Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 12. Статьи, заметки, стенограммы выступлений

581).

…ко дню первомайской годовщины… — Речь идет о 1919 годе.

Фриче В. М. (1870–1929) — искусствовед и литературовед.

Через год почти на заседании Политпросвета… — Дело было через полтора года: 20 сентября 1920 года — на заседании коллегии Политпросвета Наркомпроса под председательством А. В. Луначарского и при участии заведовавшей этим сектором Н. К. Ульяновой-Крупской (Маяковский участвовал в заседании как представитель РОСТА) был заслушан доклад В. Э. Мейерхольда, только что назначенного заведующим ТЕО Наркомпроса.

Стр. 259. Чижевский Д. Ф. (1885–1951) — драматург.

Рогожско-Симоновский… — Судя по предварительным извещениям в «Правде» и «Известиях» от 22 января 1921 года, № 14, Маяковский читал «Мистерию-буфф» в Рогожско-Симоновском районе, в театре «Вулкан» 24 января 1921 года. Присутствовавший на этом чтении Б. Ф. Малкин (в то время заведовавший Центропечатью) впоследствии вспоминал: «У меня до сих пор остался в памяти тот необычайно теплый и дружеский прием, который оказала рабочая аудитория своему поэту и который являлся живым опровержением лживых толков о «непонятности» Маяковского». («Из встреч с В. В. Маяковским», газ. «Вечерняя Москва», 1936, № 86, 14 апреля.)

Воробейчиков — фамилия придумана Маяковским по аналогии с фамилией: Чижевский.

Реплики Маяковского на диспуте

(По окончании <чтения пьесы> бурные аплодисменты.)

Маяковский. Товарищи, я бы с удовольствием кланялся, но я за эти три года так уже накланялся, что мне это уже надоело.

· · ·

Карпинская. Пьеса нам представлена в совершенно другом виде: это ведь переделка того, что было.

Маяковский. Ложь![7]

Карпинская… И если здесь и были упреки, что незачем было писать в ЦК записки, то я думаю, что эти записки писать все-таки надо. Может быть, благодаря запискам Маяковский и постарался переделать свою пьесу.

Маяковский. Наглая ложь!

· · ·

(После выступления представительницы партии меньшевиков Перемешко.)

Маяковский. Товарищ, я предлагаю вам объединиться с тов. Чижевским. (Голос с места: «Где он?») Он где-то там бродит необъединенный.

С места <фамилия оратора в стенограмме отсутствует>… Я предлагаю, во-первых, принять резолюцию в категорической форме, например, «Слушали, считаем необходимым поставить», во-вторых, тов. Маяковскому поставить чтение своей пьесы в партийных районах перед массовой партийной аудиторией.

Маяковский. Я без вашего заявления это уже сделал. Но с каких пор возникает такая тщательность, такое горячее стремление при подаче голосов «за»? Товарищи Чижевский и Карпинская могли бы, кажется, спросить об этом партийные районы. Нет, товарищи, вы сегодня подписались под моей пьесой и теперь давали объяснения на сделанное здесь заявление. Я говорю, что в рабочих кварталах эта пьеса уже читалась. Но с каких пор для вас это стало вопросом партийной организации?

С места (вносится поправка). Резолюция должна носить не слишком восторженный характер. Слово «гениальная» заменить словом «талантливая».

· · ·

Председатель …голосуется всем залом резолюция, где выкидывается слово «гениальная» и заменяется словом «талантливая».

Маяковский. Не надо «талантливая», — выкиньте долой. Пишите просто «пьеса».

Выступления на диспуте «Футуризм сегодня» (стр. 260). Стенограмма диспута (хранится у В. А. Катаняна). Стенографическая запись выступлений Маяковским не выправлена.

Впервые опубликованы в Полном собрании сочинений, т. 12, Гослитиздат, М. 1937.

Диспут состоялся в Центральном клубе Московского пролеткульта 3 апреля 1923 года. После доклада О. М. Брика Маяковский, Н. Н. Асеев и А. Е. Крученых выступили с чтением своих произведений; затем состоялись прения, в которых приняли участие В. Ф. Плетнев, А. Я. Дорогойченко, С. А. Родов, Г. Лелевич и др.

