Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 11. Пьесы, киносценарии 1926-1930

кричит: «Алло!»

229. Один из врачей подымается, отрывает клок бумажной ленты на катушке под громкоговорителем.

230. Врач читает ленту.

231. «74-ая улица. Ю. 31. В глубине 7,3 метров бывшего летнего нетающего холодильника обнаружен человек. Работа приостановлена».

232. Врач нажимает кнопку и выходит.

233. Шеренга сидящих летчиков в полной лётной одежде.

234. Над летчиком загорается лампа. Летчик подымается. Выходит.

235. Санитарный аэроплан с кружащимся пропеллером.

236. Доктор входит в аэроплан. Аэроплан отделяется от земли.

237. Аэроплан в небе.

238. Спины четырех человек.

239. Два человека у передних ручек, два у задних. На носилках длинный, продолговатый ящик с надписью: «Врачебный, для скоропортящихся».

240. Носилки ставят на колесики, вкатывают в аэроплан, дверца закрывается. Аэроплан взвился.

241. Старший инженер. Рупор к губам:

242. Полный ход!

243. Пошел загонять в яму стальную сваю паровой молот.

244. Дверь с надписью: «Здравотдел совета».

245. В дверь проходят, прошмыгивают и пролазят разные возбужденно переговаривающиеся люди.

246. Стол собраний. Усеян листами фотографий замерзшего.

247. Машина для голосований. Длинная планка. При нажиме кнопок со стола подымаются металлические (как у автомобилей при указании поворотов) руки.

248. Директор зоосада и врач недоумевающе разглядывают фотографию.

249. Крупная фотография обледенелого.

250. Встает директор зоосада.

251. Я против его оживления, клетки с «нэпманус натуралис» уже переполнены, и нам нет надобности в разновидностях. Есть у нас более крупные экземпляры…

252. Во время речи директора промельк слоновьего нэпмана, которому подают булку с большой вилки.

253. Встает профессор, отрицательно покачивающий головой.

254. Микроскопическое исследование показало на руках так называемые мозоли, отличавшие в прошлом рабочий класс.

255. Директор протестует. Профессор наступает.

256. Встает один, обращается к окружающим.

257. Неясность принуждает обратиться к массам.

258. Диктует в микрофон.

259. Найден замерзший 25 лет назад. Вид рабочего. Оживлять или нет?

260. Надпись появляется на боку дома. Прохожие всматриваются, достают мембраны из жилетов в пятачковый размер.

261. Надпись по стене рабочей столовой.

262. Надпись по экрану комнаты.

263. Множество рук, жмущих кнопки.

264. Собрание здравотдела, обернувшее головы.

265. Десятки подымающихся рук на голосовательном приборе.

266. Встает председательствующий.

267. Резолюция ясна. Трудящееся человечество голосует за жизнь старого товарища.

268. В дверях готовый войти профессор, перед ним склонился человечек репортерского вида, перед репортером блок-радио, репортер передает в раструб ответ профессора.

269. По небу появляются слова: «Решено оживить».

270. Стол. На столе металлический ящик. Профессор включает ток, идущий к ящику по многочисленным проводам.

271. Градусник сбоку, подымающийся постепенно на 36,6.

272. Напряженные лица десятка однообразных бритых и в очках профессоров, вглядывающихся в часы.

273. Над ящиками начинает клубиться легкий пар.

274. Профессор дает знак, нажимает рукоять, и крышка ящика подымается. Профессора отпрянули назад.

275. Из ящика показалась взъерошенная голова; одна рука запущена в волоса, в другой руке гитара. Рабочий недоуменно оглянулся, потом рассмеялся и выскочил из ящика.

276. Видно, здорово я вчера назюзюкался!

277. Рабочий схватывает по очереди руки у ничего не понимающих профессоров, жмет их и трясет. Размахивая гитарой, выскакивает из комнаты.

278. Профессор помоложе подходит к старшему.

279. Что это он рукой такое делал?

280. Профессор помоложе неумело имитирует рукопожатие.

