Если не везде, то во всех местах. Строго воспрещается.
III. Ответы на записки.
[1926]
Я и мои вещи*
Отчетный разговор за 15 лет.
Отрывки из поэм: Облако в штанах, Человек, Ленин, Война и мир, Флейта-позвоночник, Мистерия-буфф.
Новые стихи.
Ответы на записки и вопросы.
[1926]
Даешь изящную жизнь! [Московская афиша]*
I. Темы: Чем вы занимались до 17-го года. 2. А ночью дан был бал в честь юной королевы*. Озерзамок Мирры Лохвицкой*. 4. Белая жилетка, Бальмонт, шипр и клизма*. 5. Мы сами знаем, что нам красиво и что нам изящно. 6. Шоколад Миньон жрала*. 7. Возвышенный удел — докладом занимать сердца. 8. Курящийся Вересаев. 9. В Париж, а пока в кружок. 10. Последний крик Петровки*.
II. Новые стихи. 1. Красивое стихотворение. 2. Моя речь на показательном процессе. 3. Молодежи. 4. Письмо Горькому. 5. Мочала а ля Качалов. 6. Наш паровоз. 7. Как втирают очки и др.
III. Ответы на записки.
[1927]
Лицо левой литературы*
I. Доклад. Лицо левой литературы. Темы: Что такое левая литература? Поп или мастер? Стихийное бедствие. Есенинство и гитары. Что такое Новый Леф? Асеев, Кирсанов, Пастернак, Третьяков, Сельвинский, Каменский и друг. Как выучиться в 5 уроков писать стихи? Можно ли рифму забыть в трамвае? Львицы с гривами и марш с кавычками. Поэты, зубные врачи и служители культа. Как нарисовать женщину, скрывающую свои годы?
II. Стихи и поэмы: Разговор поэта с фининспектором. Сергею Есенину. Сифилис. Письмо Максиму Горькому. Критикам. Строго воспрещается. О том, как втирают очки. Собачки. Приговор. Ненависть к бумаге. Теодор Нетте.
III. Ответы на записки.
[1927]
Идем путешествовать!*
I. Доклад-путешествие. Идем путешествовать! Германия, Франция, Соединенные Штаты, Испания, Гавана, Атлантический океан. Поэт и Рапалло*. Негритянки в воде. Почему вы там не остались? Тореадор. Что такое океан? Картошка и ананас. Классовая борьба на пароходе. Живые индейцы. Буря. Тропический лес. Нью-Йорк и Винница. Американская мораль.
II. Стихи и поэмы. Немцам. По воздуху. Берлин — Париж. Собор Парижской богоматери. Версаль. 6 монахинь. Как собаке здрасите. Негр Вилли. Тропики. Мать моя, мамочка. Барышня и Вульворт. Кемп Нит гедайге. Прощание.
III. Ответы на записки.
[1927]
Даешь изящную жизнь [Харьковская афиша]*
I. Доклад. Первый жирок*. Озерзамок с кулуарами*. Бал в честь юной королевы*. Желтые ботинки, Брюсов и бандаж*. Пролетарий сам знает, что ему изящно и что ему красиво. Хвостатый ресторатор. Рогатый утенок. Курящийся Вересаев. Канарейки или страусы.
III. Новые стихи и поэмы. Нашим юношам. Эпоха фрака. Теремок Толстикова. Замерзающая земля. Письмо Горькому. Показательная речь. С и без.
IV. Ответ на записки.
[1927]
Леф или блеф?*
Тезисы: Что такое Леф? Что необходимо, чтобы называть лефистом? Где теория Лефа? Где практика Лефа? С кем вы? «Блеф» — его пригорки и ручейки. Можно ли разводить людей для плача? Лев Толстой и Леф. Лев Толстой и блеф. Александр Пушкин, как редактор. Будущее по Эдгару По. Куда идет нелефовская литература и что в нее заворачивают? Леф и кино. Формальный метод и марксизм. Значение тематики сейчас.
[1927]
Всем — всё*
Разговор-доклад: Всем — всё. О Лефе. О прафе*. О Пушкине. О бешеном огурце*. О Варшаве*. О сером кобыле*. О слезах Крамаржа*. О восьми столицах. О протчем.
Новые стихи и поэмы:
I. Маршал Понятовский и чугунные штаны. Руководство для начинающих подхалимов. То в нос тебе магнолия. Фабрика оптимистов. Корона и кепка. Канцелярские привычки.
II. Разговор с Венерой Милосской о Вячеславе Полонском. Линдберг и макароны. А пирог-то жрешь. Северяне нам наврали. Негритоска Петрова. «Даешь изячную жизнь».
III. Дурацкая смерть. За что боролись. Один из Ивановых. Ужасающая фамильярность. Славянский вопрос. Искусственные люди и др.
По окончании ответ на записки.
