статуе — сорвал наган, выбежал из комнаты.
217. Петр с наганом в руке на пороге комнаты Лидии Павловны. Грохнулась сорвавшаяся с петель дверь.
218. Подымающееся над двумя телами одеяло.
219. Лидия Павловна и «дядя» вскочили. Одеяло наподобие ширмы. Над одеялом две головы, под одеялом четыре ноги.
220. Петр подымает наган. Кричит.
221. Убирайся вон, буржуазная морда.
222. Однако «буржуазная морда» хозяйственно раздалась под одеялом, подняв волосатый кулак.
223. В дверь лезут разбуженные соседи.
224. Соседи окружают Петра, бросаются, схватив его за руки.
225. Петр вырывается, в суматохе нажимает курок. Выстрел. Со шкафа слетает разбитая в осколки банка варенья. Петру скручивают руки.
226. Вбегает на выстрел пред. домкома.
227. Пред. домкома обступают, объясняя ему вперебой случившееся.
228. Пред. домкома выслушивает, отстраняет собравшихся, оттесняет Петра в коридор, говорит строго.
229. Это нехорошо, товарищ. Уходи отсюда подобру-поздорову, а то хуже будет.
230. Петр вбегает в свою комнату.
231. Петр наскоро ссыпает вещи в кулек и выбегает.
232. Петр бредет один по улицам опустевшего города.
Часть пятая
233. Дела марафетные*.
234. Петр спит на бульварной скамейке, подложив под голову узел вещей.
235. Небо, чернеющее тучами. Молния.
236. Крупный ливень начинает литься на Петра.
237. Петр вскакивает, озирается, минуту не понимает.
238. Перед глазами Петра воспоминанием встает «дядя» и выстрел нагана.
239. Петр хватается за голову, в ужасе ерошит волосы, потом успокаивается, обдумывает.
240. Петру кажется — вот он входит в комнату, навстречу Лидия Павловна, Петр виновато наклоняет голову, оба идут друг к другу и обнимаются, прощая.
241. Петр вскакивает, решительно шагает по бульвару.
242. Петр у ворот своего дома, задерживается в нерешительности и сейчас же твердо входит.
243. Петр жмет звонок своей квартиры, прислушивается и опять нажимает нетерпеливо.
244. На звонок вылазит, наконец, рослый заспанный детина. Встал скалой, смотрит неодобрительно.
245. Я к Лидии Павловне.
246. Петр старается незаметно прошмыгнуть мимо великана.
247. Рука незнакомца задерживает Петра в дверях.
248. Никаких Лидиев Павловнов нету, сегодня уехала в 5 часов утра, ихнюю комнату занимаю я.
249. Дверь захлопнулась.
250. Петр, потерянный, спускается с лестницы, держась за перила, чтоб не упасть.
251. Петр на службе. Работает рассеянно. Бумажки откладывает в сторону, не читая.
252. Петра похлопывает по плечу один из сослуживцев, — малый, видно…
253. Чего скучаешь, айда с нами.
254. Петра под руку ведут двое забулдыг-сослуживцев.
255. Компания вваливается в пивную дверь.
256. Компания усаживается за столик, подсмеивается над Петром. Заказывает.
257. Стол покрывается бутылками. Суют Петру рака в нос, стреляют в него горохом, вставляют баранку моноклем.
258. Петр морщится, но пьет.
259. С соседнего стола переглядывается еще уже изрядно хлебнувшая компания.
260. Петр пьет уже с удовольствием, окружающие поддакивают, перемигиваются.
261. Один из подсевших лезет к Петру с кокаиновым порошком. Учит. Петр насыпает на углубление большого пальца и внюхивает в себя.
262. Петр, совсем невменяемый, жестикулирует размашисто. Зазывает дам с соседнего столика.
263. Компания сидит в обнимку с проститутками, течет пиво из перекинутых бутылок, над головами растягивается наяривающая гармоника.
264. Служебные развлечения.
265. Петр, совсем осоловелый, склонился над бумажками и смотрит в них невидящими глазами.
266. Петр тянет рукой в ящик стола, достает оттуда бутылку, осматривается, быстро вливает содержимое в стакан от чая.
267. Петр, морщась, пьет «чай».
268. Петр, раскачиваясь, клонится над троящимися в глазах бумагами.
269. Часы 3-15.
270. Петр отмахивает рукой бумажки на пол, берет измятую кепчонку. Шатаясь, идет из канцелярии.
271. Петр и здесь стал первым.
272. Петр идет впереди целой пьяной ватаги. Горланит. Достает из-за пазухи наган, стреляет в фонарь.
273. Прохожие рассыпаются от выстрела.
274. Смеющиеся рожи пьяного хулиганья.