281. Профессор постарше, улыбаясь, говорит.

282. Был раньше такой антисанитарный обычай.

283. Все двенадцать обздорованных профессоров моют сулемой руки.

284. Дверь с вывеской «Моментальная помощь» распахивается, на пороге радостный рабочий, выскочив, пятится назад, глаза округляются, и голова два раза в полный оборот поворачивается на шее.

285. Перспектива улицы с домами типа Госторга*.

286. Вид сверху — лава автомобилей.

287. Рабочий протирает глаза, оседая на дрожащие ноги, орет:

288. Милиционер!

289. Столб посреди улицы с тремя радиораструбами. Одна труба поворачивается. Из трубы слова: «Алло, товарищ

290. Рабочий озирается и, не видя владельца голоса, подымается во весь рост и, приложив руки трубой к губам, орет.

291. К жене хочу, к Софье Пантелеймоновне!

292. Радио еще раз поворачивает раструб, и из трубы слова: «Такси к шестому!»

293. К рабочему подлетает такси без всякого шофера.

294. Рабочий обалдело вскакивает и безнадежно говорит адрес:

295. Тамбов, улица Луначарского, 17.

296. Машина идет, не управляемая.

297. Проезд такси с перекосившимся лицом рабочего в окне. Угол улицы с дощечкой:

97-я улица,

б. Архиерейская,

б. Луначарская,

б. 19 сентября.

298. Вывеска с надписью: «Электростригобрей».

299. Такси останавливается у двери.

300. Рабочий выскакивает и бросается в дверь.

301. Рабочий, вошедший в стеклянную дверь, бросающийся вперед с вытянутыми руками к воображаемой кассирше; гитара в одной руке, а шапка в другой.

302. Автомат, стоящий на месте кассирши, принимает шапку и гитару.

303. Пол под рабочим поворачивается.

304. Под рабочего само подкатывается кресло.

305. Растерявшийся рабочий опускается в кресло. С правой и с левой стороны автомат начинает взмыливать две щеки в две щетки.

306. Вместо зеркала перед рабочим белый экран.

307. На экране начинают бегать слова: «Последние новости. Оживление замерзшего 25 лет назад неизвестного человека странного вида прошло блестяще. Он был так обрадован воскрешением, что немедленно выбежал, предварительно подергав профессорам руки, очевидно, от нервного потрясения».

308. Лицо рабочего, уставившегося в ужасе.

309. Рабочий вырывается из щеток автомата.

310. Автомат сует рабочему шапку и гитару.

311. Рабочий выбегает из «Электростригобрея». Рабочий подымает, потом поворачивает голову.

312. На небе, на стенах, на тротуарах одни и те же надписи: «Оживление неизвестного человека» и т. д.

313. Рабочий грохается в обморок.

V

314. Автомобильный завод.

315. На конвейере проходят авточасти. Над каждой проходящей частью сосредоточенный человек.

316. Бубликами с верхнего этажа съезжают по стальному канату шины.

317. Рабочий на сложной работе — установка и включение мотора.

318. Рабочий поднял голову. Это — омущиненная прозодеждой, постаревшая на 15[8] лет комсомолочка.

319. Гудок.

320. Рабочие расходятся.

321. В длинном гардеробном коридоре снимают прозодежду.

322. Ряд душей. Из каждого виден голый бок купающегося.

323. Фабричный двор, полный веселой толпой; идут к зданию столовой.

324. Стол. Бока, уставленные посудой, — постоянные части, центр — переменная, выходит из одной стены и уходит в другую, сервируя меню обеда.

325. Стена против обедающих — экран радиогазеты.

326. Бывшая комсомолочка подымает глаза от тарелки, удивленно опускает ложку и вперяется в стенку, перестав есть.

327. На стене портрет рабочего:

Оживленный замерзший на второй день. Умеренное состояние. Отсутствие аппетита. Потребность в стихах. Пульс 104.

328. Комсомолочка вскакивает в машину, несется по улице.

329. Входит в палату рабочего.

