Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 13. Письма, наброски и другие материалы

Кирсанов говорил: «Иногда на одну и ту же пьесу дают разные рецензии, одни хвалят, а другие ругают, и не знаешь, кому и чему верить. Мое личное мнение, что если мы строим театр, то зритель должен быть активным, и чтобы он уносил из театра какие-то идеи» (БММ).

Санпросвета // Любовная интрига. — С. И. Кирсанов говорил: «Мы знаем, есть театр Санпросвета и театр Дома Красной Армии, которые ведут непосредственно агитационную работу на отдельных участках нашего строительства. Причем следует отметить, в смысле обслуживания этих театров дело обстоит очень скверно, и технически-художественных сил абсолютно нет, и «Санпросвет» вынужден ставить халтуру с любовными интрижками, потому что боится агитации, и, например, в такую пьесу «Как оберегать скот от падежа» они включают любовную интрижку» (БММ).

Оформление спектакля. — О недостатках оформления спектаклей на пленуме говорил А. М. Родченко.

Непосредственно в зрителя. — Один из выступавших (фамилия не установлена) говорил: «У нас нет ни одного театра, направленного непосредственно в публику» (БММ).

Клубный театр // Эстрада. — Этим вопросам были посвящены выступления Маяковского 16 января (утро) и Е. Д. Симонова 17 января (утро).

Ответы на анкеты

В настоящем разделе публикуются ответы Маяковского на анкеты литературного характера. Кроме того, включены ответы на анкету для лиц, получающих академический паек, так как к ней сделана характерная для Маяковского приписка, и ответы на анкету для лиц, подающих заявление о разрешении занятий над архивными материалами, помогающие в некоторой степени раскрыть тему неосуществленной автобиографической работы Маяковского о побеге из Новинской тюрьмы тринадцати политкаторжанок.

Пасхальные пожелания (стр. 191). «Синий журнал», П. 1915, № 12, 21 марта.

В «Синем журнале» под общим заголовком «Пасха футуристов» были помещены: фотография «Группа петроградских футуристов в мастерской художника Н. И. Кульбина» (Маяковский, В. Каменский, О. Розанова, Н. Кульбин и др.) и ответы на анкету «Пасхальные пожелания» (Маяковского, К. Малевича, Н. Кульбина и др.).

Стр. 191. Измайлов А. А. — критик. В своих статьях резко критиковал стихи Маяковского, предсказывал Маяковскому «полное забвение потомками».

Некрасов и мы (стр. 191). Журн. «Летопись дома литераторов», П. 1921, № 3, 1 декабря (с пропусками); кн.: К. Чуковский, Некрасов (статьи и материалы), Л. 1926 (с пропусками); газ. «Читатель и писатель», М. 1928, № 1, 7 января (часть анкеты). Полностью анкета опубликована: К. Чуковский, Репин, Горький, Маяковский, Брюсов, М. 1940.

В конце 1919 года К. И. Чуковский разослал анкету нескольким поэтам и писателям. Кроме Маяковского, ответы прислали М. Горький, А. Блок, А. Белый, М. Кузмин, А. Ахматова, Вячеслав Иванов и др. Ответы Маяковского, несомненно, носят шутливый характер и не выражают его истинного отношения к Некрасову (ср. строки о Некрасове в стихотворении «Юбилейное»). По свидетельству Л. Ю. Брик, Маяковский «не переставал удивляться своему сходству с Некрасовым» (см. Л. Брик, Маяковский и чужие стихи, журн. «Знамя», 1940, № 3).

Стр. 191. …«безмятежней аркадской идиллии» — строка из стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

Стр. 192. …«на диво слаженный возок» — строка из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины».

Анкета для лиц, получающих академический паек (стр. 192). Автограф (ЦГАОР).

Опубликована: сб. «Поэма Маяковского «Хорошо!», М. 1958 (см. В. Ф. Земсков, «Река по имени «Факт»).

Стр. 193. Родился <в> 1894 году. — Маяковский родился 7 (19) июля 1893 года. Причина неточности в дате объяснена Маяковским в автобиографии «Я сам» (см. т. 1 наст. изд., стр. 9).

Одиннадцать лет пишу… — Маяковский считал началом своей литературной деятельности стихи, написанные в Бутырской тюрьме в 1909 году.

Признан… Госиздата. — По-видимому, речь идет об отрицательном отношении к произведениям Маяковского со стороны заведующего ЛИТО (Литературный отдел Наркомпроса) писателя А. С. Серафимовича и о задержке издания поэмы «150 000 000» Госиздатом.

Что увлекает вас сегодня? (стр. 193). «Мой журнал Василия Каменского», М. 1922, № 1, февраль.

Стр. 193. …ищу рифму к Фотиевой. — Л. А. Фотиева — секретарь Совета Народных Комиссаров. В то время Маяковский работал над поэмой «Пятый Интернационал». В черновом отрывке этой поэмы есть рифма «пороть его // Фотиева» (см. т. 4 наст. изд., стр. 306).

Что же такое «Сопо» (стр. 193). Газ. «Вечерняя Москва», 1924, № 84, 10 апреля.

Анкета была проведена редакцией «Вечерней Москвы» в связи со статьей Э. Л. Миндлина «8000 поэтов в СССР» («Вечерняя Москва», 1924, № 82, 8 апреля). В статье был резко поставлен вопрос о положении в Союзе поэтов (Сопо), который превратился в прибежище окололитературных людей и отрицательно влиял на молодежь. Наряду с ответом Маяковского газета опубликовала резко отрицательные отзывы о деятельности Сопо Н. Асеева, Демьяна Бедного и др.

