1926); «Открытие Америки» («Христофор Коломб») — в «Красной газете», веч. вып., Л. 1925, № 270, 6 ноября; «6 монахинь» — в журн. «Прожектор», М. 1925, № 16; «Атлантический океан» — в газ. «Известия», М. 1925, № 185, 15 августа.
…дай «Лефу». — Речь идет, по всей вероятности, о запроектированном восьмом номере «Лефа», который не вышел из печати.
…письмо маме моей. — См. следующее письмо (А. А., О. В. и Л. В. Маяковским).
86
Публикуется впервые.
Датируется по содержанию. Приложено к предыдущему письму (адресованному Л. Ю. Брик).
…со всеми именинами и рождениями… — Кроме дня рождения самого Маяковского (19 июля) и его именин (28 июля), на июль и август приходились дни рождения О. В. и Л. В. Маяковских и день именин О. В. Маяковской.
87
Хранится у Л. Ю. Брик.
Опубликовано: альманах «Красная стрела», Нью-Йорк, 1932.
Додя, ты неисправим. — Д. Д. Бурлюк опоздал к условленному часу встречи.
Жду… для поездки в Филадельфию. — 23 октября Маяковский выехал в Филадельфию, где прочитал лекцию. Бурлюк, представлявший нью-йоркскую газету «Русский голос», сопровождал его в этой поездке.
88
Телеграмма.
Публикуется впервые.
В телеграмме указаны число и месяц; год определяется следующим: 9 ноября Маяковский находился в Париже в 1924, 1925 и в 1928 годах, но в 1924 году он возвратился в Москву 27 декабря, т. е. через полтора месяца с лишним, в 1925 году — 22 ноября, т. е. без малого через две недели, а в 1928 году — 8 декабря.
…помочь квартирой. — Жилищный отдел намеревался уплотнить квартиру Маяковских.
89
Опубликовано: «Маяковский».
…было много собачек, про которых я и пишу теперь стих. — Стихотворение «Краснодар» («Собачья глушь»).
Е́два-е́два… — Маяковский передает ударение распространенного в то время анекдота.
Счастливый Ося… я читал про его выступление… статью о киноплакате… — Маяковский имеет в виду заметку в «Известиях», М. 1926, № 37, 14 февраля, о диспуте в Колонном зале Дома союзов на тему «Литературная Россия» и статью О. М. Брика «Последний крик» — журн. «Советский экран», М. 1926, № 7.
…еду Тифлис… — Маяковский выехал в Тифлис 24 февраля.
Устроители — молодые. — Устроителями лекций были студенты из «Комиссии по изысканию средств помощи студентам I МГУ».
…вычесывать клещи лень, тем более из 20 000 экземпляров. — В 1925 году вышла третьим изданием в «Библиотеке «Огонька» поэма «Облако в штанах», последнюю строку которой «С клещами звезд огромное ухо» имеет в виду Маяковский.
…одной возиться с квартирой… — В апреле 1926 года Маяковский и Брики переехали в новую квартиру в Гендриковом переулке, теперь переулок Маяковского. Перед въездом в квартире был произведен большой ремонт. В бумагах поэта (БММ) сохранились лично им составленные проекты планировки, смета, задания и т. п. документы. Завершением ремонтных работ занималась Л. Ю. Брик.
90
БММ.
Публикуется впервые.
5 декабря 1925 года Маяковский заключил ряд договоров с Госиздатом, в частности на пьесу в 3-х действиях — «Драма» (позднее названную в договоре с Театром имени Вс. Мейерхольда «Комедия с убийством») и «Роман». От пьесы остались только наброски плана и несколько сцен. Роман не был написан. О его замысле можно судить по журнальной заметке: «В. Маяковский пишет роман по договору с Гиз. Место действия романа — Ленинград и Москва, время с 1914 года по наши дни. В центре романа изображение литературной жизни и быта, борьба школ и т. д.» (журн. «Книгоноша», М. 1926, № 10).
Просьба Маяковского была удовлетворена.
91
БММ.
Публикуется впервые.
Просьба Маяковского была удовлетворена. 28 апреля том был сдан в Госиздат.
92
Гос. театральный музей им. А. А. Бахрушина.
Опубликовано в журн. «Театр», М. 1960, № 4 (см. А. Февральский, «Маяковский и его пьесы»).
Датируется по содержанию.
