Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 12. Статьи, заметки, стенограммы выступлений

русских писателей в прозе и стихах с присовокуплением правил риторики и пиитики и обозрение истории русской литературы», Спб. 1820, часть III (Краткие правила пиитики) и Н. Абрамова — «Полный словарь русских рифм (Русский рифмовник)», Спб. 1912.

Стр. 84. «Мы стали злыми и покорными…» — Маяковский неточно цитирует стихотворение З. Н. Гиппиус «Сейчас»:

Мы стали псами подзаборными,

Не уползти!

Уж разобрал руками черными

Викжель[6] пути…

Стр. 85. «Герои, скитальцы морей, альбатросы…» — первая строфа стихотворения В. Т. Кириллова (1889–1943) «Матросам», написанного в 1918 году к первой годовщине Октябрьской революции. Об отношении Маяковского к этому стихотворению В. Кириллов рассказал в своей автобиографии: «Весной 1918 г. я в гостях у Маяковского. Маяковский читает мне «Приказ по армии искусства», отбивая такт ногой. Я читаю ему своих «Матросов». Маяковский резко критикует: «Бросьте старую форму, иначе через год не будут читать ваших стихов, вот «Железная мессия» — это хорошо!» И он читает на свой манер строки этого стихотворения» (См. Василий Казин, Григорий Санников «О двух поэтах Октябрьской революции» — «День поэзии 1957», М. 1957, «Московский рабочий», стр. 188).

«Революционный держите шаг!», «Неугомонный не дремлет враг» — из поэмы А. Блока «Двенадцать».

«Разворачивайтесь в марше!» — первая строка стихотворения В. Маяковского «Левый марш» (т. 2 наст. изд., стр. 23).

«Ешь ананасы…» — См. т. 1 наст. изд., стр. 148.

«Сии стихи…» — неточная цитата из «Учебной книги русской словесности» Н. Греча: «Сии стихи не имеют ни стоп, ни равного числа слогов, не знают ни созвучия, ни сочетания рифм».

Стр. 86. «Выхожу один я на дорогу…» — стихотворение М. Ю. Лермонтова.

Стр. 87. …дать слова для песен… — См. статью «Можно ли стать сатириком?» и примечания к ней (стр. 31, 549).

Стр. 88. Крученых — см. примечание к статье «Открытое письмо А. В. Луначарскому» (стр. 544).

Стр. 89. НОТ — научная организация труда.

Стр. 89–90. Упоминаемые здесь поэтические заголовки впоследствии частично были использованы; рифмы: кремКремль — в стихотворении «Две Москвы», т. 7 наст. изд., стр. 177; фырк — Уфы — «Без руля и без ветрил», т. 9, стр. 8; нагусто — августа — «Тропики», т. 7, стр. 40.

Стр. 90. «Хат Хардет Хена…» — В воспоминаниях Риты Райт «Двадцать лет назад» рассказывается, что Маяковский, приехав из Америки, просил ее перевести «привязавшуюся» к нему песенку. «Я никак не могла понять, что это значит. И только совсем недавно, прочтя эти строчки по-английски, я сразу услышала знакомый голос, который отбивал их, как чечетку, а потом трунил надо мной: «Ага, оказывается, вы по-американски ни в зуб ногой!» Как же мне могло прийти в голову, что Маяковский, очевидно, поймав эти строчки на слух, в исполнении какого-нибудь джаза, повторял их с явно негритянским акцентом? Немудрено, что в таком виде я не смогла узнать «жестокую Ханну, пожирательницу сердец из Саванны». («Маяковскому». Л. 1940, Гослитиздат, стр. 124.)

Есть темы… — Некоторые из них были реализованы: «проститутка на бульваре Капуцинов в Париже.» — См. стихотворение «Заграничная штучка», т. 10 наст. изд., стр. 60; «старик при уборной в огромном геслеровском ресторане в Берлине». — Эта тема легла в основу стихотворения «Парижанка», т. 10, стр. 63.

Стр. 91. Приводимые примеры взяты из следующих произведений: «Улица. Лица у…» — «Из улицы в улицу», т. 1 наст. изд., стр. 38; «Угрюмый дождь скосил глаза. А за…» — «Утро», т. 1, стр. 34; «Гладьте сухих и черных кошек» — трагедия «Владимир Маяковский», т. 1, стр. 156; «Леевой, левой» — «Левый марш», т. 2, стр. 24; «Сукин сын Дантес» — «Юбилейное», т. 6, стр. 55.

