не можем, так как являемся по своей идеологии группой коммунистической.
3. Цели журнала:
а) Цель журнала — способствовать нахождению коммунистического пути для всех родов искусства;
б) пересмотреть идеологию и практику так называемого левого искусства, отбросив от него индивидуалистическое кривлянье и развивая его ценные коммунистические стороны;
в) вести упорную агитацию среди произв<одителей> искусства за приятие коммунистического пути и идеологии;
г) принимая самые революционные теченья в области искусства, служить авангардом для искусства российского и мирового;
д) знакомить российскую рабочую аудиторию с достижениями европейского искусства, но не в лице его канонизированных, официальных представителей, а в лице лит<ературно>-худ<ожественной> молодежи, ныне отвергаемой европейской буржуазией, но представляющей из себя ростки новой пролетарской культуры;
е) бороться всяческим образом с соглашателями в области искусства, подменивающими коммунистическую идеологию в области искусства старыми, затрепанными фразами об абсолютных ценностях и вечных красотах;
ж) давать образцы литературных и художественных произведений не для услаждения эстетических вкусов, а для указания приемов создания действенных агитационных произведений;
з) борьба с декадентством, с эстетическим мистицизмом, с самодовлеющим формализмом, с безразличным натурализмом за утверждение тенденциозного реализма, основанного на использовании технических приемов всех революционных художественных школ.
В Госизд, 5 апреля 1923*
7 В ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО [Москва, 5 апреля 1923 г.]
В Государственное издательство
9 февраля с. г. Госиздатом был принят план журнала Левого фронта искусств «Леф» и утверждены на два месяца условно смета и штаты этого журнала.
За истекший период времени был выпущен в свет № 1 журнала «Леф» (16 листов) и 28 апреля выпускается № 2 (майский, 12 листов).
Обошелся № 1 в грубых цифрах, не считая бумаги, в 75 500 руб. Типогр<афские> расх<оды> 38 500 плюс авторский гонорар 37 000, что дает в отношении гонорара совпадение с цифрами основной сметы (предп<олагалось> — 1105 руб. зол<отом>; израсх<одовано> 1157 руб. зол<отом>).
Израсходовано по редакции и конторе журнала за два месяца 15 902 р. 70 коп., что также ложится расходом на № 1 журнала до 15 %. Однако этот расход максимален именно по первому №, т. к. полмесяца ушли на организационный период и должны быть разложены на все №№, а полмесяца пришлось уже на время по выпуску № (16 марта).
Журнал № 1 был скалькулирован в цене 1 р. 25 к. золотом. Эта цена для аудитории, для которой себя предназначает «Леф», казалась высокой и можно было опасаться, что в силу высокой расценки задержится распространение журнала.
В действительности же оказалось, что за первую неделю конторой «Лефа» было размещено в Москве (и в небольшом количестве в провинции) 500 экземпляров, деньги за которые 12 000 внесены в Гиз, а за последующее время еще 500, итого 1000. Торгсектором Госиздата за то же время продано…*
Ведутся переговоры по продаже за границу 1000 экз., а равно переговоры с Контрагентством печати по приобретению журнала для киосков в количестве не менее 250.
Некоторые фирмы приобрели, распродав первую, вторую партию журнала (маг<азин> «Новая Москва»).
Такой результат был получен, хотя № 1 вышел без предварительной рекламы, являясь рекламным номером.
Переговоры с книготорговлями о приобретении № 2 дали следующие результаты: по выходе и до 1-го мая будет взято 1000 экз. и в первую половину мая еще 1500. Равным образом по заверению книготорговцев выход № 2 повлечет за собой усиление продажи № 1, ибо «Леф» начнет ощущаться как регулярный периодический журнал.
Считая по первым шагам сбыт «Лефа» в достаточной мере обеспеченным, редакция тем не менее полагает, что как для удешевления журнала, так и для раскладки организационных расходов на большее количество единиц товара, является совершенно необходимым пустить в ход издательство Леф, план коего редакцией Госиздату представлен*. Книга является товаром более подвижным, чем толстый журнал, подбор же книг, намеченных к изданию, сделан в расчете на круги, заинтересованные в работе Левого фронта искусства, по вопросам коего изданий почти не появляется и работа коего ведется главным образом на трибунах и ощущается рикошетом по полемической рецензионной литературе.
