Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 12. Статьи, заметки, стенограммы выступлений

к этому, как можно захватить это достояние — приходится обратиться к власти, приветствовать новую власть».

Выступления на заседаниях коллегии отдела изобразительных искусств Наркомпроса (стр. 216). Стенограммы заседаний (хранятся в семье проф. Н. Н. Пунина; копии частично в ЦГАЛИ).

Впервые опубликованы полностью в «Литературном наследстве», т. 65, М. 1958. Отрывки были напечатаны ранее в журнале «30 дней», М. 1935, № 4 и в Полном собрании сочинений Маяковского в двенадцати томах, М. 1947, т. 11.

Отдел изобразительных искусств Наркомпроса был учрежден в Петрограде 29 января 1918 года. Маяковский, который в течение нескольких месяцев был членом коллегии Отдела ИЗО, участвовал в заседаниях 28 ноября, 5 и 12 декабря 1918 года и 9 января, 6 и 27 февраля 1919 года. В заметке «В коллегии по делам искусства и художественной промышленности», напечатанной в газете «Искусство коммуны», П. 1919, № 10, 9 февраля, отмечается участие Маяковского в заседании 30 января 1919 года; однако стенограммы этого заседания не обнаружены, как и стенограммы заседания 24 апреля 1919 года, в котором он участвовал. На заседании 22 мая 1919 года, в связи с обсуждением вопроса о составе коллегии, искусствовед Н. Н. Пунин (1888–1953), в то время один из руководителей Отдела изобразительных искусств, сообщил, что Маяковский отчислен вследствие переезда в Москву.

Стр. 216. …вместо того, чтобы издавать еженедельную газету… — Речь идет о газете Отдела изобразительных искусств, которая и стала выходить с 7 декабря 1918 года под названием «Искусство коммуны», при ближайшем участии Маяковского (он поместил в этой газете семь своих стихотворений). Вышло 19 номеров (последний — 13 апреля 1919 года).

…для всех отделов — т. е., очевидно, отделов Наркомпроса, ведающих вопросами искусства.

Резолюция следующая (читает). — Текст резолюции в стенографическом отчете не приведен.

По поводу оценки деятельности газеты «Жизнь искусства» также разногласий нет… — О газ. «Жизнь искусства» см. «Открытое письмо народному комиссару по просвещению тов. Луначарскому», (стр. 14) и примечания к нему (стр. 542),

Стр. 217. «Северная коммуна» — ежедневная газета, выходившая в Петрограде в 1918–1919 гг.

Стр. 218. Ятманов Г. С. — заведующий Отделом музеев и охраны памятников искусства и старины. (Это был самостоятельный отдел Наркомпроса.)

Стр. 219. Альтман Н. И. (р. 1889) — художник, руководитель подсекции живописи секции художественных работ коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса.

Руднев Л. В. (1885–1956) — архитектор, член коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса.

Штеренберг Д. П. (1881–1948) — художник, председатель коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса.

Стр. 220. Николай Николаевич — Пунин Н. Н.

Двинуть дело было очень трудно. — О хлопотах Маяковского по подготовке первого, а в дальнейшем и второго номера «Искусства коммуны» отчасти свидетельствует автограф Маяковского, хранящийся в отделе рукописей ИМЛИ, — «Счет расходов по организации издания газеты „Искусство коммуны“» (см. «Литературное наследство», т. 65, М. 1958, стр. 601).

Штальберг Э. Я. (1883–1958) — архитектор, член коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса.

Стр. 221. Школьник И. С. (1883–1926) — художник, руководитель театрально-декорационной секции Отдела ИЗО Наркомпроса.

Стр. 222. Затем литературно-издательская секция нашла возможным принять к изданию в первую очередь и мои две книги. — Первая книга Маяковского, о которой идет речь, должна была называться «Для детков» (или «Для деток»), вторая — «Издевательства».

Обе эти книги не были выпущены. Тем не менее в «Отчете о деятельности Отдела изобразительных искусств», составленном спустя два месяца с лишним (отчет датирован 11 февраля 1919 года), в разделе о работе литературно-издательской секции указано:

«Печатаются: <…> «Для деток» В. Маяковского с иллюстрациями Козлинского. «Издевательства». Сборник стихотворений В. Маяковского…» (ГАОР ЛО).