330. Рабочий смотрит, приходит в страшное волнение от знакомого лица. Припоминает и спрашивает:

331. Не папаша ли вы будете одной моей знакомой комсомолочки?

332. Комсомолочка улыбается, зовет его с собой; тот радостно улыбается, приподымается.

333. Доезжают вдвоем до воздушной станции.

334. Взбираются по лифту на вышку аэростанции.

335. Садятся на борт большого пассажирского аэро.

336. Аэропролет.

337. Аэро снижается на большой крыше.

338. Двое выскакивают.

339. По саду-крыше идут к люку, покрытому крышкой с номером.

340. Крышка опускается под удивляющимся всё время рабочим.

341. Они в комнате комсомолочки.

342. Рабочая комната в чертежах и начатых работах.

343. Комсомолочка вдвигает рабочий стол в стену. От другой стены отваливается кровать, полка книг, кресла.

344. Комсомолочка приглашает рабочего отдохнуть.

345. Я на заводское собрание. Важный вопрос: утилизация бывшего военного имущества.

346. Комсомолочка открывает дверь, казавшуюся стеной, и выходит в соседнее помещение, где ее ждут два-три человека.

347. Рабочий остается один. Трогает чистое белье кровати. Смотрит полку с книгами. «Проблема утепления полюсов». Другая обложка «Древняя история. Часть I. Русская буржуазия». Третья обложка: «Кулидж*. Как я был президентом. Мемуары. Перевод с английского».

348. Перебрав всю пачку книг, рабочий с отвращением их отбрасывает; смотрит с негодованием на чистую кровать и растягивается на полу, положив пиджак под голову.

349. Рабочий засыпает.

350. Разморозился!

351. От пиджака рабочего, тихо расправляя лапки, отделяется и переползает через комнату на стену клоп.

352. Клоп оживленно ползет по гладкой стене.

353. Рабочий поворачивается, зевает, оглядывает стену, радостно распахивает объятия.

354. Рабочий хватается за гитару, вдохновенно поет.

355.

Не уходи,

побудь со мною!

356. Восторженное лицо рабочего.

357. В тумане встает сначала комната из пролога с портретами Гарри Пилей, потом парикмахерская дочка.

358. Пальцы, берущие яростные аккорды.

359. В соседней комнате один из собравшихся уходить с комсомолочкой прислушивается, говорит:

360. Проверь провода. Шипит. Как бы не было замыкания.

361. Рабочий опускает гитару.

362. Клоп переползает на форточку.

363. Рабочий бросается, но клоп уполз. Рабочий опускается на кровать в изнеможении.

364. Мы разошлись, как в море корабли.

365. Рабочий мечется по комнате в поисках выхода.

366. Боковая стена многоэтажная. На белой стене черная точка клопа.

367. Два прохожих под домом подымают головы, тычут пальцами, щурят глаза, вытягивают и вывертывают шеи.

368. Точка клопика.

369. К двум глазеющим подбирается толпа, лезут друг на друга, размахивают руками.

370. Ползущая точка клопа.

371. Один из граждан у телефонного аппарата.

372. Дверь с надписью: «Директор зоосада».

373. Этакий Гагенбек* с удивлением и волнением выслушивает телефонное сообщение и трезвонит во все звонки.

374. По улице мчатся пожарные команды, клетки для зверей, отряд прожекторных автомобилей.

375. Рабочий мечется по комнате.

376. Толпа останавливается под стеной с клопом. Прожектора наводят луч, пожарные команды разворачивают лестницы.

377. Ловля клопа по гладкой стене.

378. Процессия по городу, впереди, едва пробираясь через толпу, директор зоосада несет в стеклянном ящике клопика.

379. Между гуляющими на свободе тиграми и львами клетка. В клетке футляр. На клетке надпись: «Клопиус нормалис. Водился в дебрях человеческой грязи».

380. Рабочий и комсомолочка. Рабочий грустит. Комсомолочка утешает. На стене радиогазета.

381. Объявление.

«Зоосад ищет кого-либо для демонстрации клопа в натуральных бытовых условиях».

