Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 12. Статьи, заметки, стенограммы выступлений

состоялось ее открытие в Доме комсомола Красной Пресни.

…о кошке и о кошачьих шкурках Госторга… — Маяковский говорит о стихотворении «Про Госторг и кошку, про всех понемножку». (См. т. 8 наст. изд., стр. 137.)

…Катаев покупает за сорок копеек блокнот, идет на завод, путается там среди грохота машин, пишет всякие глупости в газете… — В «Литературной газете», М. 1929, № 11, 1 июля был напечатан очерк о соцсоревновании на Московском тормозном заводе В. П. Катаева (р. 1897) «То, что я видел», вызвавший в печати резкую критику.

Стр. 427. Я понимаю <эту> работу так, чтобы выполнялся лозунг — не совать руки в машину… — В 1929 году Маяковский написал ряд плакатов и лозунгов по безопасности труда и о трудовой дисциплине. (См. т. 10 наст. изд.)

У меня есть стихотворение про соски… — См. т. 5 наст. изд., стр. 278.

…у меня было около десяти центральных постановок «Мистерии-буфф»… — Об истории постановок «Мистерии-буфф» Маяковский подробнее говорит в статье «Только не воспоминания…» (см. стр. 155–157).

Затем была сатирическая поэзия в первом театре Сатиры… — Весной 1920 года Маяковский написал для Государственной опытно-показательной студии театра Сатиры три агитпьески: «А что, если? Первомайские грезы в буржуазном кресле», «Пьеска про попов, кои не понимают, праздник что такое» и «Как кто проводит время, праздники празднуя (На этот счет замечания разные)». (См. т. 2 наст. изд.)

Затемпостановка «Клопа», «Бани». — Пьесы Маяковского «Клоп» и «Баня» и историю их постановок см. в т. 11 наст. изд.

Стр. 428…«Азбука» называется. — «Советская азбука» была написана Маяковским в 1919 году (см. т. 2 наст. изд., стр. 92).

Стр. 429. Строгановское училище — художественно-промышленное училище, существовавшее в Москве.

Товарищи наши из бригады… — Речь идет о литературной бригаде Маяковского — молодежной группе, организованной в феврале 1930 года и поставившей своей целью изучение и пропаганду творчества Маяковского.

Вот сегодня я прочел газету или журнал, кажется, «Рабочий и искусство»… — Маяковский говорит о заметке, напечатанной не в газете «Рабочий и искусство», а в журнале «Рабочий и театр», Л. 1930, № 16, 21 марта, в связи с товарищеским чествованием С. М. Маковецкого, художника-гримера Ленинградского Большого драматического театра.

А вот мне каталога даже не удалось напечатать… — Каталог выставки «20 лет работы» был напечатан гектографическим способом.

Стр. 430. Последняя из написанных вещей — о выставке… — Речь идет о поэме «Во весь голос» (см. т. 10 наст. изд.).

Стр. 433. На Тверской это. — По-видимому «юбилеем» Маяковский называет выставку, о которой сказал выступавший Брославский: «Недавно я был на Тверской, смотрел картины галереи писателей — Уткин, Жаров и т. д. Пришел человек с бородкой, слышу — говорит о Маяковском: «Разве такую бездарность поставят…»

Под ним струя светлей лазури… — из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус».

«Комсомольская правда» хоть петитом напечатала о юбилее, но не удосужилась сообщить о выставке. — Дело обстояло наоборот: ничего не сообщая о юбилее, «Комсомольская правда» в № 25 от 31 января 1930 года маленькой заметкой в отделе извещений сообщила об открытии выставки.

Коган — см. примечание к статье «Как делать стихи?» (стр. 567).

Стр. 434. Северянин — см. примечание к статье «Братская могила» (стр. 540). Маяковский цитирует его строки из «Поэзы истребления» (1914). В тексте стихотворения не «мертв», а «стар».

Стр. 435. …в «Красной ниве» статья т. Покровского… — Маяковский говорит об ответе заместителя Наркомпроса РСФСР М. Н. Покровского на анкету «Красной нивы» о Пушкине. («Красная нива», М. 1929, № 51, 15 декабря.)

«Смирись, Кавказ: идет Ермолов!» — строка из эпилога поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник».