Стр. 222 и 223. …дает подробное описание книги;…читает смету… — Описание и смета в стенографическом отчете отсутствуют. Это же относится и к «объяснениям» и «смете» на следующей странице.

Стр. 223. Козлинский В. И. (р. 1891) — художник, был автором части рисунков для альбома «Герои и жертвы революции» с подписями Маяковского (изд. Отдела изобразительных искусств Наркомпроса П. 1918).

Государственные мастерские… — Государственные свободные художественные мастерские — так в первые годы революции называлась Академия художеств.

Стр. 226. Это поступает от т. Жевержеева… — Л. И. Жевержеев (1881–1942), председатель общества художников «Союзмолодежи», где хранились рукописи Маркова, предложил Отделу ИЗО приобрести у общества право на издание этой книги. Книга В. Маркова была издана Отделом изобразительных искусств под названием «Искусство негров», П. 1919.

Мы ставили в Москве три картины, три сценария… — В Москве в 1918 году частная кинофирма «Нептун» поставила три фильма по сценариям Маяковского: «Не для денег родившийся» (по мотивам романа Джека Лондона «Мартин Иден»), «Барышня и хулиган» (по мотивам повести Эдмондо д’Амичис «Учительница рабочих») и «Закованная фильмой» (на оригинальный сюжет Маяковского). Маяковский играл главные роли во всех трех фильмах. Сценарий, который «прошел через критику Кинокомитета», возможно, «Не для денег родившийся», получивший аннотацию в «Кинобюллетене Кинокомитета Народного Комиссариата Просвещения», М. 1918, № 1–2, стр. 23.

Стр. 228. Плакат Сварога для картины Луначарского («Уплотнение»)… — Сварог В. С. (1883–1946) — художник. Кинофильм «Уплотнение» по сценарию А. В. Луначарского демонстрировался в дни первой годовщины Октябрьской революции.

Тем более что художественная работа без архитектурной невозможна. — В. А. Щуко (1878–1939) был не только театральным декоратором, но и главным образом архитектором.

Стр. 231. Самокиш Н. С. (1860–1944) — художник.

Россинэ (Баранов-Россинэ В. Д.) — художник, член коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса.

Мы теперь с Маяковским объезжаем районы… — Маяковский выступал 2 и 7 декабря в Выборгской партийной школе, 14 декабря — в рабочем клубе на Охте и 17 декабря (это был не понедельник, а вторник) — в Матросском театре, где впервые прочитал «Левый марш».

Стр. 233. Я бы думал назвать «Изобразители». — Журнал был назван «Изобразительное искусство». Его первый и единственный номер вышел в Петрограде в 1919 году.

Стр. 234. …один из рисунков… — Очевидно, речь идет о рисунке к «Сказке о красной шапочке» Маяковского.

Автором этой гнусной сплетни был я… — В записях других выступлений о «сплетне» ничего не говорится.

Стр. 235. …они пришлют того же Блоха… — По-видимому, Маяковский говорит о скульпторе М. Ф. Блохе, не раз выступавшем в качестве представителя профсоюза художников.

Доклад о художественной пропаганде на первом всероссийском съезде работников РОСТА (стр. 239). Стенограмма съезда (ЦГАОР). Стенограмма доклада Маяковским не правлена.

Впервые напечатано в «Литературном наследстве», т. 65, М. 1958.

Первый всероссийский съезд работников РОСТА происходил в Москве 15–21 мая 1920 года. В ЦГАОР имеются неполные стенограммы съезда (в заголовке стенограмм ошибочно указано: 2-й съезд — и дана неверная дата открытия — 16 мая; точные данные — в заметке «Известий ВЦИК», М. 1920, № 105, 16 мая: «Съезд работников РОСТА. — Вчера в Доме печати открылся I Всеросс. съезд работников Росс. Телегр. Агентства…»).

В день открытия съезда ответственный руководитель РОСТА П. М. Керженцев в докладе о задачах и работе РОСТА говорил, в частности, о той стороне деятельности РОСТА, в которой принимал самое непосредственное участие Маяковский: «Своеобразное место заняла художественная пропаганда, которую пришлось поставить на несколько новые рельсы. Сначала эта агитация сводилась к тому, что распространялись клише для местных и частью для провинциальных газет. Затем были созданы специальные «окна сатиры». Эта агитация имела чрезвычайный успех, так что по техническим причинам мы не могли даже удовлетворить спроса. Приходилось снимать копии иногда прямо от руки. Позже наши губернские отделы начали создавать собственные художественные отделы и «Окна сатиры»…»

На заседании 19 мая председательствовавший Керженцев сказал: «Сейчас у нас осталось до перерыва полчаса и имеется очень короткий доклад о художественной пропаганде. Слово имеет представитель художественного отдела РОСТА тов. Маяковский».

