Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 11. Пьесы, киносценарии 1926-1930

Идет обыкновенный человек — Маяковский. Панорама.

2. Панораму в другую сторону. Продолжение движения человека по тому же фону — по тем же домам.

3. Люди,

4. Авто,

5. Трамваи,

6. Автобусы — фон прохода.

7. Идет второй человек, почти такой же.

8. Идет почти так же, мельницей размахивая рукой.

9. Рука.

10. Кадры 1–6.

11,

12,

13,

14. Идет первый обыкновенный человек, идет второй. (Перемежающийся монтаж, подготовляющий встречу.)

15. Маяковский останавливается, вглядывается, начинает размахивать рукой и идет дальше.

16. Второй Маяковский увидел, приостановился, вглядывается, пошел так же.

17. Верчение руки первого Маяковского.

18. Верчение руки второго Маяковского.

19. Рука ударилась об руку, из-под ладоней брызги воды в разные стороны.

20. Оба с сжатыми руками стоят, не двигаясь, как на провинциальной фотографии. Стоят очень долго (фотографически). Движение на фоне преувеличенно продолжается.

21. Первый меняет неподвижное лицо на улыбку одними губами* (тип: Тихоморов).

22. Второй меняет неподвижное лицо на улыбку одними губами.

23. Первый отрывает руку.

24. Второй отрывает руку.

25. Первый поднимает шляпу.

26. Второй поднимает шляпу.

27. У первого поднимается от радости воротник.

28. У второго поднимаются усы.

29. У обоих выражение максимального удовольствия. Из одного рта выпрыгивает «К». Сейчас же из второго немедленно возникают слова: «Как поживаете?»

«Как поживаете?»

30. Носом к носу сошлись и, напряженно вглядываясь, ждут ответа.

31. Оба сразу отступают к бокам кадра. Протягивают указующую руку вглубь.

32. Между концами протянутых рук появляется:

Часть первая

Все люди, кроме богатых и мертвых, встречают утро так:

33. Черный экран. Проступает рисованное мелом: бабушка пьет кофе, кофейник превращается в кошку. Кошка играет клубком ниток, из клубка нити тянутся указательными зигзагами со стрелками ко лбу спящего Маяковского (он постепенно проступает контуром).

34. Кровать. В кровати Маяковский. Фон за кроватью превращается в море.

35. Море. Из-за горизонта кружок солнца.

36. Солнце закрывается тучей. Из-за тучи один луч.

37. По черному экрану узкий от окна и расширяющийся к кровати, постепенно усиливающийся луч.

38. В луче света ясно виден кусок лежащего человека.

39. В луче света пешеходы, топчущие и уходящие.

40. Шаги.

41. Дрожащая от шагов кровать.

42. Человек поворачивается на другой бок.

43-50. В луче света попадаются одинокие автомобили и грузовозы, развозящие снедь.

51. Кровать дрожит больше. Человек поворачивается на следующий бок.

52-55. В луче света вся кутерьма города с трамваями, с автомобилями, с грузовиками, пешеходами.

56. Человек ворочается с боку на бок.

57-61. Сменяя друг друга, ревут нажимаемые автомобильные гудки, звонки трамваев, пароходные сирены и гудки фабрик.

62. В комнате рассвело. Человек приоткрыл глаз, поднес к глазу часы. На часах без четверти восемь.

63. Стрелки минутная и секундная почти прижаты к верхнему и нижнему веку. Стрелки раскрываются, растопыривая глаз. (Во всех действиях часов часы должны быть даны самые реальные, и только в момент работы стрелок слабо стушевывается циферблат.)

64. Человек вскакивает, приоткрывает дверь и орет в щелку.

65. Щелка. Комната Маяковского. Изо рта выскакивают буквы:

«Газету!»

66. Буквы слов раздаются через комнату и коридор, проскакивают в кухню, и одна за другой буквы опускаются на голову кухарки, возящейся у самовара, и исчезают у нее в голове.

67. Маяковский вставляет в штепсель вилку электрочайника.

68-69. Кухарка срывается с места и шлепает вниз по лестнице.

70. Человек входит в комнату, на ходу вытирая руки и лицо.

71. Кухарка останавливается перед газетным киоском.

Мир в бумажке.

72. Газетчик дает кухарке несколько газетин.

73. Кухарка взваливает корзину со снедью, увенчанную газетами, на правое плечо. Отходит.

74. Около газетчика останавливаются два комсомольца. Берут газету. Быстренько пробегают глазами, ища короткие строчки стихов. Разводят руками.

«Опять без стихов. Сухая газета».

75-80. Кухарка шагает. Газеты на плече растут; пригибают кухарку к земле. Дома, на фоне которых проходит кухарка, постепенно уменьшаются. Кухарка делается совсем маленькой. Дома становятся еще меньше. На плечах кухарки — огромный земной шар. Она идет, едва переставляя ноги под его тяжестью.