…если выругают, то я не махну хвостом… — 22 марта 1930 года в «Комсомольской правде» была напечатана отрицательная рецензия Ан. Чарова на пьесу Маяковского «Баня». Упоминание об этой рецензии есть в выступлении на диспуте о «Бане» в Доме печати 27 марта 1930 года (стр. 439).

МУНИ — Московское управление недвижимых имуществ.

Стр. 436. …стихотворение, маленькое, лирическое, про лошадь… — Маяковский прочел стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», написанное в 1918 году. (См. т. 2 наст. изд., стр. 10.)

…о постройке дома и о предоставлении мне жилой площади. — По-видимому, Маяковский прочел стихотворение 1928 года «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру». (См. т. 9 наст. изд., стр. 23.) «С эстрады это стихотворение он часто объявлял «О моем вселении в новую квартиру». (П. Лавут, «Маяковский едет по Союзу». «Знамя», М. 1940, № 6–7, стр. 298.)

Стр. 436–437. …стихотворение о двадцатипятитысячниках. — «Марш двадцати пяти тысяч» см. в т. 10 наст. изд., стр. 176.

Стр. 437. …когда звенели шпоры дореволюционной выковки <и ходили офицеры>, аксельбантами увешанные до пупов. — Маяковский прочел пятую главу поэмы «Хорошо!» (См. т. 8 наст. изд.)

Последняя часть… — Маяковский прочел заключительную, девятнадцатую, главу поэмы «Хорошо!»

«Алмаз» — это застенок царский… — Маяковский поясняет отдельные слова и выражения из 16 главы поэмы «Хорошо!», после чего читает главу.

Реплики Маяковского на вечере

Иткин. <…> Еще я хочу сказать о «Бане», которая ставится в театре Мейерхольда, — неправильная линия взята в «Комсомольской правде». В «Бане» много недостатков <…>, но нельзя поддерживать в «Комсомольской правде» такую линию, что «Баня» не нужна, что нужно ее снять <…>

Маяковский. Учи их, правильно.

· · ·

Председатель. Встречи комсомола с т. Маяковским мы будем устраивать часто, может быть в более узком кругу.

Маяковский. Вы сумеете получить разъяснения обо всем, что непонятно и что интересно.

Выступление на диспуте о «Бане» в Доме печати (стр. 438). Стенограмма диспута утрачена; печатается по Полному собранию сочинений, т. 12, М. 1937, где был воспроизведен текст этой утраченной теперь стенограммы. Стенограмма выступления Маяковского автором не правлена.

Впервые напечатано в газете «Известия ЦИК», М. 1935, № 283, 6 декабря (с изменениями, внесенными редакцией «Известий»).

Диспут о пьесе «Баня» и ее постановке в Гос. театре имени Вс. Мейерхольда состоялся в Москве, в Доме печати 27 марта 1930 года — через одиннадцать дней после премьеры. Вступительное и заключительное слово произнес журналист В. М. Млечин. Выступали артист (теперь режиссер) В. Н. Плучек, журналист М. Ю. Левидов и другие.

Отчетов в печати об этом диспуте не было.

Стр. 439. …человечишко из «Комсомольской правды»… — Ан. Чаров, автор резко отрицательной рецензии на пьесу в этой газете (1930, № 66, 22 марта).

Стр. 440. Меня сегодня в «Вечерней Москве» критиковали рабочие. — Утром 27 марта в кабинете редактора газеты «Вечерняя Москва» состоялось обсуждение «Бани», в котором участвовало несколько рабочих фабрики «Буревестник». Стенограммы этого обсуждения не имеется. Данные о выступлении на нем Маяковского см. в «Вечерней Москве» (1930, № 73, 31 марта, а также № 95, 25 апреля, статья редактора газеты С. В<олодина> «Маяковский и цирк»).

Приложение

Коллективное

«Декрет № 1 о демократизации искусств» (стр. 443). «Газета футуристов», М. 1918, № 1, 15 марта. Статья подписана: Маяковский, Каменский, Бурлюк.

Как свидетельствуют современники, были попытки практически осуществить некоторые положения этого «декрета». Д. Бурлюк, например, прибил на одном из домов Кузнецкого моста несколько своих картин. Подробнее об этом см. воспоминания Василия Каменского «Путь энтузиаста» (Изд. «Федерация», М. 1931, стр. 265–268) и Сергея Спасского «Маяковский и его спутники» («Советский писатель», Л. 1940, стр. 137–138).

