в сопровождении Мезальянсовой)
Звонка еще не было? Можно давать. Сразу второй! (К Двойкину.) Товарищ, ты партийный? Да? Не в службу, а в дружбу, — помоги там с вещами. Документы важные, о-о-о!!! Нельзя доверять разным беспартийным носильщикам, носящим только за деньги, а тебе, как выдвиженцу, пожалуйста, — неси! Доверяю!.. Кто здесь завглавнач посадки? Где мое купе? Мое место, конечно, нижнее…
Фосфорическая женщина
Машина времени еще не вполне оборудована. Вам, как пионерам этого вида транспорта, придется стоять со всеми.
Победоносиков
При чем тут пионеры? Пионерский слет закончен*, и попрошу никогда больше не надоедать мне с пионерами. Эта кампания проведена! Я просто не поеду! Черт знает что такое! Надо, наконец, научиться беречь старого гвардейца, а то я уйду из гвардии. Наконец я требую компенсации за неиспользованный отпуск! Одним словом, где вещи?
Двойкин толкает вагонетку* с перевязанными кипами бумаг, шляпными картонками, портфелями, охотничьими ружьями и шкафом-сундуком Мезальянсовой. С четырех углов вагонетки четыре сеттера. За вагонеткой Бельведонский с чемоданом, ящиком, кистями, портретом.
Фосфорическая женщина
Товарищ, это что за громадный универмаг?
Оптимистенко
Да нет же ж. Это малюсенькое обрастание.
Фосфорическая женщина
Ну, зачем вам? Хоть часть оставьте!
Оптимистенко
Конечно, товарищ, почтой дошлете.
Победоносиков
Попрошу без замечаний! Развесьте себе стенную газету и замечайте там. Я должен представить циркуляры, литеры, копии, тезисы, перекопии, поправки, выписки, справки, карточки, резолюции, отчеты, протоколы и прочие оправдательные документы при хотя бы вещественных собаках. Я мог спросить дополнительный вагон-бис, но я не спрашиваю сообразно со скромностью в личной жизни. Не теряйте политику дальнего прицела*. Вам это тоже очень и очень пригодится. Получив штаты, я переведу канцелярию в общемировой масштаб. Расширив штаты, я переведу масштаб в междупланетный. Надеюсь, вы не хотите обесканцелярить и дезорганизовать планету?
Оптимистенко (Фосфорической женщине)
Не возражайте, гражданка. Жалко же ж планету.
Фосфорическая женщина
Только возитесь быстрее!
Победоносиков
Я попрошу вас не вмешиваться не в свою компетенцию. Это слишком! Попрошу не забывать — это мои люди, и пока я не снят, я здесь распронаиглавный. Мне это надоело! Я буду жаловаться всем на все действия решительно всех, как только вступлю в бразды. Посторонитесь, товарищи! Ставьте вещи сюда. Где портфель светложелтого молодого теленка с монограммой? Оптимистенко, сбегайте! Не волнуйтесь, подождут! Я останавливаю поезд* по государственной необходимости, а не из-за пустяков.
Оптимистенко бросается, навстречу Поля с портфелем.
Поля
Пожалуйста, не шипи! Я прибирала дома, как ты велел, — сейчас вернусь, доприбираюсь. Вижу — забыл. Думаю — важное! Смешно! Прибежала — пожалуйста! (Передает портфель.)
Победоносиков
Принимаю портфель и принимаю к сведению. Надо напоминать раньше! В следующий раз я буду рассматривать это как прорыв и ослабление супружеской дисциплины. Провожатые, выйдите! Прощай, Поля! Когда я устроюсь, я тебе буду присылать треть чего-нибудь в согласии с практикой суда и вплоть до изменения устаревшего законодательства.
Понт Кич (входя и останавливаясь)
Кхе, кхе!
Мезальянсова
Плиз, сэр!
Понт Кич
Вор нагл драл с лип жасмин дай нам плюньте биллетер…
Мезальянсова
Мистер Кич хочет сказать и говорит, что он без билета, потому что не знал, какой нужен — партийный или железнодорожный, но что он согласен врастать в любой социализм, только чтоб это ему было доходно…
Оптимистенко
Плиз, плиз, сэр. Доро̀гой договоримся.