Чтоб обеспечить гибкость издательства, необходимо, чтоб план такового был утвержден Госиздатом на достаточный срок с фиксацией ежемесячного количества печатных листов (испрашивается 30 листов в месяц и чтоб по выходе из цензуры Госиздата книга не задерживалась в распорядительной комиссии*).
Развивая издательство Леф, Госиздат не только пойдет навстречу интересам большой революционно-культурной группы писателей, заинтересованных в существовании Лефа, о чем уже сейчас можно судить и по письмам и многочисленным устным заявлениям, но и сделает дело, выгодное для своей кассы с коммерческой точки зрения.
С своей стороны редакция, пересоставляя первоначальную смету, сделала все возможные сокращения расходов, а также принимает все меры к уменьшению расходов путем привлечения в журнал платных объявлений.
Прилагаемую при сем смету журнала «Леф» на 10 месяцев и примерную смету издательства на 4 месяца, а равно штаты редакция просит утвердить.
Ответственный редактор В. Маяковский.
Зав. организ. частью С. Третьяков.
5 апреля 1923 г.
Соглашение МАПП и группы Леф, октябрь-ноябрь 1923*
8 СОГЛАШЕНИЕ МОСКОВСКОЙ АССОЦИАЦИИ ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ГРУППЫ ЛЕФ [Москва, октябрь-ноябрь 1923 г.]
Соглашение Моск. ассоциации пролет. писателей (МАПП) и группы Леф
Настоящий этап пролетарской революции в России характеризуется, между прочим, возрождением и укреплением буржуазной и мелкобуржуазной идеологии на почве частично возродившихся капиталистических отношений. В такой обстановке опасность идеологического перерождения пролетариата, и в первую очередь пролетарской интеллигенции и пролетарского молодняка, становится вполне реальной. Наименее защищенным участком идеологического фронта пролетариата является участок искусства, в частности художественной литературы, что в значительной степени объясняется отсутствием отчетливой классовой художественной политики. Ярким проявлением слабости литературного участка является распыление и дезорганизованность пролетарских и подлинно революционных литературных сил. Между тем осколки дореволюционной буржуазно-дворянской литературы и беспринципные промежуточные мелкобуржуазные литературные группировки проявляют значительную степень сплоченности и пользуются преобладающим влиянием в литературно-художественных отделах большинства партийно-советских органов печати и издательств.
Все это ставит перед пролетарскими и подлинно революционными литературными организациями важнейшую задачу сплочения своих сил для борьбы с разлагающим влиянием буржуазно-дворянской и мнимо-попутнической литературы и для разработки основ правильной классовой художественной политики. Потребность эта усугубляется тем, что наступление периода решающих битв на Западе требует классового заострения всех орудий пролетарской борьбы.
В целях удовлетворения этой потребности Московская ассоциация пролетарских писателей (МАПП) и группа Леф заключают межгрупповое соглашение.
Соглашающиеся стороны:
1) Не прекращая лабораторной работы, направляют всю творческую деятельность на организацию психики и сознания читателей в сторону коммунистических задач пролетариата.
2) Путем устных и печатных выступлений проводят неуклонное разоблачение буржуазно-дворянских и мнимо-попутнических литературных группировок и выдвигают свои принципы классовой художественной политики.
3) Организованно вступают во взаимоотношения с издательскими предприятиями и органами печати и борются с засилием в них реакционных и мнимо-попутнических групп, обусловливая свое участие лишением этих групп преобладающего влияния.
4) Избегают взаимной полемики, не отказываясь в то же время от дискуссии и деловой товарищеской критики.
5) Разрабатывают мероприятия, связанные с обслуживанием материальных нужд и профессиональных интересов пролетарских и революционных писателей.
Для практического осуществления намеченных задач выделяется Бюро в составе по 3 представителя от соглашающейся организации, которому, в частности, поручается:
1) Разработка плана и практическое проведение литературно-политических и литературных кампаний и координация устных и печатных выступлений договаривающихся организаций.
2) Выяснение общественно-литературной физиономии издательств, органов печати и литературных группировок, намечение и проведение, в зависимости от этого, определенной линии и практических мероприятий по отношению к упомянутым организациям и органам.
3) Привлечение к настоящему соглашению новых литературных группировок и писателей.
МАПП:
ЛЕФ:
Ю. Либединский.
С. Родов.
Леопольд Авербах.
В. Маяковский.
О. М. Брик.
