театра» не было осуществлено.
Стр. 446. Мытарства «Мистерии» — см. статью «Только не воспоминания…» (стр. 155–157).
В другом… — Речь идет о б. Александринском театре в Петрограде.
Третий, в который чуть не силком удается протащить пьесу… — Имеется в виду Театр музыкальной драмы, занимавший Большой зал Петроградской консерватории.
Стр. 447. …уже принятая к постановке и в Москве… — 12 октября 1918 года Маяковский читал «Мистерию-буфф» в Москве, в Театральном отделе Наркомпроса, который предложил поставить пьесу к годовщине Октябрьской революции. Однако в 1918 г. «Мистерия-буфф» в Москве не была поставлена.
Наша словесная работа (стр. 448). Журн. «Леф», М. — П. 1923, № 1, март. Статья подписана: В. В. Маяковский, О. М. Брик.
В журнале «Леф» было пять основных разделов: Программа, Практика, Теория, Книга, Факты. Статья «Наша словесная работа» является предисловием к разделу «Практика».
Стр. 449. Печатаемая в «Лефе» практика… — В первом номере журнала были помещены стихи Н. Асеева — «Через мир — шаг», «Интервенция веков»; В. Каменского — «Жонглер», «Прибой в Сухуме»; А. Крученых — «Мароженица богов», «Траурный Рур!», «Рур радостный»; Б. Пастернака — «Кремль в буран конца 1918 года»; С. Третьякова — «Финал из поэмы 17-19-21»; В. Хлебникова — «Уструг Разина»; поэма В. Маяковского «Про это»; повесть О. Брика «Не попутчица»; перевод трагедии немецкого драматурга Карла Виттфогеля «Беглец» и другие произведения.
…без обычной кайзертоллеровской ревмистики. — Имеются в виду произведения немецких драматургов Георга Кайзера (1878–1945) и Эрнста Толлера (1893–1939).
Dubia
Не для денег родившийся (стр. 450). Журн. «Мир экрана», М. 1918, № 3, 19 мая.
Заметка помещена в разделе «Либретто» без подписи. Ее содержание и стиль позволяют предположить, что автором заметки был Маяковский.
Под заголовком «Не для денег родившийся» значится: «С участием Маяковского».
О фильме «Не для денег родившийся» см. т. II, стр. 481.
Выступления по газетным отчетам и записям современников (1918–1930)
Выступление на митинге об искусстве (стр. 451). Газ. «Искусство коммуны», П. 1918, № 1, 7 декабря — М. Л<ев>ин, «Митинг об искусстве».
Митинги об искусстве устраивались Отделом изобразительных искусств Наркомпроса в целях агитации и пропаганды нового искусства. Первые три митинга были устроены в помещении бывшей академии художеств и предназначались для художников и учащейся молодежи. Четвертый митинг 24 ноября 1918 г. был организован во «Дворце искусства» (помещение Зимнего дворца) под председательством заведующего отделом изобразительных искусств Д. П. Штеренберга. Тема митинга — «Храм или завод». Митинг привлек многочисленную аудиторию — рабочих, красноармейцев, матросов. Вступительную речь произнес Н. Н. Пунин. Кроме Маяковского, выступили О. М. Брик и ораторы из публики. В отчете отмечается большой успех выступления Маяковского.
К этому же времени относится еще несколько выступлений Маяковского на рабочих митингах по вопросам искусства. Выступал он обычно с небольшой речью и с чтением своих стихов. 3 и 7 декабря состоялись его выступления в Выборгской партийной школе, 14 декабря — в Охтенском районе, 17 декабря — в Гвардейском экипаже (в матросском театре). (См. «Искусство коммуны», П. 1918, № 3, 22 декабря.)
Выступления на дискуссии «Пролетариат и искусство» (стр. 452). Газ. «Искусство коммуны». П. 1918, № 4, 29 декабря — М. Левин, «Митинг об искусстве»; там же, 1919, № 5, 5 января — М. Левин, «Пролетариат и искусство».
15 декабря 1918 года в митинговом зале Дворца труда в Петрограде состоялся доклад Г. Цыперовича на тему «Пролетариат и искусство». 22 и 29 декабря происходило обсуждение доклада. Маяковский выступал два раза.