[1927]
Хорошо! Октябрьская поэма [Афиша]*
I. 1. Шелест знамен…* 2. Бей!!!* 3. Голова присяжного поверенного*. 4. Усастый нянь*. 5. Извольте понюхать*. 6. Я, товарищи, из военной бюры…* 7. Которые тут временные? Слазь!* 8. Здравствуйте, Александр Блок!* 9. Жир ежь страх плах!..* 10. Господин помещичек, собирайте вещи-ка!* 11. Дядинька, что вы делаете тут?*
II. 12. Дым отечества*. 13. С Лениным в башке, с наганом в руке*. 14. Трансваль, Трансваль, страна моя…* 15. Есть революция, а нету масла. 16. Куда идешь? — В уборную иду, на Ярославский*. 17. Две морковинки несу за зеленый хвостик*. 18. Мы только мошки, мы ждем кормежки*. 19. Сперли казну и удрали, сволочи!* 20. Пою мое отечество, республику мою*. 21. Место лобное, для голов ужасно неудобное*. 22. Хорошо!*
III. Ответ на записки и вопросы.
[1927]
Даешь изящную жизнь! [Ленинградская афиша]*
Разговор-доклад. «Даешь изящную жизнь!» I. Темы: Черемухи и луны со всех сторон*. Нездешний гость с гармошкою. Страусы в клетках. Первый жирок. Эпоха фрака*. Брюки дудочкой*. Упраздненные пуговицы*. Петушки-гребешки, теремочки. Пролетарий сам знает, что ему изящно и что ему красиво.
II. Новые стихи: Письмо к любимой Ивана Молчанова. Рак и пиво завода имени… Даже мерин сивый… Письмо Горькому. Мусье Гога. Мочала а ля Качалов. Слух идет бессмысленен и гадок. Мишка, как тебе нравится эта рифмишка? Разговор с Венерой Милосской о Вячеславе Полонском.
III. Ответ на записки.
[1927]
Хорошо! [Афиша]*
Владимир Маяковский прочтет во 2-й раз Октябрьскую поэму «Хорошо!».
Вопросы: 1) Что дала поэзия за 10 лет. 2) Кончился ли «изустный» период литературы. 3) Что делать с поэзией. 4) Внимательны ли мы к поэту. 5) Умеет ли вести себя критика. 6) Можно ли хвастаться поэтической безграмотностью.
[1927]
Даешь изящную жизнь [Тифлисская афиша]*
Разговор-доклад: «Даешь изящную жизнь!» Темы: 1. Тир или целесообразность. 2. Страусы в клетках. 3. Эпоха фрака. 4. Брюки дудочкой. 5. Черемухи и луны со всех сторон. 6. Рвач о враче. 7. Нездешний гость с гармошкою. 8. Упраздненные пуговицы. 9. Петушки-гребешки-теремочки.
Новые стихи и поэмы: 1. Пари по-русски. 2. Даже мерин сивый… 3. Толстяков и Мальков. 4. Передовая передового. 5. Письмо Горькому. 6. Слух идет бессмыслен и гадок. 7. Мусье Гога. 8. Визит в Лувр. 9. Не все то золото. 10. Мочала а ля Качалов и др.
Ответ на записки.
[1927]
Слушай новое!*
Разговор-доклад. Темы: Слово читаемое и слышимое. Альбом тети или площадь Революции? Что такое Новый Леф? Что такое старый Полонский? Леф и ВАПП. Мы. Социальный заказ. Агония прозы. Хроника пожаров интересней «Войны и мира». Как и чему учиться у Пушкина? Есенин и есенинчики. Понимают ли нас крестьяне и рабочие?
Из поэмы «Хорошо!». Бонапарт из присяжных поверенных. Усастый нянь. К матушке к свет к Елизавете Кирилловне. Я, товарищи, из военной бюры. Есть революция, а нету масла. Мы только мошки.
Новые стихи. Письмо любимой Молчанова. Чугунные штаны. Имени Бебеля. Гарри Пили. Замуж за Зощенку. Особенная любовь. Письмо Максиму Горькому.
Ответы на записки и вопросы.
[1928]
I. Заграница. (Разговор перед отъездом за границу). Темы: 1) Галопом по Европам и галопщик по писателям*. 2) Бальмонт-мексиканец*. 3) С чем ездил Гумилев*? 4) Под знойным небом Аргентины* и лиловые негры*. 5) Наши ездовые возможности. 6) Критические маклеры. 7) Поэт — имущество республики. 8) На что разевать глаза?
II. Стихи. О Париже, об океане, о Гаване, о Мексике, о Нью-Йорке, о возвращении, о Тальникове.
После чтения — обмен мнений.
[1928]
Левей Лефа!*
Темы: Кого изменил Леф? Кто изменил Леф? Кто изменил Лефу? Крах групп. 7 или 2 000 000? Как плюются в Виннице. Писатели — богемец, сектант и производственник. Сапожники критики и критика сапожников. А. М. Эф, или ВЛКСМ.
