Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 13. Письма, наброски и другие материалы

поэму в честь Октября. Революция выдвинула поэзию на эстраду, приблизила ее к массам. Поэта-меланхолика она заменила поэтом-разговорщиком. И я горжусь своими выступлениями с эстрады.

Когда-то в насквозь прокуренном кафе я обронил такие строчки:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

День твой последний приходит, буржуй.

Этих стихов нет ни в одной из моих книжек. Но недавно я узнал из воспоминаний, напечатанных в «Ленинградской правде», что с этими строками красногвардейцы шли на взятие Зимнего дворца. И этим отрывком я теперь горжусь больше, чем 60 тысячами напечатанных мною строк.

Но революция выдвинула поэта на эстраду вовсе не для того, чтобы можно было безнаказанно над ним глумиться. Поэтому, если на мой вечер приходит публика с явным предубеждением против меня, если она не желает меня слушать, предпочитает демонстративно читать газету, я вырываю у таких «слушателей» газету и кричу им:

— Или слушайте меня, или уходите из зала…

Шумные аплодисменты, покрывшие эти слова Маяковского, показали, что значительная часть вчерашней аудитории поддержала Маяковского за его выступление в защиту поэта и поэзии» (А. Кут, В защиту поэта и поэзии (на вчерашнем вечере В. Маяковского), газ. «Вечерняя Москва», М. 1927, № 261, 16 ноября).

Даешь изящную жизнь (стр. 168). Афиша.

Афиша была выпущена без указания даты и места выступления, которые должны были впечатываться отдельно. Сохранился экземпляр афиши с данными о выступлении 11 декабря 1927 года в Тбилиси в Концертном зале Театра им. Руставели.

Можно предполагать, что афиша была напечатана для осенней поездки 1927 года и что она использовалась Маяковским для выступлений 27 ноября в Новочеркасске и 29 ноября в Ростове.

Содержание тезисов раскрывается в примечаниях к аналогичным афишам.

Отчет о выступлении в Тбилиси см. т. 12 наст. изд., стр. 500.

Слушай новое! (стр. 168). Черновой автограф (ЦГАЛИ); афиша; листовка.

Тезисы доклада, с которым Маяковский выступал в феврале — октябре 1928 года во время лекционных поездок. Первое выступление состоялось 27 февраля 1928 года в Днепропетровске, в Театре им. Луначарского.

В черновом автографе первая тема первоначально формулировалась «Слово читаемое и слово слышимое», а седьмая — «Социальный заказ», «искусство жизнестроения», «формальный метод». Среди перечня стихотворений значились (были написаны, а потом вычеркнуты) «Неграмотный читатель» и «Гимназистики» — по-видимому, «Массам непонятно» и «Гимназист или строитель».

В одесской афише (выступление 22 марта в зале Горсовета) отсутствуют темы из «Хорошо!». В киевской афише среди стихотворений добавлено «Хол» и «гор», т. е. «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру».

Тезисы разговора-доклада раскрываются в известной мере в статьях Маяковского «Расширение словесной базы», «Вас не понимают рабочие и крестьяне», «Записная книжка «Нового Лефа» (Сейчас апрель…), «Записная книжка «Нового Лефа» (Я всегда думал…) и в выступлении Маяковского на диспуте «Леф или блеф?».

Заграница (стр. 169). Извещение: газ. «Комсомольская правда», М. 1928, № 210, 9 сентября.

Тезисы доклада Маяковского 10 сентября 1928 года в Москве, в Красном зале МК ВКП(б). Вечер был организован редакцией газ. «Комсомольская правда».

Тезисы этого выступления Маяковского имеются в записной книжке поэта (см. стр. 186).

Стр. 169. …галопщик по писателям. — См. стихотворение под этим названием, в котором Маяковский полемизирует с критиком Д. Л. Тальниковым.

Бальмонт-мексиканец. — Речь, по-видимому, идет о произведениях поэта К. Д. Бальмонта, написанных им в результате поездки в Мексику, где он был в 1905 году.

Гумилев. — Многие произведения поэта Н. С. Гумилева написаны под впечатлением от его путешествий (Египет, Абиссиния, Сомали и др.). Эти произведения являются поэтическим восхвалением колониализма.

Под знойным небом Аргентины… — Перефразировка первой строки популярного в предреволюционные годы «Последнего танго» (слова Изы Кремер, музыка Долуар) — «В далекой знойной Аргентине».

