Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 12. Статьи, заметки, стенограммы выступлений

не выступал. Вероятно, Маяковский имеет в виду личную беседу.

Стр. 508. Литовский — см. примечание к выступлению на диспуте «Больные вопросы советской печати» (стр. 626).

«Розданные Луначарским венки…» — Цитата из стихотворения «Послание пролетарским поэтам» (том 7 наст. изд., стр. 151), приведенная в ответ на возражение против предложения поставить пьесу на голосование.

Выступление на обсуждении пьесы «Клоп» в клубе рабкоров «Правды» (стр. 509). В. Маяковский, Полн. собр. соч., т. 11, М. 1947, стр. 540. Запись А. Февральского.

Обсуждение состоялось 2 февраля 1929 года в клубе рабкоров «Правды». Литературные работники, отмечая достоинства пьесы, говорили о недостаточном раскрытии социальной сущности мещанства; некоторые рабочие указывали, что кое-какие вещи Маяковского непонятны, и упрекали его в том, что он не вывел в «Клопе» положительных типов.

Стр. 509. Комедия — не «универсальный клей-порошок, клеит и Венеру и ночной горшок». — Перифраз реплики продавца клея из пьесы «Клоп» (т. 11 наст. изд., стр. 219).

пятьдесят лозунгов только на одну тему: надо мыть руки — см. т. 9 наст. изд., стр. 414–415.

Выступление на вечере «Открывается Реф» (стр. 510). «Литературная газета», 1929, 14 октября — И. Ломов (В. А. Катанян), «Реф открылся. С чем мы выступаем».

Вечер состоялся 8 октября 1929 года в Большом зале Политехнического музея. Кроме Маяковского, на вечере выступили О. М. Брик, Н. Н. Асеев, С. И. Кирсанов, В. Инбер и др. В заключительном слове Маяковский подвел итог репликам и прениям.

Стр. 510. Год тому назад мы здесь распускали Леф. — Речь идет о вечере «Левей Лефа» в Политехническом музее 28 сентября 1928 года. (См. выступление Маяковского, наст. том, стр. 505)

Стр. 511. …приводит известную стихотворную полемику между Фрейлигратом и Гервегом… — Гервег Георг (1817–1875) — немецкий поэт. В 1842 году во время пребывания в Кельне Гервег познакомился с К. Марксом. Тогда же он принял участие в полемике с другим революционным немецким поэтом Ф. Фрейлигратом (1810–1876) об отношении поэзии к политической борьбе. К. Маркс предоставил Гервегу страницы редактируемой им «Рейнской газеты» для опубликования стихотворения «Партия» с ответом Фрейлиграту.

Выступление на диспуте «Нужна ли нам сатира?» (стр. 512). Газ. «Вечерняя Москва», 1930, 9 января — А. Кут, «Нужна ли нам сатира

Диспут состоялся 8 января в Политехническом музее. Вел диспут М. Е. Кольцов. Один из участников диспута В. И. Блюм утверждал, что сатира не может существовать при диктатуре пролетариата, т. к. ей «придется поражать свое государство и свою общественность». На диспуте выступали Ефим Зозуля, Г. Рыклин и др. Предложение Маяковского о привлечении в ряды сатириков рабочих-выдвиженцев было одобрено другими участниками диспута.

Стр. 512. …один из Блюмов долго не хотел… — Маяковский имеет в виду случай с публикацией в газете «Известия» стихотворения «Прозаседавшиеся», когда бывший редактор газеты Стеклов Ю. М. не хотел печатать стихов Маяковского. Фамилия Блюм упоминается здесь, очевидно, в нарицательном смысле.

Отзыв В. И. Ленина о «Прозаседавшихся», см. В. И. Ленин, Сочинения, т. 33, стр. 197–198.

Выступление на диспуте «Пути советской литературы» (стр. 513). Журн. «На литературном посту», М. 1930, № 5–6, — «Пути советской литературы».

Диспут состоялся 25 февраля 1930 года в Политехническом музее. Вступительный доклад сделал А. В. Луначарский. Он говорил, что в литературе должно найти отражение социалистическое строительство, что писатель должен не только фотографически отображать мир, но и заглядывать в будущее. Говоря о стиле советской литературы, Луначарский сказал: «Нет стиля не только данного, но и заданного. Есть наметка двух стилей… В своей работе художник должен исходить из неограниченной свободы поисков и одновременно из необходимости считаться с рамками наших сегодняшних задач».

Кроме Луначарского и Маяковского, на диспуте выступали В. А. Сутырин, Всеволод Иванов, В. М. Инбер, В. В. Ермилов. Последний подчеркнул правильность позиции Маяковского.

