— оперный певец. С 1923 года — народный артист республики.
По воспоминаниям, Маяковский перед чтением стихотворения «Сергею Есенину» с эстрады говорил: «Вскоре после смерти Есенина в помещении Художественного театра состоялся вечер его памяти. На фоне тощей, надломившейся березки выступали с «прочувствованными» речами ораторы. Затем Собинов тоненьким голосом запел: «Ни слова, о друг мой, ни вздоха, мы будем с тобой молчаливы…», хотя молчалив был только один Есенин, а Собинов продолжал петь. Вот вся эта обстановка произвела на меня удручающее впечатление» (П. Лавут «Маяковский едет по Союзу» — журн. «Знамя», М. 1940, книга четвертая-пятая, апрель — май, стр. 209–210).
Стр. 108. Доронин И. И. (р. 1900) — поэт. Его поэма, о которой говорит Маяковский, называется «Тракторный пахарь» (выпущена в Москве в 1926 году издательством «Молодая гвардия»).
Стр. 109. «Не придет он так же вот…» — из стихотворения И. П. Уткина «Курган» — «Прожектор», М. 1926, № 8 (78), стр. 28.
«Мы ветераны…» — Маяковский несколько неточно цитирует стихотворение Эмиля Верхарна «Мор» в переводе В. Брюсова: «Матушка смерть! Это мы — ветераны. || Старые, дряхлые, мучат нас раны…»
Стр. 112. «Быть может, все в жизни лишь средство… — из стихотворения В. Брюсова «Поэту» («Ты должен быть гордым, как знамя…»).
«Я вольный ветер, я вечно вею…» — из стихотворения К. Д. Бальмонта «Снежные цветы», входящего в лирический цикл «Воздушно-белые».
Стр. 114. «Шибанов молчал…» — из баллады А. К. Толстого «Василий Шибанов».
«Довольно, стыдно мне…» — слова Самозванца из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».
«А что вы пишете?» (стр 118). Беловой автограф (БММ), «Красная газета», вечерний выпуск, Л. 1926, № 124 (1128), 28 мая — с сокращениями (опущено около трети текста). В настоящем томе публикуется по рукописи.
Стр. 120. «Разговор с фининспектором о поэзии» — стихотворение, вышедшее отдельным изданием (акционерное общество «Заккнига», Тифлис) в июне 1926 года. В журнале «Новый мир» оно появилось лишь в октябре — «Новый мир», М. 1926, № 10.
«Марксизм — оружие, огнестрельный метод, применяй умеючи метод этот!» — Стихотворение было напечатано в пятом (майском) номере журнала «Журналист». Первые две строки в приводимой Маяковским цитате в окончательный текст не вошли.
…мои язвительные слова… — Маяковский имеет в виду отчет ленинградской «Красной газеты» от 18 мая 1926 года о его выступлении в Государственном институте истории искусств. В отчете сообщалось: «Не мил ему (Маяковскому. — Ред.) и Лермонтов, хотя бы уже за то, что «у Лермонтова целые горы небесных сил || И ни слова об электрификации». За то, что «любой строчкой Лермонтов доказывает, что он интеллигент и к тому же деклассированный» — «Красная газета», вечерний выпуск, Л. 1926, № 115 (1119), 18 мая.
Стр. 121. «Четырехэтажная халтура» — Стихотворение было опубликовано в газете «Комсомольская правда» 5 мая 1926 года; «Передовая передового» — в четвертом (майском) номере журнала «На литературном посту» за 1926 год.
Стр. 122. «Как делать стихи?» — Эта статья, выпущенная отдельной брошюрой акционерным издательским обществом «Огонек», вышла в августе 1927 года.
Шенгели — см. примечание к статье «Как делать стихи?» (стр. 562–563).
«Сергею Есенину» — Стихотворение было напечатано в майской (пятой) книжке «Нового мира», за 1926 год.
«Английским рабочим», «Первомайское поздравление» — Эти стихотворения были опубликованы не в сборнике, а в газ. «Известия ЦИК»; «Английскому рабочему» — 8 мая, «Первомайское поздравление» — 1 мая 1926 года.
«Строго воспрещается» — Это стихотворение было опубликовано в журнале «Красная нива», М. 1926, № 30, 25 июля.
