Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 13. Письма, наброски и другие материалы

и бесцветный Блок — продукты Ленинграда, давшего целый ряд реакционных фигур: Игоря Северянина, Олимпова и др., ныне упокоившихся в недрах эмиграции. Наоборот, Москва дала самые яркие революционные группы, например кубофутуристов, Каменского, Крученых и, главное, «гениального» — по мнению докладчика — Хлебникова. Реакционны и все разветвления ленинградской поэзии. Только в первые дни революции Ленинград создавал фундамент новой поэзии, когда была осознана невозможность искусства без единения с рабочими массами (ИЗО). Отсюда пошла чеканка революционной мысли, получившая свое полное завершение только в Москве — в Лефе. С переходом столицы в Москву ленинградское искусство окончательно пало. Теперь следует считаться только с двумя основными группировками современной литературной мысли. Или Леф, или беспочвенная эмигрантская дребедень в лица Бунина и Мережковского и им подобных. Искусство для пролетариата не игрушка, а оружиепоэтому да здравствует страстная, беспощадная борьба за новое пролетарское искусство. «Долой метафизику» и «буниновщину», — заключил докладчик, — и «да здравствуют передовые рабочие круги».

Во втором отделении Маяковский прочел ряд наиболее популярных своих стихотворений» («Красная газета», вечерний выпуск, Л. 1924, № 113, 21 мая).

Стр. 182. С переносом политического центра в Москву… — В марте 1918 года ввиду военной опасности, возникшей вследствие начавшегося нашествия германских империалистов на Прибалтику и Финляндию, Чрезвычайный IV съезд Советов постановил перенести столицу из Петрограда в Москву.

Струны души. — В письме к Л. Ю. Брик от 20 мая 1924 года Маяковский писал: «У моих афиш какие-то существа разговаривают так: «Да, но это не трогает струн души»» (см. стр. 66).

За 600 верст… — расстояние от Ленинграда до Москвы.

Записи к выступлению «О быте» (стр. 182). Автограф в записной книжке 1924 г., № 25 (БММ).

Публикуется впервые.

Точная дата и место выступления неизвестны. По положению в записной книжке и содержанию датируется 1924 годом (после апреля).

Стр. 183. Отвратительные снимки в «Прожекторе»… — Речь идет о фотографиях, помещенных в журнале «Прожектор», М. 1923, №№ 2, 3, 5, 12 под рубрикой «Рабочий быт». На этих снимках изображены рабочие, пьющие чай или наблюдающие, как готовят пирожки к празднику.

«Сладкие пирожки к празднику». — Точная цитата из подписи к одной из фотографий. Ни сами снимки, ни подписи к ним не дают представления о быте рабочих.

Из-за острова на стрежень. — Слова из песни того же названия Д. Н. Садовникова.

Не бьют и не тронулась <быта кобыла>. — Строка из поэмы «Про это» (см. т. 4 наст. изд., стр. 161).

Статья Крупской о Ленине. — Речь идет о статье Н. К. Крупской «О Владимире Ильиче», которая была опубликована в «Правде». В статье было уделено внимание «бытовым вопросам». «О Владимире Ильиче очень много пишут теперь. В этих воспоминаниях В. И. часто изображают каким-то аскетом, добродетельным филистером-семьянином. Как-то искажается его образ. Не такой он был. Он был человеком, которому ничто человеческое не чуждо. Любил он жизнь во всей ее многогранности, жадно впитывал ее в себя» («Правда», М. 1924, № 83, 11 апреля).

Записи к выступлению на диспуте «Упадочное настроение среди молодежи» (стр. 184). Автограф в записной книжке 1927 г., № 39 (БММ).

Публикуются впервые.

Диспут состоялся 13 февраля и 5 марта 1927 года в Москве, в Коммунистической академии. Доклад сделал А. В. Луначарский. Маяковский выступал на обоих заседаниях. Записи относятся к выступлению 5 марта. Стенограммы выступлений см. т. 12 наст. изд., стр. 312.

Текст представляет собой запись отдельных высказываний В. П. Полонского, выступавшего до Маяковского на этом диспуте, с оценками самого поэта.

Записи к выступлению на диспуте «Пути и политика «Совкино» (стр. 184). Автограф в записной книжке 1927 г., № 46 (БММ).

Опубликовано: ЛН — 65.

