4
Антанта звереет —
хочется
ей
революцию на цепь
да в клетку.
В ответ на угрозу
тверже
и быстрей
в жизнь
проводи пятилетку.
№ 5
Пролетариата
литое тело
двухглавым орлам
не сжимать, когтя.
То, чего
декабрь не доделал,
то завершил
[№ 6]
Там,
где восстание
терпит крах —
звереют
капиталовы
диктаторчики и царята.
крепче
держи в руках
защиту
диктатуры
пролетариата.
[1930]
Программа представления «Москва горит»*
МОСКВА ГОРИТ (1905 Г.)
ГЕРОИЧЕСКАЯ МЕЛОМИМА ВЛ. МАЯКОВСКОГО
Пройдут такие картины:
1) Штаны его величества
2) Собаки на балу
3) Карточная конституция
4) Фаршированная бомба
5) Полиция на трапециях
6) 300.000 бросили работу
7) Кадеты на диване
8) На баррикады!
9) Царем науськан Семеновский полк
10) Штурм фабрики
11) «Смолкли залпы запоздалые»
12) Пирамида классов
13) «Ваша вина — напутали, братцы»
14) Нет! за оружие браться нужно
16) Дрессированный Александр Феодорович
17) Зам-Наполеон
19) Не теряйте, куме, сил
20) [Работай] Смывай, вода!
Участвуют: люди, куклы, звери, огонь и вода.
[1930]
Москва горит (1905 год). 2-я редакция*
Массовое действие с песнями и словами
ДЕЙСТВУЮТ:
1-й глашатай
2-й глашатай
3-й глашатай
4-й глашатай
Трепев
Студенты
Барышни
Офицеры
1-й присяжный поверенный
2-й присяжный поверенный
Штатский
Гости
Арестованные
Конвоиры
Мадмуазель
Городовые
Министры
Поп
Рабочие
Фабриканты
1-й либерал
2-й либерал
Казаки
Гвардейцы
Закованные в цепи
Керенский
Папа римский
Пилсудский
Макдональд
Тардьё
I часть
Четыре глашатая вышли с четырех сторон потушенной арены. На каждом светящаяся цифра 1, 9, 0, 5, — становятся вместе, собирают год.
1-й глашатай
1905!
1905!
Семнадцатым
годом
горд —
оглянись
и вспомни опять
горящий год.
2-й глашатай
Шутки, —
острите зубцы!
Но между
шуток веселых
не забудем,
как мёрли отцы
в запоротых
городах и сёлах.
3-й глашатай
Еще и сегодня
расслышат потомки
в громах
черноморского рёва,
как шел
броненосец «Потемкин»
на всю
эскадру царёву.
4-й глашатай
и море
кровью багримы.
Под пулями
падали неисчислимо,
как пал
и складывал
полковник Ри́ман
трупы,
как в штабель доски.
1-й глашатай
Звезда Советов,
над миром лучись,
на земли наши,
что ни случись,
не ступит
вражья нога.
смотри и учись
до дна
ненавидеть врага.
4-й глашатай
Глядите:
кровавую кашу наваря,
расхлебывает
9-е января.
Разворачиваясь по всей арене действия, разукрашенные военные несут распластанные штаны. Бесконечная лента скрывается в дворцовых воротах, а из дворцовых ворот — бесконечная лента с узелками, скрывающаяся под вывеской «Прачка двора его величества». Посредине сцены очкастый обыватель — рыжий — пристает к главному военному.
Куда это
штанов такое количество?
Их величеством в стирку сданы.
Нехватка в штанах.
Его величество
вынужден
ежеминутно
менять штаны.
Арена тухнет. На арене один музыкальнейший клоун в огромной, набок, короне поет, названивая на водочной бутылке.
Царь испугался,
издал манифест:
мертвым свободу,
живых под арест.
Ну и конституция —
сахар и мед.
Мертвым свобода —
живым пулемет.
Рот, улыбайся,
радуйся, народ!
Мертвым свобода —
живым…
наоборот.
Клоуна закрывает экран. Появляется манифест:
Божьей милостью
Мы,
Николай Вторый, и т. д.
Выходит Трепов-генерал с огромной лапой, с размаха отпечатывает пятерню на манифесте. Слова:
Руку приложил —
Трепов.