Маяковский выступал в прениях с ответами и возражениями оппонентам три раза. Первое выступление было вызвано заявлением некоторых выступавших о том, что футуристы непонятны. Во втором выступлении Маяковский отвечал руководителю Пролеткульта В. Ф. Плетневу, который спрашивал: «Если между русским и итальянским футуризмом общности нет ни в чем, то почему товарищи, работающие в левом искусстве и ориентирующиеся на пролетарский идеологический фронт <…> называют себя все-таки футуристами?» В третьем выступлении Маяковский возражал С. А. Родову, утверждавшему, что «само названиефутуризм“ — это лишь красивая вывеска <…> Футуризм не имеет за собой содержания и не может поэтому организовывать сознание».

Отчет о диспуте напечатан в журнале «Горн», М. 1923, № 8. (Дата диспута здесь указана ошибочно: 3 марта.)

Стр. 261. …в моей поэме… — Маяковский говорит о поэме «Про это», отрывки из которой он читал на этом диспуте.

Стр. 262. Родов С. А. (р. 1893) — поэт и критик, в 1923–1925 гг. — один из руководителей журнала «На посту». (Первый номер вышел в июне 1923 года.)

Выступление на диспуте о задачах литературы и драматургии (стр. 263). Стенограмма диспута (ИМЛ). Стенографическая запись выступления выправлена Маяковским.

Впервые опубликовано в сб. «Вопросы литературы и драматургии», «Academia», Л. 1924.

Печатается по выправленной автором стенограмме.

Диспут происходил в Государственном Академическом Малом театре в Москве 26 мая 1924 года под председательством А. В. Луначарского, который произнес вступительное и заключительное слово. Кроме Маяковского, выступали: П. Н. Сакулин, А. Г. Глебов, Г. Лелевич, В. Ю. Ключников, Т. А. Майская, А. Я. Таиров, Б. А. Пильняк, В. Ф. Плетнев, Д. Ф. Чижевский, И. П. Трайнин, А. И. Безыменский.

Стенографическую запись своего выступления Маяковский подверг правке, имеющей не только стилистический, но и смысловой характер. Так, например, им были внесены изменения в то место речи, где он говорит о Пушкине. По свидетельству В. Д. Зельдовича, эти изменения сам Маяковский мотивировал так: «Я такое на диспуте наговорил, что Брик меня повесит». Важнейшие отличия стенографической записи выступления Маяковского от записи, выправленной им, см. в разделе «Варианты и разночтения».

Стр. 263. Зельдович В. Д. (р. 1901) — заведующий секретариатом А. В. Луначарского, народного комиссара просвещения РСФСР.

Лелевич Г. (псевдоним Л. Г. Кальмансона, 1901–1937) — критик, в 1923–1925 гг. — один из руководителей журнала «На посту».

Стр. 264. …об учебных заведениях вроде Литературно-художественного института… — Маяковский говорит о Высшем литературно-художественном институте имени Валерия Брюсова, существовавшем в Москве в 1921–1925 гг. Основателем и ректором его был В. Я. Брюсов.

…рабкоровское издание «Лепестки»… — См. примечание к статье «Как делать стихи?» (стр. 568).

…прихожу к значительно более пессимистическим выводам, чем пришел Анатолий Васильевич. — А. В. Луначарский во вступительном слове сказал: «Таким образом, у нас есть сейчас литература многоцветная, талантливая, каждый месяц в конце концов дающая нам, если не шедевры, — этого, может быть, каждый месяц и не случается, — то во всяком случае крупные произведения, а от времени до времени настолько крупные, что их приходится отмечать, как события в общелитературном масштабе». («Вопросы литературы и драматургии», стр. 12.)

Стр. 265. Для меня глубоко отвратительна постановка «Леса» Мейерхольда… — В Театре имени Вс. Мейерхольда (Москва) в 1924 году народным артистом республики В. Э. Мейерхольдом (1874–1940) была поставлена пьеса А. Н. Островского «Лес», «перемонтированная режиссурой в тридцать три эпизода (три части)» (Театральная программа 1924 года).

Камерный театрдраматический театр, основанный в Москве в 1914 году режиссером А. Я. Таировым. В 1950 году прекратил свое существование.

Вот Анатолий Васильевич упрекает в неуважении к предкам… — На данном диспуте о «неуважении к предкам» А. В. Луначарский не говорил. Маяковский, возможно, имеет в виду высказывания Луначарского о футуристах в статье «Об А. Н. Островском и по поводу его» (газ. «Известия ВЦИК», М. 1923, № 78, 11 апреля) и в выступлении 3 июля 1923 года на диспуте «Леф и марксизм», на котором Маяковский не присутствовал, но о котором не мог не знать: отчет о диспуте был напечатан в журнале «Леф», М. — П. 1923, № 4, августдекабрь (вышел в январе 1924 года).

