делаем для вечности…» и т. д. (стр. 262).
…как сейчас парижская выставка… — Маяковский говорит о подготовке страны к выступлению на Международной художественно-промышленной выставке, открытой в Париже в мае 1925 года. На выставку были отправлены, в частности, рекламные плакаты Маяковского и художника А. М. Родченко, впоследствии удостоенные серебряной медали. (См. т. 5 наст. изд., стр. 455–456.)
Пролеткульт — сокращенное название объединения пролетарских культурно-просветительных организаций. Участники Пролеткульта проповедовали отказ от культурного наследия прошлого и создание «чисто пролетарской» культуры. Ошибочность пролеткультовских позиций раскрыта в проекте резолюции «О пролетарской культуре», написанном В. И. Лениным в 1920 году (см. Сочинения, т. 31, стр. 291–292), и в письме ЦК РКП(б) «О пролеткультах» (1920).
…пролетарские писатели… — Имеется в виду Всесоюзная ассоциация пролетарских писателей (ВАПП).
Стр. 290. …нужно бы не только на замочек квартиру свою закрыть… — А. В. Луначарский сказал: «Мы вступаем в расцвет литературы. Леф должен это понять, свою квартирку на замок замкнуть: они отжили».
Стр. 291…«назад к Островскому»… — О необходимости идти «назад к Островскому», чтобы поучиться у него «некоторым сторонам мастерства», писал А. В. Луначарский в статье «Об А. Н. Островском и по поводу его» («Известия ВЦИК», М. 1923, № 78 и 79, 11 и 12 апреля).
Бабель И. Э. (1894–1941) — писатель, автор «Одесских рассказов» и «Конармии».
…в голове молодого, двадцатишестилетнего юноши, прошедшего всю Советскую Россию вдоль и поперек и перенесшего на своих плечах войну… — Маяковский говорит о писателе Леониде Леонове (р. 1899).
Супрематисты — представители беспредметно-формалистического течения, возглавленного русским живописцем К. С. Малевичем незадолго до Октябрьской революции; сводили задачи живописи к отвлеченным построениям цветовых поверхностей.
Кубисты — представители формалистического направления в изобразительном искусстве, выдвинули принцип разложения предмета на геометрические элементы его формы. Кубизм впервые возник во Франции в начале XX века.
Выступление на диспуте «Больные вопросы советской печати» (стр. 292). Отчет (по-видимому, стенографический), напечатанный в журнале «Журналист», М. 1926, № 1, январь. Стенограмма не найдена. Была ли выправлена Маяковским запись его речи — неизвестно.
Диспут состоялся в Москве, в Доме печати. Он был открыт 1 декабря 1925 года докладом К. Б. Радека (в тот же вечер Маяковский читал стихи, написанные в Америке) и продолжен 14 декабря, когда состоялись прения и заключительное слово докладчика. (См. также реплики Маяковского на стр. 626.)
В прениях, кроме Маяковского, выступали журналисты и писатели Н. К. Иванов-Грамен, М. С. Грандов, Я. Шафир, М. Ю. Левидов, Валевский, А. Л. Курс, Иоффе, В. Б. Шкловский.
Заметки о диспуте напечатаны в газете «Вечерняя Москва», М. 1925, № 272, 2 декабря и № 286, 15 декабря и в журнале «Журналист», М. 1925, № 12.
Стр. 292. А ценишь весь интерес нашей прессы только по возвращении из-за границы… — 22 ноября 1925 года Маяковский вернулся в Москву из Америки.
…после того как начитаешься в Америке про змеиные яйца в Москве… — Маяковский говорит о заметке в одной из американских газет, поводом для которой послужил роман М. Булгакова «Роковые яйца».
Вандербильт — один из крупнейших миллиардеров США.
Себеж — город на бывшей границе между СССР и Латвией.
Стр. 293. Левидов М. Ю. (1892–1942) — редактор журнала «Экран» (еженедельного журнала «Рабочей газеты») в 1925–1926 гг. Основным недостатком советской прессы объявил на диспуте «ненависть к веселому».
Сегодня появилось в «Вечерке» мое стихотворение «Мелкая философия на глубоких местах». — См. газету «Вечерняя Москва», М. 1925, № 285, 14 декабря. Фамилия Стеклова в стихотворении заменена здесь точками.