Диспут «Пути и политика Совкино», организованный ЦК ВЛКСМ, редакцией газ. «Комсомольская правда» и Обществом друзей советского кино, состоялся в Москве в Центральном доме работников искусств 8 и 15 октября 1927 года. Маяковский выступал на втором вечере дважды. Стенограммы выступлений см. т. 12 наст. изд., стр. 353.

Доклад делал член правления Совкино П. А. Бляхин. Кроме Маяковского, на диспуте выступили редактор «Комсомольской правды» Т. Костров, зам. председателя Главполитпросвета В. Н. Мещеряков, представители ЦК ВЛКСМ, ВАПП, члены правления Совкино, писатели и критики.

Записи сделаны Маяковским во время диспута. Они представляют собой запись отдельных высказываний ораторов, а также заметки для своего выступления.

Стр. 184. «Генеральная линия». — Первоначальное название фильма С. М. Эйзенштейна «Старое и новое», который готовился в 1926 году и был выпущен на экраны в 1929 году.

Записи к докладу «Стихи и задачи поэта» (стр. 185). Автограф (ЦГАЛИ).

Публикуется впервые.

С докладом «Стихи и задачи поэта» Маяковский выступил в Тифлисе, в Закавказском коммунистическом университете, 12 декабря 1927 года. Выступление должно было состояться на заседании всех секций Ассоциации пролетарских писателей Грузии в помещении Дворца искусств. Маяковский объединил это выступление с вечером в Закавказском коммунистическом университете.

Тезисы ответов оппонентам записаны на последней странице и на обложке книги поэта Г. Крейтана «Человек на крыше», изд. «Заккнига», Тифлис, 1928. Маяковский в своем докладе разбирал стихи из этой книги. В тексте книги сохранился ряд пометок Маяковского.

Стр. 185. Крейтан поверхностно. — По устному свидетельству В. А. Арутчевой, присутствовавшей на этом вечере, выступавшие упрекали Маяковского в поверхностном разборе стихов Крейтана.

Не Крейтану а Заккниге упрек. — По свидетельству В. А. Арутчевой, Маяковский начал свое выступление с насмешки над чересчур роскошным изданием книги. На первых чистых страницах книги «Человек на крыше», на которых, по мнению Маяковского, можно было бы целую поэму напечатать, рукой Маяковского написано: «Пролет<арское> верже».

Кикодзе. — Критик П. И. Кикодзе, выступавший на вечере.

Ситковский. — Выступавший на вечере поэт А. И. Ситковский говорил, что ему непонятна платформа Лефа, объединяющая людей различных политических и литературных взглядов. Аргументируя свою мысль, Ситковский приводил цитаты из стихов Н. Н. Асеева и С. А. Есенина и говорил, что не видит разницы во взглядах этих поэтов (по устному свидетельству А. И. Ситковского).

Броненосец Потемкин — фильм С. М. Эйзенштейна, выпущенный в 1925 году.

Шмидт лейтенант. — Речь идет, по-видимому, о поэме Б. Л. Пастернака «Лейтенант Шмидт».

Лисовский. — По свидетельству писателя В. А. Сутырина, присутствовавшего на этом вечере, ректор Закавказского коммунистического университета М. И. Лисовский, принимавший участие в диспуте, говорил о непонятности стихов Маяковского.

Стр. 186. Анти-Дюрингработа Ф. Энгельса.

Но не мелочь целью в конце. — Цитата из поэмы «Владимир Ильич Ленин» (см. т. 6 наст. изд., стр. 261).

Записи к выступлению на вечере в Красном зале МК ВКП(б) (стр. 186). Автограф в записной книжке 1928 г., № 62 (БММ).

Опубликовано в кн.: В. Катанян, Рассказы о Маяковском, М. 1940; факсимиле: ПСС, т. 9, М. 1941, стр. 484–485.

Вечер Маяковского в Красном зале МК ВКП(б) был организован редакцией «Комсомольской правды» 10 сентября 1928 года. Извещение о вечере см. стр. 169. Открывая вечер, редактор «Комсомольской правды» Т. Костров сказал, что «перед отъездом за границу Маяковский хочет побеседовать со своими читателями о том, что и как ему писать о загранице, хочет получить задание — «командировку», — не ту командировку, по которой подлежащие ведомства выдают заграничный паспорт, а словесный мандат, «наказ» от своей аудитории…» («Комсомольская правда», М. 1928, № 212, 12 сентября). Маяковский выехал за границу 8 октября.