Стр. 123. …прозаический роман… — См. предисловие к сборнику «Вещи этого года (до 1 августа 1923 г.)» и примечания к нему (стр. 558–559).
…после сдачи по договору своей комедии-драмы… — Речь идет о «Комедии с убийством», работа над которой не пошла дальше черновых набросков. (Подробнее об этом см. т. 11, стр. 688–692 наст. изд.)
«Сифилис» — Это стихотворение было напечатано в журнале «Молодая гвардия», М. 1926, № 4, апрель.
Полное собрание сочинений… — Весной 1925 года Госиздат заключил с Маяковским договор на издание его собрания сочинений в четырех томах. По договору издание должно было быть осуществлено в течение одного года. В дальнейшем сроки выпуска томов неоднократно передвигались; после настойчивых предложений Маяковского был изменен и общий объем собрания сочинений — вначале была достигнута договоренность о пополнении его пятым томом, затем оно было еще более увеличено (об этом см. переписку Маяковского с Госиздатом в 13 томе наст. изд.). В конечном итоге издание расширилось до десятитомного Собрания сочинений. 1–6 тома вышли в свет при жизни Маяковского; остальные появились после его смерти. Из последних четырех томов седьмой и восьмой были подготовлены к печати самим поэтом.
Книга очерков «Мое открытие Америки» и сборник «Испания. Океан. Гаванна. Мексика. Америка» вышли в августе 1926 года.
…издания поэм… — Отдельное издание «Сергею Есенину» вышло в апреле, стихотворение «Сифилис» — в июне 1926 года. Издание детской книжки затянулось: «Что ни страница, то слон, то львица» появилась лишь в марте 1928 года.
Стр. 124. Избранное из избранного (сборник эстрадных стихов) — выпущен издательством «Огонек» не был.
Детские книги. — Три детские книжки, которые Маяковский предполагал выпустить в издательстве «Прибой», не были изданы.
…продолжение журнала «Леф». — Ежемесячный журнал «Новый Леф» выходил в течение двух лет, с января 1927 по декабрь 1928 года.
…вроде различных «Игорей»… — Имеется в виду опера А. П. Бородина «Князь Игорь».
Тихонов Н. С. (р. 1896) — поэт, прозаик и переводчик;
Тынянов Ю. Н. (1894–1943) — писатель, автор исторических романов и литературоведческих работ;
Эйхенбаум Б. М. (р. 1886) — литературовед;
Якубинский Л. П. (ум. 1946) — филолог, один из учредителей ОПОЯЗа;
Гинзбург Л. Я. (р. 1902) — литературовед;
Коварский Н. А. (р. 1904) — литературовед и кинодраматург.
[О киноработе] (стр. 125). Журнал «Новый зритель», М. 1926, № 35 (138), 31 августа.
Статья представляет собой ответ на анкету театрального журнала «Новый зритель». Под заголовком «Театр или кино? — Ответы на анкету» помещены статья С. М. Эйзенштейна «Два черепа Александра Македонского» и короткие ответы без заголовков, но с портретами откликнувшихся на анкету — художника В. П. Комарденкова, режиссера Сергея Юткевича, В. В. Маяковского и актеров Л. Н. Семеновой и П. С. Галаджева.
Стр. 125. ВУФКУ — Всеукраинское фотокиноуправление.
Предисловие <к сборнику сценариев> (стр. 126). Авторизованная машинопись (ЦГАЛИ). Подпись: В. М.
Отрывок впервые опубликован в газ. «Советское искусство», М. 1931, № 19, 18 апреля (см. О. Брик. «Сценарные мытарства»); полностью впервые помещено в сборнике: «В. В. Маяковский. Кино», изд. «Искусство», М. — Л. 1937.
17 декабря 1926 года Маяковский заключил с «Киноиздательством РСФСР» договор на издание трех своих сценариев, которые он должен был сдать издательству не позже 27 декабря 1926 года. Для этого сборника Маяковский в декабре 1926 года или в начале 1927 года написал это предисловие. Сборник не был выпущен.
Стр. 126. «Погоня за славою». — Писатель В. Б. Шкловский в своих воспоминаниях о Маяковском рассказал содержание, по-видимому, именно этого сценария: «Знаменитый футурист для купчихи Белотеловой издавал стихи, чтобы прославиться, но забыл подписать свое имя и потом бегал подписывать на всех экземплярах». (Виктор Шкловский. Поиски оптимизма, М. 1931, изд. «Федерация», стр. 101.)
