в прошлом году… — См. выступление на собрании Федерации объединений советских писателей, стр. 368.
Вот в моей «Рабочей газете» я знаю, что Жаров берет в обработку обычные мелкие случаи из рабочей практики… — В течение сентября 1929 года в «Рабочей газете» (ежедневной газете ЦК ВКП(б), выходившей в 1922–1932 гг.) Маяковский опубликовал 4 стихотворения; всего к 1928–1929 гг. относится 15 публикаций. Стихи А. Жарова, посвященные конкретным фактам из жизни заводов и предприятий, в 1929 г. печатались в «Рабочей газете» неоднократно (напр., в №№ 130, 142, 158, 168, 170 и др.).
Несмотря на свою «дохлость»… — Горбачев сказал, что творчество Маяковского «не движется вперед», оно — «историческое наследство».
Стр. 390. …мои стихи Есенину. — Стихотворение «Сергею Есенину» см. в т. 7 наст. изд., стр. 100.
…«Письмо Максиму Горькому»… — «Письмо писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому» см. в т. 7 наст. изд., стр. 206.
…разговоров о Горьком, о том, что писала «Комсомольская правда»… — Статья Горького и ответ редакции на нее были напечатаны в газете «Комсомольская правда», М. 1929, № 189, 18 августа.
Присоединяйтесь к Тальникову… — Маяковский говорит о статье Д. Тальникова «Литературные заметки» (в журнале «Красная новь», М. 1928, № 8, август), в которой грубой и несправедливой критике с эстетских позиций подверглись американские стихи и очерки поэта. О Тальникове Маяковским написано стихотворение «Галопщик по писателям» (см. т. 9 наст. изд., стр. 290).
Нельзя говорить о крахе «Клопа», докажите это! — Горбачев заявлял, что в пьесе «Клоп» — «снижение большой темы, примитивность сатирической мысли».
Из спектаклей по провинции… — О гастрольных спектаклях Гос. театра имени Вс. Мейерхольда в Харькове, Киеве и Одессе рассказывал режиссер А. Е. Нестеров на заседании Художественно-политического совета театра 23 сентября 1929 г. На этом же заседании Маяковский читал пьесу «Баня» (см. предыдущую стенограмму и примечания к ней на стр. 664).
«Командарм 2» — трагедия в стихах И. Сельвинского.
Революционный театр, который поддерживается «Комсомольской правдой», а не мной, был открыт «Клопом». — Маяковский говорит о Гос. театре имени Вс. Мейерхольда. Успешная постановка «Клопа» прекратила разговоры о закрытии этого театра, инициатором которых был начальник Главискусства А. И. Свидерский. Карикатура Д. Моора, о которой говорится далее, помещена в журнале «Даешь», 1929, № 1, апрель. На рисунке изображены борющиеся Свидерский и Клоп. Под рисунком подпись:
«Начглавискусства Свидерский: Я театр Мейерхольда закрою.
Клоп: А я открою.
Свидерский: А я закрою.
Клоп: А я открою».
Стр. 391. «Дир Туманный» — псевдоним поэта Н. Н. Панова (р. 1903), входившего в литературную группу конструктивистов.
Цветаева — см. примечание к статье «Братская могила» (стр. 541).
Гумилев — см. примечание к статье «За что борется Леф?» (стр. 553).
Стр. 392. …отчет 1-й бригады писателей, подписанный Луговским. — Речь идет о «Рапорте первой культурной бригады писателей», напечатанном в «Литературной газете», М. 1929, № 18, 19 августа. В бригаду входили: В. Казин, В. Луговской, К. Минаев, Б. Киреев (о последнем в отчете сказано: «выбыл по болезни»), С. Громан.
Маяковский собирался написать на эту тему стихотворение. (См. В. Катанян, «Одно ненаписанное стихотворение». «Рассказы о Маяковском». Гослитиздат, М. 1940.)
«Уральский рабочий» — газета, выходящая в Свердловске.
Стр. 393. Ставский В. П. (1900–1943) — писатель. В 1929 году написал книгу очерков о советской деревне «Станица».
Дементьев Н. И. (1907–1935) — поэт. В своем выступлении (непосредственно перед Маяковским) упрекнул лефов в том, что им свойственно «отречение от социальной индивидуальности и передача своих рабочих рук какому-то социальному заказчику, абстрактному или конкретному <…>».
