Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 12. Статьи, заметки, стенограммы выступлений

редактор и организатор» — «Литературный критик», М. 1936, книга четвертая, апрель, стр. 129.)

Стр. 40. Белый А. (Бугаев Б. Н.) (1880–1934) — писатель, один из представителей русского символизма;

Бальмонт К. Д. (1867–1942) — поэт-символист, автор ряда теоретических работ;

Чулков Г. И. (1879–1939) — писатель и критик;

Гиппиус З. Н. (Мережковская) (1869–1945) — писательница-декадентка;

Розанов В. В. (1856–1919) — реакционный писатель, публицист и критик. Некоторые его произведения отмечены печатью цинизма и эротики.

Сборник «Садок судей» I — вышел в 1910 году, «Пощечина общественному вкусу» — в 1912;

Бурлюк, Каменский, Хлебников — см. примечания к статье «В. В. Хлебников» (стр. 546–548); Крученых — см. примечание к статье «Открытое письмо А. В. Луначарскому» (стр. 544).

Кандинский В. В. (1866–1944) — художник-формалист, один из представителей так называемого «беспредметного искусства»; в 1912 году вместе с художником Ф. Марком выпустил сборник «Голубой всадник», где впервые были сформулированы основные положения экспрессионизма.

Бубно-валетчики — члены объединения художников «Бубновый валет», существовавшего с 1909 по 1926 год. В своей практике «Бубно-валетчики» ориентировались на модернистскую живопись (кубизм и др.).

Стр. 41. Шершеневич — см. примечание к статье «Революционный плакат» (стр. 551);

Северянин — см. примечание к статье «Братская могила» (стр. 540).

«Ослиный хвост» — общество художников, организованное в 1911 году Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионовым.

Российские футуристы окончательно разодрали с поэтическим империализмом Маринетти… — См. примечание к статье «Эту книгу должен прочесть каждый!» (стр. 541–542).

Городецкий С. М. (р. 1884) — поэт, переводчик, был связан с модернистскими литературными течениями (символизм, акмеизм);

Гумилев Н. С. (1886–1921) — поэт-акмеист. В творчестве Городецкого и особенно Гумилева периода первой мировой войны были сильны милитаристские мотивы.

…обломились «Мезонины»… — Московская группировка футуристов «Мезонин поэзии», организованная в 1913 году, просуществовала лишь один год.

…пошел на Берлин Северянин. — Во второй половине 1914 года Северянин написал ряд шовинистических стихов: «Германия, не забывайся!», «Поэза возмущения», «Поэза благословения», «Все вперед!», «Переход через Карпаты» и др. В стихотворении «Мой ответ», входящем в этот цикл, есть, в частности, такие строки:

Друзья! Но если в день убийственный

Падет последний исполин,

Тогда ваш нежный, ваш единственный,

Я поведу вас на Берлин!

«Вся Москва» — адресная и справочная книга; издавалась в дореволюционные годы и при советской власти.

Производственники — представители так называемого «производственного искусства»; назначение искусства видели исключительно в создании утилитарных «вещей».

Брик О. М. (1888–1945) — критик, теоретик литературы, друг Маяковского, активно участвовал в футуристических изданиях, член ОПОЯЗа, один из основных сотрудников журналов «Леф» и «Новый Леф»;

Арватов Б. И. (1896–1940) — критик, искусствовед, один из теоретиков «Лефа».

конструктивисты — конструктивизм — формалистическое направление в искусстве, получившее распространение после первой мировой войны в архитектуре, живописи, литературе и других видах искусства. Конструктивистами называли себя и писатели, объединившиеся весной 1922 года в литературную группу (В. Инбер, Б. Агапов, И. Сельвинский, К. Зелинский и др.); в 1924 году образовался ЛЦК (литературный центр конструктивистов). Конструктивисты рассматривали художественное произведение как «целесообразную конструкцию», сводя творческий процесс к чисто механическому «деланию вещей».

Родченко А. М. (1891–1956) — художник, один из первых в СССР мастеров фотомонтажа, оформитель произведений Маяковского;

Лавинский — см. примечание к статье «Революционный плакат» (стр. 550).

Стр. 42. «ИЗО», «ТЕО», «МУЗО» — см. примечания к статье «Открытое письмо А. В. Луначарскому», (стр. 544).

Татлин — памятник 3-му интернационалу… — Речь идет о модели памятника «Башня III Интернационала», сделанной в 1920 году В. Е. Татлиным (о нем см. примечание к статье «Открытое письмо А. В. Луначарскому», стр. 544).

