Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 12. Статьи, заметки, стенограммы выступлений

со своими стихами справиться, где мне чужие исправлять!

· · ·

Малкин. <…> Рабочий просмотр в этой стадии устраивать не следует.

Маяковский. Когда будет следующий просмотр, нужно пригласить большее количество людей и их можно будет спросить.

Выступление на Втором Всесоюзном съезде Союза воинствующих безбожников (стр. 376). Стенографический отчет съезда (Акционерное издательское об-во «Безбожник», М. 1930). Была ли выправлена Маяковским стенографическая запись его речи — неизвестно.

Второй Всесоюзный съезд Союза воинствующих безбожников проходил с 10 по 15 июня 1929 года в Москве, в Экспериментальном театре (теперь — филиал Большого театра). Маяковский выступал в день открытия съезда с приветствием от Федерации объединений советских писателей. После приветствия прочел съезду свое стихотворение «6 монахинь». (См. т. 7 наст. изд., стр. 9.)

Стр. 376. …Федерация советских писателей поручила мне приветствовать Второй съезд безбожников. — Секретариат Федерации объединений советских писателей поручил Маяковскому приветствовать съезд на заседании от 7 июня 1929 года.

Стр. 377. Владимир Ильич в письме к Горькому писал… — Маяковский говорит о следующем месте в письме В. И. Ленина к Горькому, написанном в середине ноября 1913 года: «Католический поп, растлевающий девушек (о котором я сейчас случайно читал в одной немецкой газете), — гораздо менее опасен именно для «демократии», чем поп без рясы, поп без грубой религии, поп идейный и демократический, проповедующий созидание и сотворение боженьки. Ибо первого попа легко разоблачить, осудить и выгнать, — а второго нельзя выгнать так просто, разоблачить его в 1000 раз труднее, «осудить» его ни один «хрупкий и жалостно шаткий» обыватель не согласится». (Сочинения, т. 35, стр. 90.)

Выступления на заседании Художественно-политического совета Гос. театра имени Вс. Мейерхольда (На чтении и обсуждении «Бани») (стр. 378). Стенограмма заседания (ЦГАЛИ). Стенографическая запись выступлений Маяковским не правлена.

Впервые опубликовано в газете «Советское искусство», М. 1935, № 57, 11 декабря (см. А. Февральский, «Маяковский и „Баня“»).

Через несколько дней после того, как Маяковский закончил «Баню» и пьеса была перепечатана на пишущей машинке, он прочитал ее на заседании Художественно-политического совета Гос. театра имени Вс. Мейерхольда 23 сентября 1929 года. На заседании, кроме членов Совета, присутствовали коллектив театра и писатели В. П. Катаев, С. И. Кирсанов, Ю. К. Олеша, М. М. Зощенко.

Чтению пьесы предшествовали два доклада по вопросам текущей жизни театра и их обсуждение. После чтения пьесы выступил только один из членов Совета (представитель Московского губернского отдела профсоюза химиков М. Е. Зельманов). Маяковский ответил ему. Затем председательствовавший на заседании старый большевик, писатель и член коллегии Народного комиссариата путей сообщения Д. Ф. Сверчков сказал: «…Если сейчас никто высказаться не может после двух с половиной часов заседания, мы попросим товарищей, подумав, написать свои замечания или в театр, или тов. Маяковскому, чтобы он смог ими воспользоваться». Но Маяковский просил участников заседания выступить тут же. Один из них, чья фамилия в стенограмме не указана, спросил, почему пьеса названа «Баней». После ответа Маяковского выступили В. Э. Мейерхольд, который в большой речи дал «Бане» чрезвычайно высокую оценку, и Д. Ф. Сверчков, заявивший, что «Баню», «конечно, нужно приветствовать». Заседание закончилось заключительным словом Маяковского и единогласным принятием предложенной Сверчковым резолюции о ценности пьесы и желательности ее постановки.

Стр. 378. Вторая пьеса. — Под первой пьесой Маяковский подразумевал поставленную в том же году комедию «Клоп», под второй — «Баню».

Стр. 379. …сначала я сделал это явление подстроенным комсомольцами… — Имеется в виду появление Фосфорической женщины. В черновом автографе это появление дано так же, как и в позднейших текстах. По-видимому, Маяковский «сделал это явление подстроенным комсомольцами» в первоначальном замысле, не зафиксированном на бумаге.

