Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 13. Письма, наброски и другие материалы

в виду вторая глава поэмы. По-видимому, при исполнении она объединялась с первой главой.

II. Город на одном винте, весь электро-динамо-механич<еский>. — Имеется в виду третья глава поэмы (см. строки 494–496).

Стр. 156. III. Вильсон и Иван. — Имеется в виду четвертая глава поэмы.

IV. Вторая Троя. — Имеется в виду пятая глава поэмы (см. строки 941–945 и 1279–1280). По-видимому, при исполнении она объединялась с шестой главой.

V. Может быть, Октябрьской революции сотая годовщина.

Может быть, просто изумительное настроение. — Имеется в виду седьмая глава поэмы.

Поэзия — обрабатывающая промышленность (стр. 156). Афиша.

Тезисы доклада Маяковского, прочитанного им на диспуте на эту тему 19 декабря 1920 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея. Оппонент — А. В. Луначарский.

Первый настоящий вечер сатиры (стр. 156). Афиша.

Программа вечера 8 января 1922 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея.

Стр. 156. Саша Черный, Александр Черный, Александр Иванович Белый. — По-видимому, намек на то, что поэт-юморист Саша Черный в 1920 году выехал за границу и примкнул к белой эмиграции.

Доклад о Лефе (стр. 156). Объявление: газ. «Пролетарская правда», Киев, 1924, № 9, 11 января; извещение: газ. «Коммунист», Харьков, 1924, №№ 9, 10 и 11–11, 12 и 13 января.

Программа выступлений Маяковского 12 января 1924 года в Киеве, в Пролетарском Доме искусств, и 14 января 1924 года в Харькове, в помещении Гос. академического оперного театра. Извещение в газ. «Коммунист», Харьков, 1924, № 9, 11 января, дано в несколько измененной редакции.

Отчет о докладе см. т. 12 наст. изд., стр. 466.

Стр. 156. …белом Париже, сером Берлине… — Маяковский был в Париже в ноябре 1922 года, в Германии — в октябре — декабре 1922 года и в июле — сентябре 1923 года.

Маяковский смеется, Маяковский улыбается, Маяковский издевается — под этим названием в 1923 году вышла книга Маяковского (изд. «Круг», М. — Л.).

Долой искусство, да здравствует жизнь! (стр. 157). Извещение и объявление: газ. «Пролетарская правда», Киев, 1924, № 12, 15 января.

Программа доклада Маяковского 16 января 1924 года в Киеве в помещении Государственного драматического театра имени В. И. Ленина.

Отчет о докладе см. т. 12 наст. изд., стр. 470.

Стр. 157. Как делается сатира, реклама и анекдот — см. статью «Предиполсловие».

Маяковский о Пуанкаре, Керзоне, Муссолини, Пилсудском, Вандервельде и др. — см. «Маяковская галерея».

Кто мы? Что Леф? Как критика? (стр. 157). Извещение: газ. «Пролетарская правда», Киев, 1924, № 46, 24 февраля.

Программа выступления Маяковского в Киеве, в помещении цирка, 25 февраля 1924 года.

Отчет за 1923-24 гг. (стр. 157). Афиша.

Тезисы доклада и программа выступления Маяковского 4 марта 1924 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея.

Стр. 157. Белебристика — искаженное слово «беллетристика». В таком виде это слово было написано на вывеске дореволюционного «Журнала для женщин» в Москве (см. об этом в газ. «Вечерние известия», М. 1924, № 10, 10 марта).

Белые сосиски «Лизистраты». — Комедия афинского драматурга Аристофана «Лизистрата» была поставлена Вл. И. Немировичем-Данченко в Музыкальной студии МХАТ (премьера — 16 июня 1923 г.). Говоря о «белых сосисках», Маяковский, очевидно, имеет в виду тонкие белые колонны декораций этого спектакля.

Маковец — объединение московских художников, существовавшее с 1922 по 1926 год, организованное художником В. А. Чекрыгиным. В объединение входили С. Герасимов, Н. Чернышев, Н. Крымов, М. Родионов и др.

Стр. 157. АХРР — «Ассоциация художников революционной России» (1922–1932). Организаторы ассоциации: художники П. А. Радимов, Е. А. Кацман, Н. Г. Котов, Б. Н. Яковлев, В. В. Журавлев, С. В. Малютин и др. Заявляя о своем стремлении следовать традициям «передвижников», многие из них, однако, отходили от этих традиций, склоняясь к натурализму, что и вызывало у Маяковского отрицательное отношение к их деятельности (см. также стихотворение «Верлен и Сезан», статью «Только не воспоминания…» и др.).