…«Мистерия-буфф» в постановке Мейерхольда… — Постановки пьесы Маяковского «Мистерия-буфф» были осуществлены В. Э. Мейерхольдом совместно с Маяковским 7 ноября 1918 года в Петрограде (первый вариант) и совместно с В. М. Бебутовым 1 мая 1921 года в Москве (второй вариант).

«Стенька Разин» — поэма В. Каменского «Сердце народное — Стенька Разин» вышла отдельным изданием в Москве в 1918 году.

«Искусство коммуны» — см. примечание к статье «Открытое письмо А. В. Луначарскому» (стр. 545).

Ком-фут — коллектив коммунистов-футуристов, организовался в январе 1919 года в Выборгском районе Петрограда.

Движение нашего искусства выявило нашу силу организацией по всей РСФСР крепостей левого фронта. — Объединения «Леф» были созданы не только в Москве, но и в ряде других городов Союза.

«Творчество» — журнал культуры, искусства и социального строительства, издавался в 1920–1921 гг., вначале во Владивостоке, затем в Чите. Всего вышло семь номеров журнала.

Чужак (Н. Ф. Насимович-Чужак) (1876–1937) — журналист, критик; в 1920 году был редактором журнала «Творчество», позднее сотрудничал в «Лефе», выступая с «программными» статьями о футуризме;

Асеев — см. примечание к статье «В. В. Хлебников» (стр. 548);

Пальмов В. Н. (1888–1929) — художник-футурист, сотрудник журнала «Творчество»;

Третьяков С. М. (1892–1939) — писатель, критик и журналист, участвовал в журнале «Творчество», затем в «Лефе» и «Новом Лефе».

ДВР — Дальневосточная республика, возникла в начале 1920 года. В конце 1922 года ДВР влилась в РСФСР.

Стр. 43. …Осинский хвалит Ахматову… — Осинский Н. (Оболенский В. В.) (1887–1938) — экономист, журналист, литературный критик, впоследствии один из лидеров правой оппозиции. Маяковский говорит о его статье «Побеги травы (заметки читателя) III. Новая литература: поэзия», напечатанной в газ. «Правда», М. 1922, № 146, 4 июля.

Бухарин — Пинкертона… — Бухарин Н. И. (1888–1938) — в те годы ответственный редактор «Правды», впоследствии один из лидеров правой оппозиции. Выступал со статьями по вопросам искусства, в одной из своих статей 1922 года призывал к созданию приключенческой пролетарской литературы. (Нат Пинкертон — герой-сыщик в многочисленных бульварных романах, выпускавшихся в десятых годах XX века в различных странах.)

Серапионы — «Серапионовы братья» — литературная группировка, объединявшая писателей различных творческих манер. Возникнув в 1921 году в Петрограде, просуществовала до середины двадцатых годов. Теоретик «Серапионовых братьев» Л. Лунц проповедовал идеалистические взгляды на искусство, отрицающие общественное значение литературы;

Пильняк Борис (Вогау Б. А.) (1894–1941) — писатель. (См. о нем в статье «Наше отношение», стр. 196.)

Смена вех — «сменовеховство» (по имени сборника «Смена вех», выпущенного в июле 1921 года в Праге группой литераторов-белоэмигрантов) — политическое течение, увидевшее в нэпе начало буржуазного перерождения революции и в силу этого заявившее о своем якобы «примирении» с советской властью. В. И. Ленин в статье «Заметки публициста» и в Политическом отчете Центрального комитета РКП(б) XI съезду РКП(б) вскрыл классовую сущность «сменовеховства», показав, что оно выражает надежды внешних и внутренних врагов советской власти на возрождение в СССР капитализма. (См. В. И. Ленин, Сочинения, т. 33, стр. 179 и 256–257.)

С запада грядет нашествие просветившихся маститых. — В 1922 году в среде писателей-эмигрантов произошел раскол; некоторые из них выразили желание вернуться на родину.

Алексей Толстой… — А. Н. Толстой возвратился из эмиграции в августе 1923 года.

Инхук — Институт художественной культуры при Наркомпросе;

Вхутемас — Высшие художественно-технические мастерские;

Гитис Мейерхольда — Государственный институт театрального искусства. Мейерхольд был одним из руководителей Гитиса и фактически возглавлял Театр Гитиса, превратившийся вскоре в Театр Вс. Мейерхольда;

ОПОЯЗ — см. примечание к статье «В. В. Хлебников» (стр. 546).

В кого вгрызается Леф? (стр. 45). Журн. «Леф», М. — Л. 1923, № 1, март. Статья подписана: «Леф».