81. Улица в перспективе. Трамвайные рельсы на аппарат. В глубине показывается катящийся на аппарат земной шар — глобус, быстро увеличивающийся.

82. Подъезд дома. Двери подъезда сами раскрываются. К дверям подкатывается земной шар. Уменьшается до тех пор, пока не пролезает в дверь.

83. Пройдя в дверь, самостоятельно вкатывается по лестнице.

84. Дверь квартиры с дощечкой: «Брик. Маяковский». Из двери возникает кухарка с покупками и газетами.

85-86. Моющему бритву Маяковскому просовывают в дверную щель газету. Он берет ее и садится за стол.

87. Маяковский повернул голову, смотрит.

88. Деталь письменного стола.

89. Радиомачта.

90. Маяковский разворачивает газетный лист.

91. Из-за газетного листа — прямо на аппарат идущий поезд.

92-93. Детали работы паровоза.

94. Маяковский слегка шарахается от газеты. Подходит к форточке, открывает ее.

95. Самолет летит.

96-97. Детали работы самолета.

98. Маяковский у стола. Расстилает газету во-всю.

99. Глаза Маяковского.

100. Деталь газеты: передовая «Наш экспорт хлеба».

101. Из рамы передовой вылезает человек графического вида, поправляет пенсне и, стоя на линии газетного листа, как на трибуне, спрыгивает с газеты.

102. Он хватает руку Маяковского, трясет, убеждает. Изо рта у него лезут цитаты, цифры.

103. Цифры летят в ухо слушающему Маяковскому, подымают вихрь над головой.

104-106. Маяковский начинает ежиться, позевывать, отнекиваться: «Знаем, знаем». Наконец кладет спокойную и добродушную руку на плечо передовика и загоняет его в газетную страницу.

107. Маяковский переворачивает газетную страницу. Читает дальше.

108. Глаза Маяковского раскрываются; он откидывается в кресло, обводя глазами комнату.

109. Вещи на письменном столе начинают дрожать.

110. Лампа обламывается.

111. Календарь рассыпается в груду листков. На столе — осколки и обломки газетных букв, складываются фразы: «Землетрясение в Ленинакане»*. Человек впивается в газетные строки; руки и плечи дрожат. Прислушивается.

112. Оборачивается.

113. Кипящий чайник.

114. Маяковский берет чайник, ставит его на письменный стол среди обломков. Чайник свистит, дрожит, возвышаясь, как бы имитируя извергающийся вулкан. Человек смотрит на кипящую воду, улыбается, собирает обломки, заворачивает в газетный лист. Газета выпрямляется и становится снова нормальной газетиной.

115. Маяковский читает дальше.

116. «Рост бюрок…» Из «о» выбивается головка с пером за ухом. Ухватившись лапками за ободок, вылезает, растет, замахивается перьями и карандашами.

117. Человек отступает перед ним, потом наскакивает, хватает за горло, душит, с трудом загоняет обратно в газету.

118-119. Человек наливает чай, отдуваясь, отхлебывает глоток и вглядывается: «Отдел происшествий». Происшествия.

120. Садится, тяжело дышит. Поправляет смятый галстук. Читает.

121. «Покушение на самоубийство… Вчера в 6 часов такая-то, 22 лет, выстрелом из револьвера… положение безн…»

122. Газета подымается, становится углом, подобно огромной ширме.

123. Из темного угла газеты выходит фигура девушки, в отчаянии поднимает руку с револьвером, револьвер — к виску, трогает курок.

124. Прорывая газетный лист, как собака разрывает обтянутый обруч цирка, Маяковский вскакивает в комнату, образуемую газетой.

125. Старается схватить и отвести руку с револьвером, но поздно, — девушка падает на пол.

126. Человек отступает. На лице ужас.

127. Маяковский в комнате. Сжимает газету, брезгливо отодвигает чай и откидывается на стуле.

128. Лицо человека медленно становится спокойным. Он снова вливает глаза в газету.

129. «Объявления».

«Одевайся и шей только в магазине «Москвошвей».

130. В углу висит человечья одежонка. Вылезает вата из-под подкладки. Потертый воротник. Человек берет двумя пальцами полу пальто и расстилает перед глазами дыры.

131. «Объявления».

«Одевайся и шей только…» Улица. По улице спускаются гладко разглаженные, новенькие, самостоятельные, без людей, пальто и тройки: брюки, пиджаки и жилеты, и у каждого вместо головы обозначена солидная сумма.

132. Одни мелькающие суммы.

133. Человек в задумчивости перебирает губами, складывая и вычисляя.

134. Мелькающие суммы останавливаются, выравниваются и складываются в огромную цифру.

135. Цифра переходит в пачку червонцев.

136. Пачка червонцев шелестит перед глазами.

137. Человек встает и смотрит в задумчивости.