В своем докладе Маяковский выдвинул общие, принципиальные предпосылки работы над плакатами и «Окнами сатиры» РОСТА.

Этот доклад является единственным сохранившимся специальным высказыванием Маяковского о его работе в РОСТА, относящимся к периоду, в который она велась.

Упоминаний о докладе Маяковского в газетных отчетах не было.

По свидетельству писателя А. Н. Зуева, одного из делегатов съезда работников РОСТА, заседания съезда, открывшиеся в Доме печати, затем происходили в клубе РОСТА; там Маяковский и выступил с докладом. В Доме печати он читал поэму «150 000 000» перед делегатами съезда работников РОСТА или, может быть, перед делегатами Всероссийской конференции журналистов, открывшейся 21 мая — сразу же по окончании этого съезда.

Стр. 240. …обыкновенно набранная газетная статья, вывешиваемая в нашей газете… — По-видимому, речь идет о стенных газетах, которые издавались РОСТА в годы гражданской войны во многих городах. Эти газеты печатались крупными шрифтами и расклеивались на улицах, а потому и обслуживали огромный круг читателей. Первая «Стенная газета РОСТА» появилась в Москве 28 октября 1918 года и выходила до апреля 1921 года. В 1919–1920 годах в ней печатались некоторые стихотворные тексты Маяковского.

Товарищ Ленин в одном своем письме по поводу стиля нашей газетной работы… — Маяковский говорит о статье Ленина «О характере наших газет», опубликованной в «Правде», М. 1918, № 202, 20 сентября (Сочинения, т. 28, стр. 78–80). Ссылкой на эту статью Ленина Маяковский впоследствии начал и свою статью «С неба на землю» (см. стр. 38).

плакат Пастернака… «Жертвуйте на заем свободы». — Имеется в виду художник Л. О. Пастернак (1862–1945). «Заем свободы» был выпущен в 1917 году Временным правительством.

Выступления на заседаниях коллегии Политпросветсектора Наркомпроса (стр. 242). Протоколы (ЦГАОР).

Опубликовано в кн.: В. Катанян. «Маяковский. Литературная хроника», М. 1945.

Маяковский участвовал в заседаниях коллегии как представитель РОСТА. На заседании 2 сентября 1920 г. обсуждались вопросы об агитационной работе на Западном фронте, о праздновании дня Октябрьской революции, доклад представителя РОСТА (Маяковского) об агитационной работе.

На заседании 9 сентября обсуждались вопросы о текущей агитационной работе на Западном фронте и о праздничных спектаклях в театрах в дни Октябрьской годовщины. По первому вопросу постановили: известить Государственное издательство о том, чтобы оно приняло представленные плакаты и изготовило их в количестве 5000 экземпляров, причем три плаката предлагаются как «Окна сатиры», а один под названием «Последний час».

На заседании 20 сентября обсуждался доклад заведующего ТЕО (Театральный отдел Наркомпроса) В. Э. Мейерхольда об агитационно-революционных задачах театра. Постановили: создать комиссию из представителей Политпросветсектора и ТЕО для пересмотра и создания нового революционного репертуара и для празднования дня Октябрьской революции. Маяковский вошел в число членов комиссии. На одном из заседаний этой комиссии обсуждался вопрос о постановке к дням Октябрьских праздников «Мистерии-буфф». (См. об этом в выступлении Маяковского на диспуте «Надо ли ставить «Мистерию-буфф»?», стр. 257.)

На заседании 24 сентября обсуждался план подготовки празднования Октябрьской годовщины.

Выступления на диспуте о постановке «Зорь» в Театре РСФСР Первом (стр. 244). Стенограмма диспута (ЦГАЛИ). Стенографическая запись выступлений Маяковским не правлена.

Впервые опубликовано в журн. «Советский театр», М. 1936, № 8 (см. А. Февральский, «Маяковский на театральных диспутах»).

Премьера пьесы

Скачать:PDFTXT

Том 12 Маяковский читать, Том 12 Маяковский читать бесплатно, Том 12 Маяковский читать онлайн