…лиловые негры. — «Лиловый негр» — название песенки (изд. в 1911 г.), слова и музыка которой были написаны артистом А. Н. Вертинским и исполнялись им же.

Левей Лефа! (стр. 169). Автограф (ЦГАЛИ); афиша.

Тезисы доклада и программа выступлений Маяковского 26 сентября 1928 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея, и 29 сентября 1928 года в Ленинграде, в зале Гос. академической капеллы, 14 января 1929 года в Харькове, в театре Держдрамы. В ленинградской афише дан заголовок: «Левее Лефа».

В автографе темы и стихи идут в иной последовательности.

Содержание доклада характеризуется в объяснительной записке к афише (см. стр. 122).

Отчеты о докладах см. т. 12 наст. изд., стр. 503 и 505.

Леф и Реф. Новое и старое (стр. 170). Автограф (ЦГАЛИ); афиша.

План выступлений Маяковского летом 1929 года в Крыму и на Кавказе.

В автографе стихи идут в иной последовательности.

Открывается Реф (стр. 170). Рукописная копия с правкой и подписью Маяковского (ЦГАЛИ); афиша.

Тезисы доклада Маяковского 8 октября 1929 года в Москве, в Большой аудитории Политехнического музея, на вечере под этим названием (Маяковский председательствовал на вечере).

Содержание тезисов раскрывается в объяснительной записке Маяковского (см. стр. 132).

Отчет о докладе см. т. 12 наст. изд., стр. 510.

Стр. 170. Что такое факт? — По-видимому, объяснение лозунга «Нового Лефа» — «ближе к факту».

Что такое бизнес? — Очевидно, полемика с литературной группой конструктивистов, выпустившей сборник «Бизнес» (Госиздат, М. 1929).

Субъективный объективтезис о тенденциозности искусства, сформулированный Л. А. Кассилем.

Что делать? (стр. 170). Автограф (ЦГАЛИ); афиши.

Тезисы доклада и программа выступлений Маяковского в октябре 1929 года в Ленинграде и Москве.

В автографе, сопровождающемся припиской: «Прошу разрешить настоящую афишу для чтения в городах РСФСР», тема «В чем дело?» первоначально формулировалась «Субъективный объектив». Порядок тем иной, чем в афише.

Тезисы доклада раскрываются в объяснительной записке Маяковского к вечеру «Открывается Реф» (см. стр. 132).

Выставка «20 лет работы Маяковского» (стр. 170). Афиша.

Информация о выставке «20 лет работы Маяковского» в Москве, в Клубе писателей на ул. Воровского, 52, открытой первоначально с 1 по 15 февраля 1930 года, а затем продленной до 22 февраля. Выставку устраивали Федерация объединений советских писателей и Реф.

Черновые записи к выступлениям

В настоящем разделе публикуются записи, которые Маяковский делал к своим докладам. В тех случаях, когда содержание записи может быть понято из сохранившейся стенограммы выступления, она не расшифровывается, а дается отсылка к соответствующей стенограмме, помещенной в т. 12 наст. изд.

Записи к выступлению на дисциплинарном товарищеском суде с Госиздатом (стр. 173). Автограф (ЦГАЛИ).

Публикуется впервые.

25 августа 1921 года дисциплинарный товарищеский суд при губернском отделе труда и МГСПС рассматривал дело о неуплате гонорара Маяковскому за «Мистерию-буфф», напечатанную в журнале «Вестник театра» № 91–92 в виде приложения. Дело было возбуждено отделом нормирования труда МГСПС по заявлению Маяковского в юридический отдел МГСПС (см. стр. 44). Суд постановил немедленно уплатить гонорар Маяковскому.

Сохранилась следующая протокольная запись выступления Маяковского (ГАОР МО): «По постановлению ЦК Рабиса я должен был быть премирован натурою, но МГСПС и ВЦСПС мне отказали. За постановку я должен получить, но не получил за репетиции, видоизменения и режиссерскую работу. ВЦСПС и МГСПС мне постановили за пьесу выдать трехмесячный академический паек. Первая постановка в Москве «Мистерии-буфф» состоялась 1 мая. Работа Госиздата тормозится из-за низкой оплаты труда и малого количества писателей. Произведение было отклонено за недостатком бумаги. Решительно и категорически обвиняю Госиздательство за то, что прямо в лицо плюют литераторам. Рабочие в течение трех месяцев в театре заполняли анкеты и говорили, что они давно хотели видеть и ждали эту пьесу в провинции. Все газеты писали о восторженном впечатлении от этой пьесы. Это театральное впечатление захватило все рабочие массы».