Экраны подымаются, на арене бал и пир. Гремит военный оркестр. Студенты, барышни, офицеры. Два стола, убранные винами, поставлены так, что между ними может пройти конвой и арестанты. Каждый приходящий несет лист манифеста в виде огромной карты. Два присяжных поверенных, лощеные и во фраках, бросаются друг к другу через всю арену.
1-й присяжный поверенный
Петр Петрович?!
Разрешите лобызнуть.
Пошла
с нового абзаца.
2-й присяжный поверенный
Окончилась,
окончилась забастовочная нудь.
Иван Иваныч —
разрешите облобызаться.
Музыка. Парочка — студент и барышня — вальсирует.
Студент (восхищенной барышне)
Вы звезда
моего
студенческого небосвода…
Наступил на мозоль?
Прошу прощения.
У нас свобода,
Свобода совести,
собраний
и…
обращения.
Гости расступаются. Сквозь бал проходят арестованные. Лица конвоя — собачьи морды. Парочка. Штатский во фраке и дама.
Штатский
Поцелуйте!
Штатский
Отдайтесь…
Штатский
Вам гнев
к лицу,
разозлитесь и гляньте.
Мадам, разрешите…
(шпилит красную ленточку)
вам так идет!
Нацепите
красный бантик.
Пары жмутся и расступаются. Арестованные проходят целой толпой. Снова музыка. Парочка. Гвардеец и мадмуазель.
Довольно вальсом
не хотитца ль проттица
по лону гравия?
Мамзель,
разрешите чмокнуть.
Ах, не сердитесь, —
теперь равноправие.
Опять расступаются пары. Бесконечная арестантская лента. Прошли. Генерал подымает бокал. Гости чокаются.
Господа!
Потушена лава
революционного кратера.
Кон-ссти-туцция!
За его величество —
государя императора
гип-гип!
Ура-ура!
Гости подымают бокалы. Чокаются, размахивают картами-манифестом. Бросаются друг к другу лобызаться, отставляют бокалы и складывают листы манифеста в огромный карточный домик. По всей арене появляются толстенные городовые. С верхней площадки — царишко, царица, министры. Все, раздувая щеки, начинают дуть во всю силу. Карточный домик разлетается. От дутья затухают лампы, разбегаются гости. В эту минуту падает брошенная бомба. Бомба разрывается, рассыпая листки прокламаций по всей арене. Городовые и прочие дующие в испуге разбегаются. В разных концах арены разные лица по-разному пробегают и читают прокламацию. Обыватель берет прокламацию — смотрит, бросает и убегает. Поп, взглянув в прокламацию, крестится и бежит. Богач — рвет и сжимает кулаки. Крестьянин — любовно разглаживает, кладет за пазуху. Рабочий вчитывается — зовет других, все серьезно и грозно слушают.
«Дана свобода собраний,
но собрания оцепляются войсками».
«Дана свобода слова,
но цензура осталась неприкосновенной».
«Дана неприкосновенность личности,
но тюрьмы переполнены заключенными».
«Необходимо всем быть настороже
и готовыми к бою».
Бежавшие с перепугу городовые осторожно приближаются к месту взрыва. Видят мирно читающих, бросаются на них. Рабочие разбегаются. Полицейский бросается за одним, другой в это время наклеивает ему прокламацию на спину. Хохот. Городовые бросаются за наклеившим. Наклеивший ловко взбирается на трапецию. Городовые за ним, неуклюже путаясь в шашках и кобурах. Городовые обтирают вспотевшие лбы. Всматриваются. Пятятся перепуганно. На длинных худых ногах-ходулях входит рабочий, на рукавах, как крылья, ленты с надписью «Забастовка». Рабочий взмахнул рукой. С другого конца кубарем катится полиция, следом тачка, на которой рабочие с грохотом вывозят фабрикантов. Все прокатываются между ходульных ног.
Рабочие (напевают)
Виттевскую
куцую
к черту конституцию!
Выплюнем,
не прожуя,
царские подачки,
из России
буржуя́
вывози на тачке!
Загораются киноэкраны. На экране идущий поезд, на другом — идущая конка, на третьем — работающий завод. Рабочий взмахивает рукой, — замирает на остановленном кадре поезд, останавливается конка, цепенеет завод. Рабочий взмахивает рукавом — тухнут фонари. Полная темь.
