С этим трудно не согласиться! Делает он это хорошо, я согласен, но существа вопроса это не исчерпывает. <…>
Выступления на собрании Федерации объединений советских писателей (стр. 365). Стенограмма собрания (ИМЛИ). Стенографическая запись выступлений Маяковским не выправлена. Качество записи местами неудовлетворительно.
Первое выступление впервые опубликовано в Полном собрании сочинений, т. 12, Гослитиздат, М. 1937. Второе — в «Литературном наследстве», т. 65, М. 1958.
Общее собрание писателей было созвано Федерацией объединений советских писателей и состоялось 22 декабря 1928 года в Москве, в Доме Герцена. С докладом о политике партии в области художественной литературы выступил П. М. Керженцев. Кроме Маяковского, выступавшего дважды, в прениях участвовали: Горелов, А. М. Эфрос, С. И. Канатчиков, Г. Б. Сандомирский, А. А. Богданов, Б. А. Пильняк, А. А. Фадеев, Л. Л. Авербах.
Заметка о собрании напечатана в «Вечерней Москве», М. 1928, № 298, 24 декабря.
Стр. 365. Платон Михайлович — Керженцев. — См. примечание к статье «Революционный плакат» (стр. 550). В 1928 году Керженцев был заместителем заведующего отделом агитации и пропаганды ЦК ВКП(б)).
…на основании резолюции Центрального Комитета партии… — Речь идет о резолюции ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 года «О политике партии в области художественной литературы».
Стр. 366. …Платон Михайлович Керженцев привел цитату из журнала «На литературном посту» с характеристикой Лефа… — Керженцев привел выдержку из статьи И. С. Гроссмана-Рощина «Преступление и наказание»: «Кажется, Прудону принадлежат слова: „Наложничество нельзя реформировать — его надо уничтожить“. „Леф“ нельзя реформировать — его нужно уничтожить» («На литературном посту», М. 1928, № 22, стр. 23). Керженцев по этому поводу заметил: «Не касаясь общей характеристики Лефа, я должен сказать, что такие заявления <…> считаю неправильными».
Дальше в этой же статье существуют абзацы… — В статье Гроссмана-Рощина говорится о Лефе: «…вещи лефовские — это фальшивая приходо-расходная книга» (стр. 22). Об Н. Н. Асееве: «Не шутите — Асеев делает классовый анализ!» (стр. 22).
Стр. 367. …безработные анархисты… — Гроссман-Рощин в прошлом был анархистом. Отошел от анархизма в 1921–1922 гг.
«На посту» — Маяковский имеет в виду журнал «На литературном посту», орган РАППа, издававшийся в 1926–1932 гг. и возникший в результате реорганизации журнала «На посту» (1923–1925).
…на последнем съезде ВАППа… — С 30 апреля по 8 мая 1928 года в Москве проходил I Всесоюзный съезд пролетарских писателей. ВАПП — Всесоюзная ассоциация пролетарских писателей.
…издательства на Солянке… — Во Дворце Труда на ул. Солянке в Москве издавались журналы профсоюзов.
Как отмечали газеты того времени, в этих журналах нередко находила приют литературная халтура.
…как классический Гаврила, который то порубал бамбуки, то испекал булки. — В романе «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова описывается поэт, который различным изданиям профсоюзов предлагает одно и то же стихотворение о Гавриле, всякий раз меняя профессию своему герою в зависимости от профиля журнала.
Стр. 368. Почему я должен был Молчанова править вместе с Авербахом через «Комсомольскую правду»… — В ответ на стихотворение И. Молчанова «Свидание» Маяковским было написано «Письмо к любимой Молчанова…», опубликованное в «Комсомольской правде» от 4 октября 1927 г. (См. т. 8 наст. изд., стр. 196). В этой же газете 2 октября 1927 года была напечатана статья Л. Авербаха «Новые песни или старая пошлость», критикующая стихотворение Молчанова. (В «Комсомольской правде» от 2 октября сообщалось, что «стихотворение Вл. Маяковского по поводу „Свидания“ Ив. Молчанова будет напечатано в следующем номере».)
…«кто раз дрался, имеет право у тихой речки отдохнуть»… — В стихотворении Молчанова: «Тот, кто устал, имеет право у тихой речки отдохнуть».