Выступления на Втором расширенном пленуме правления РАПП (стр. 381). — Стенограмма заседаний (ИМЛИ). Стенографическая запись выступлений Маяковским не выправлена. Качество записи местами неудовлетворительно.

Первое выступление впервые опубликовано полностью в «Литературном наследстве», т. 65, М. 1958 (небольшой отрывок был напечатан ранее в Полном собрании сочинений в 12-ти томах, т. 10, Гослитиздат, М. 1941, в разделе комментариев); второе — в журнале «На литературном посту», М. 1930, № 19, октябрь (под заглавием «О некоторых вопросах поэзии»).

Пленум правления РАПП происходил с 20 по 29 сентября 1929 года в Москве, в клубе Федерации писателей.

Маяковский выступал на утреннем заседании 23 сентября в прениях по докладу Л. Авербаха о задачах РАППа в реконструктивный период и на утреннем заседании 26 сентября в прениях по докладу Г. Горбачева о поэтической продукции РАППа.

На этих же заседаниях, до выступлений, Маяковским было подано несколько реплик во время речи других ораторов. (См. их на стр. 670.)

Отчеты о пленуме напечатаны в «Литературной газете», М. 1929, №№ 23, 24, 25 от 23 и 30 сентября и 7 октября.

Стр. 381. Брик — см. примечание к статье «За что борется Леф?» (стр. 553).

РАПП — Российская ассоциация пролетарских писателей.

Авербах — см. примечание к выступлению на диспуте «Упадочное настроение среди молодежи (есенинщина)» (стр. 635).

…в прошлый раз на пленуме… — Речь идет о пленуме правления РАППа в октябре 1928 года. Л. Л. Авербах на этом пленуме сделал доклад об очередных задачах РАППа.

Стр. 382. Реф — группа, образовавшаяся из отколовшихся от Лефа писателей, которой руководил Маяковский. См. примечание к статье «[Товарищи!]» (стр. 591).

Кириллов В. Т. (1889–1943) — поэт.

…первые заседания во дворце Кшесинской… — Речь идет о совещаниях деятелей литературы и искусства, которые происходили весной 1917 года в Петрограде, в бывшем дворце Кшесинской.

…я должен сказать несколько слов о Союзе писателей и о пильняковщине… — См. заметку Маяковского «Наше отношение» и примечания к ней (стр. 196 и 589).

Некоторая нечеткость возникла в результате моего письма в газете Федерации с характеристикой Союза писателей как «союза пильняков». — В «Литературной газете» (органе Федерации объединений советских писателей) М. 1929, № 20, 2 сентября, в ряду других протестов в связи с антиобщественным поступком Пильняка, была помещена заметка Маяковского «Наше отношение», в которой Всероссийский союз писателей полемически назван «союзом пильняков». В статье, напечатанной в газете «Известия», М. 1929, № 212, 14 сентября, по поводу этой фразы говорится: «Глубочайшую ошибку делают те, кто именует, например, Союз писателей «союзом пильняков». <…> в настоящее время особенно важно уметь <…> отделять писателей-попутчиков от новобуржуазных писателей» (Б. Ольховой, «Классовая борьба в литературе»). Это же отмечает и передовая статья «Литературной газеты» № 22 от 16 сентября.

…но я отнюдь не присоединяюсь к тому, что написал Сибирский АПП… — «Телеграмма сибирской АПП» напечатана в «Литературной газете», М. 1929, № 22, 16 сентября. В ней содержится ряд грубых выпадов против писателей-«попутчиков» и требование высылки из СССР Пильняка.

Стр. 382–383. …программа, которую обещал т. Леонов… — Писатель Л. М. Леонов, избранный председателем Всероссийского союза писателей в результате смены правления в сентябре 1929 года, выступал на данном заседании пленума. В частности, он сказал, что новое правление выработает декларацию Союза, которой до тех пор не существовало.

Стр. 383. Все было так просто… — Строки из стихотворения В. Т. Кириллова «Был вечер как вечер» (сб. «Отплытие», изд. «Кузница», М. 1923).