1-й глашатай
Перекидывалась забастовка
2-й глашатай
от завода к телеграфу,
3-й глашатай
от телеграфа к вокзалу,
4-й глашатай
от вокзала к по́рту.
1-й глашатай
300.000 бросило работу.
и по городу праздному
к бою
готовился по-разному.
Прожектор освещает разные углы арены, выделяя готовящиеся группы. Диван. На диване два лощеных либерала с чаем и с резолюциями. Нервничают, подымаются, надевают шляпы, потом снимают опять, садятся и снова вскакивают.
1-й либерал
А по-моему,
кадеты
с приветственной речью
должны
к забастовщикам
выйти навстречу.
2-й либерал
Не надо
репутацию
Забастовали без нас —
и пусть бастуют.
1-й либерал
А по-моему,
и т. д.
Фруктовая лавочка. Подходят покупатели. Покупают пустяки. Показывают пароль. Оглядываются, распахивают пальто, передают патроны и оружие. Скрываются. Лавочка отодвигается, под ней типография. Выходят люди с кипами и свертками прокламаций. Лавочка становится на место. Церковный иконостас. Поп благословляет дубинки, кастеты и револьверы черносотенцев.
Поп
Христолюбивые воины,
по совету иерея
бейте жидов —
и еврея и не еврея.
Сообразно моему
евангельскому сану
сам я,
мараться не стану.
Верноподданные чувства
погромом ознаменя,
братие черносотенцы,
кройте за меня.
Во имя отца
и сына
и святого духа
крамольникам
кастетом
въезжайте в ухо.
Прожектор освещает группу рабочих. Вокруг станка разбросанные и уносимые кинжалы и пики.
1-й рабочий
У каждого завода
кровища лужею.
2-й рабочий
Довольно терпеть.
Товарищи, к оружию!
Арена тухнет. Выходят глашатаи.
1-й глашатай
Москва подымалась,
как знамя
над ней
пылало небо
декабрьских дней.
Арена. Страстная площадь. В центре памятник Пушкину. С трех сторон над проходами стены с окнами. На нижних этажах вывески. Деревья, бульваром идущие к выходу. Площадь запружена народом. Рабочий с мальчиком пробирается к памятнику — влазит. Снимает кепку. Кричит.
Жандармские гады
стреляют в безоружных, —
на баррикады!
Свобода на бумаге,
на деле — приклады.
Готовьтесь к бою!
На баррикады!
Громите
оружейные
магазины и склады.
Браунинг в руку!
На баррикады!
Выхватывает браунинг. Далекие выстрелы. Выстрелы ближе. Рабочий хватается за грудь. Падает. Толпа бросается врассыпную. Валяется убитый рабочий. Мальчишка один. На арену въезжают казаки. Офицер оглядывается, выхватывает револьвер. Разряжает в воздух. Последняя пуля в мальчишку. Из всех окон подымается стрельба. Офицер и двое казаков падают. Подхватив раненых и убитых, казаки скрываются. Из домов и улиц выбегают дружинники и горожане. Из домов выкидывают матрацы, табуреты, столы. Прохожие срывают вывески. Пилят столбы. Вещи нагромождаются в баррикаду. В баррикаду воткнут красный флаг. Дружинники ложатся за прикрытие — стреляют вдогонку бежавшим казакам. Издали доносится распеваемая Марсельеза. Арена тухнет.
1-й глашатай
Слышите
шпор
гвардейский щелк:
царем
науськан —
Семеновский полк.
Предводительствуемые усатыми офицерами, арену заливают марширующие, перестраивающиеся, парадные, вымуштрованные гвардейцы. По обеим сторонам во́йска маркитанты с колбасой и с бутылями водки. Гвардия распевает старую песенку (из журналов 1905 года):
Шаг назад,
шаг вперед,
полоборот направо.
Кто
всех вольных перебьет,
Ура! Ура! Ура!
Бей во славу царского
двуглавого орла.
Лев! Прав! Раз! Два!
Приготовь патроны.
вся Москва
красные погоны.
Ура! Ура! Ура!
Бей во славу русского
двуглавого орла.
Рота, стоп!
Рота, пли!
Запевайте, глотки!
Мы заслужим, ай-люли,
колбасы да водки.
Ура! Ура! Ура!
Бей во славу русского
двуглавого орла.