В Тарифно-нормировочный отдел ИЗО Губрабиса, 15 мая 1924*
9 В ТАРИФНО-НОРМИРОВОЧНЫЙ ОТДЕЛ СЕКЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА МОСКОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ ИСКУССТВА [Москва, 15 мая 1924 г.]
В Тарифно-нормировочный отдел ИЗО Губрабиса
Мы, группа «Лефа», выполняем всякую индустриально-художественную работу для многих различных государственных и общественных учреждений. Несмотря на однородность работы и на возможность единой твердой расценки приходится каждый раз заново вести тарифные споры с людьми, зачастую не имеющими никакого понятия о характере и размере оплаты художественного труда.
Ввиду этого просим обсудить и утвердить, исходя из действующего тарифа, твердую расценку на некоторые основные виды нашего искусства. Эта расценка, во-первых, защищает художника от случайностей вкуса работодателя и избавляет художника от лишней и унизительной торговли, а во-вторых, гарантирует учреждению правильность требуемой художником платы.
Вл. Маяковский. 15/V-24 г.
Ант. Лавинский. 15/V-24 г.
Родченко. 20.V.24 г.
В Моссовет, 25 мая 1924*
10 В МОСКОВСКИЙ СОВЕТ РАБОЧИХ КРАСНОАРМЕЙСКИХ И КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ [Москва, 25 мая 1924 г.]
В Московский Совет раб., красн. и кр. депутатов
25-го сего мая скончалась художник-конструктор Любовь Сергеевна Попова. Вся ее работа, как и ее мировоззрение, были связаны теснейшим образом со строительством революционной пролетарской культуры. Тов. Попова работала до последнего времени в следующих организациях и учреждениях: в Пролеткульте — преподавателем режиссерских мастерских, в Институте художественной культуры при Академии художественных наук, профессором Высших художественно-технических мастерских, в Театре имени Мейерхольда (постановки «Великодушного рогоносца» и «Земля дыбом»), художником-конструктором 1-й ситценабивной фабрики (б. Циндель), сотрудником журнала «Леф», членом группы конструктивистов. В первые годы революции она работала в отделе ИЗО Наркомпроса (член коллегии), преподавателем Государственных высших театральных мастерских и в Государственном институте театрального искусства. Всегда в своей работе она находилась в самой передовой группировке в деле строительства новой пролетарской культуры. До Октябрьской революции она была активным работником в профсоюзе художников-живописцев, а в дальнейшем принимала участие в профсоюзной работе Всерабиса (член президиума секции ИЗО).
Мы, нижеподписавшиеся, зная хорошо по совместной работе мировоззрение тов. Поповой и весь уклад личной ее жизни, и связанные с нею тесной личной дружбой за все время революции, утверждаем, что она была убежденной, последовательной и выдержанной атеисткой и материалисткой. Семья же ее, с которой она не была идеологически связана, настаивает на религиозных похоронах, что, конечно, явится актом определенно противоречащим всей ее работе и ее жизни.
На основании всего изложенного просим постановления Моссовета о предоставлении нам, нижеподписавшимся организациям и ее ближайшим друзьям и товарищам по работе, возможности совершить гражданские похороны тов. Поповой.
От имени коллектива сотрудников и редакционной коллегии журнала «Леф»: Брик, Маяковский, Асеев.
От имени членов группы конструктивистов: Родченко, Степанова.
От имени Ассоциации инструкторов действенных ячеек*: Жемчужный.
От имени коммунистического коллектива организаторов мастерской Революции*: Сенькин, Клуцис.
От имени Исполбюропрофсекции Вхутемаса и Рабфака: Быков.
От имени Института художественной культуры: Кушнер, Лавинский.
В отдел печати ЦК ВКП(б), август-сентябрь 1926*
11 В ОТДЕЛ ПЕЧАТИ ЦК ВКП (б) [Москва, конец августа-начало сентября 1926 г.]
В Отдел печати ЦК ВКП(б) Копия Госиздату
От имени работников Левого фронта искусств обращаемся к вам за содействием по изданию в Госиздате ежемесячного журнала под названием «Новый Леф».
Задача журнала — продолжить работу, начатую газетой «Искусство коммуны» в 1918–1919 гг. и журналом «Леф» 1923-24 гг.
Задача эта — использовать искусство для социалистического строительства одновременно с максимальным повышением качества этого искусства, — сращение искусства с производством, как необходимый фактор индустриализации страны, — борьба с художественной халтурой, с уклоном в мистический эстетизм, с