Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 11. Пьесы, киносценарии 1926-1930

Маяковский выходит из двери, маленький, еле заметный над порогом.

53. Поэт в ряду других стоит у кассы.

54. На кассе вывеска: «Кассир еще вернется».

55. Поэт начинает зевать.

56. Поэт дремлет.

57. Решетка кассы становится увитой цветами решеткой южной террасы.

58. Вентилятор превращается в птицу.

59. Уснувший опрокидывает чернильницу. Чернила льются на бумагу.

60,

61. Бумаги со стола кассира и учреждения сливаются и становятся настоящим Черным морем.

62. Под ветром колышется пальма.

63. Кончик пальмы ласкает, щекочет поэтический нос.

64. Маяковский просыпается. Кончик щетки уборщицы у самого его носа.

«Чего спишь? Кассир не придет, прием в среду».

65. Маяковский идет по улице. Оглядывается.

66. Витрина «Москвошвей».

67. Маяковский достает из кармана жилета часы, смотрит рядом с животом. Половина шестого. Стрелки вместе. Кладет часы в карман.

68. Как будто стрелки впиваются в живот. Ежит подведенное пузо.

69. Маяковский останавливается у витрины булочной, вынимает и взвешивает на руке мелочь.

70,

71,

72. Маяковский входит в магазин и осведомляется о цене, покупает маленький сверток. Хлеб и колбаса.

Конец второй части

Часть третья

Хлеб насушенный

1. Маяковский в комнате сидит за столом, отхлебывает без вкуса и удовольствия, пялится в газету. Берет в руки кусок хлеба, тычет в рот — не угрызть, смотрит на кусок недовольно, морщится и с отвращением кидает на пол.

«Сколько работы из-за куска хлеба!»

2. Недогрызенный кусок хлеба падает на пол.

3. Из газеты вылезает человек-передовица, хватает сидящего за руку, другой рукой тычет в пол.

«Столько работы из-за куска хлеба».

4. Ломоть, лежащий на полу.

5. Ломоть подпрыгивает и вскакивает в руку.

6. Изо рта к куску хлеба присоединяется отгрызенный кусок.

7. Рука кладет хлеб на стол, кусок сращивается с булкой.

8. Человек влезает в платье, пятится к двери.

9. Человек задом спускается с лестницы.

10. Человек идет по улице.

11. Человек входит в лавочку.

12. Человек отдает обратно хлеб.

13. Человек пятится к кассе.

14. Человек получает деньги из кассы.

15. Выходит из магазина.

16. Хлеб лезет на полку.

17. Хлеб с полки слезает в груду хлебов.

18. Хлеба лезут в печь.

19. Хлеба выползают тестом.

20. Хлеба обращаются в муку.

21. Мука ссыпается в мешок.

22. Мешок подносится людьми к выходу — на грузовоз.

23. Мешок грузится на грузовоз.

24. Обертка на хлебе выравнивается.

25. Обертка на хлебе растет в бумажную стопу.

26. Бумажные стопы упаковываются в ящик.

27. Ящики складываются с другими ящиками.

28. Ящики взваливаются на автомобиль.

29. Автомобиль пятится к бумажной фабрике.

30. Грузовоз с мешками муки возвращается к мучному складу.

31. В мучном складе принимают муку.

32. Мука пятится на мельницу.

33. Мельница из муки выделывает зерно.

34. Зерно в мешках забирают крестьяне.

35. Крестьяне возят зерно на гумно.

36. Зерно собирается в колосья.

37. Колосья связываются в снопы.

38. Снопы возятся в поле.

39. Из-под снопов выпрямляется рожь.

40. По дорожкам сквозь рожь гуляет девушка из отдела происшествий с Маяковским под руку.

41. Рожь начинает уменьшаться.

42. Рожь переходит в зеленя.

43. Вспаханная земля.

44. Борозды уменьшаются.

45. Крестьянин устал.

46. За ним бегут из села.

47, 48, 49. Атакуемое, сжигаемое село.

50, 51, 52. Партизаны отбивают нападение.

53. Город, покрытый демонстрирующими толпами.

54, 55, 56. На всех плакатах и знаменах: «Хлеб и мир». Диафрагма.

57. Из диафрагмы Маяковский в комнате за чашкой чая и куском хлеба.

58. Рисованный человек-передовица жмет руку и влезает в газету.

59. Маяковский смотрит на брошенный кусок.

60. Маяковский бережно подбирает кусок.

61. Маяковский стряхивает пыль с куска.

62. Маяковский укладывает черствый кусок в подавляющую, богатейшую вазу. Вычищает вазу пиджаком и расстилает собственный платок салфеткой для хлеба. Отходит — любуется.

Конец третьей части

Часть четвертая

Натуральная любовь

Камень.

1. Несколько обыкновенных спокойных камней.

Болото.

2. Обыкновенные спокойные болотца.

Случай.

3. Рука берет камень.

4. Камень кидает в воду.

Результат.

5. Правильные круги болота по экрану.

Люди.

6, 7, 8. В комнате переворачивают свечу, свеча поджигает портьеру, за портьерой занимается комната.