А все-таки Эренбург вертится. — Перефразировка названия книги И. Г. Эренбурга «А все-таки она вертится», вышедшей в 1922 году.

Лес дыбом. — Намек на переделку комедии А. Н. Островского «Лес» при постановке ее в Театре имени Вс. Мейерхольда (премьера — 19 января 1924 г.). Слово «дыбом» взято из заголовка пьесы «Земля дыбом», который С. М. Третьяков дал пьесе французского писателя М. Мартине «Ночь» при переделке ее для постановки в том же театре (премьера — 4 марта 1923 г.).

Мандрила — см. прим. к заявлению в издательство «Мосполиграф» от 29 декабря 1923 года (стр. 317*).

Расцвет Лефа (стр. 157). Извещение: газ. «Накануне», Берлин, 1924, № 93, 25 апреля. Объявление: там же и в №№ 94, 95, 96 и 97–26, 27, 29 и 30 апреля.

Программа выступления 29 апреля 1924 года в Берлине, в Большом зале бывшей Палаты господ. Вечер был организован берлинским отделением Всероссийского союза работников печати.

Стр. 157. Расцвет Лефа. — Объяснение этого названия дают первые строки записей Маяковского к докладу «Анализ бесконечно малых» (см. стр. 179).

Поэзия, живопись и театр в СССР (стр. 158). Извещение: газ. «Новый мир», Нью-Йорк, 1925, №№ 869 и 871 — 12 и 14 августа.

Программа выступления Маяковского 14 августа 1925 года в Нью-Йорке, в Сентрал опера хауз.

Что и зачем новая поэзия? (стр. 158). Извещение: газ. «Русский голос», Нью-Йорк, 1925, № 3586, 10 сентября.

Программа выступления Маяковского 10 сентября 1925 года в Нью-Йорке, в Сентрал опера хауз.

Итого (стр. 158). Извещение; газ. «Новый мир», Нью-Йорк, 1925, № 908, 26 сентября, № 912, 1 октября.

Программа выступления Маяковского 4 октября 1925 года в Нью-Йорке, в Йорквилл казино.

Отчет о докладе см. т. 12 наст. изд., стр. 478.

Там и у нас (стр. 159); Листовка.

Программа выступления Маяковского 12 ноября 1925 года в Париже, в помещении Океанографического института.

Выступление было устроено Объединением студентов СССР во Франции.

Мое открытие Америки (стр. 159). Афиша.

Тезисы доклада и программа выступления Маяковского 6 декабря 1925 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея.

Содержание тезисов раскрывается в стихотворениях и очерках Маяковского, написанных в связи с его заграничной поездкой в мае — ноябре 1925 года.

Стр. 159. Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ 33! — измененные строки из стихотворения «Левый марш» («Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер»); 33 — калибр револьвера.

Змеиные яйца в Москве. — Имеется в виду появившаяся в американской печати заметка, в которой вымышленные события повести М. А. Булгакова «Роковые яйца» были представлены как подлинные.

Дирижер трех Америк (СШСА) (стр. 160). Афиша.

Тезисы доклада и программа выступления Маяковского 19 декабря 1925 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея.

О содержании доклада см. прим. к предыдущей афише*.

Стр. 160. Золотая горячка («Золотая лихорадка») — фильм, поставленный Чарли Чаплином в 1925 году.

Мое открытие Америки (стр. 160). Афиши.

С докладом «Мое открытие Америки» Маяковский выступал много раз во время своих поездок в 1926 году: 4 января — Ленинград, 25 января — Харьков, 28 января — Киев, 6 февраля — Ростов, 14 февраля — Краснодар, 19 февраля — Баку, 26 февраля — Тифлис и т. д. Афиши выступлений в основном совпадают.

Тезисы доклада и программа выступления Маяковского приведены по харьковской афише. На ней названия частей вечера даны на украинском языке.

О содержании доклада см. прим. к одноименной московской афише*.

Нью-Йорк и Париж (стр. 161). Афиша.