Иван Иванович
Привет! Наше вам и вашим и нашим достижениям. Еще одно последнее усилие — и всё будет изжито. Вы видали социализм? Я сейчас увижу социализм — удивительно интересно.
Победоносиков
Итак, товарищи… Почему и на чем мы остановились?
Ундертон
Мы остановились на «Итак, товарищи…»
Победоносиков
Да! Прошу слово! Беру слово! Итак, товарищи, мы переживаем то время, когда в моем аппарате изобретен аппарат времени. Этот аппарат освобожденного времени изобретен именно в моем аппарате, потому что у меня в аппарате было сколько угодно свободного времени. Настоящий текущий момент характеризуется тем, что он момент стоячий. А так как в стоячем моменте неизвестно, где заключается начало и где наступает конец, то я сначала скажу заключительное слово, а потом вступительное. Аппарат прекрасный, аппарату рад — рад и я и мой аппарат*. Мы рады потому, что, раз мы едем раз в год в отпуск и не пустим вперед год, мы можем быть в отпуску каждый год два года. И наоборот, теперь мы получаем жалованье один день в месяц, но раз мы можем пропустить весь месяц в один день, то мы можем получать жалованье каждый день весь месяц. Итак, товарищи…
Голоса
— Долой!
— Довольно!!
— Валяй без молебнов!!!
— Чудаков, выключи ему время!
Чудаков подкручивает Победоносикова. Победоносиков продолжает жестикулировать, но уже совсем не слышен.
Оптимистенко
В свою очередь беру слово от лица всех и скажу вам прямо в лицо, невзирая на лица, что нам всё равно, какое лицо стои́т во главе учреждения, потому что мы уважаем только то лицо, которое поставлено и стои́т. Но скажу нелицеприятно, что каждому лицу приятно, что это опять ваше приятное лицо. Поэтому от лица всех подношу вам эти часы, так как эти идущие часы будут к лицу именно вам, как лицу, стоящему во главе…
Голоса
— Долой!!!
— Посолите ему язык!!
— Закрути ему кран, Чудаков!
Чудаков выключает Оптимистенко. Оптимистенко тоже жестикулирует, но и его не слышно.
Фосфорическая женщина
Товарищи! По первому сигналу мы мчим вперед, перервав одряхлевшее время. Будущее примет всех, у кого найдется хотя бы одна черта, роднящая с коллективом коммуны, — радость работать, жажда жертвовать, неутомимость изобретать, выгода отдавать гордость человечностью. Удесятерим и продолжим пятилетние шаги. Держитесь массой, крепче, ближе друг к другу. Летящее время сметет и срежет балласт, отягченный хламом, балласт опустошенных неверием.
Победоносиков
Отойди, Поля!
Ночкин (вбегает, преследуемый)
Мне бы только добежать до социализма, уж там разберут.
Милиционер (догоняет, свистя)
Держи!!!
(Вскакивают в машину.)
Фосфорическая женщина
Раз, два, три!
Бенгальский взрыв. «Марш времени». Темнота. На сцене Победоносиков, Оптимистенко, Бельведонский, Мезальянсова, Понт Кич, Иван Иванович, скинутые и раскиданные чертовым колесом времени.
Оптимистенко
Слезай, приехали!
Победоносиков
Поля, Полечка! Пощупай меня, осмотри меня со всех сторон. Кажется, меня переехало временем. Полина!.. Увезли?! Задержать, догнать и перегнать! Который час?
(Смотрит на дареные часы.)
Оптимистенко
Отдавайте, отдавайте часы, гражданин! Бытовая взятка нам не к лицу как таковая, коль скоро я один от лица всех месячное жалованье в эти часы вложил. Мы найдем себе другое лицо, чтобы подносить часы и уважать.
Иван Иванович
Лес рубят — щепки летят. Маленькие… большие недостатки механизма. Надо пойти привлечь советскую общественность. Удивительно интересно!
Победоносиков
Художник, лови момент, изобрази живого человека в смертельном оскорблении!
Бельведонский
Не-е-ет! Ракурс у вас какой-то стал неудачный. На модель надо смотреть, как утка на балкон. У меня только снизу вверх получается вполне художественно.