Стр. 452. Анцелиович Н. — оратор, выступавший вслед за Маяковским 22 декабря. Он говорил, что «нельзя требовать никаких мандатов от художников». Он согласился с Маяковским, что в искусстве много затхлого, консервативного, заявив одновременно, что нельзя только поэтому считать здоровым лишь левое искусство.
Стр. 453. Поэт Маяковский отбрасывает обвинение… — Обвинение было выдвинуто Анцелиовичем, который выступал против отрицания классического наследия в искусстве.
Выступление по докладу В. Я. Брюсова «Поэзия и революция» (стр. 454). Журн. «Звезда», Л. 1945, № 4, апрель — А. Февральский, «О Маяковском. (Воспоминания)».
Доклад В. Я. Брюсова состоялся 30 ноября 1920 года в Политехническом музее. Брюсов говорил, что «революция определяет расцвет литературы. Русская литература XIX века. Расцвет ее в 20-х, 60-х и 80-х — 90-х годах совпадает с ростом революционного движения… Великой революции должна соответствовать великая литература. И скоро она появится. Истинное искусство всегда революционно. Истинный поэт всегда в рядах революции в широком смысле слова» (запись А. В. Февральского. ЦГАЛИ).
Доклад «Производственная пропаганда и искусство» (стр. 455). Журн. «Звезда», Л. 1945, № 4, апрель — А. Февральский, «О Маяковском. (Воспоминания)».
Доклад Маяковского состоялся 29 января 1921 года в Доме печати. Производственная пропаганда была поставлена в порядок дня в связи с задачей восстановления народного хозяйства после гражданской войны. 27 ноября 1920 года в «Правде» был опубликован проект тезисов Главполитпросвета о производственной пропаганде, в основу которых легли «Тезисы о производственной пропаганде» В. И. Ленина (см. В. И. Ленин, Сочинения, том 31, стр. 376). 9 января 1921 года «Правда» сообщила, что Оргбюро ЦК РКП(б) утверждено положение о Всероссийском бюро производственной пропаганды. 28 февраля Маяковский выступил с докладом от РОСТА на Всероссийском совещании по производственной пропаганде.
Стр. 455…история с плакатом РОСТА, направленным против польских панов. — Речь идет о плакате «Последний час», который из-за медлительности типографий вышел с большим опозданием. (См. об этом в статье «Революционный плакат», стр. 33.)
Выступление по докладу М. Ю. Левидова о современном искусстве и литературе (стр. 456). Журн. «Экран», М. 1921, № 2 — А., «Самостийный цилиндр».
Доклад М. Ю. Левидова состоялся 27 октября 1921 года в Доме печати. Докладчик поделился своими впечатлениями от русского искусства и литературы за границей, от художественной и литературной жизни Москвы. Левидов утверждал, что как за границей, так и в Москве искусство оторвалось от жизни, повисло в безвоздушном пространстве, стало ненужным. Наиболее характерными явлениями нашей культуры, по мнению Левидова, «поэтические» кафе на Тверской и всевозможные режиссерские эксперименты в современных театрах. Кроме Маяковского, выступали М. Б. Загорский, И. С. Гроссман-Рощин.
В отчете о докладе, напечатанном в журнале «Театральная Москва» (1921, № 2), говорится, что все выступавшие утверждали: «Именно в России и именно теперь начинается расцвет подлинно революционного творчества, и этот расцвет несомненно на огромную высоту подымет общий культурный уровень нашей страны».
Левидов М. Ю. — см. примечания к выступлению на диспуте «Больные вопросы советской печати«(стр. 625).
Выступление на диспуте «Почему молчат писатели?» (стр. 457). Журн. «Театральная Москва», 1921, № 8, — «Почему молчат писатели?»
Диспут состоялся в Доме печати 14 ноября 1921 года. Докладчик Карелин установил три основные причины молчания писателей. Первая — кризис полиграфического производства, отсутствие бумаги; второе — бедственное материальное положение писателей; третье — отрыв от современной действительности старых писателей; о последнем говорил также содокладчик В. Полонский. Выступивший затем Андрей Соболь заявил, что главной причиной молчания является отсутствие «свободы печати». Маяковский решительно возражал и докладчикам и Андрею Соболю.
Выступление на первом вечере «Чистка современной поэзии» (стр. 458). Автограф дневника Фурманова (ИМЛИ). Д. Фурманов, «Из дневника писателя», изд. «Молодая гвардия», М. 1934.
Публикуется по автографу Д. Фурманова.