…возвращаясь из Саратова… — Маяковский был в Саратове в июле 1912 года.

Стр. 92. «Тело твое буду беречь и любить…» — из поэмы 1915 года «Облако в штанах», т. 1, стр. 193–194 наст. изд.

«Как стать писателем». — Это объявление помещено в газете «Пролетарий» — Харьков, 1925, № 256 (672), 10 ноября.

«Развлечение» — еженедельный иллюстрированный журнал (приложение к газете «Московский листок»), выходил в Москве с 1859 по 1915 год.

Стр. 93. «В тот день тебя…» — Маяковский цитирует стихотворение Б. Пастернака (о нем см. примечание к статье «В. В. Хлебников», стр. 548) «Марбург», несколько изменяя приводимую строфу:

В тот день всю тебя от гребенок до ног,

Как трагик в провинции драму Шекспирову,

Носил я с собою и знал назубок,

Шатался по городу и репетировал.

«Сергею Есенину» — написано в начале 1926 года и впервые опубликовано в газете «Заря Востока», Тифлис, 1926, № 1152, 16 апреля.

Стр. 94. Клюев Н. А. (1887–1937) — поэт. Выступая как представитель так называемого крестьянского направления в литературе двадцатых годов, Клюев в своем творчестве идеализировал отжившие формы крестьянской жизни, воспевал старозаветный, патриархальный уклад. Оказал некоторое влияние на молодого Есенина.

«Милый, милый, смешной дуралей…» — из поэмы Есенина 1920 года «Сорокоуст»;

«Небоколокол, месяц языкМать моя — родина, || Я — большевик… — из стихотворения 1918 года «Иорданская голубица».

Сосновский Л. С. (1886–1937) — экономист, журналист, литературный критик, примыкал к троцкистской оппозиции; выступал против Маяковского с резкими статьями («Довольно маяковщины» — газ. «Правда», М. 1921, № 199, 8 сентября; «Желтая кофта из Советского Союза» — газ. «Правда», М. 1923, № 113, 24 мая и др.).

…кроя его, главным образом, за разросшийся вокруг него имажинизм. — В первые годы после революции Есенин был связан с группой русских имажинистов (А. Мариенгоф, В. Шершеневич, А. Кусиков и др.), которые провозглашали самоценность поэтического образа, его независимость от реального жизненного содержания.

Потом Есенин уехал… — Есенин был за границей в Западной Европе и Америке в 1922 — первой половине 1923 года.

Стр. 95. В эту пору я встречался с Есениным несколько раз… — Об одной из этих встреч см. в воспоминаниях Ник. Вержбицкого «Встречи с Есениным», журн. «Звезда», М. — Л. 1958, № 2, стр. 153–156.

Я с удовольствием смотрел на эволюцию Есенина: от имажинизма к ВАППу. — В начале двадцатых годов Есенин отходит от имажинизма. В статье «Быт и искусство», опубликованной в мае 1921 года, он писал, обращаясь к своим прежним товарищам по литературной группировке: «Собратьям моим кажется, что искусство существует только как искусство. Вне всяких влияний жизни и ее уклада… Но, да простят мне мои собратья, если я им скажу, что такой подход к искусству слишком несерьезный… У собратьев моих нет чувства родины во всем широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласованно все. Поэтому они и любят тот диссонанс, который впитали в себя вместе с удушливыми парами шутовского кривляния ради самого кривляния». (См. также его «Автобиографию» — Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы, М. 1957, Гослитиздат, стр. 8.) Иван Грузинов в воспоминаниях передает свой разговор с Есениным, относящийся к 1921 году: «Он сказал, что расходится во взглядах на искусство со своими друзьями-имажинистами: некоторые из его друзей считают, что в стихах образы должны быть нагромождены беспорядочной толпой. Такое беспорядочное нагромождение образов его не устраивает, толпе образов он предпочитает органический образ» («Есенин разговаривает о литературе и искусстве», М. 1927, изд. «Всероссийского Союза Поэтов», стр. 10). ВАПП — Всероссийская Ассоциация Пролетарских Писателей.