Как видно из черновой записи, выступление Маяковского на заседании суда было посвящено не только истории издания «Мистерии-буфф» и доказательству своего права на получение гонорара, но в нем давалась широкая характеристика деятельности Госиздата.

Стр. 173. Госиздат — Наркомпрод духовной пищи. — Несколько измененное выражение из статьи В. П. Полонского «Очередная задача Государственного издательства». В. П. Полонский писал, что Государственному издательству «…поручена исключительная по важности обязанность быть Наркомпродом духовной пищи (курсив автора. — Ред.)» (журн. «Печать и революция», М. 1921, № 1, май — июнь).

Богомолов — заведовал тарифно-нормировочным отделом Центрального комитета Всероссийского профессионального союза работников просвещения (Всеработпроса). Он давал сведения о ставках, по которым должна была быть оплачена «Мистерия-буфф».

…принята ЦК резолюция. — Имеется в виду резолюция Центрального комитета Всеработпроса.

Впрочем, и сам Госиздат печально соглашается с этим (№ 3) и «Творчество» (13). — О недостатках работы Госиздата, выпускавшего мало современной агитационной литературы, писали: В. П. Полонский в статье «Очередная задача Государственного издательства» и А. В. Луначарский в статье «Свобода книги и революция» (обе статьи опубликованы в журн. «Печать и революция», М. 1921, № 1, май — июнь). А. В. Луначарский в своей статье выразил согласие со статьей Н. Ф. Чужака «Опасность аракчеевщины», опубликованной в журн. «Творчество», Владивосток, 1920, № 5.

…как пишет Мещеряков, существует сложно организованная редакция… — Речь идет о статье Н. Л. Мещерякова «О работе Государственного издательства» (журн. «Печать и революция» М. 1921, № 1, май — июнь). Н. Л. Мещеряков писал: «Во главе Госиздата стоит редакционная коллегия. Теперешняя редакционная коллегия была назначена в конце июля 1920 г. В состав ее входят: Н. Л. Мещеряков (пред. коллегии и заведующий Госиздатом), И. И. Скворцов-Степанов (заместитель), М. Н. Покровский, Е. Ярославский (от ЦК партии), Д. Л. Вейс (заведует всей технической и административной частью), В. П. Полонский, представляющий интересы Революционного совета республики. К сожалению, все члены коллегии, кроме т. Вейса, работают в других учреждениях и не могут отдавать Госиздату все свое время». Далее Н. Л. Мещеряков писал о структуре Госиздата и работе отдельных редакций.

Стр. 174. И мне пришлось отдать в первые попавшиеся руки «Вестн. театра», Чита и т. д. — Маяковский в марте 1921 года послал рукопись «Мистерии-буфф» в журнал «Творчество» (Владивосток). 14 августа в газете «Дальневосточный телеграф» было напечатано сообщение о возвращении в Читу одного дальневосточного поэта, который «везет с собой последние ненапечатанные произведения Вл. Маяковского». Ни в журнале «Творчество», ни в газете «Дальневосточный телеграф» пьеса не печаталась.

Луначарский — А. В. Луначарский в связи с постановкой «Мистерии-буфф» в Театре РСФСР Первом прислал в театр отзыв о спектакле, в котором писал: «Когда она («Мистерия-буфф». — Ред.) была написана, я сразу назвал ее первым коммунистическим спектаклем и с энергией добивался постановки ее в Петрограде. Теперь, конечно, это не единственная вещь, но тем не менее она остается серьезным явлением в области нового, нарождающегося театра» (см. А. Февральский, «Мистерия-буфф», сб. «Маяковский», стр. 222).

Собрание в Зоне. — Имеется в виду диспут «Надо ли ставить „Мистерию-буфф“?», проходивший в помещении Театра РСФСР Первого, которое прежде называлось «Театр Зона».

Анкеты. — М. Загорский в статье «Как реагирует зритель» (журн. «Леф», М. 1924, № 2 (6) привел данные об ответах на анкеты, распространявшиеся на спектаклях «Мистерии-буфф»: из 56 отзывов рабочих 40 положительных, 13 отрицательных,

Скачать:PDFTXT

Том 13 Маяковский читать, Том 13 Маяковский читать бесплатно, Том 13 Маяковский читать онлайн