Обращение к актерам (стр. 445). Газ. «Северная коммуна», П. 1918, вечернее прибавление к № 128, 12 октября; «Красная газета», вечерний выпуск, П. 1918, № 194, 12 октября; газета «Вестник общественно-политической жизни, искусства, театра и литературы», П. 1918, № 21, 12 октября»; газета «Северная коммуна», П. 1918, № 129, 13 октября; газета «Известия Олонецкого губернского исполнительного комитета Советов крестьянских, рабочих и красноармейских депутатов», Петрозаводск, 1918, № 203, 15 декабря.

В газете «Северная коммуна» помещено в разделе «Извещения и постановления советов и учреждений Союза коммун Северной области Петроградской трудовой коммуны, Совета народных комиссаров и ЦИК».

Под «Обращением» подписи: Члены комитета постановки В. Э. Мейерхольд, В. В. Маяковский, П. М. Лебедев, Л. И. Жевержеев, О. М. Брик.

«Летучий театр» (стр. 446). Авторизованная машинописная копия (ГАОР ЛО); газ. «Искусство коммуны», П. 1918, № 3, 22 декабря. Подписи: О. М. Брик, В. Маяковский.

В газете после этих подписей помещена следующая приписка:

«1) Ввиду того, что ближайшей задачей Культурно-просветитель<ного> отд<ела> Союза раб<отников> зрелищных предприятий является организация артистических летучих ячеек пропагандистского характера для обслуживания деревень и сел Сев<ерной> Коммуны, я считаю необходимым образование названного летучего отряда, который и будет включен в общую сеть.

2) Должен упомянуть, что я, как заведующий распределением билетов на зрелища в Окт<ябрьские> торж<ества> среди рабочей массы, встретился с очень большим спросом на названную пьесу Маяковского со стороны рабоч<их> проф<ессиональных> союзов. Лично я считаю, после общения с рабочими, посетившими пьесу, что ее необходимо нести в самую гущу рабочей массы.

П. М. Лебедев

В машинописной копии текст сопровождается этой же припиской (с одним мелким разночтением), но с датой: 19 ноября 1918 г.

На первой странице машинописной копии, текст которой озаглавлен: «Народному комиссару по просвещению товарищу Луначарскому. Докладная записка по поводу организации „Летучего театра“», имеется следующая резолюция: «Ком<иссару> т<еатров> и зр<елищ> т. Андреевой с просьбой дать письм<енный> отзыв. А. Л<уначарский>». Отзыв М. Ф. Андреевой, заведовавшей отделом театров и зрелищ Союза коммун Северной области, в архивном деле не обнаружен.

К машинописной копии приложен следующий документ:

Общая смета и краткий план

(пользуемся опытом Октябрьской постановки и ее на опыте проверенными цифрами)

1) Важнейшей силой нашего театра является актер. Минимальное количество труппы 30 челов. (91 роль «Мистерии» распределена на 31 акт. плюс 5 дублер.) При нормальной оплате по 1 000 р. в месяц, месячная подготовка стоит — 36 000 р.

2) Режиссура и организация. Режиссер (авторская постановка крайне желательна) и два пом. режис. Администр. и пом. администр. (работа администр. при постоянных поездках крайне сложна). Суфлер. Всего — 8 000 р.

3) Декоративная часть. Этой работой, рассчитанной на конкурс, должны крайне заинтересоваться художники, имеющие новую задачу универсальной декорации. В «Мистерии» 5 актов и 50 костюмов. Считая минимальной оплатой 1200 р. за акт и 200 р. костюм — 16 000 р.

4) Монтировка спектакля. Вся рабочая часть: костюмеры, бутафоры, плотники, парикмахеры и т. п., а также необходимый материал (точное постатейное перечисление может быть дано, разумеется, только после эскизов) — 25 000 р.

5) Пропаганда: плакаты, летучки и т. д.- 5 000 р.

Итого — 90 000 р.

Приводимая смета является сметой полной организации театра. В дальнейшем его художественная эксплуатация будет обходиться от 1500 р. до 3000 р. ежевечерне в зависимости от стоимости переезда, приспособленности театра (напр., постройка эстрады на площади) и пр. технических условий.

Варианты по машинописной копии и данный документ публикуются впервые.

Предложение о создании «Летучего

Скачать:PDFTXT

Том 12 Маяковский читать, Том 12 Маяковский читать бесплатно, Том 12 Маяковский читать онлайн