Реплики Маяковского на пленуме 23 сентября (I) и 26 сентября (II)
I
Агапов. <…> Мы виноваты в том, что мы действительно проглядели, какие классовые основы всей революции.
Маяковский. Пустяки проглядели.
Агапов. <…> В чем, например, главная тема «Бизнеса»? — Это упор на культурную революцию. Мы делали этот упор задолго до лозунга. <…> Того отвращения к <…> бескультурью, которое было в «Бизнесе», нельзя у нас отнять, и об этом никто не сказал <…>
Маяковский. Ленин это давно говорил.
Агапов. А Ленин не литератор. Ленин прежде всего политик.
II
Дементьев. <…> Получается у нас такая картина, что стихи печатаются, стихи издаются и даже читаются, но существенной роли в нашей культурной жизни они не играли и не играют.
Маяковский. Это ваши стихи, а наши играют. (Смех.)
Дементьев. <…> У нас очень серьезно обсуждается вопрос о том, сделал ли Уткин какой-либо мелкобуржуазный уклон <…> К целому ряду таких уклонов, которые обычно инкриминируются Уткину, просто невозможно серьезно относиться.
Маяковский. В поэзии нет уклонов. Это не тот термин, нечего вам глупости городить.
Выступление на обсуждении «Бани» в клубе Первой Образцовой типографии (стр. 395). Стенограмма обсуждения утрачена; печатается по первой публикации. Стенографическая запись выступления Маяковским не правлена.
Впервые напечатано: «Литературная газета», М. 1937, № 19, 10 апреля.
Чтение и обсуждение «Бани» было устроено 30 октября 1929 года в Москве, в клубе Первой Образцовой типографии Государственного издательства, редакцией журнала «Даешь» и редакцией газеты (многотиражки) рабочих и служащих этой типографии «Жизнь печатника».
Во вступительном слове (стенограммы его не имеется) Маяковский сказал, что он прислушивается к голосу критики рабочих, и кратко охарактеризовал «Баню». Затем он прочел второе, третье и шестое действия пьесы.
Один из организаторов вечера так описал это чтение: «Читал Маяковский захватывающе <…> Напряженная тишина изредка прерывается сильными взрывами смеха. Аудитория чутко подхватывает все острые места пьесы… Начались прения. Маяковский… записывал все выступления рабочих. Время от времени он перебрасывался замечаниями с сидевшим рядом Мейерхольдом». (А. Попов, «Маяковский в 1-й Образцовой типографии», журн. «Печатник», М. 1930, № 10–11, стр. 6.)
Первым в прениях выступил В. Э. Мейерхольд, затем говорили рабочие и служащие типографии. Все участвовавшие в обсуждении говорили о «Бане» с одобрением, причем некоторые дали ей очень высокую оценку. Отдельные места пьесы подверглись критике.
Отчет о выступлениях Мейерхольда и четырех других участников обсуждения напечатан в журнале «Даешь», М. 1929, № 12.
Стр. 397. Я очень благодарен т. Коротееву, что он подбодрил меня. — Чернорабочий тискальщик Коротеев сказал: «Эта пьеса составлена для рабочих, особенно для нас, выдвиженцев. Она — как бы урок для нас. Вот послушают такую пьесу люди и, может быть, поучатся чему-нибудь… Тов. Маяковский дал бюрократию хорошо. Эта пьеса дает нам толчок и показывает рабочим, как мы должны работать в социалистическом хозяйстве. Она показывает все наши нужды, все наши недостатки. Эта пьеса Маяковского освещает почти всю нашу жизнь. Мы должны дружно поддержать тов. Маяковского. Я скажу, как рабочий, — эта пьеса для нас очень хороша, я очень благодарен за эту пьесу» (журн. «Даешь», М. 1929, № 12).
…после двух выступлений в Политехническом музее. — По-видимому, речь идет о вечерах Маяковского в Большой аудитории Политехнического музея 8 и 25 октября 1929 г.
…кто на один день из Соловков приехал? — На Соловецких островах (в Белом море) находились лагеря, в которые заключались лица, осужденные за антисоветскую деятельность.
Выступление на обсуждении «Бани» в клубе «Пролетарий» (стр. 399). Стенограмма обсуждения (ЦГАЛИ). Стенографическая запись выступления Маяковским не правлена.
Впервые напечатано в газете «Советское искусство», М. 1936, № 50, 29 октября (см. А. Февральский, «Маяковский читает „Баню“»).