утром газеты принесли предсмертные строки… — Есенин покончил жизнь самоубийством 27 декабря 1925 года. Его предсмертное стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…», которое цитирует Маяковский, впервые было опубликовано в «Красной газете» (вечерний выпуск), Л. 1925, № 314 (1002), 29 декабря.

Стр. 96. …откуда это неподходящее слово взял и Безыменский. — Маяковский, по всей вероятности, имеет в виду стихотворение А. Безыменского «Встреча с Есениным».

«Но такого злого хулиганства…» — из стихотворения А. Жарова «На гроб Есенина» («Известия ЦИК», М. 1926, № 8 (2639), 10 января).

Стр. 97. Начиная с Когана… — Коган П. С. (1872–1932) — критик и историк литературы. В связи с самоубийством Есенина написал несколько статей («Есенин» — газ. «Вечерняя Москва», М. 1925, № 298 (608), 31 декабря; «Сергей Есенин» — журнал «Красная панорама», Л. 1926, № 2, стр. 6 и др.), а также произнес в Академии художественных наук и в Доме печати речь, опубликованную затем в журнале «Печать и революция», М. 1926, книга вторая, март, стр. 41–47. Все эти выступления были выдержаны в панегирических тонах.

«…блохи все не плохи…» — несколько измененные слова Луки из пьесы М. Горького «На дне»: «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все — прыгают…»

…книжонками Крученых… — В 1926 году А. Крученых выпустил несколько брошюр о Есенине: «Гибель Есенина» — М., изд. «Всероссийского Союза Поэтов» (в течение года вышло пять изданий); «Есенин и Москва Кабацкая» — М., авт. тип. ЦИТ (вышло два издания); «Чорная тайна Есенина» — М., изд. «Мотор»; «Лики Есенина. От херувима до хулигана» — М., изд. «Мотор»; «Новый Есенин. О первом томе «Собрания стихотворений» — М., изд. «Мотор»; «На борьбу с хулиганством» — М., изд. «Мотор» и «Хулиган Есенин», М., изд. «Мотор».

Маяковский говорит, по всей вероятности, о первых трех книгах (остальные вышли в свет во второй половине 1926 года, когда статья уже была написана).

Работа совпала как раз с моими разъездами по провинции и чтением лекций. — См. примечание к статье «Подождем обвинять поэтов» (стр. 559–560).

Стр. 98. Напостов — Напостовцы — писатели и критики, группировавшиеся вокруг журнала «На посту».

«Неделя» — повесть Ю. Либединского (р. 1898), рассказывающая о революционной борьбе коммунистов одного из уездных городов Урала; вышла в свет в 1922 году.

«Лепестки» — литературный сборник, составленный из произведений рабочих-профессионалов. Издан Хамовнической местколлегией рабкоров «Рабочей Москвы» литбазы Хамовнического района РКП(б) в Москве в 1924 году. Маяковский цитирует стихи из пьесы наборщика Грина «Карманьола» (стр. 41).

Стр. 99. …радимовские поросята… — Радимов П. А. (р. 1887) — поэт и художник. Многие стихи Радимова написаны гекзаметром. Указывая на несоответствие архаической формы и современного содержания некоторых его произведений, Маяковский, в частности, иронизирует над стихотворением «Свиное стадо».

Лубянская площадь, площадь Ногина — площади Москвы, первая — ныне площадь Дзержинского.

Стр. 100. Лубянский проездулица в Москве, где жил Маяковский, теперь — проезд Серова.

Мясницкая — ныне улица Кирова в Москве.

Стр. 102. «Вы жертвою пали в борьбе роковой» — широко распространенная революционная песняПохоронный марш»).

«Отречемся от старого мира» — популярная революционная песня, написанная в середине семидесятых годов девятнадцатого века П. Л. Лавровым.

Стр. 103. «Бедный конь в поле пал» — слова Вани из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Либретто оперы было написано бароном Е. Ф. Розеном.

Стр. 107. …обрушившись на опошливающих есенинскую работу… — Собинов Л. В. (1872–1934)

Скачать:PDFTXT

Том 12 Маяковский читать, Том 12 Маяковский читать бесплатно, Том 12 Маяковский читать онлайн