Брик — см. примечание к статье «За что борется Леф?» (стр. 553).

Я знаю: жребий мой измерен… — У А. С. Пушкина: «Я знаю: век уж мой измерен…» Изменение внесено Маяковским намеренно: это видно из правки, сделанной им в стенограмме.

Л. Ю. Брик в своих воспоминаниях пишет: «Ему не нравилось читать „век уж мой измерен“, звучащий как „векуш мой“, и он переделал строку по-своему» (Л. Брик, «Маяковский и чужие стихи», «Знамя», М. 1940, № 3, март, стр. 165).

Выступления на Первой Всесоюзной конференции пролетарских писателей (стр. 267). Стенограммы заседаний (ИМЛИ и Архив Академии наук СССР, Московское отделение).

Стенограмма первого выступления Маяковского имеется в двух видах: 1) запись, не выправленная Маяковским (находится в Отделе рукописей ИМЛИ), 2) запись, представляющая собою копию с выправленного экземпляра; кому принадлежала правкаустановить не удалось (Архив Академии наук). Стенографическая запись второго выступления Маяковским не выправлена (ИМЛИ).

Первое выступление печатается по стенограмме Архива Академии наук с поправками и уточнениями, внесенными по стенограмме ИМЛИ.

Впервые опубликованы: Полное собрание сочинений, т. 12 Гослитиздат, М. 1937 (первое выступление); В. Перцов, «Маяковский. Жизнь и творчество после Великой Октябрьской социалистической революции», изд. АН СССР, М. 1956 (второе выступление).

Первая Всесоюзная конференция пролетарских писателей происходила в Москве, в Доме печати, с 6 по 12 января 1925 года. Ее задачей было создание спаянной и централизованной Всесоюзной Ассоциации пролетарских писателей (ВАПП), основанной на «твердокаменной идеологической выдержанности» (журн. «Октябрь», М. 1924, № 1, май — июнь).

Маяковский выступал на конференции дважды: на утреннем и вечернем заседании 9 января. На утреннем заседании Маяковский выступал в прениях по докладу И. Вардина. Выступление на вечернем заседании было вызвано тем, что Демьян Бедный, взявший слово последним на утреннем заседании 9 января (непосредственно после Маяковского), допустил резкий выпад против Маяковского, обвинив его в том, что в своей поэме «Владимир Ильич Ленин» он исказил образ Ильича. Обвинения Д. Бедного подхватил Л. С. Сосновский на вечернем заседании (выступал до Маяковского). (См. также реплику Маяковского во время речи Демьяна Бедного на стр. 615.)

Отчеты о конференции напечатаны в газете «Правда», М. 1925, 8-13 января.

Стр. 267. Вардин (псевдоним И. В. Мгеладзе, 1890–1943) — журналист, один из руководителей ВАПП. Выступал с докладом «Идеологический фронт и пролетарская литература» на вечернем заседании 8 января.

…в отчете о майском совещании в ЦК относительно дел искусства я числюсь как попутчик. — 9 мая 1924 года при Отделе печати ЦК РКП(б) состоялось совещание, посвященное вопросу о политике партии в художественной литературе. Совещание проходило под председательством заведующего Отделом печати Я. А. Яковлева. Стенографический отчет о совещании был издан брошюрой: «К вопросу о политике РКП(б) в художественной литературе», изд. «Красная новь», М. 1924.

«Попутчиком» назвал Маяковского в своем докладе А. К. Воронский, что не встретило возражений со стороны других выступавших.

Сосновский — см. примечание к статье «Как делать стихи?» (стр. 566). Участвовал в прениях по докладу И. Вардина на утреннем заседании 9 января.

Воронский — см. примечание к статье «Расширение словесной базы» (стр. 581–582). На конференции Воронский выступал 9 января утром с содокладом об идеологическом фронте и пролетарской литературе, в котором отрицал возможность существования пролетарской литературы.

Киршон В. М. (1902–1938) — литературный

Скачать:PDFTXT

Том 12 Маяковский читать, Том 12 Маяковский читать бесплатно, Том 12 Маяковский читать онлайн