…«шел я верхом, шел я низом…»… — строки из стихотворения «Письмо к любимой Молчанова, брошенной им…»
…выправлять в последние дни в «Журнале для всех» идеологию т. Жарова? — Стенографическая запись здесь дефектна. Речь идет о стихотворении А. Жарова «Магдалина», напечатанном в «Журнале для всех», М. 1928, № 2, октябрь.
Страдивариус (Страдивари) Антонио (1644–1737) — итальянский мастер смычковых музыкальных инструментов.
Один выделывал скрипки, а другой выделывал гитары. — Поэт И. Уткин был автором стихотворения «Гитара». Слово «гитара» употреблено Маяковским в значении «романсовая» поэзия.
…три дня тому назад на вечере в Доме печати… — Маяковский выступал в Доме печати с докладом «Газета и поэт» 20 декабря 1928 года.
Федерация советских писателей т. е. Федерация объединений советских писателей. — См. примечание к выступлению на диспуте «Упадочное настроение среди молодежи (есенинщина)» (стр. 635).
Стр. 369. Эфрос — см. примечание к статье «Вас не понимают рабочие и крестьяне» (стр. 583).
…не по-устряловски, не по-сменовеховски… — В 1921 году в Праге вышел белоэмигрантский сборник статей «Смена вех» (см. примечание к статье «За что борется Леф?», стр. 555), одним из авторов которого был публицист Н. В. Устрялов.
…отказаться от гнилой теории с градусником. — А. М. Эфрос, отстаивая аполитичность писателя, его право идти «своим путем», сказал: «Можно испортить градусники и заставить их все показывать одну и ту же температуру, а писатель — градусник, опущенный в жизненную среду».
Стр. 371. Канатчиков С. И. (1879–1940) — работник отдела агитации и пропаганды ЦК ВКП(б), выступал вслед за первым выступлением Маяковского.
Тут было понимание тенденции к боковому пришпиливанию… — Стенографическая запись здесь и далее дефектна. По-видимому, Маяковский полемизирует с А. А. Фадеевым, который, обвиняя Маяковского в неправильном понимании тенденциозности, говорил: «<…> марксизм не считал возможным такое художественное творчество, которое идет просто по главному рационалистическому заданию. Сегодня за такую-то тенденцию стал писать, а завтра стал писать за другую. Конечно, многие из наших теперешних марксистов действительно понимают тенденцию так, как понимает ее Маяковский, а это есть не марксистское понимание тенденциозности <…> Но марксизм всегда был за тенденциозность в том объективном смысле, в котором искусство является отображением исторической тенденции <…>»
То, что говорил т. Керженцев… — По-видимому, в стенограмме ошибка. Нужно: Канатчиков.
Это — воронщина. — О «воронщине» см. в выступлении на диспуте «Леф или блеф?», стр. 326–327.
Это то, что вышибло из «Красной нови». — По-видимому, речь идет о том, что А. К. Воронский в 1927 году был снят с поста ответственного редактора журнала «Красная новь».
Поэтому мы говорим… — Далее цитата из стихотворения Маяковского «Той стороне» (см. т. 2 наст. изд., стр. 22).
Стр. 372. …т. Канатчиков связался так красиво с т. Эфросом. — С. И. Канатчиков выступил с отрицанием тенденциозности в литературе: «Что такое тенденциозность? Это извращение истины в угоду каким-нибудь интересам. Нужна ли нам такая тенденциозность — извращение истины? Нет, не нужна».
Вы говорите о кривых, которые вас свели с Эфросом. — Это относится к А. А. Фадееву, который сказал: «Тов. Эфрос правильно сказал, по-моему, в той части, когда он говорил, что художник отображает не путем прямым, механическим, а что связь художника с действительностью — это зачастую путь кривой. Но он почему-то не сказал о том, что не все кривые пути ведут обязательно к той цели, которая нам нужна».