Стр. 45–46. «Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности»… «С негодованием отстраняли от нашего чела…»…«Стоять на глыбе слова «мы»… — неточно цитируемые выражения из коллективного (Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников) манифеста футуристов, напечатанного в альманахе «Пощечина общественному вкусу» (М. 1912, стр. 3–4).

Стр. 46… учредиловским лозунгом общей элементарной понятности. — «Учредиловка», «Учредительное собрание» — представительное учреждение, подготовка созыва которого после февральской революции 1917 года проводилась буржуазным Временным правительством. Игнорируя подлинно демократические органы пролетарской диктатуры — Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, — Временное правительство демагогически заявляло, будто Учредительное собрание полностью выражает волю всего народа, якобы единого в своих устремлениях.

…оскаруайльдовское самоуслаждение эстетикой ради эстетики… — Уайльд Оскар (1856–1900) — английский писатель. В критике лицемерия и ханжества капиталистического общества О. Уайльд не выходил за рамки буржуазного эстетизма, проповедуя превосходство искусства над жизнью, красоты над моралью.

…находя своим успокоенным пегасам уютные кафейные стойла. — Намек на кафе имажинистов — «Стойло Пегаса», существовавшее в 1921–1922 гг. в Москве на Тверской улице (ныне ул. Горького).

Кого предостерегает Леф? (стр. 48). Журн. «Леф», М. — Л. 1923, № 1, март. Подписана: «Леф».

Стр. 49. Конструктивисты!.. Производственники! — см. примечания к статье «За что борется Леф?» (стр. 553–554).

Опоязовцы! — см. примечание к статье «В. В. Хлебников» (стр. 546).

Предиполсловие (стр. 51). Предисловие к сборнику стихов «Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается», М. — П. 1923, изд. «Круг».

Стр. 51. «Схема смеха» — Стихотворение вместе с шестью рисунками Маяковского впервые напечатано в журнале «Огонек», М. 1923, № 5, 29 апреля.

Стр. 52. Воскресло количество сатиры. — См. примечание к статье «Можно ли стать сатириком?» (стр. 548–549).

Стр. 53. «Новый сатирикон» — еженедельный сатирический журнал, издававшийся в Петербурге в 1913–1918 гг. А. Аверченко. Критика новосатириконцев, как правило, не выходила за рамки буржуазно-либерального обличения. С февраля 1915 года по январь 1917 года в журнале печатался Маяковский, позиция которого резко отличалась от программы новосатириконцев.

Товарищи — формовщики жизни! (стр. 54). Журн. «Леф», М. — П. 1923, № 2, апрель — май. Подписана: «Леф».

Статья, содержащая в себе призыв создать единый международный фронт левого искусства, напечатана в журнале на трех языках: русском, немецком и английском.

Второй номер «Лефа» был приурочен к 1 мая 1923 года. В нем по предложению Маяковского было помещено несколько первомайских стихотворений под одинаковым заглавием «1-ое мая», написанных Н. Асеевым, В. Каменским, П. Незнамовым, Б. Пастернаком, А. Крученых, И. Терентьевым, С. Третьяковым. В эту подборку стихов входило и стихотворение Маяковского «1-ое мая» («Поэты…»).

Стр. 55. …Мы зовем «левых»… — См. статью «Кого предостерегает Леф?» (стр. 48–50).

Агитация и реклама (стр. 57). Журн. «Товарищ Терентий», Екатеринбург, 1923, № 14, 10 июня.

По теме к «Агитации и рекламе» близки статьи «Мелкий нэп» и «О мелочах», написанные примерно в то же время. (См. стр. 59–60 и 61–62.)

Стр. 58. «Прожектор». — см. примечание к статье «Можно ли стать сатириком?» (стр. 549).

…выставке в Москве… — Первая сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка открылась в Москве 19 августа 1923 года.

Мелкий нэп (стр. 59). Журн. «Товарищ Терентий», Екатеринбург, 1923, № 15, 24 июня.

Стр. 60. «Если некому пришивать…» — Ср. с репликой в пьесе «Клоп»: «Из-за пуговицы не стоит жениться, из-за пуговицы не стоит разводиться!» (См. т. 11, стр. 217 наст. изд.)

О мелочах (стр. 61). Журн. «Товарищ Терентий», Екатеринбург, 1923, № 16, 1 июля.

Стр. 61. В речах Ильича… — В. И. Ленин неоднократно говорил о необходимости самого внимательного отношения к «хозяйственным мелочам», подчеркивая важность борьбы за производство каждого пуда

Скачать:PDFTXT

Том 12 Маяковский читать, Том 12 Маяковский читать бесплатно, Том 12 Маяковский читать онлайн