Если бы я тогда, когда писал, знал, что Стеклов не является уже редактором «Известий»… — Ю. М. Стеклов был освобожден от должности редактора газеты «Известия» 23 июня 1925 года. Маяковский в это время был за границей.
И напечататься мне удалось только случайно, во время его отъезда, благодаря Литовскому. — Маяковский говорит о стихотворении «Прозаседавшиеся», напечатанном в газете «Известия ВЦИК», М. 1922, № 52, 5 марта. Это было первое стихотворение Маяковского на страницах газеты «Известия».
Литовский О. С. (р. 1892) — был в то время ответственным секретарем редакции «Известий».
…Ленин отметил меня… — В. И. Ленин высоко оценил стихотворение «Прозаседавшиеся» в своей речи на заседании коммунистической фракции Всероссийского съезда металлистов «О международном и внутреннем положении Советской республики» 6 марта 1922 года (Сочинения, т. 33, стр. 197).
Стр. 294. Здесь Грамен говорил о большом интересе к шахматному турниру… — В ноябре — декабре 1925 года в Москве проходил Международный шахматный турнир.
Грамен — Иванов-Грамен, см. примечание к статье «Революционный плакат» (стр. 550).
Боголюбов Е. Д. (1889–1952) — в то время чемпион СССР по шахматам, победитель на Международном шахматном турнире 1925 года.
Капабланка Хосе Рауль (1888–1942) — чемпион мира по шахматам с 1921 по 1927 год. На Международном шахматном турнире 1925 года занял третье место.
Реплики Маяковского на диспуте 14 декабря
Курс. <…> Вот ко мне приходит писатель и заявляет: «<…> Я хочу, чтобы со мной правильно обращались как с рабочей силой, как с лошадью: чтобы за мной ухаживали, правильно давали работу и чтобы на меня не цыкали…»
· · ·
Шкловский. <…> У нас чрезвычайно мертвый литературный год. У нас до сих пор ничего не напечатано, но почти ничего и не пишется. (Голос с места: Гипербола!) Я этим делом занимаюсь, а вы нет!
Маяковский. «Анна Каренина» вышла!
Выступление на диспуте о советском иллюстрированном журнале (стр. 295). Отчет (по-видимому, стенографический), напечатанный в журнале «Журналист», М. 1926, № 4. Стенограмма не найдена. Была ли выправлена Маяковским запись его речи — неизвестно.
Диспут состоялся 29 марта 1926 года в Москве в Доме печати. Здесь же была организована выставка советских иллюстрированных журналов.
Вступительное и заключительное слово сделал М. Е. Кольцов. В прениях, кроме Маяковского, участвовали журналисты и писатели: В. Ф. Дробот, Сергеев, Юнпроф, Тобенкин (американский журналист), М. Ю. Левидов, Г. И. Геронский, В. А. Регинин, В. Б. Шкловский.
Заметка о диспуте напечатана в газете «Вечерняя Москва», М. 1926, № 72, 30 марта.
Стр. 295. Но после речи Левидова не ругаться трудно. — М. Ю. Левидов (см. примечание к выступлению на диспуте «Больные вопросы советской печати», стр. 625) в своем выступлении сказал, что писателей в журналы «не нужно пускать». «„Экран“ отказался от стихов — и что же? Никто их не требует. Думаю, что то же было бы и с рассказами».
Покойное несчастное «Эхо»… — Еженедельный иллюстрированный журнал «Эхо» выходил в Москве с октября 1922 по август 1923 года и затем с июля по декабрь 1925 года.
Кольцов М. Е. (1898–1942) — писатель и журналист, редактор журнала «Огонек».
Голомб Э. Г. — в те годы управляющий главной конторой издательства «Огонек».
Зощенко разошелся в «Огоньке» в 2 000 000 экземпляров. Есенин — в 100 000. — Имеется в виду издание Библиотеки «Огонек».
Зощенко — см. примечание к статье «Вас не понимают рабочие и крестьяне» (стр. 583).
Стр. 296. Но вот я прочитал там описание Зоологического сада Веры Инбер. — Очерк Веры Инбер «Я люблю зверей» напечатан в журнале «30 дней», М. 1926, № 3.
Котлета без гарнира или гарнир без котлеты? — Во вступительном слове М. Кольцов сказал: «Эксцентричные затеи, манерные заголовки <…> — все это слабо воспринимается нашим читателем. Это мне напоминает наши прежние скверные советские столовые: мы ели в них котлеты, но гарнир есть не решались. По-моему, лучше подавать читателю просто хороший материал без гарнира».