Вечера «Чистка современной поэзии» состоялись 19 января и 17 февраля 1922 года в Большой аудитории Политехнического музея. Маяковский выступал на обоих вечерах. (Тезисы выступления Маяковского на первом вечере см. т. 13 наст. изд.) В дневниковой записи Д. Фурманова трудно отделить слова Маяковского от рассуждений автора дневника, поэтому мы публикуем всю запись полностью.
Стр. 460. Ахматова А. А. (р. 1888) — поэтесса.
Иванов В. И. — поэт-символист. После Октябрьской революции эмигрировал за границу.
Стр. 461. Адалис (Ефрон А. Е., р. 1900) — писательница, примыкала к группе «Московский Парнас».
«ничевоки» — литературная группировка, сложившаяся в Москве к началу 1920 года. Ничевоки крикливо отстаивали анархическую свободу художника, его «независимость» от общественной жизни.
Доклад «Что делает Берлин?» (стр. 462). Журн. «Зрелища», М. 1923, № 19 — П. Н<езнамов>, «Сегодняшний Берлин. Из впечатлений и встреч Вл. Маяковского».
Выступление состоялось около 20 декабря 1922 года в Большом зале Политехнического музея. Маяковский рассказывал о своих впечатлениях от поездки в Берлин и Париж в октябре — декабре 1922 года. В отчете об этом выступлении газ. «Известия» (Одесса, 1923, 4 февраля) писала: «Поэт Маяковский дал в своей лекции в Москве рельефную картину жизни берлинской литературной эмиграции, которая обслуживает кварталы, где живет бежавшая буржуазия…» Описав, как Маяковский характеризует поведение А. Белого, А. Амфитеатрова, И. Северянина и группы сменовеховцев, газета сообщала: «Но русским эмигрантам, живущим в Берлине, особенно трудовой интеллигенции, сменяющей вехи, уже надоели эти белые и голубые писатели. Они соскучились уже по новой, русской, московской литературе. И потому с таким вниманием слушают они и Маяковского, ругавшего их, и Есенина, смотрят картины Малявина и Кустодиева, жадно раскупают все новые издания Москвы… Эмигрантская литература не дала ни одного крупного произведения… Литературный костер эмигрантщины чадит и дымит угаром догорающего костра… Литература «Непского проспекта» бедна, скучна и бесцветна. Свет идет с Востока».
Доклад «Что делает Берлин?» перекликается с очерком «Сегодняшний Берлин» (см. т. 4 наст. изд., стр. 257).
Стр. 462. «Культурные» французы ходили и разбивали их молотками. — По условиям Версальского мирного договора, вся немецкая военная авиация подлежала уничтожению.
Стр. 463. Толстой А. Н. (1882–1945) — писатель. Осенью 1921 года он переезжает из Парижа в Берлин и вступает в группу «сменовеховцев». По его словам, это было началом разрыва с писательской эмиграцией (А. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 1, стр. 96). Весной 1923 года А. Толстой вернулся на родину.
Северянин — см. примечания к статье «Братская могила» (стр. 540). После Октябрьской революции находился в эмиграции. Встреча с Маяковским, вероятно, произошла 20 октября 1922 года во время выступления Маяковского в кафе «Леон». (См. «Новая русская книга», Берлин, 1922, № 9.)
Бурлюк — см. примечание к статье «В. В. Хлебников» (стр. 548).
Шкловский В. Б. (р. 1893) — писатель, литературовед, в 1922 году жил в Германии.
Белый (Бугаев Б. Н., 1880–1934) — поэт-символист. В 1921 году уехал в Берлин, где прожил около двух лет.
Шагал М. — русский художник. После Октябрьской революции эмигрировал во Францию.
Кандинский — см. примечание к статье «За что борется Леф?» (стр. 552).
Дикс Отто (р. 1891) — немецкий живописец, гравер. После мировой войны примыкал к дадаистам, потом к экспрессионистам.
Гросс Георг (р. 1893) — немецкий художник-сатирик, автор острых зарисовок жизни и быта Германии двадцатых годов XX века. Маяковский привез из Берлина два альбома репродукций рисунков Гросса; некоторые из них были напечатаны в журнале «Красная нива» (1923, № 1) с заметкой О. М. Брика «Художник-коммунист Жорж Гросс».
Стр. 464. Кайзер, Толлер — см. примечание к