Некрасивые стихи: Сов-трус. Сов-служака. Сов-меценат. Сов-плюшкин. Сов-помпадур. Сов-обыватель. Сов-халтурщик.
Стихи красивые: Клуб. Гимн. Радио. Евпатория. «Хол» и «гор». Электричество. Поиски носков.
Ответ на записки.
[1928]
Леф и Реф. Новое и старое*
Тема: Леф и Реф. Новое и старое.
Стихи и вещи. Я земной шар… Поиски носков. Необычайное… Стихи о проданной телятине. Клоп, I часть. Нетте. Есенин. Письмо Горькому. Разная заграничность.
Ответ на записки.
[1929]
Открывается Реф*
Темы: Что такое Реф? Что такое классик? Что такое поэт? Что такое газетчик? Что такое делается? Что такое факт?* Что такое бизнес?* Что такое субъективный объектив?*
Декларации, лозунги и установки на весь 1930 год. Демонстрации словесные и диапозитивные. Разговор с аудиторией. Записки. Прения.
[1929]
Разговор-доклад. Темы: Чистка литературы. Классы и классики. Это еще не факт. Кто куда? От Лефа к Рефу. Последние споры. В чем дело?
Словесные иллюстрации: «Баня», «Клоп», «5 лет» и др.
Ответ на записки.
[1929]
Выставка «20 лет работы Маяковского»*
Показываем: Книги. Детское. Журналы. Газеты Москвы. Газеты СССР. Плакаты. «Окна сатиры». Рекламы. Выступления. Театр. Записки. Критика. Кино. Радио. Биография.
На выставке (в аудитории) объяснения работников Рефа. Выступления Маяковского.
[1930]
Черновые записи к выступлениям
Записи к выступлению на дисциплинарном товарищеском суде с Госиздатом 25 августа 1921 г.*
Госиздат считает все факты правильными.
1) Госиздат — Наркомпрод духовной пищи*.
2) Вообще голод, а театральный (афиша) особенно.
3) Дает ли Госиздат хоть осьмушку?
4) Я и потерпевший и обвинитель. Поэтому не характеризую, боясь быть не беспристрастным.
(тов. Богомолов*)
5) Вот характеристика Всеработпроса (№ 1).
6) На основании этого принята ЦК резолюция* (№ 2).
7) Впрочем, и сам Госиздат печально соглашается с этим* (№ 3) и «Творчество» (13)
8) Каковы же причины такого захирения.
9) Первая — отсутствие литераторов (№ 4), вторая — низкая оплата (№ 5).
10) Как же борется Госиздат с этими недостатками?
11) Приходит писатель, напр<имер> я, в Госиздат и его сразу обдает ультрабюрократическое отношение к делу. Книга проваливается и через несколько дней возвращается с трафаретным ярлыком: «за недостатком бумаги», с надписью «на отзыв не поступала», и решается дело Вейсом. Что было бы, если б так решали дела у капиталиста.
12) Правда, как пишет Мещеряков, существует сложно организованная редакция*, но на деле так распорядился Вейс. № 6.
13) Если писатель, как я, все-таки ходит, интересуется, нет ли бумаги, его, чтоб отвадить, начинают посылать, якобы интересуясь рабоч<им> мнением.
14) Походив массу времени, писатель сдает свои книги или иному какому учреждению, или частному издательству, или заграницу. И мне пришлось отдать в первые попавшиеся руки* «Вестн. театра», Чита и т. д.
15) Отсюда и начинаются истории. Госиздат орет привлеку, сам хотел издавать, запрещал и пр.
16) Но бороться ревтрибуналами с революционным искусством тогда они борются рублем. Как сказал Гринберг «первый случай».
Изложение дела последовательно
Оскорбление (§ И)
Дело это ясно и ребенку (выписка)
Хорошо с этим возиться мне.
Поэты бедствуют. 2000 ст. в год и массами бросаются на всяческие работы, кафе и пр. Силы не использованы.
(§ 0)
17) Но, может, все это — зряшний разговор, не применимый к «Мистерии», потому что это — дрянная вещь, не заслуживающая лучш<его> отношения. Госиздат же издает только высококвалифиц<ированные> вещи. О Мистерии ее история Луначарский* Лебедев Собрание в Зоне* Анкеты* Статьи* Комтруда Статьи* Гудка и Труда —— О литературе же Госиздата* Общая характеристика самого госиздатчика (7). Характеристика Цекпроса (8)
(отдельные книги в первом же № их журнала*) (№ 9)
(если на что-нибудь и годится это, то только на (§ Г)
18) Но, может быть, и на лучшие произв<едения> не хватает бумаги у Г. изд. Статистика Цекпроса (10)
19) Лемке* (11)