Мы за все время только сейчас, говорит т. Молотов, узнаем о существовании Федерации советских писателей. — Имеется в виду доклад В. М. Молотова на I Московской областной партийной конференции 14 сентября 1929 года.

Эфрос — см. примечание к статье «Вас не понимают рабочие и крестьяне» (стр. 583).

Стр. 384. Поэтому, как говорил Жан-Жак Руссель… — Маяковский приводит строки из комедии М. Д. Вольпина «Королева ошиблась». Л. Ю. Брик в статье «Маяковский и чужие стихи» («Знамя», М. 1940, № 3), приведя эти строки в несколько измененном варианте, пишет, что они «очень нравились» Маяковскому «и он часто цитировал» их.

Стр. 385. Конструктивисты — см. примечание к статье «За что борется Леф?» (стр. 554).

Агапов Б. Н. (р. 1899) — писатель. В те годы входил в группу конструктивистов.

Стр. 386. Вы указываете на отношение технической интеллигенции, что вот Луговской был на Урале и там интеллигенты ходят в технических фуражках. — Маяковский полемизирует со следующим местом в выступлении Б. Агапова: «Не так давно приехал с Урала наш т. Луговской, и он нам рассказывал о том положении, какое существует на Урале в отношении <…> технической интеллигенции. Даже молодые инженеры <…> держат себя не только в стороне, но держат себя явно враждебно по отношению к рабочим, они подчеркивают своей технической фуражкой и своими разглаженными брючками свое «аристократическое положение».

Луговской В. А. (1901–1957) — поэт.

…вашего толстого «Бизнес». — Речь идет о книге: «Бизнес. Сборник Литературного центра конструктивистов». Госиздат, 1929.

Зелинский — см. примечание к выступлению на Первом Московском совещании работников левого фронта искусств (стр. 618).

И разве не демагогия — называть философской книжку Зелинского… — Маяковский говорит о книге: Корнелий Зелинский, «Поэзия как смысл. Книга о конструктивизме». Изд. «Федерация», М. 1929. Предисловие автора к книге начинается фразой: «Поэзия есть функция смысла — такова формальная идея, лежащая в основе конструктивизма как литературной школы».

Б. Н. Агапов назвал книгу «серьезнейшим философским произведением».

Стр. 387. Мы должны были упирать на факты… — Далее стенографическая запись дефектна.

О. М. Брик, выступавший от Рефа, сказал, что Реф, в отличие от Лефа, не только подчеркивает роль факта как такового в литературном творчестве, но во главу угла ставит его оценку в качестве «оружия в социально-классовой борьбе». По-видимому, примерно это же имеет здесь в виду Маяковский.

Горбачев Г. Е. — литературовед и критик. Выступал с докладом о поэзии на вечернем заседании 25 сентября.

Стр. 388. Затем, нам говорят, что разошлют доклад. — Председателем было объявлено, что «основное содержание доклада о литературоведческих <литературных?> группировках <Ермилова> будет разослано в местные организации».

Товарищ <из> тверской организации приводил цифры: 60% пишут стихи! — От Тверской АПП выступал Б. Н. Полевой, который сказал, что 62% местной литературной продукции составляют стихи.

«На посту» — см. примечание к выступлению на собрании Федерации объединений советских писателей (стр. 658).

Я спросил у Фадеева… — А. А. Фадеев был в 1926–1932 гг. одним из руководителей РАППа.

…читал содержание его поэтических взглядов в «Заре Востока»… — Маяковский имеет в виду статью Г. Горбачева «Литература на переломе», помещенную в газете «Заря Востока», Тифлис, 1929, № 194 и № 195 от 25 и 27 августа.

Стр. 389. Есть два светлых пятна: это Светлов и Безыменский. — Горбачев сказал: «…мы в основном сейчас имеем две линии, представленные в основном двумя крупными современными пролетарскими поэтами, которые могут считаться основными представителями пролетарской поэзии <…> С одной стороны — лирическая линия Светлова и с другой стороны — публицистическая линия Безыменского».

У нас были такие поэты — Уткин, Жаров, Молчанов, с которыми мы ругались

Скачать:PDFTXT

Том 12 Маяковский читать, Том 12 Маяковский читать бесплатно, Том 12 Маяковский читать онлайн