А редакционная халтура? — По-видимому, Маяковский говорит далее о раскрашенных фото А. М. Коллонтай («Экран», М. 1926, № 5, 6 февраля) и К. Б. Радека («Экран», М. 1926, № 4, 29 января), помещенных на обложках журналов.
…знаменитого дома-утюга… — небоскреб в Нью-Йорке на пересечении 5-й авеню и Бродвея.
Фотография с подписью «Дом в Лос-Анжелосе» помещена в журнале «Экран», М. 1925, № 31, 14 ноября.
Бурлюк — см. примечание к статье «В. В. Хлебников» (стр. 548). Маяковский виделся с Бурлюком в Нью-Йорке в 1925 году.
Бухарин и Воронский — это единственные люди, которых нельзя никогда застать в «Прожекторе»… — Журнал «Прожектор» издавался под редакцией Н. И. Бухарина и А. К. Воронского.
Луначарский и Степанов — редкие гости в «Красной ниве». — А. В. Луначарский и И. И. Степанов-Скворцов входили в редакцию журнала «Красная нива».
Стр. 297. Пильняк — см. примечание к статье «Наше отношение» (стр. 589).
Выступление на торжественном заседании Общественного комитета по празднованию пятилетнего юбилея Театра имени Вс. Мейерхольда (стр. 298). Стенограмма заседания (ЦГАЛИ). Стенографическая запись выступления Маяковским не правлена.
Публикуется впервые.
Театр имени Вс. Мейерхольда открылся под названием «Театр РСФСР Первый» 7 ноября 1920 года. Пятилетний юбилей его праздновался с полугодовым опозданием — торжественное заседание состоялось 25 апреля 1926 года (а Москве). Маяковский был членом Общественного комитета по празднованию юбилея. В числе отрывков из постановок театра, включенных в спектакль, предшествовавший заседанию, было четвертое действие «Мистерии-буфф» («Рай»).
Отчет о диспуте с кратким сообщением о выступлении Маяковского был напечатан в «Правде» (М. 1926, № 96, 27 апреля).
Стр. 298. …на этой самой эстраде мы отстаивали право на постановку «Мистерии-буфф» после шестидесяти репетиций. — Маяковский имеет в виду диспут «Надо ли ставить «Мистерию-буфф» (30 января 1921 года; см. примечания к его вступительному слову на этом диспуте, стр. 605). Об этом диспуте он несколько позже упоминает и в статье «Только не воспоминания…» (см. стр. 149).
Стр. 299. …статью Анатолия Васильевича Луначарского… — Речь идет о статье А. В. Луначарского «Театр Мейерхольда» («Известия ЦИК», М. 1926, № 95, 25 апреля).
Стр. 300. …Гендриков переулок, 15… — теперь переулок Маяковского, 15. В этом доме в 1938 году открылась Библиотека-Музей В. В. Маяковского.
…речь т. Дзержинского… — Ф. Э. Дзержинский сказал: «Кампания <за режим экономии. — Ред.> имеет глубокое политическое значение». (Борьба за режим экономии и печать. Доклад тов. Ф. Э. Дзержинского на совещании руководителей московской печати. «Правда», М. 1926, № 90, 20 апреля.)
Выступление по докладу А. В. Луначарского «Театральная политика советской власти» (стр. 301). Стенограмма диспута (Архив Академии наук СССР, Московское отделение). Стенографическая запись выступления Маяковским не правлена.
Впервые напечатано в «Литературном наследстве», т. 65, М. 1958.
Докладом А. В. Луначарского «Театральная политика Советской власти» открылся диспут, устроенный в Москве, в Коммунистической академии 2 октября 1926 года.
В прениях выступило пять ораторов (Маяковский — предпоследним). Во время диспута Маяковский подал несколько реплик.
Краткий отчет о диспуте был помещен в журнале «Новый зритель» (М. 1926, № 41, 12 октября).
Стр. 301. «Белая гвардия» — первоначальное заглавие пьесы М. А. Булгакова (1891–1940) «Дни Турбиных», премьера которой в Московском Художественном театре состоялась 5 октября 1926 года, а публичная генеральная репетиция — 2 октября, т. е. утром того дня, в который