9, 10, 11. Другая комната. Поздравляют жениха и невесту, наряженных к свадьбе.

Случай.

12. Горит дом.

13, 14, 15. Выезжает пожарная команда.

16, 17. Выбегают из дома люди.

18-20. Люди окружают дом и ходят вокруг толпами.

21-24. В разных квартирах празднично одеваются люди, читая пригласительные билеты на свадьбу.

25-28. Люди выходят из дому.

29-32. Свадебная пара садится в карету.

33-35. Люди в карете и в автомобилях — вслед за свадьбой. Пешеходы догоняют карету.

36. Дом невесты.

37. Всё время идут люди и глазеют в окна.

38. Подъезжают гости.

39. Город сверху.

40-41. Круг людей вокруг горящего дома.

42-43. Круг — вокруг дома со свадьбой.

Одна из круга.

44. Круг вокруг свадьбы: среди толпы — девушка, торопящаяся и скучающая.

Один из круга.

45. Среди глазеющих на пожар — Маяковский, смотрящий и скучающий.

Круги сходятся.

46-47. Круг (крупно), часть окружности с девушкой и часть окружности с Маяковским.

48-49. Круги налазят друг на друга.

50. Девушка оглядывается на Маяковского. Из пожарного круга Маяковский оглядывается на девушку из свадебного круга. Девушка — как девушка.

51. Девушка выходит из своего круга.

52. Маяковский выходит из своего круга.

53. Маяковский спешит за девушкой. Смотрит на девушку. В его глазах девушка становится той, из происшествий.

54. Нагоняет.

«Да я же с вами говорить не буду».

55. Девушка отстраняется, оборачивает несколько раз голову, отрицательно покачивает головой.

56. Наконец вступает в разговор.

«Да я с вами итти не буду, только два шага».

57. Делает шаг рядом.

58. Затем берет под руку, и идут вместе.

59, 60, 61. Маяковский на ходу срывает с мостовой неизвестным путем выросший цветок.

62. Маяковский перед воротами своего дома.

«Да вы ко мне не зайдете, только на одну минуту».

63-69. Вокруг зима, и только перед самым домом — цветущий садик, деревья с птицами; фасад дома целиком устлан розами. Сидящий на лавочке в рубахе дворник отирает катящийся пот.

На крыльях любви.

70-72. У девушки и Маяковского появляются аэропланные крылья.

73-74. Девушка и человек вспархивают по лестнице.

75-80. Каждая вещь в грязной комнате зацветает; из чернильницы появляются лилии, обои простого рисунка на ваших глазах становятся рисунком розочкой. Простая лампа становится люстрой.

81. Маяковский наливает из графина воду.

«Да мы и пить не будем — только один стакан».

82. Девушка говорит:

«Какая у вас крепкая вода

83-84. Берет у нее стакан и начинает тихо лезть.

«Да мы и целоваться не будем!»

85. Тянутся губами друг к другу.

86-89. Фасад дома, цветы с фасада обрываются, на улице снег. Дворник в рубашке — влезает в доху.

90-93. Комната, пришедшая в норму обычного грязного вида.

94-96. Из подъезда выходят. На нем — ботики, у нее — стоптанные каблуки. Сложенные крылья подмышками. Скользят. Зевают.

97. Пройдя несколько шагов, человек достает часы.

98-101. 22 минуты десятого. Стрелки в разные стороны. Человек показывает девушке указательные стрелки, прощается. Расходятся в противоположные стороны.

Конец четвертой части

Часть пятая

И днем и ночью

1-11. Напряженная работа центрального водопровода. Льющаяся из фильтров масса воды. Жилы водопровода. Главная магистраль.

Истребители воды.

12. Поражающий тщедушием водопроводный кран.

13. Кухня. Маяковский цедит воду в самовар.

Власть на местах.

14-16. Кухня. Милиционер благодушествует с кухаркой. Снимает с себя форму.

17-18. Маяковский раздувает самовар башмаком.

И днем и ночью.

19-27. Необъятный дом телефонной станции. Непрекращающаяся работа телефонисток. Путаница телефонных жил.

Вредители телефона.

28. Плюгавая мать семейства у трубки телефона. За матерью в хвосте папаша, великовозрастная дочь, трое малышей, две собаки. Разговор в телефон.

«А мы к вам в гости по случаю кануна рождения Робеспьера*».

29. Маяковский у телефона делает любезное лицо, говорит:

«Приходите! Самовар поставим».

30. Маяковский кидает трубку, со злостью бормочет:

«Уйдете — чайку попьем…»

31-33. Семейство на улице.

34-35. Маяковский раздувает башмаком самовар — не раздувается; смотрит на часы. Снимает с самовара башмак, надевает на ногу, берет милиционерский сапог и начинает им раздувать.

36. Телефон.

37. Звонит рабфаковец.

38. Толпа, валящая к аудитории.

39. Маяковский у телефона:

«Приду, если выпровожу».

40. Звонок в дверь.

41-42. Вваливается семейство и собачка.

43-45. Человек усаживает гостей с гипертрофированной улыбкой.