Победоносиков (Мезальянсовой)
Хорошо, хорошо, пускай попробуют, поплавают без вождя и без ветрил*! Удаляюсь в личную жизнь писать воспоминания. Пойдем, я с тобой, твой Носик!
Мезальянсова
Я уже с носиком, и даже с носом, и даже с очень большим. Ни социализма не смогли устроить, ни женщину. Ах вы, импо… зантная фигурочка, нечего сказать! Гуд бай, адье, ауфвидерзейн*, прощайте!!! Плиз, май Кичик, май Пончик! (Уходит с Понтом Кичем.)
Победоносиков
И она, и вы, и автор — что вы этим хотели сказать, — что я и вроде не нужны для коммунизма?!?
[1929–1930]
Лозунги для спектакля «Баня»*
[На сцене]
1) Долой
жрецов искусства,
шевелюрой заросших густо.
Артисты те —
кто в рабочем ряду
строить коммуну
с песней идут.
2) За небольшую коммуну
уступим оба
самых больших-пребольших ГОТОБа*.
3) Не для того
театров
громады каменные,
чтоб разводить
завывания камерные*.
Вытряхнем
индивидуумов
из жреческих ряс.
Иди, искусство,
из массы
и для масс.
4) Запритесь, психоложцы*,
в квартиры-клетки.
Театр —
для пропаганды пятилетки.
5) Я и ты,
мы вдвоем
построим социализм,
подписавшись на заем.
6) На лошадь стальную
уверенно сядь!
Пыхти
на селе,
тракторище!
Вперед, 25!
Вперед, 25!
Стальные
рабочие тыщи!
7) На театре греми,
проходи по стихам,
засияй
плакатным разводом:
от ударных бригад
к ударным цехам
от цехов —
к ударным заводам.
8) Дома-коммуны
вместо хаты!
Массовым действием
заменяйте МХАТы!
9) Вперед
непрерывным
полным ходом.
Выполним
пятилетку
в четыре года!
[В зрительном зале]
1) Правое искусство наступает густо.
Соединяйтесь, работники пролетарского
искусства!
2) Разоблачайте
сразу —
и правые делишки
и
левую фразу.
3) Долой бутафорские тряпки и сор!
Переделывай жизнь, коммунист-режиссер!
4) Коммуна строится трудно и туго,
На помощь строителям перо драматурга.
5) Сразу
не выпарить
бюрократов рой.
Не хватит
ни бань
и ни мыла вам.
А еще
бюрократам
помогает перо
критиков —
вроде Ермилова*…
6) Каждого бюрократа
выпарь
и прочисть —
и веник рабочего
и
художества кисть.
7) Энтузиазм,
разрастайся и длись!
Заводы —
сияйте радужней!
строится
правдашний.
8) Слюнявым психоложством театр не поганьте!
Театр, служи коммунистической пропаганде!
9) Некоторые говорят:
«Спектакль прекрасен,
но он
непонятен
широкой массе».
Барскую заносчивость
скорей донашивай, —
разбирается
не хуже вашего.
10) Классиков
полные руки набрав,
внимательней
пересматривай
листики,
через МХАТ*
не напустил
на республику
мистики.
11) «Комедия
неприемлема
в виде таком».
Сказали
и
головой покачали.
Уважаемый
товарищ Главрепертком,
заходите
не в конце,
а в начале.
Битая банда
золотопогонная,
тише
в Париже
зализывай хвост.
Непобедимая
Первая конная
полковничий рост.
Если белым
взбредет
как шли
на Москву
когда-то, —
в нашем театре
за коммуну
встанет солдатом.
Тонет борьба,
в бумажки канув,
борьбу с бюрократами
ставьте на́ ноги.
Не дадим,
бюрократов-болванов
ухудшилось
качество болванки.
Сильным средством
лечиться надо.
Наружу —
говор скрытненький.
Примите
против внутренних неполадок
внутреннее
лекарство
самокритики.
Ставь прожектора,
Крути,
мчало, а не текло.
не отображающее зеркало,
а —
увеличивающее стекло.
Ступись,
острия
комедийных шил,
комедии
в страшном риске, —
нотами*
всех комедиантов
пересмешил
комик —
папа римский.
