кавычки, то как же прикажете маршировать: по два нормальных шага и один укороченный шажочек или вприпрыжечку?» (По дневниковой записи П. И. Лавута.)
Поэты, зубные врачи и служители культа. — «Зубные врачи и даже служители культа так или иначе состоят в организациях, а поэты еще не являются такими деятелями, каковыми им, казалось, следовало бы быть. Они не объединены одной организацией и ответственности за свою работу почти не несут. Но зато все эти три категории людей объединяют длинные волосы». (По дневниковой записи П. И. Лавута.)
Я и мои вещи (стр. 164). Рукописная копия (ЦГАЛИ).
Вечер состоялся 26 ноября 1926 года в театре им. Луначарского в Ростове. Выпущена ли была афиша — неизвестно.
Даешь изящную жизнь! (стр. 164). Афиша.
Тезисы доклада и программа выступления Маяковского 14 января 1927 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея.
Отчет о докладе см. т. 12 наст. изд., стр. 493.
Содержание тезисов этого и двух других одноименных докладов (стр. 165 и 167) в известной степени раскрывается в стихотворениях: «Даешь изячную жизнь» и «Стабилизация быта».
Стр. 164. А ночью дан был бал в честь юной королевы — из стихотворения С. Я. Надсона «Грезы» («А ночью дан был бал» — первая половина 13-й строки стихотворения; «в честь юной королевы» — вторая половина 5-й строки).
Озерзамок Мирры Лохвицкой — слова из стихотворения Игоря Северянина «Поэзоконцерт». М. А. Лохвицкая — поэтесса.
Белая жилетка, Бальмонт, шипр и клизма — строка из стихотворения Саши Черного «Отъезд петербуржца» (начало перечня вещей, которые берутся в поездку).
Стр. 164. Шоколад Миньон жрала — строка из поэмы А. Блока «Двенадцать».
Последний крик Петровки — см. стихотворение «Стабилизация быта», где Маяковский приводит слова рекламы: «Готовые блузки. Последний крик Петровки».
Лицо левой литературы (стр. 164). Беловой автограф (ЦГАЛИ); афиши, листовка.
С докладом «Лицо левой литературы» Маяковский выступал во время лекционных поездок в 1927 году. Первое выступление состоялось 17 января в Нижнем-Новгороде, последнее — 3 октября в Ленинграде. Для поездки была отпечатана афиша общая для двух выступлений: «Лицо левой литературы» и «Идем путешествовать!» Эта афиша относится к выступлениям Маяковского 17–18 января в Нижнем-Новгороде, 20–21 января в Казани, 24–26 января в Пензе, 27 января в Самаре, 29–30 января в Саратове, 19–20 в Курске.
В автографе тезисы выступления и стихи даны в иной последовательности, чем в печатной афише.
Афиша выступления «Лицо левой литературы» в Витебске 26 марта 1927 года повторяет тезисы и программу данной афиши также в несколько иной последовательности.
Тезисы доклада повторяют некоторые тезисы докладов «Как писать стихи?» и «Поп или мастер?» (см. прим. к ним, стр. 370*).
Отчет о докладах «Лицо левой литературы» 26 января 1927 года в Самаре и 29 января 1927 года в Саратове см. т. 12 наст. изд., стр. 495 и 497.
Идем путешествовать! (стр. 165). Афиша; листовка.
С докладом «Идем путешествовать!» Маяковский выступал во время лекционной поездки начала 1927 года. Первое выступление — 18 января 1927 года в Нижнем-Новгороде, последнее — 19 февраля в Курске. Афиша была общая для двух докладов «Лицо левой литературы» (см. прим. к этой афише*) и «Идем путешествовать!».
Для выступления 24 января 1927 года в Пензе была выпущена листовка, в которой тезисы и программа повторяются в несколько иной последовательности. Добавлено стихотворение «Сифилис» (оно отсутствует на афише, вероятно, из-за того, что оно названо среди стихотворений к докладу «Лицо левой литературы»).
Содержание тезисов раскрывается в стихах и очерках Маяковского, написанных в связи с его заграничными поездками 1922–1925 годов.