138. Перед ним сама разворачивается книга стихов, сбоку кадра перед червонцами. Книга складывается, на нее нарастают новые книги.

139. Между стихами и червонцами появляются два пера, переходящие в белый знак равенства.

140. Человек хватает перья-тире.

«Нельзя не работать».

Конец первой части

Часть вторая

1. Человек стоит у окна, чинит карандаш бритвенным лезвием.

2. Целится и грозит очиненным карандашом в окно.

«Даешь стихи!»

3. Сидит за чаем свинообразное семейство.

4. Выбритый отец на первом плане.

«Мне не нужно стихов».

5. Комсомольцы с комсомолкой под луной. Комсомолка отстраняется, мечтательно требуя:

«Даешь стихи!»

6. У папаши слазят воротники, но зато отрастает борода и шерстка на зажавшей стакан с чаем лапе.

«Мне не нужно стихов».

7. Комсомольцы перед газетчиком.

«Даешь стихи!»

8. Оборангутанился на глазах.

«Мне не нужно ваших стихов».

9. Афиша. Бой поэтов: Асеев, Кирсанов, Маяковский, Пастернак.

10. Рабфаковский зал, приподымающийся и аплодирующий.

11. Привставший и вглядывающийся Маяковский.

12. Маяковский решительно засучивает рукава.

13. Маяковский обслюнявливает карандаш.

14. Маяковский нацеливается карандашом на бумагу.

«Фабрика без дыма и труб»*.

15. Трет лоб. Движение руки, напоминающее поворачивание штепселя.

16. Из головы начинают вылетать буквы, носясь по комнате.

17. Маяковский привскакивает, подлавливает буквы на карандаш.

18. Маяковский ссыпает буквы с карандаша, как баранки с палки, и с трудом прикрепляет их к бумаге.

19. Летающие буквы сплетаются в избитые фразы и разлетаются вновь.

20. Минуту стоят фразы вроде: «Как хороши, как свежи были розы»*, «Птичка божия не знает»* и т. д.

21. Маяковский карандашом отдирает букву от буквы, схватывает и выбирает нужные.

22. Снова насаживает на бумагу.

23. Маяковский любуется написанным.

24. На листке бумаги выпуклыми буквами: «Левой, левой, левой!»*

25. Маяковский у окна с очиненным карандашом, решительный и улыбающийся.

26. Собирает в бумажку карандашные очинки и выкидывает их в форточку. Налаживает в форточке вентилятор.

27. Достает из стола и любовно разглаживает бумажный лист.

28. Вентилятор вертится.

29. Вытяжная труба вентилятора вытягивает отработанные рифмы: кровьлюбовьморковь, свобода — народа, дочьночь и др.

30. Человек доделывает лист, ставит подпись и встает довольный.

Это называется — «он от радости не чувствовал ног».

31. Человек с яркой надеждой свернул написанное трубочкой, перевязал ленточкой и

32. спускается с лестницы, не касаясь ногами ступенек.

33,

34,

35. Идет по улице, делая огромные перелеты сложенными и недвигающимися ногами. Он выше других головы на две. Прохожие оборачиваются. Относимые ветром полы пальто делают фигуру демонистой.

36. Маяковский в приемной редактора. Сидит рядом с ним с таким же свернутым листком, с таким же бантиком еще целая серия одноличных посетителей.

37. Маяковского вызывают.

38. Маяковский входит в редакторский кабинет. Входя, растет в дверях и занимает собой всю раму двери.

39. Редактор и человек жмут друг другу руки. Человек уменьшился до редакторского роста. Редактор — газетный бюрократ. Предлагает читать.

40,

41,

42. Бывший одного роста редактор уменьшается и уменьшается, становится совсем маленьким. Маяковский наступает на него с рукописью, вырастает до огромных размеров, четырежды превосходя редактора. На редакторском стуле уже сидит крохотная шахматная пешка.

43. Поэт читает на фоне аудитории.

44. Редактор, прослушав, выравнивается, проглядывает рукопись, делает сердитое лицо и наступает на поэта. Маяковский становится маленьким. Редактор становится громадным, в четверной рост поэта. Поэт стоит на стульчике крохотной пешкой.

45. Редактор критикует на фоне орангутангового семейства.

46. Поэт подымает бумажку со словом «Счет».

47. Поэт наступает на редактора с мужеством, опять увеличиваясь в росте, но уже не до таких размеров.

48. За поэтом — наступающие комсомольцы.

49. Редактор увеличивается до огромнейшего роста. Маленький поэтик стоит на стуле; редактор сует ему в руки подписанную бумажку.

50. За редактором радостные орангутанги.

51. Редактор пишет: «10 рублей авансом».

52.

Скачать:PDFTXT

Том 11 Маяковский читать, Том 11 Маяковский читать бесплатно, Том 11 Маяковский читать онлайн