Цените
наполняющее кассы,
но искусство,
разносящее
октябрьский гул,
но искусство,
блещущее
оружием класса,
не сдавайте
врагу
ни за какую деньгу.
Лозунги для лент финала
Руби капиталу и корни и ветки!
На непрерывку провода и ремни!
К социализму лети в пятилетке,
в нашей машине времени!
Шагай, страна, быстрей, моя, —
Вперед, время!
Время, вперед!
[1930]
Москва горит (1905 год). 1-я редакция*
Героическая меломима
I часть
Четыре глашатая вышли с четырех сторон потушенной арены. На каждом светящаяся цифра 1, 9, 0, 5, — становятся вместе, собирают год.
1-й глашатай
1905!
1905!
Семнадцатым
годом
горд —
оглянись
и вспомни опять
горящий год.
2-й глашатай
Шутки
любит цирк.
Но между
шуток веселых
вспомни,
как мёрли отцы
в запоротых
городах и сёлах.
3-й глашатай
Еще и сегодня
расслышат потомки
в громах
черноморского рёва,
как шел
броненосец «Потемкин»
на всю
эскадру царёву.
4-й глашатай
и море
кровью багримы.
Под пулями
падали неисчислимо,
как пал
и складывал
полковник Ри́ман
трупы,
как в штабель доски.
1-й глашатай
Звезда Советов,
над миром лучись,
на земли наши,
что ни случись,
не ступит
вражья нога.
смотри и учись
до дна
ненавидеть врага.
4-й глашатай
Глядите:
кровавую кашу наваря,
расхлебывает
>9-е января.
Разворачиваясь по всему барьеру, разукрашенные военные несут распластанные штаны. Бесконечная лента скрывается в дворцовых воротах, а из дворцовых ворот — бесконечная лента с узелками, скрывающаяся под вывеской «Прачка двора его величества». Посредине сцены очкастый обыватель — рыжий — пристает к главному военному.
Куда это
штанов такое количество?
Их величеством в стирку сданы.
Нехватка в штанах.
Его величество
вынужден
ежеминутно
менять штаны.
Арена тухнет. На арене один музыкальнейший клоун в огромной, набок, короне поет, вызванивая на водочной бутылке.
Царь испугался*,
издал манифест:
мертвым свободу,
живых под арест.
Ну и конституция —
сахар и мед.
Мертвым свобода —
живым пулемет.
Рот, улыбайся,
радуйся, народ!
Мертвым свобода —
живым…
наоборот.
Клоуна закрывают пять экранов. На каждой створке появляется манифест:
Божьей милостью
Мы,
Николай Вторый, и т. д.
Когда манифест окончен, сквозь него проступает кровавая лапа:
Руку приложил —
Трепов*.
Экраны подымаются, на арене бал и пир. Гремит военный оркестр. Студенты, барышни, офицеры. Два стола, убранные винами и поставленные так, что между ними может проехать тюремная карета. Каждый приходящий несет лист манифеста в виде огромной карты. Два присяжных поверенных, лощеные и во фраках, бросаются друг к другу через всю арену.
1-й присяжный поверенный
Петр Петрович?!
Разрешите лобызнуть.
Пошла
с нового абзаца.
2-й присяжный поверенный
Окончилась,
окончилась забастовочная нудь.
Иван Иваныч —
разрешите облобызаться.
Музыка. Парочка — студент и барышня — вальсирует.
Студент (восхищенной барышне)
Вы звезда
моего
студенческого небосвода…
Наступил на мозоль?
Прошу прощения.
У нас свобода,
Свобода совести,
собраний
и…
обращения.
Гости расступаются. Сквозь бал проезжает черная тюремная карета. Упряжка — собаки. На козлах собака-городовой. По бокам собаки-конвоиры. Музыка. Парочка. Штатский во фраке и дама.
Штатский
Поцелуйте!
Штатский
Отдайтесь…
Штатский
Вам гнев
к лицу,
разозлитесь и гляньте.
Мадам, разрешите…
(шпилит красную ленточку)
вам так идет!
Нацепите
красный бантик!
Пары жмутся и расступаются. Громыхает черная тюремная карета. Снова музыка. Парочка. Гвардеец и мадмуазель.
Довольно вальсом
не хотитца ль проттица
по лону