46-47. Человек разносит чай усевшимся.

48-50. Усевшиеся любезно лезут с любезными вопросами:

Отец: «Говорят, индекс цен на свиные кишки опять колеблется?»

Дочь: «Скажите, вы когда-нибудь испытывали идеальную любовь

51. Сын лезет с собачкой:

«А у меня собачка длисилованная она моцит не когда она хоцит, а когда я захоцу».

52. Мать в восторге:

«Мой Тото, не правда ли, прелесть, не по летам развитой мальчик

53-55. Маяковский отвечает каждому с любезностью, но едва собеседник отвернется, делает безнадежную гримасу.

56. Полнеющая аудитория.

57. Трое рабфаковцев у телефона.

58. Маяковский у телефона.

«У меня заседание».

59. Гости отпили чай.

60. Маяковский встает, радостно потирая руки.

61-63. Гости благодарят. Но все рядком усаживаются на диван, говоря:

«Так приятно у вас посидеть — душой отдохнешь».

64. Бушующая аудитория.

65. Давка у телефона.

66. Маяковский отмахивается от звонка.

67. Маяковский выбегает из комнаты.

68. Маяковский рыдает на кухне, упершись в кухонный стол.

69. Маяковский подымает голову.

70. На гвозде висит форма заночевавшего у кухарки милиционера.

71. Благодушествующие на диване гости.

72. Входит усач-милиционер. Тычет бумагу.

«Под расписку».

73. Растерянные гости берут бумагу, читают.

«Извещение от домкома. Отдел сейсмографии. Ввиду возможности повторения в Москве токийского землетрясения* предлагается означенную ночь проводить вне дома — на улице». «Распишитесь!»

74-76. Милиционер тычет бумагу. На ходу, надевая наоборот шляпу, рукой влазя в пальто, другой ставя каракули фамилии, улетучивается семейство, волоча за хвост собачку.

77. Муж растерянно говорит жене:

«С хозяином попрощаться бы…»

78. Жена раздраженно тянет за пиджак:

«Завтра попрощаемся!»

79. Маяковский оглядывается, срывает усы, форму и хохочет.

80. С благодарностью сует в брюки три рубля.

81. Маяковский скатывается с лестницы в такси.

82. Проезд Маяковского.

83. Маяковский на эстраде.

84. Говорящий из аудитории.

85. Дремлющий из аудитории.

86. Набрасывающийся Маяковский.

87. Навинчивающие из аудитории.

88. Маяковский дочитал. Тянущиеся через зал записки.

89. Аплодисменты.

90. Усталый Маяковский с лестницы.

91. Проезд Маяковского.

92. Маяковский вваливается в комнату.

93. Маяковский садится на кровать, расшнуровывает ботинки.

94. Маяковский в кровати с книгой.

95. Комната расплывается.

96. Когда-нибудь будет так:

97. Человек диктует в микрофон.

98. Аудитория и люди, слушающие громкоговорители.

99. По гусеничкам и по проволочкам тянутся записки. Темнеет.

100. Темнеет.

101. Чернота.

102. Семейство в поле, дремлющее под зонтиком.

103. Звезды.

104. Маяковский спит.

105. Сон.

106. Из-за моря поднимается солнце.

Конец

[1926]

История одного нагана*

Часть первая

1. Гремела гражданская.

2. Проскакивают белые краем подожженной деревни.

3. Пулеметы сыпят пули с двух обернутых к деревне речонок.

4. Опустевшая широкая главная деревенская улица, чернеет туша убитой лошади, на снегу чернеет опрокинутый человек.

5. Боязливые ребятишки, подобравшись ползком, показывают нос из-за угла, вскакивают и опрометью бросаются к двери.

6. Сын у красных.

7. Забившись в угол хаты, крестьянская семьястарик, старуха, невестка Галя, младший сын Петр — Волченко, жучка, теленок. Вздрагивают, прислушиваются к стуку, бросаются к двери (это стучат пули) и опять забиваются в угол.

8. Белые у пулеметов всматриваются, довольные, тычут пальцем в деревню, стегают коней и скрываются из виду по мерзлой дороге.

9. Крестьяне высовывают носы из дверей.

10. Крестьяне высыпают на улицу, ходят осторожно по краю хат, потом смелеют.

11. Черная фигура на снегу.

12. Крестьяне бросаются к раскинутому телу.

13. Несколько крестьян наклоняются над телом партизана, подымают руку, рука падает. Мертв.

14. Это Ванька Волченко.

15. Подымают тело, несут, мрачнея и голося.

16. Из дверей волченковской хаты бросается вся семья. Узнают. Плач и причитание.

17. Убитого вносят в хату.

18. Отец на коленях, мать у изголовья.

19. Сын Петр, стараясь поправить убитую руку, видит зажатый закоченевшей рукой наган.

20. Петр высвобождает наган из окоченевшей руки.

21. Петр выбегает с наганом во двор, осматривается, сует наган в кучу хвороста.

22. Этот

Скачать:PDFTXT

Том 11 Маяковский читать, Том 11 Маяковский читать бесплатно, Том 11 Маяковский читать онлайн