На праздновании пятилетия Театра им. Вс. Мейерхольда было решено показать отрывки из всех спектаклей, поставленных в театре. Настоящая записка является ответом Маяковского на вопрос о том, какую сцену из «Мистерии-буфф» он считает наиболее подходящей для показа.
На юбилейном спектакле, состоявшемся 25 апреля 1926 года, было показано четвертое действие «Мистерии-буфф» («Рай»). Маяковский, бывший членом Общественного юбилейного комитета, выступил на вечере с речью (см. т. 12 наст. изд., стр. 298).
93
ИМЛИ.
Опубликовано: ПСС, т. 10, М. 1941, стр. 423–424.
Необходимо собрание сочинений дополнить пятым томом… — Договор на пятый том собрания сочинений был подписан 6 сентября 1926 года. Том вышел в 1927 году — ранее других.
…выпустить универсалкой поэму «Ленин»… — Поэма «Владимир Ильич Ленин» была издана Госиздатом в серии «Универсальная библиотека» в 1927 году. Остальные два сборника Госиздатом не были изданы потому, что параллельно готовилось собрание сочинений поэта, куда были включены стихи этих сборников.
Опыт дешевого издания «Огонька»… — В мае 1925 года в серии «Библиотека «Огонька» вышло третье издание поэмы «Облако в штанах».
…опыт, описанный в статье «Красной нови»… — Статья «Подождем обвинять поэтов» была опубликована в журн. «Красная новь», М. 1926, № 4.
94
Газ. «Маяк коммуны», Севастополь, 1926, № 153, 8 июля.
То же письмо было напечатано в газ. «Красный черноморец», Севастополь, 1926, № 152, 8 июля.
Датируется по содержанию.
6 июля в Севастопольском городском клубе имени лейтенанта Шмидта должна была состояться лекция Маяковского. Но по вине местных устроителей, нарушивших предварительную договоренность о порядке расчетов, лекция срывалась. Чтобы компенсировать собравшуюся публику, поэт предложил прочесть лекцию бесплатно, на что не согласился заведующий клубом, так как в кассу клуба должна была поступить часть дохода от вечера. Тогда Маяковский попросил организатора своих выступлений П. И. Лавута и представителя крымских литераторов Б. Н. Шабера написать объяснительные записки по этому поводу (последние сохранились в архиве поэта — БММ). Редакция газеты в своей приписке подтвердила правильность претензий В. В. Маяковского.
95
Опубликовано: «Маяковский».
…на Чатырдаге и на Ай-Петри не случается ничего, кроме красивых восходов… — Чатыр-Даг — горный массив в Крыму между Ялтой и Алуштой. Ай-Петри — название горной вершины. Описания крымских красот стали своеобразным трафаретом, над чем и иронизирует Маяковский.
96
БММ.
Опубликовано в кн. А. А. Маяковская, Детство и юность Владимира Маяковского, М. — Л. 1953 (факсимиле).
В Одессе я заходил… — Маяковский был в Одессе в 20-х числах июня.
97
Опубликовано: «Маяковский».
…может, от Драпкина. — Называя фамилию известного коммерсанта, Маяковский тем самым иронически подчеркивает, что неопределенный характер телеграммы дает возможность сделать самые невероятные предположения о личности ее автора.
98
Телеграмма. (Хранится у адресата.)
Опубликовано: ЛН — 65.
Литературовед В. А. Катанян в то время был сотрудником тифлисского издательства «Заккнига», выпустившего ряд книжек Маяковского, в частности «Разговор с фининспектором о поэзии». К моменту получения телеграммы книга уже была отпечатана и отправлена в Москву.
99
Авторизованная машинопись (БММ).
Опубликовано: «Маяковский».
Это и последующее (от 3 сентября 1926 г.) заявления Маяковского были рассмотрены районной налоговой комиссией 30 октября. Комиссия, — говорилось в ее решении, — «соглашаясь, что заработок плательщика связан с большими производительными расходами, полагает исчислять таковые в 30 % от суммы 9935 руб., т. е. 2980 р., оставив к обложению 6955 р.».
«Гавана, Ат. океан». — «Испания. Океан. Гавана. Мексика. Америка», Государственное издательство, М. 1926.
«Гавана» — Маяковский имеет в виду стихотворение «Блек энд уайт», напечатанное в журнале «Красная новь», М. 1926, № 1.