382. Рабочий задумывается, потом оживляется, нахлобучивает кепку, хватается за гитару. Тащит комсомолочку к выходу.

383. Не трудящийся не ест.

384. Комсомолочка сначала колеблется, потом распахивает стену-дверь.

Эпилог

385. Разукрашенный флагами, нарядный, праздничный зоосад.

386. Толпы пионерского возраста вливаются в распахнутые ворота.

387. Лев с одинокими зрителями.

388. «Нэпманус натуралис» демонстрирует глотание булок перед группой хохочущих.

389. Толпа, заслоняющая одну из загородок.

390. Длинные ленты ждущих очереди.

391. Отходящие от загородки оживленно и испуганно делятся мнениями.

392. Новая колонна, получив пропуск, движется к загородке.

393. За сеткой изгороди стеклянный ларец с клопом. Под карточками Гарри Пилей разряженный и гитарничающий рабочий.

394. Комсомолочка показывает детям экспонат.

395. И вот он сидит здесь, потому что в эпоху культурной революции по уши ушел в блохастое старье.

Конец

[1927–1928]

Пьесы, 1928-1930

Клоп*

Феерическая комедия

Девять картин

РАБОТАЮТ

Присыпкин — Пьер Скрипкин — бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених.

 

Зоя Березкина — работница.

Эльзевира Давидовна — невеста, маникюрша, кассирша парикмахерской

Розалия Павловна — мать-парикмахерша

Давид Осипович — отец-парикмахер

} Ренесанс.

 

Олег Баянсамородок, из домовладельцев.

Милиционер.

Профессор.

Директор зоосада.

Брандмейстер.

Пожарные.

Ша́фер.

Репортер.

Рабочие аудитории.

Председатель горсовета.

Оратор.

Вузовцы.

Распорядитель празднества.

Президиум горсовета, охотники, дети, старики.

I

Центр — вертящаяся дверища универмага, бока остекленные, затоваренные витрины. Входят пустые, выходят с пакетами. По всему театру расхаживают частники-лотошники.

Пуговичный разносчик*

Из-за пуговицы не стоит жениться, из-за пуговицы не стоит разводиться! Нажатие большого и указательного пальца, и брюки с граждан никогда не свалятся.

Голландские,

механические,

самопришивающиеся пуговицы,

6 штук 20 копеек…

Пожалте, мусью!

Разносчик кукол

Танцующие люди

из балетных студий.

Лучшая игрушка

в саду и дома,

танцует по указанию

самого наркома!

Разносчица яблок

Ананасов!

нету

Бананов!

нету

Антоновские яблочки 4 штуки 15 копеек.

Прикажите, гражданочка!

Разносчик точильных камней

Германский

небьющийся

точильный брусок,

30

копеек

любой

кусок.

Точит

в любом

направлении

и вкусе

бритвы,

ножи

и языки для дискуссий!

Пожалте, граждане!

Разносчик абажуров

Абажуры

любой

расцветки и масти.

Голубые для уюта,

красные для сладострастий.

Устраивайтесь, товарищи!

Продавец шаров

Шары-колбаски.

Летай без опаски.

Такой бы

шар

генералу Нобиле*, —

они бы на полюсе

дольше по̀были.

Берите, граждане…

Разносчик селедок

А вот

лучшие

республиканские селедки,

незаменимы

к блинам и водке!

Разносчица галантереи

Бюстга́льтеры на меху,

бюстга́льтеры на меху!

Продавец клея

У нас

и за границей,

а также повсюду

граждане

выбрасывают

битую посуду.

Знаменитый

Экцельзиор,

клей-порошок,

клеит

и Венеру

и ночной горшок.

Угодно, сударыня?

Разносчица духов

Духи Ко̀ти*

на золотники!

Духи Ко̀ти

на золотники!

Продавец книг*

Что делает жена, когда мужа нету

Скачать:PDFTXT

Том 11 Маяковский читать, Том 11 Маяковский читать бесплатно, Том 11 Маяковский читать онлайн