Стр, 165. Поэт и Рапалло. — Имеется в виду договор между Советской Россией и Германией, заключенный в апреле 1922 года в гор. Рапалло (Северная Италия). См. также стихотворение «Моя речь на Генуэзской конференции».
Даешь изящную жизнь (стр. 165). Афиши.
Тезисы и программа выступлений Маяковского 22 февраля 1927 года в Харькове и 24 февраля в Киеве. Маяковский выступал совместно с Н. Н. Асеевым.
Программа выступления Асеева была сформулирована в афише следующим образом: «II. Асеев. Стихи и поэмы: Синие гусары. Оранжевый свет. Через головы критиков. Колокола. Обрез. 26 и др.».
Стр. 165. Первый жирок. — См. начало стихотворения «Стабилизация быта».
Озерзамок с кулуарами — сочетание слов из стихотворения И. Северянина «Поэзоконцерт».
Бал в честь юной королевы — перефразированная строка из стихотворения С. Я. Надсона «Грезы».
Желтые ботинки, Брюсов и бандаж — строка из стихотворения Саши Черного «Отъезд петербуржца» (продолжение перечня вещей — см. прим. к одноименной московской афише, стр. 371*).
Леф или блеф? (стр. 165). Афиша.
Тезисы вступительного слова Маяковского 23 марта 1927 года на диспуте на эту тему в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея. Оппонентом Маяковского выступал критик В. П. Полонский, председателем был искусствовед В. М. Фриче.
На афише значилось: «Выступают от Лефа: Н. Асеев, О. Брик, В. Жемчужный, М. Левидов, А. Лавинский, В. Маяковский, В. Перцов, А. Родченко, В. Степанова, В. Шкловский. Против: Л. Авербах, А. К. Воронский, О. Бескин, И. Гроссман-Рощин, В. Ермилов, И. Нусинов. Приглашен В. П. Полонский и все желающие из аудитории.
Вечер иллюстрируется новыми стихами Лефов».
Стенограмму выступлений Маяковского см. т. 12 наст. изд., стр. 325.
Стр. 165. Леф или блеф — название статьи В. П. Полонского, напечатанной в «Известиях ВЦИК» № 46 от 25 февраля и № 48 от 27 февраля. Диспут был организован в ответ на эту статью.
Всем — всё (стр. 166). Афиша.
Тезисы доклада и программа выступлений Маяковского летом 1927 года во время поездки по Украине, Крыму и Кавказу.
Афиша была выпущена без указания даты и места выступления. В каждом городе данные о месте и времени выступления впечатывались отдельно.
Стр. 166. Праф — правый фронт искусств, словообразование, построенное по аналогии со словом Леф.
О бешеном огурце. — В статье Н. Асеева «Поход твердолобых» (журн. «Новый Леф», М. 1927, № 5) есть выражение «бешеный огурец профессора Шенгели».
О Варшаве. — С 15 апреля по 22 мая 1927 года Маяковский был за границей, в частности, в Польше. Стихи и очерки, связанные с этой поездкой, см. т. 8 наст. изд., стр. 154–159 (стихи) и стр. 331–357 (очерки).
О сером кобыле́ — речь идет о стихотворении, строки из которого Маяковский неоднократно приводил на своих выступлениях (без указания заглавия и автора стихотворения) как образец литературной безграмотности:
В стране советской полуденной,
Среди степей и ковылей,
Семен Михайлович Буденный
Скакал на сером кобыле́. (См., напр., выступление в Доме комсомола Красной Пресни, т. 12 наст. изд., стр. 424.)
О слезах Крамаржа. — В очерке «Немного о чехе» Маяковский писал: «На сцене синеблузники. Вот, например, сцена «Слезы Крамаржа». Чешский «твердолобый» Крамарж плачет над дачей, отнятой большевиками у него в Крыму» (т. 8 наст. изд., стр. 341). См. об этом также в очерке «Чешский пионер» (там же, стр. 342).
Хорошо! (стр. 166). Два беловых автографа (ЦГАЛИ); афиши; листовки.
Программа выступления Маяковского 20 октября в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея, 26 октября в Ленинграде, в зале Гос. академической капеллы, 13 декабря в Тифлисе, в Центральном рабочем клубе, и в ноябре — декабре в Ростове, Новочеркасске и других городах.
В рукописи афиши вторая глава названа «Мать их за ноги…».