275. Перед дверью пивной Петр лицом к лицу сталкивается с Галей, Галя отшатывается, Петр, отрезвевший, юркает в пивную, Галя за ним.
276. Девицы пивной выставляют Галю из дверей.
277. У нас свои. Иди в свою пивную подрабатывать.
278. Помрачневший Петр пьет пиво и после каждого стакана ломает стакан.
279. Даже пьяные окружающих столиков боязливо подымаются и уходят.
280. Петр, совсем замлевший, облокачивается на стол, дремлет. Покачивается, падает.
281. Из-за пазухи вываливается наган. Петр распластан под столом. Льется на Петра и на наган пиво из опрокинутой бутылки.
Часть шестая
282. Похмелье.
283. Петр бреется, глядит в огрызок зеркала, около него уже стоят двое собутыльников, ждущие окончания процедуры, пред очередным походом на пивные.
284. Во время бритья останавливает глаз на ясном прыщике на собственной губе. Всматривается. Мрачнеет.
285. Подзывает приятелей, показывает губу. Приятели смотрят, хохочут, пренебрежительно махнув рукой.
287. Петр откидывает бритву, бледнеет.
288. Петра тащат за рукав собутыльники. Петр вырывается, выбегает из комнаты.
«Врач по венер…»
290. Петр смотрит в буквы вывески, отшатывается, бежит по улице.
291. Уличные продавцы с книгами зазывают, орут, останавливают.
292. Все венерические болезни вместо рубля за пятнадцать копеек.
293. Петр покупает книгу, зажимает ее, забыв взять сдачи, бросается домой.
294. Петр сравнивает в зеркало губу с каким-то рисунком в книжке. Вглядывается. Убеждается и приходит в полное отчаяние.
295. Петр мечется по комнате. Принимая какие-то решения, бросая их сейчас же и переходя к новым.
296. Петр решительно подходит к кровати, шарит под кроватью рукой и достает ржавый запыленный наган.
297. Двое заржавевших.
298. Петр, испитой и грязный, с наганом, медленно подносит заржавленный и потускневший наган к виску. Закрывает глаза, медленно поднимает курок. Прислушивается, удивленно открывает глаза. Осечка. Нажимает во второй раз — то же.
299. У Петра проносится перед глазами минута, когда он выцарапал блестящий наган из рук убитого брата.
300. Петр смотрит на наган, прижимая его к себе, и слеза упадает на ржавое дуло.
301. Петр решительно подымается, завертывает наган в тряпку, выходит из комнаты.
302. Петр бережно, будто ребенка, несет по улице больной завернутый наган.
303. Петр читает вывеску «Динамо», входит в стеклянную дверь.
304. Петр мрачно подходит к прилавку чистки и ремонта оружия.
305. Мастер смотрит на револьвер с жалостью.
306. Да из этого нагана только в мертвецов стрелять.
307. У соседнего прилавка Галя с толпой комсомольцев выбирает учебную винтовку.
308. Галя обернулась, узнала Петра, бросилась к нему, комсомольцы окружили Петра. Галя показывает на Петра.
309. Он первый воин. Он научит.
310. Галя берет под руку Петра. Петр вырывается. Злое лицо. Галя отстраняется со смехом, потом дает Петру зеркальце.
311. Ты посмотри, какое у тебя злое лицо.
312. Петр уперся в зеркало, оттопырил губу. Губа чистая. Петр, меняя лицо от секунды к секунде, перешел к самому сияющему веселью, выкатился со всей гурьбой из «Динамо».
313. На ходу каждый из идущих дружески пристает к Петру. Один бубнит про комсомольские дела. Другой расспрашивает про бывшие войны.
314. Петр незаметно увлекается, уже на ходу объясняет винтовку.
315. Ты будешь нашим инструктором.
316. Комсомолия тащит Петра к своему центральному тиру.
317. Начищенный наган.
318. Петр в «Динамо» получает свой револьвер. Револьвер блестит. Петр смотрит в зеркало, его зубы улыбаются таким же блеском.
319. Петр входит на стрельбище. Петра окружают комсомольцы. Напряженные глаза, внимательно устремленные.
321. Круги бумажной цели.
322. В самый центр, как раз в цифру десять, ложатся одна за другой наганные пули.
[1927–1928]
Товарищ Копытко, или Долой жир!*
Кинокомедия
Служебная пытка тов. Копытко
I
1. Тов. Копытко испытал на себе прочность советской власти.
2. Прекрасный ковер, увешанный всевозможным оружием; в гирляндах обойм, ржавых штыков и кинжалов портреты тов. Копытко.
3. Портрет веселого и лихого тов. Копытко, на молодой голове нахлобученная шапка-буденновка, из-под шапки клок молодых волосьев. Через каждое плечо патронная лента. Под портретом:
1918 год. Н-ская дивизия.