Стр. 186. Когда прорвемся сквозь все заставы. — Строка из стихотворения «Той стороне».

…уцепился за штанину Тальников. — Речь идет о рецензии критика Д. Л. Тальникова на стихи и очерки Маяковского об Америке (журн. «Красная новь», М. 1928, № 8). Маяковский, возмутившись развязным тоном статьи, послал письмо в редакцию «Красной нови» (см. стр. 121). Об этом же написано стихотворение «Галопщик по писателям».

3 года спустя рецензия. — Стихи и очерки, о которых говорил Тальников, были написаны в 1925 году.

Стр. 187. …нужна ли швабра… — По поводу строк Маяковского «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо…» (стихотворение «Домой») Тальников писал: «Какой же это штык, с позволения сказать, и поэтическое «перо»? Просто швабра какая-то…»

разговаривать о Венере Милосской… — Тальников писал, что Глеб Успенский хорошо, с пользой для читателя все осмотрел, поклонился всем святыням культуры и даже «хрустнул» всем своим существом перед Венерой Милосской.

…попивая чай из инберовских чашечек — Тальников, сравнивая Маяковского и Веру Инбер, писал, что она «пьет из своей собственной чашечки».

Под знойным небом Аргентины. — Перефразировка первой строки «Последнего танго» (слова Изы Кремер, музыка Долуар).

О где же вы, мой маленький креольчик. — Слова из песенки А. Вертинского.

Быстрокрылых ведут капитаны. // Или бунт на борту обнаружив, из-за пояса. — Цитаты из стихотворения Н. Гумилева «Капитаны».

Он меня оглядел… И портрет моего государя. — Цитата из стихотворения «Галла» Н. Гумилева. Цитируя по памяти, Маяковский перефразировал первую строку. Вместо: «Он меня оглядел через эполет» — у Гумилева: «Я склонился, он мне улыбнулся в ответ».

Мой лозунг — одну разглазей-ка… уесть покрупнее буржуя. — Строки из стихотворения Маяковского «Галопщик по писателям».

Записи к выступлению на пленуме Реф (стр. 187). Автограф (БММ).

Публикуется впервые.

Пленум Реф состоялся в Москве 15–17 января 1930 года. Он открылся докладами О. М. Брика «Культурная революция и Реф» и В. А. Катяняна (о литературе) и прениями по ним. Вечером 16 января был заслушан доклад Маяковского (о театре) и состоялись прения по докладу, закончившиеся кратким заключительным словом Маяковского. Стенограмму выступления Маяковского см. т. 12 наст. изд., стр. 401–406.

Стр. 188. «Наталья Тарпова» — пьеса С. А. Семенова (премьера состоялась в московском Камерном театре 8 декабря 1929 г.).

«Партбилет» — пьеса А. Завалишина, вызвавшая большие споры еще до постановки (премьера состоялась в московском Театре Революции 28 марта 1930 г.).

«КВЖД» — пьеса-обозрение С. Я. Алымова, первая постановка Центрального театра Красной Армии (декабрь 1929 г.).

«Невзирая на лица» — пьеса В. П. Пономарева, поставленная в декабре 1929 года в Первом рабочем театре московского Пролеткульта.

«Система Лютце» — по-видимому, речь идет о пьесе И. Л. Сельвинского «Теория юриста Лютце» (издана и поставлена не была).

Крученых — Безыменский. — Выступавший в прениях по докладу Маяковского Е. Д. Симонов говорил: «Я начну с возражения Маяковскому, который поставил знак равенства между Безыменским и Крученыхом» (стенограмма пленума, БММ).

Кирсанов эстрада. — Выступавший С. И. Кирсанов говорил: «Мне кажется, что основная установка Рефа — он должен бороться за эстраду, в которую входит ревю, гротеск, живая газета, потому что в этих самых формах театра мы можем до конца провести нашу рефовскую идею, это идея факта, а в большом театральном действии пьесы этого сделать невозможно» (БММ).

взбудоражит. — С. И. Кирсанов говорил: «Мне хочется быть активным, чтобы театр как-то будоражил и чтобы я оттуда уносил какие-то идеи» (БММ).

рецензенты активность. — С. И.

Скачать:PDFTXT

Том 13 Маяковский читать, Том 13 Маяковский читать бесплатно, Том 13 Маяковский читать онлайн