В отдельных афишах и листовках отсутствуют заглавия «Жир ежь страх плах» и «Хорошо!».
Стр. 166. Шелест знамен… — гл. 1, см. строку 56.
Бей!!! — гл. 2, см. строку 103.
Голова присяжного поверенного — гл. 3, см. строки 158–159.
Усастый нянь — гл. 4, см. строку 391.
Извольте понюхать — гл. 5, см. строку 543.
Я, товарищи, из военной бюры… — гл. 5, см. строки 562–564.
Которые тут временные? Слазь! — гл. 6, см. строки 912–913.
Здравствуйте, Александр Блок! — гл. 7, см. строки 1040–1041.
Стр. 167. Жир ежь страх плах!.. — гл. 7, см. строки 1134–1137.
Господин помещичек, собирайте вещи-ка! — гл. 7, см. строки 1160–1168.
Дядинька, что вы делаете тут? — гл. 8, см. строки 1285–1286.
Дым отечества — гл. 9, см. строки 1322 и 1323, где перефразированы слова из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
С Лениным в башке, с наганом в руке — гл. 10, см. строки 1620–1621.
Трансваль, Трансваль, страна моя… — гл. 11, см. строки 1651–1653. Слова песни периода англо-бурской войны (1899–1902).
Есть революция, а нету масла — гл. 12, см. строки 1756–1758.
Куда идешь? — В уборную иду, на Ярославский — гл. 13, см. строки 1815–1818.
Две морковинки несу за зеленый хвостик — гл. 14, см. строки 1987–1990.
Мы только мошки, мы ждем кормежки — гл. 15, см. строки 2310–2311.
Сперли казну и удрали, сволочи! — гл. 16, см. строки 2521–2522.
Пою мое отечество, республику мою — гл. 17, см. строки 2676–2678.
Место лобное, для голов ужасно неудобное — гл. 18, см. строки 2751–2753.
Хорошо! — гл. 19.
Даешь изящную жизнь! (стр. 167). Афиша.
Афиша была выпущена без указания даты и места выступления. Указания о времени и месте выступления впечатывались отдельно. Сохранился экземпляр афиши с данными о выступлении 2 ноября 1927 года в Ленинграде, в зале Гос. академической капеллы.
Стр. 167. Черемухи и луны со всех сторон. — Речь идет о пошлых литературных произведениях, типа вышедших в 1927 году повести П. С. Романова «Без черемухи» и романа С. И. Малашкина «Луна с правой стороны, или Необыкновенная любовь».
Эпоха фрака — см. стихотворение «Стабилизация быта», строки 63–69. В № 2 журнала «Экран» за 1927 год была напечатана «Анкета о нашей моде и ее будущем». Отвечая на эту анкету, заведующий плановым отделом Москвошвея Гольцман, писал: «Мы идем… прямо в объятия смокингов и фраков».
Брюки дудочкой — см. стихотворение «Стабилизация быта», строка 77.
Упраздненные пуговицы — В статье «Война и язык» Маяковский писал: «Возьмите две пуговицы на спине вашего сюртука. Вы тщательнейше следите за ними. Именно без этих-то двух пуговиц вы не берете сюртука у портного… А в сущности, зачем они вам? Затем, чтобы было чему оторваться? Когда-то, когда ваши отдаленнейшие предки полжизни проводили на лошадях, они пристегивали к ним путающиеся фалды, но ведь теперь вас носят трамваи, — так зачем вам эти пуговицы?» (т. 1 наст. изд., стр. 325).
Хорошо! (стр. 167). Афиша.
Сообщение о чтении поэмы 15 ноября 1927 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея, и перечень вопросов к диспуту после чтения.
На диспут профессиональные критики не явились. В газетном отчете говорилось:
«Никогда еще не проявилось так отчетливо, как вчера, отношение к поэту обывателя, который за свой целковый считает себя вправе с высоты своего обывательского величия и в отдельных выкриках и — тем более — в анонимных записках самым вызывающим образом глумиться над поэтом. <…>
— Я сросся с Октябрьской революцией, — заявил Маяковский. — Советскую республику я считаю своею. И будь я сейчас даже немощным, безголосым импотентом, и тогда бы я попытался прошепелявить свою