4. Портрет солидного и положительного тов. Копытко. Гладко прилизанные волосы, воротничок и галстук. Пухленькие ручки уверенно сложены на портфеле. Из кармана пиджака выглядывает серия самопишущих. Подпись под фото:
1927. Тов. Копытко — пред. треста Елки-Палки.
5. Женские руки маникюрят мужскую.
6. Телефон.
7. Холеная мужская рука подымает и поворачивает трубку.
8. В раструб трубки издали летят буквы: «Я занят».
9. Рука кладет трубку.
10. Руку продолжают изо всех сил растирать маникюрщицыны ручки. От сильного размаха полисуара* рука отдергивается.
11. Скривившееся гримаской лицо Копытко.
12. Осторожнее! Здесь — бывшие мозоли…
13. Снова мелькает полисуар.
14. К подъезду подкатывает роскошная машине.
15. Трясется кузов незаглушенного авто.
16. Шофер, весь выворачиваясь, вопросительно высовывается из машины, дудит, ждет, потом усаживается поудобней, закуривает, глушит мотор.
17. Кузов подрожал и бросил.
18. Дом весь в вывесках тростей, палок и елок. Центральная вывеска:
Трест Елки-Палки.
19. Перед дверью приемной, охраняемой секретарем, уймища ждущего народа.
20. Секретарь, удерживая одной рукой натиск, другой разводит:
21. Скоро прибудет. Занят. Работает, не покладая рук.
22. Тов. Копытко в пижаме смотрит пятерни отшлифованных рук, то «покладая» одну руку на колено, то отдергивая и сдувая пыль.
23. Копытко вытягивает брюки из шкафа, но подтяжки зацепились за вешалку и втягивают тов. Копытко в шкаф.
24. Копытко вылазит из шкафа, победоносно держа подтяжки.
25. Копытко пытается влезть в изящный башмак, но мешает свернувшийся в узел шнурок.
26. Скривившийся Копытко зубами распутывает узел.
27. Копытко в башмаках и в брюках тщетно пытается пристегнуть защемляющий шею воротничок. Воротник стянут спереди, но — Копытко вслушивается — отлетает задняя запонка.
28. Копытко вертится по комнате, влазит на всё и залазит под всё в поисках запонки.
29. Копытко, перепыленный, в изнеможении опускается на стул и сейчас же вскакивает, оглядывается назад и, пошарив, вытаскивает запонку из собственной штанины.
30. Копытко в нерешительности выбирает один из многочисленных галстуков.
31. Забитая жена в капоте и в стоптанных туфлях приносит поднос с чаем, хлебом, яйцами.
32. Поморщившись на жену, Копытко берет завтрак, разбивает скорлупу и еще раз морщится на яйцо.
33. Где брала?
34. Жена внюхивается и говорит, вполне довольная свежестью продуктов:
35. В Церабкоопе*.
36. Копытко брезгливо отодвигает нетронутое яйцо.
37. Не идеальны. На десятый год революции можно бы посвежее.
38. Копытко щупает хлеб и отбрасывает с гримасой.
39. Суховат! На десятом году революции можно бы…
40. Разогорченная жена прибирает завтрак. Копытко подымается.
41. Копытко выходит из подъезда.
42. Копытко небрежно будит шофера.
43. Копытко с достоинством рассаживается в машине.
44. Машина привскакивает на развороченной мостовой.
45. Копытко недовольно кладет руку в перчатке на плечо шофера.
46. На десятом году революции можно бы и потише…
47. Копытко величественно проплывает через переполненную народом приемную.
48. Копытко, бросив на стол перчатки и шляпу, разглядывает поднесенные художником эскизы новой стильной кабинетной обстановки.
49. Копытко восхищенно то отдаляет, то приближает к глазам эскиз стола с какими-то резными выкрутасами.
50. На десятом году революции уже можно обставить кабинетик такими уютными вещицами.
51. Копытко жмет руку художника.
52. Из-за художника, протолкнувшись, просовывается актриса. В вытянутой руке билет.
53. Копытко, улыбаясь, читает:
«Почетный пригласительный. Просим пожаловать тов. Копытко на генеральную репетицию пьесы «Красный поцелуй».
54. Копытко жмет актрисину руку, с тем же повеселевшим видом хватается за первый из конвертов, поднесенных секретарем целой папкой.
55. Постепенно морщась и зверея, тов. Копытко читает повестку:
«Тов. Копытко явиться на поверочный учебный сбор».
56. Копытко комкает повестку н небрежно сует в жилетный карман.
57. На десятом году? Боевому командиру? Поверочный сбор? Ерунда. Это ко мне не относится.
58. Расстроенный Копытко разваливается в кресле, и перед ним начинает проходить «конвейер» посетителей.
59. Вид вечернего города.