Гвардейцы проходят. Освещается арена четырьмя поломанными фонарями. В центре фабрика. Из-за фабрики осторожно выползают дружинники. Два перепуганных ребенка вбегают, указывая дружинникам в темноту, перечисляют по пальцам виденные пушки, убегают. Дружинники рассыпаются, по два, по три залегают за выступы и тумбы. Готовятся к бою. Начинается пушечная канонада. Бьют по фабрике. Фабрика горит, рушится. Дружинники, расстреливаемые, падают, оставшиеся отступают на баррикаду под ярусами. Орудия бьют по баррикаде. От баррикады отделяется рабочий с белым платком на палке. Орудия въезжают на арену. Парламентера схватывают. Привязывают к дулу орудия, избивая рукоятками револьверов. Стрельба по баррикадам продолжается. Прожектор освещает красное знамя над баррикадой. Пули дырявят знамя. Знамя опадает по клочкам. Арена тухнет. Выходят глашатаи.
1-й глашатай
Пирамида классов —
сияет и высится.
2-й глашатай
Капиталистов
лоснятся лица.
3-й глашатай
И дюжину лет —
4-й глашатай
свинцом и виселицей
развлекается и веселится.
Арена загорается. На арене пирамида. Нижний ряд — закованные, работающие в кандалах рабочие, второй ряд — жадное чиновничество, третий ряд — попы, муллы, раввины, четвертый ряд — правительство, сенаторы, министры, пятый ряд — буржуи и помещики, на самом верху — маленький царишко в огромной короне. Пока стои́т пирамида, по барьеру проходят под конвоем закованные за революцию каторжники.
II часть
На арену выходят четыре глашатая.
1-й глашатай
С баррикад
декабрьского боя
многие
припустились, воя.
Загорается экран, на нем маленькая фигурка интеллигента в шляпе.
1-й глашатай
Сам заскулил
2-й глашатай
«Ваша вина,
напутали, братцы.
Вот и пустили
крови лохани…
зря
Загорается второй экран. Во весь экран Владимир Ильич с вытянутой ведущей рукой.
3-й глашатай
в этот скулеж недужный
врезал голос
4-й глашатай
«Нет,
только более решительно и энергично.
Новых восстаний
вижу день я.
подымется
Не защита,
лозунгом масс.
И этот год
в кровавой пене
и эти раны
в рабочем стане
покажутся
школой первой ступени
в грозе и буре
грядущих восстаний».
Экран становится красным. На глашатаях зажигаются цифры 1, 9, 1, 7. На арене — закованные в цепи.
1-й глашатай
И мы
научились
драться победно.
2-й глашатай
Товарищ Владимир Ильич,
за тобой
1, 2, 3 и 4-й глашатаи
мы в бой пошли…
Закованные на арене (вместе)
и решительный бой!
Закованные разрывают цепи. Закованные озаряются прожектором. На красном экране — огромная тень рвущих цепи рук. Музыкальный клоун вылетает на арену, вызванивая на треснувшей короне.
Хохочи, товарищи.
Смейся,
Ваня с Настею.
Мы выводим
под уздцы
царскую династию.
Рабочий с грохотом вытаскивает под уздцы целый табун памятников, съезжающий вниз из распахнутых дворцовых ворот, объезжающий арену и улепетывающий в главный выход. Первый — конный Петр Великий, теряющий венок и ухвативший под мышку змия, за ним Екатерина, с барельефа которой разбегаются вельможи, потом Павел, спрыгивающий с постамента и убегающий, следом — Александр с головою в руке вместо державы и скипетра, наконец, Александр III на брыкающемся коне, — наклонится головой — огонь из ноздрей, присядет на круп — выстрел сзади, и, наконец, уцепившись за хвост последнему коню, малюсенький Николай II. Табун скрывается. На арене глашатаи.
1-й глашатай
свалился, ободранный.
2-й глашатай
И быстро,
3-й глашатай
на пуховик
Александры Феодоровны
4-й глашатай
вскочил
Александр Феодорович.
Дорогу к дворцовым воротам занимают люди буржуйского вида, у каждого в руке обруч. На обручах надписи: «Война немцам», «Тюрьма рабочим», «Министры-капиталисты» и т. д. Керенский — рыжий — вскакивает по ступенькам, проныривая сквозь обруч. Открывает дворцовые ворота, восходит. Под балдахином кровать. Посредине