Выступление на диспуте о пьесе «Выстрел» (стр. 514). «Литературная газета», М. 1930, № 12, 24 марта — «В спорах о творческом методе пролетарской литературы. На комсомольском диспуте о «Выстреле»; газ. «Комсомольская правда», М. 1930, № 68, 25 марта — «В цель или мимо? Куда бьет «Выстрел»?»

Пьеса Безыменского «Выстрел» была поставлена в ленинградском ТРАМе, в театре имени Вс. Мейерхольда и в Театре Иваново-Вознесенского пролеткульта. Постановки и содержание пьесы вызвали ожесточенные дискуссии. 19 марта 1930 года в Политехническом музее состоялся диспут о пьесе Безыменского, организованный редакцией газеты «Комсомольская правда» и МК ВЛКСМ. «На фоне репертуара текущего года пьеса «Выстрел» А. Безыменского привлекает к себе особое внимание общественности и вызывает горячие споры», — писала «Комсомольская правда». Диспут далеко вышел за пределы споров о пьесе, став спором о пролетарской литературе и ее дальнейших путях. Кроме Маяковского, на диспуте выступали ответственный редактор «Комсомольской правды» А. Троицкий, Феликс Кон, И. И. Чичеров, П. И. Новицкий, В. В. Ермилов, В. М. Киршон, А. И. Безыменский и др.

Стр. 514. «Рычи, Китай!» — пьеса С. Третьякова, была поставлена 23 января 1926 года в театре им. Вс. Мейерхольда.

«Рельсы гудят» — пьеса В. Киршона, была поставлена 14 марта 1928 года в театре им. МГСПС.

Иллюстрации

В. Маяковский. Фото. 1929 г.

 

В. Маяковский и О. Брик. Фото. Берлин, 1923 г.

 

Титульный лист журнала «Леф» с дарственной надписью В. Маяковского Д. Фурманову.

 

Обложка книги «Как делать стихи».

 

Автограф статьи «Записная книжка „Нового Лефа“». 1927 г.

 

В. Маяковский. Фото. 1929 г.

 

Афиша выставки «20 лет работы Маяковского».

 

Афиша диспута «Поэзия — обрабатывающая промышленность». 1920 г.

 

В. Маяковский читает поэму «Хорошо!» в Политехническом музее в октябре 1927 г.

 

В. Маяковский с группой писателей в Октябрьских лагерях Первого стрелкового полка в «День книги». Фото. 1929 г.

(слева направо: И. Молчанов, А. Жаров, Д. Алтаузен, В. Маяковский, Б. Пильняк; впереди С. Кирсанов)

 

В. Маяковский выступает. Кадр из кинохроники. 1929 г.

 

В. Маяковский на выставке «20 лет работы Маяковского». Фото. 1930 г.

 

В. Маяковский и П. Керженцев на выставке «20 лет работы Маяковского». Фото. 1930 г.

 

В. Маяковский среди красноармейцев на книжном базаре. Фото. 1929 г.

Выходные данные

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ

Полное собрание сочинений. Том 12

 

Редактор тома З. Паперный

Редактор А. Козловский

Оформление художника Б. Воронецкого

Художественный редактор И. Жихарев

Технический редактор М. Позднякова

Корректор Т. Козменко

 

Сдано в набор 24/XII 1958 г.

Подписано к печати 12/Х 1959 г.

Бумага 84×108 1/32 — 22,38 печ. л.= = 36,7 усл. печ. л. 31,3 уч. — изд. л. + 14 вклеек=31,99 л.

Тираж 166 000 экз.

Заказ № 2592.

Цена 12 руб.

 

Гослитиздат

Москва, Б-66. Ново-Басманная, 19.

Первая Образцовая типография имени А. А. Жданова Московского городского Совнархоза.

Москва, Ж-54, Валовая, 28.

Примечания

1

Второе и третье действия опускаются. Здесь дается краткое изложение этих двух действий. — Автор. (Примечание Маяковского.)

(обратно)

2

Второе и третье действия опускаются. Здесь дается краткое изложение этих двух действий. — Автор. (Примечание Маяковского.)

(обратно)

3

В конце 1922 года при отделе агитации и пропаганды ЦК РКП(б) было организовано Прессбюро. Оно выпускало отпечатанные на ротаторе бюллетени, которые содержали литературные материалы, предназначавшиеся для перепечатки в газетах и журналах. Рассылалось три типа бюллетеней: бюллетень «А» — «для губернских газет, имеющих по преимуществу городского читателя», бюллетень «Б» — «для уездных и губернских газет земледельческих районов с крестьянским кадром читателей» и бюллетень «А/Б».