«Индейцы». — Речь идет о стихотворении «Свидетельствую», напечатанном в журн. «Красная нива», М. 1926, № 17.
Американское путешествие… — Маяковский находился в поездке по Западной Европе и Америке с конца мая до конца ноября 1925 года.
Я имею, согласно… разрешен<ия> ВСНХ, специальное помещение… — ВСНХ — Высший совет народного хозяйства. Маяковский имел разрешение на сохранение за собой комнаты в доме ВСНХ (Лубянский проезд, д. 3, кв. 12), как рабочего кабинета, дополнительно к квартире в Гендриковом переулке, очень небольшой по размерам. Для сохранения двух жилых помещений в разных районах требовалось специальное разрешение.
Библиография полного собрания сочинений… — Библиографию по просьбе поэта составили В. А. Силлов (первый вариант) и П. В. Незнамов (окончательный текст).
…продано в Гиз полное собрание сочинений… — Договор был заключен 26 марта 1925 года.
«Как писать стихи». — Речь идет о первой части статьи «Как делать стихи?», опубликованной в журн. «Красная новь», М. 1926, № 6.
«В мастерской стиха» — «Новый мир», М. 1926, № 7–8; вторая часть статьи «Как делать стихи?».
100
БММ.
Дата определяется по помете на документе.
Опубликовано: «Маяковский».
См. прим. к предыдущему письму*.
101
Машинописная копия (БММ).
Опубликовано: В. В. Маяковский, Кино, изд. «Искусство», М. — Л. 1937.
В августе 1926 года Маяковский сдал ВУФКУ (Всеукраинскому фотокиноуправлению) сценарии «Дети» и «Слон и спичка».
…в своей совершенно правильной и лестной для ВУФКУ заметке… — Очевидно, речь идет об ответе Маяковского на анкету о кино в журн. «Новый зритель», М. 1926, № 35 от 31 августа (см. т. 12 наст. изд., стр. 125). Судя по письму Б. Я. Лифшица от 15 сентября, сохранившемуся в архиве поэта (БММ), Репертком Украины понял слова поэта («всякое выполнение «литераторами» сценариев вне связи с фабрикой и производством — халтура разных степеней. Поэтому с завтрашнего дня я рассчитываю начать вертеться на кинофабрике…») как свидетельство о том, что он сдал ВУФКУ халтурные сценарии. Репертком отказался их принимать, и вместе с письмом Лифшица Маяковскому были отосланы сценарии для дальнейшей их «отшлифовки». «Посылаю <…>, — писал Б. Я. Лифшиц, — по 1 экз. переданных нам сцен<ариев> и прошу их отшлифовать — лишив их признаков халтуры, исходящей от неполного знакомства с делом! Вам это тем более легко, что теперь вы ведь работаете в кино (искренне поздравляю Госкино и Роома)». Очевидно, речь шла о фильме А. М. Роома «Евреи на земле», к которому Маяковский сделал надписи (см. т. 11 наст. изд., стр. 425).
Сценарий к десятилетию Октября я возьмусь делать с удовольствием. — В письме от 23 сентября Лифшиц предлагал Маяковскому тему для сценария к десятилетию Октябрьской революции: «В противовес обычным пафосно-торжественным фильмам — дать ленту веселую — добродушного смеха.
Идея моего фильма такова: некоему российскому обывателю подкинут ребенок. Обыватель в ужасе — клянет его (ребенка), желает ему бесконечных болезней — от одной он должен умереть. Но все болезни не берут ребенка — живучий, подлец!
Так рос ребенок, и теперь уже обыватель не может, да и не хочет его смерти. Расшифрую свою аллегорию: обыватель и есть наш обыватель. Ребенок — советская власть. Болезни — Деникин, Врангель, голод, тиф и т. д.
Мне думается, что фильм может получиться интересным. Я говорил об этом с Н. Н. Асеевым — ему моя идея понравилась. Мы пришли к одному выводу — сценарий может написать только Маяковский или тот же Асеев, но при участии Маяковского! Ваше мнение?..» (БММ).
…предлагаем историйку двух обывательских братцев… — Сразу же по приезде в Харьков (11 октября), где тогда помещалось правление ВУФКУ, Маяковский заключил договор на киносценарий «Десять Октябрей», в дальнейшем названный «Октябрюхов и Декабрюхов». В работе