Вот ваш расчет, где вы 20–30% оставляете на… <пропуск в стенограмме> исследование умов, а все остальное на интуицию… — А. А. Фадеев, имея в виду высказывание Канатчикова о тенденциозности (см. выше), сказал: «Тов. Канатчиков сказал это правильно только в той части, в какой он это направлял против тенденциозности в понимании Маяковского, ибо марксизм действительно всегда понимал художественное творчество как некий не только рационалистический процесс <…>, а всегда учитывал колоссальную роль интуиции в художественном творчестве и потому <…> не считал возможным такое художественное творчество, которое идет просто по главному рационалистическому заданию».
Правда, вы сами себя выставляете как начинающего… — В своем выступлении А. А. Фадеев упомянул о своей «писательской молодости».
Стр. 373. Я неоднократно приводил примеры Путиловского и других заводов. — См. об этом, например, в статье «Вас не понимают рабочие и крестьяне», стр. 168.
…вопрос о литературе, которая дает возможность применять ее практически. — Более подробно о литературе, которая адресуется «не потребителям, а производителям», Маяковский говорит в статье «Вас не понимают рабочие и крестьяне» (см. стр. 165).
Вот мы сейчас выделяем поэта Велемира Хлебникова. — В заключительном слове П. М. Керженцев сказал: «Пример, который приводил т. Маяковский о Хлебникове, — это удачный пример. Конечно, мы абсолютно допускаем и считаем необходимым такое художественное произведение, которое может быть абсолютно в данный момент широким массам недоступно, но которое по своему внутреннему качеству, идеологическому или художественному, как-то обогащает литературное творчество. Это произведение Хлебникова определенно имело влияние на развитие нашего стиха».
Хлебников — см. примечание к статье «В. В. Хлебников» (стр. 546).
Выступления на двух заседаниях Художественно-политического совета Гос. театра имени Вс. Мейерхольда (На обсуждении трагедии «Командарм 2») (стр. 374). Стенограммы заседаний (ЦГАЛИ). Стенографическая запись выступлений Маяковским не правлена.
Выступления Маяковского впервые опубликованы в журнале «Звезда», Л. 1945, № 4, см. А. Февральский, «О Маяковском. (Воспоминания)».
После постановки комедии Маяковского «Клоп» Гос. театр имени Вс. Мейерхольда приступил к работе над трагедией в стихах И. Л. Сельвинского «Командарм 2», действие которой происходит на фронте гражданской войны. В пьесе многое было спорным. Художественно-политический совет театра, членом которого был Маяковский, совместно с Художественно-политическим советом Главреперткома (Главного комитета по контролю за репертуаром при Наркомпросе) собрался 4 мая 1929 года для вторичного просмотра репетиции и обсуждения ее. На заседании председательствовал общественный деятель и литератор Ф. Ф. Раскольников, являвшийся председателем обоих советов. Некоторые участники заседания высказались за снятие пьесы. Среди мест текста трагедии, вызывавших возражения, был рефрен в одной из интермедий: «Да здравствует, да здравствует, да здравствует война!» Выступили ряд военных работников, В. Э. Мейерхольд, писатели Ю. Н. Либединский и А. Г. Глебов, Ф. Ф. Раскольников и другие.
Совет Главреперткома постановил пьесу разрешить, но предложил изменить название пьесы и слова «Да здравствует война», сократить монологи главного персонажа трагедии — Оконного — и снять введенную В. Э. Мейерхольдом сцену расстрела Оконного, объективно совершившего предательство. Мейерхольд отказался внести эти изменения. Совместное заседание было закрыто.
Тут же Совет театра собрался вторично — уже без Совета Главреперткома — под председательством Б. Ф. Малкина. В прениях участвовали военные работники, В. Э. Мейерхольд, Б. Ф. Малкин и другие. Совет театра поддержал Мейерхольда. В конце концов театр добился того, что спектакль был разрешен в том виде, в каком он был показан участникам этих заседаний (премьера «Командарма 2» состоялась 24 июля 1929 года во время гастролей театра в Харькове).
Маяковский выступил на обоих заседаниях. Кроме того, он подал две реплики, см. их ниже.
Реплики Маяковского на заседаниях
Нюрина. <…> Есть такие моменты, которые идеологически могут вызвать большие недоразумения, например — «Да здравствует война». Никогда так не говорили. Маяковский говорит, что можно сказать — «гражданская война».
Маяковский. Мне бы