Для Перского. — Речь идет о частной кинофирме Р. Д. Перского.
2-й и 3-й сценарии… 4-й сценарий. — Этих сценариев не имеется. (См. о них т. 11 наст. изд., стр. 481–485.)
5-й сценарий — «На фронт». — Сценарий и поставленный по нему фильм не удалось разыскать.
Читатель! (стр. 128). Беловой автограф (БММ); журн. «Новый Леф», М. 1927, № 1, январь.
«Читатель!» — передовая статья (без подписи) первого номера ежемесячного журнала «Новый Леф», начавшего выходить с января 1927 года.
Выпуск журнала вначале намечался на конец лета — начало осени 1926 года (см. статью «А что вы пишете?», стр. 124 наст. тома, а также объявление в журнале «Новый зритель», М. 1926, № 42 (145), 19 октября, стр. 35). Поскольку в беловом автографе первая строка читается: «Мы выпустили экстренный номер «Нового Лефа», можно предположить, что статья была написана осенью 1926 года.
Журнал издавался в течение двух лет — 1927–1928 гг.
В середине 1928 года Маяковский отошел от редактирования «Нового Лефа», заявил о своем выходе из группы Леф и высказался за ее роспуск. «Нужно раскрепостить писателя от литературных группировок и высосанных из пальца деклараций, — говорил поэт на вечере «Левее Лефа», состоявшемся 29 сентября в Ленинграде. — Принцип объединения писателей должен быть производственным, а не литературным: писатели должны объединяться вокруг конкретных нужд сегодняшнего дня, связанных с той или иной отраслью производства… Общим же профессиональным объединением должна быть единая Федерация советских писателей» (см. стр. 505). Последние пять номеров «Нового Лефа» вышли без участия Маяковского.
Караул! (стр. 130). Автограф (БММ); журн. «Новый Леф», М. 1927, № 2, февраль.
Наверху автографа — надпись Маяковского как редактора журнала: «Печатать. В. Ма<яковский>». Статья была написана в начале 1927 года и помещена в журнале вместе с четвертой частью сценария «Как поживаете?»
Стр. 130. «Наше гостеприимство» — один из популярных американских фильмов того времени; в главной роли — Бестер Китон.
«Золотая горячка» («Золотая лихорадка») и «Парижанка» — фильмы, поставленные Чарли Чаплиным.
Стр. 131. Совкино — Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество.
Кулешов Л. В. (р. 1899) — кинорежиссер.
Бляхин П. А. (р. 1886) — писатель, член правления Совкино.
Сольский В. — критик, сотрудник Совкино.
Шкловский В. Б. (р. 1893) — писатель, киносценарист и литературовед.
Шведчиков К. М. — председатель правления Совкино.
Трайнин И. П. — член правления Совкино, директор объединения кинофабрики.
Ефремов М. П. — заместитель председателя правления Совкино.
Стр. 132. «Закройщик из Торжка» — фильм, выпущенный в конце 1925 года (режиссер Я. А. Протазанов).
«Раскрывает рыбка рот…» — несколько измененные строки из стихотворения С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» («Разевает щука рот…»).
Корректура читателей и слушателей (стр. 134). Беловой автограф (БММ); журн. «Новый Леф», М. 1927, № 3, март.
Стр. 134. …пользуясь своей лекционной поездкой… — Лекционная поездка Маяковского в Харьков и Киев была совершена во второй половине февраля. В харьковской Держдраме (государственном драматическом театре) Маяковский выступал 22 февраля, в Киевском университете — 27.
Семенко М. (1892–1937), Шкурупий Г. (1903–1934), Ярошенко В. М. (1898–1937) — украинские поэты-футуристы; Посталовский, Фурер, Озерский — в те годы — работники партийного и советского аппарата Украины.
Что я делаю? (стр. 137). Беловой автограф (хранится у В. А. Катаняна); журн. «Новый Леф», М. 1927, № 4, апрель.
Стр. 137. Главной работой было… — Маяковский говорит о своих лекционных поездках с октября 1926 по февраль 1927 года (См. В. Катанян. «Маяковский. Литературная хроника», изд. 3-е, Гослитиздат, М. 1956, стр. 282–301.)
…будут сделаны книгой… — О своем намерении написать книгу ответов