, воззвание, реклама и пр.).
Что касается вопроса о прозе, то:
1) подлинно футуристической прозы нет; есть отдельные попытки у Хлебникова, у Каменского, у Кушнера «Митинг дворцов», но попытки эти менее значительны, чем стихи тех же авторов. Объясняется это:
а) футуристы не делают разницы между отдельными родами поэзии, а рассматривают всю литературу как единое словесное искусство,
б) до футуристов полагали, что лирика имеет свой круг тем и свой облик, отличные от тем и языка т. н. художественной прозы; для футуристов этого разделения не существует,
в) до футуристов полагали, что поэзия имеет свои задания (поэтические), а практическая речь свои (непоэтические), для футуристов составление воззваний по борьбе с тифом и любовное стихотворение – только разные стороны одной словесной обработки,
г) до сих пор футуристы преимущественно давали стихи. Потому что в революционную эпоху, когда быт еще не отвердел, требуется лозунговая лирика, подхлестывающая революционную практику, а не нестор-ское подытоживание результатов этой практики,
д) и только в самое последнее время перед футуристами встала задача дать образцы современного эпоса: но не протокольно-описательного, а действенно-тенденциозного или даже фантастически-утопического, дающего быт не таким, как он есть, а каким он непременно будет и быть должен.
С товарищеским приветом
Вл. Маяковский.
1/IX-22 г.
61
ЗАВЕДУЮЩЕМУ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ БЮРО ВХУТЕМАСА T. В. РАВДЕЛЮ
[Москва, 2 октября 1922 г.]
В Производственное бюро Вхутемас
тов. Равдель
от В. Маяковского
Ввиду, во-первых, повторного невыполнения пункта шестого договора и пункта третьего дополнения к договору и, во-вторых, ввиду полной небрежности в отношении печатания моих книг и в отношении выполнения заказов мой договор с Вхутемасом за No 1390 от 12/VI 1922 года и дополнение к договору от 12 сентября за No 1878 на основании пункта восьмого договора и пункта четвертого дополнения