Тезисы доклада и программа выступления Маяковского 10 февраля 1926 года в Ростове, в Мраморном зале клуба ВСАСОТР (Всероссийский <профессиональный> союз административных, советских и торговых работников). С лекцией «Нью-Йорк и Париж» Маяковский выступал также в Киеве 1 февраля 1926 года.

О содержании доклада см. прим. к московской афише «Мое открытие Америки» (стр. 368*).

Стр. 161. Броненосец Потемкин — название кинофильма, поставленного в 1925 году С. М. Эйзенштейном.

Рычи, Китай! — пьеса С. М. Третьякова.

Испания, Атлантический океан, Гавана, Нью-Йорк (стр. 162). Беловой автограф (ЦГАЛИ).

Макет афиши, составленный Маяковским для выступления в Севастополе в июле 1926 года (выступления, назначенные на 6 и 13 июля, не состоялись; поэт выступил 17 июля). Афиша, выпущенная для выступления 13 июля, сохранилась, однако она не содержит тезисов выступления:

«13 июля, вторник, вечер поэта Владимира Маяковского в клубе им. лейтенанта Шмидта.

Маяковский — пролетарскому искусству, Испания, Атлантика, Америка.

I. Разговор о путешествии ведет Владимир Маяковский.

II. Стихи о разных странах читает Владимир Маяковский.

III. Диспут о творчестве Маяковского».

В автографе сначала написано: «первый раз в Ялте», и сверху слова «Ялта» написано «Севастополе».

В конце автографа — подпись Маяковского и помета другой рукой: Одесса 28/VI 26 г.

О содержании доклада см. прим. к московской афише «Мое открытие Америки» (стр. 368*).

Как писать стихи (стр. 162). Афиша.

Тезисы доклада и программа выступлений Маяковского 20 сентября 1926 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея, 4 и 5 октября — в Ленинграде, в зале Академической капеллы, 1 ноября в Харькове, в Драматическом театре, и 2 ноября в Полтаве, в Городском театре.

Содержание тезисов в общем раскрывается в статье Маяковского «Как делать стихи?».

Отчет о докладе «Как писать стихи?», прочитанном 1 ноября в Харькове, см. т. 12 наст. изд., стр. 486.

Мое «открытие Америки» (стр. 163). Листовка.

Программа выступления Маяковского 22 ноября 1926 года в Воронеже, в Большом советском театре.

Поп или мастер? (стр. 163). Черновой автограф (ЦГАЛИ); афиша; листовка.

В автографе темы идут в иной последовательности, чем в печатной афише.

Тезисы доклада и программа выступлений Маяковского 24 ноября 1926 года в Ростове, в театре им. Луначарского, 25 ноября в Таганроге, в Клубе кожевников, 27 ноября в Новочеркасске, в Политехническом институте, 29 ноября в Краснодаре, в Зимнем театре.

Отчет о первом из этих докладов см. т. 12 наст. изд., стр. 491.

Стр. 163. Поп или мастер. — См. строки 1–9 стихотворения «Моя речь на показательном процессе по случаю возможного скандала с лекциями профессора Шенгели».

Стихийные бедствия. — Маяковский имел в виду большое количество плохих стихов, появлявшихся в те годы. Он говорил: «Стихотворное наводнение выходит далеко за пределы литературных интересов. Это уже не стихи, а «стихийные бедствия» (П. Лавут, Маяковский едет по Союзу, «Знамя», М. 1940, № 4–5, стр. 209).

Нот в поэзии. — Нот — научная организация труда.

Как в 5 уроков выучиться писать стихи? — В статье «Как делать стихи?» Маяковский писал: «С легкой руки Шенгели у нас стали относиться к поэтической работе как к легкому пустяку. <…> Уже приложением к журналу «Развлечение» рассылалась книжица «Как в 5 уроков стать поэтом» (т. 12 наст. изд., стр. 92).

Львицы с гривами и марш с кавычками. — В «Демоне» М. Ю. Лермонтова (часть первая, III) упоминается «львица с косматой гривой». «Ошибки свойственны и известным поэтам, — говорил Маяковский, не называя имени Лермонтова, — поэт описывает львицу с гривой, не существующую в природе». Затем Маяковский приводил другое стихотворение и спрашивал: «Если у поэта в тексте марша фигурируют

Скачать:PDFTXT

Том 13 Маяковский читать, Том 13 Маяковский читать бесплатно, Том 13 Маяковский читать онлайн