Это чтение и обсуждение «Бани» было устроено редакцией журнала «Даешь» 4 декабря 1929 года в Москве, в клубе «Пролетарий», обслуживавшем рабочих заводов «Парострой», «Русскабель», «Химический 1» и «Котлоаппарат».
После чтения пьесы, выступления В. Э. Мейерхольда и ряда рабочих Маяковский отвечал на выступления и на записки. Затем присутствующие приняли следующую резолюцию: «Мы, рабочие, собравшись в клубе «Пролетарий» на литературный вечер, на котором поэт Маяковский прочел свою пьесу «Баня», считаем такие читки очень нужным и полезным делом… Кроме этого вечера, мы хотим посмотреть «Баню» на сцене передового театра имени Мейерхольда, считаем ее пьесой нужной, прочно вскрывающей бюрократизм. Мы хотим, чтобы общественный просмотр пьесы «Баня» состоялся совместно с критиками, автором, режиссером и артистами на нашей сцене вместе с нами, рабочими, где мы могли бы принять тоже участие в обсуждении пьесы».
Отчетов об обсуждении в печати не было. Часть записок, поданных Маяковскому на этом вечере, опубликована в журнале «Советский театр», М. 1930, № 1.
Стр. 399. В прошлом собрании… — Маяковский имеет в виду обсуждение «Бани» в клубе Первой Образцовой типографии (см. стр. 395).
Выступления на пленуме Реф (стр. 401). Стенограмма пленума (БММ). Стенографическая запись Маяковским не правлена (качество записи неудовлетворительно).
Значительно сокращенный текст стенограммы доклада напечатан в газете «Вечерняя Москва», 1931, № 89, 14 апреля. Текст с небольшими сокращениями опубликован в Собрании сочинений, т. 10, М. 1933. Заключительное слово публикуется впервые.
Пленум Реф состоялся в Москве 15–17 января 1930 года. Он открылся докладами О. М. Брика («Культурная революция и Реф») и В. А. Катаняна (о литературе) и прениями по ним. Вечером 16 января был заслушан доклад Маяковского (о театре) и состоялись прения по докладу, закончившиеся кратким заключительным словом Маяковского.
Сохранились предварительные записи Маяковского к докладу и записи по выступлениям других ораторов (см. т. 13).
Стр. 401. «Выстрел» Безыменского. — Премьера комедии в стихах А. И. Безыменского «Выстрел состоялась в Гос. театре имени Вс. Мейерхольда 19 декабря 1929 года.
«Командарм» Сельвинского. — См. примечания к выступлениям на заседаниях Художественно-политического совета Гос. театра имени Вс. Мейерхольда 4 мая 1929 года (стр. 661–662).
Я не читал ни одной пьесы, кроме Вишневского и отрывков из пьесы Либединского… — Речь идет о пьесе В. В. Вишневского «Первая конная» и о пьесе Ю. Н. Либединского «Высоты».
Стр. 402. Крученых — см. примечание к «Открытому письму А. В. Луначарскому» (стр. 544).
Вчера т. Тюрин говорил… — Молодой журналист И. Тюрин, выступая в прениях по докладам Брика и Катаняна, рассказал следующее: в период перевыборов советов в одной деревне комсомольцы написали небольшую пьесу, поставили ее без декораций и разыгрывали, переходя из дома в дом. Этим они помогли успешному проведению перевыборной кампании.
Стр. 403. «Первый кандидат» — пьеса А. Жарова и М. Поликарпова; премьера состоялась в Московском театре Сатиры 26 января 1930 года.
«Партбилет» — пьеса А. Завалишина, вызвавшая большие споры еще до постановки; премьера состоялась в Московском театре Революции 28 марта 1930 года.
«Наталья Тарпова» — пьеса С. А. Семенова; премьера состоялась в Московском Камерном театре 8 декабря 1929 года.
ТРАМ — сокращенное название театров рабочей молодежи, существовавших в двадцатых — тридцатых годах. Они ориентировались на создание острых агитационно-политических и злободневно-бытовых спектаклей.
«Блокада» — пьеса Вс. Иванова; премьера состоялась в Московском Художественном театре 26 февраля 1929 года.
«Ревизор» — см. примечание к выступлению на диспуте о «Ревизоре» (стр. 632).
«Лес» — см. примечание к выступлению на диспуте о задачах литературы и драматургии (стр. 610–611).
Стр. 404. Театр Пролеткульта (Московского) — существовал в двадцатых годах и в начале