(обратно)

4

Этот номер журнала вышел в начале января 1924 года; хотя на титульном листе и обозначен 1924 год, датировка «августдекабрь» относится к 1923 году.

(обратно)

5

Имеется в виду журнал «Леф», последний (седьмой) номер которого вышел в первой половине 1925 года.

(обратно)

6

Викжель — Всероссийский исполнительный комитет союза железнодорожников, существовал с августа 1917 по июль 1920 года.

(обратно)

7

Вторая редакция «Мистерии-буфф» в основном (т. е. без дополнений, внесенных в ходе репетиций) была закончена Маяковским в декабре 1920 года (22 декабря было назначено, а 29 декабря состоялось ее чтение для коллектива Театра РСФСР Первого). В январе 1921 года Маяковский устроил несколько публичных чтений второй редакции за пределами театра; на одном из таких чтений — в Доме печати (19 января) — и слышали пьесу авторы записки, поданной в ЦК РКП(б), как это видно из заключительного слова Маяковского. Таким образом, на диспуте Маяковский читал пьесу в том же виде, в каком она была прочитана в Доме печати.

(обратно)

8

Полемическая реплика Маяковского объясняется тем, что на заседании 16 января председателем было заявлено: «Как только мы перейдем к вопросам разрешения организационных задач <…> в этом помещении могут остаться только группы, которые это совещание собрали, а все остальные товарищи нам сегодня не нужны».

(обратно)

9

Речь идет о правлении Совкино и о сценарии «Кружева» (вскоре фильм по этому сценарию был поставлен режиссером С. И. Юткевичем).

(обратно)

Оглавление

Статьи и заметки, 1918-1930 Второму изданию* Открытое письмо рабочим* Братская могила* Эту книгу должен прочесть каждый!* Открытое письмо народному комиссару по просвещению тов. Луначарскому, 12 ноября 1918* Любителям юбилеев, 24 апреля 1919* Открытое письмо А.В. Луначарскому* Умер Александр Блок* В. В. Хлебников* Кино и кино* Можно ли стать сатириком?* Революционный плакат* Собирайте историю* С неба на землю* За что борется Леф?* В кого вгрызается Леф?* Кого предостерегает Леф?* Предиполсловие* Товарищи — формовщики жизни!* Агитация и реклама* Мелкий нэп* О мелочах* До* Леф и МАПП* Подождем обвинять поэтов* Как делать стихи?* «А что вы пишете?»* О киноработе* Предисловие к сборнику сценариев* Читатель!* Караул!* Корректура читателей и слушателей* Что я делаю?* Записная книжка «Нового Лефа» («Сейчас апрель…»)* Польскому читателю, Варшава. 16 мая 1927* Записная книжка «Нового Лефа» («Я всегда думал…»)* О кино* О «Двадцать пятом»* Только не воспоминания…* Расширение словесной базы* «Вас не понимают рабочие и крестьяне»* Стихи с примечаниями* Письмо Равича и Равичу* О «Лефе»* Клоп* О «Клопе»* Казалось бы ясно* Ответ В. Баяну* Наше отношение* О «Бане»* Изложение двух действий «Бани»* Некоторые спрашивают* Что такое «Баня»? Кого она моет?* В чем дело?* Товарищи!* Прошу слова…* Окна сатиры РОСТА* Открывая выставку «20 лет работы Маяковского», объявляем* Удивительно интересно!*

Выступления в стенографической и протокольной записи, 1917-930 На общем собрании временного комитета уполномоченных Союза деятелей искусств 17 (30) ноября 1917* На заседаниях коллегии Отдела изобразительных искусств Наркомпроса в ноябре 1918 — феврале 1919* Доклад о художественной пропаганде на I Всероссийском съезде работников РОСТА 19 мая 1920* На заседаниях коллегии Политпросветсектора Наркомпроса в сентябре 1920* На диспуте о постановке «Зорь» в Театре РСФСР Первом 22 ноября 1920* На диспуте о драматургии А. В. Луначарского 26 ноября 1920* На диспуте «Художник в современном театре», 3 января 1921* На диспуте «Надо ли ставить «Мистерию-буфф»?», 30 января 1921* На диспуте «Футуризм сегодня», 3 апреля 1923* На диспуте о задачах литературы и драматургии 26 мая 1924* На I Всесоюзной конференции пролетарских писателей 9 января 1925* На I Московском совещании работников левого фронта искусств 16 и 17 января 1925* На диспуте по докладу А. В. Луначарского «Первые камни новой культуры», 9 февраля

Скачать:PDFTXT

Том 12 Маяковский читать, Том 12 Маяковский читать бесплатно, Том 12 Маяковский читать онлайн