Анкета для лиц, подающих заявление о разрешении занятий над архивными материалами (стр. 194). Автограф (ЦГИА).

Опубликовано в журн. «Красная новь», М. 1939, № 8–9.

Заполнена Маяковским 27 марта 1925 года в Московском историко-революционном архиве. Кроме анкеты, поэт заполнил требовательный лист архива, где указаны разыскиваемые им материалы: «1) наружное наблюдение и агентурные сведения о Вл. Маяковском (парткличка «Константин»), 2) отобранная по выходе тетрадка (рукописная) моих стихов» (ЦГИА).

В 1921 году во втором сборнике Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев «Каторга и ссылка» впервые были опубликованы некоторые архивные материалы и воспоминания о побеге тринадцати политкаторжанок из Новинской тюрьмы в 1909 году.

Маяковский, который принимал участие в организации побега, знал об этой публикации и, вероятно, был заинтересован ею, так как на обложке экземпляра этого сборника рукой поэта записан адрес автора публикации А. А. Трояновского (экземпляр хранится у В. А. Катаняна). В 1925 году Маяковский занялся розысками документов вплотную. Один из организаторов побега политкаторжанок И. И. Морчадзе (С. С. Коридзе) вспоминает: «Володя меня встретил на улице… и сказал, что пишет сценарий и хочет описать побег. Это было, примерно, в 1925 году… Я еще тогда свою статью не написал. И вот он мне стал такие подробности об этом побеге рассказывать, что я удивился. Спрашиваю: «Откуда ты это знаешь?» — «Откуда! Я над твоим делом работаю». И тут он мне рассказал, что разрабатывает этот материал для кинокартины» (И. И. Морчадзе, Воспоминания, 1938, БММ). Других сведений о работе поэта над сценарием о побеге тринадцати политкаторжанок нет.

Писатель и книга (стр. 195). Автограф (ЦГАЛИ).

Опубликовано (неточно) в газ. «Известия ЦИК», М. 1934, № 231, 2 октября.

Анкета была разослана Н. С. Ашукиным ряду писателей.

Приложение

Коллективные письма и заявления

1

ЦГИА.

Датируется по помете на заявлении.

Опубликовано: ЛН — 65 (см. В. Ф. Земсков, «Участие Маяковского в революционном движении»).

Заявление написано из 3-го участка Мещанской части, куда Маяковский был заключен после третьего ареста в связи с побегом политических каторжанок из Новинской тюрьмы.

В прошении Маяковскому и его товарищам было отказано.

2

Машинописная копия (ЦГАОР).

Опубликовано с некоторыми изменениями: сб. «Маяковскому» Л. 1940 (см. О. Брик, «ИМО — Искусство молодых»).

Датируется по содержанию.

Маяковский должен был подписать заявление как член коллегии по редактированию сборников.

Творческое содружество «ИМО» («Искусство молодых») было организовано О. М. Бриком в начале 1918 года. Как издательство оформилось под руководством Маяковского. За год своей работы оно успело выпустить 7 книг (два издания пьесы «Мистерия-буфф», 2-е изд. поэмы «Война и мир», «Все сочиненное Владимиром Маяковским», книжку Б. Кушнера «Митинг дворцов» и два сборника: «Ржаное слово» и «Поэтика»). В связи с централизацией издательского дела в РСФСР и образования Государственного издательства в мае 1919 года «ИМО» прекратило свое существование.

То обстоятельство, что под заявлением, адресованным народному комиссару по просвещению должна была стоять его же подпись, — дает основание предполагать, что заявление играло роль соглашения.

Государственное издательство — под этим наименованием следует понимать: «Литературно-издательский отдел Наркомпроса», который существовал до образования Госиздата РСФСР.

3

Печатается по тексту сб. «Маяковскому», Л. 1940 (см. О. Брик, «ИМО — Искусство молодых»).

Датируется по нижеприведенному документу.

Просьба была удовлетворена, в результате чего 5 февраля 1919 года был составлен следующий документ, адресованный «В коллегию Наркомпроса» и подписанный В. Маяковским и В. Шкловским:

«Изменения и дополнения к договору об издании книг нового искусства, заключенному издательским отделом Комиссариата народного просвещения с издательством «ИМО».

§ 9. Все издания поступают на склады литературно-издательского отдела.

§ 13. Авторский гонорар (предусмотренный § 5 принятого ранее договора) оплачивается литературно-издательским отделом при выпуске книги.

§ 14. Издательство нового искусства получает авансом 12 000 р.

Эта сумма погашается 10 % удержаниями с каждого поданного Издательством «ИМО» счета» (ЦГАОР).

«Алконост» (1918–1922 гг.) — Петроградское издательство. В основном издавало авторов, примыкавших в прошлом к символизму.

4

Авторизованная машинопись (ЦГАОР).

Опубликовано (неточно) в сб. «Маяковскому», Л. 1940 (см. О. Брик, «ИМО — Искусство молодых»).

Настоящее письмо с приложением двух смет было передано А. В. Луначарскому, однако в связи с централизацией издательского дела последний не был уже правомочен решать вопрос и передал его на рассмотрение редакционной коллегии Госиздата, которая несмотря на поддержку наркома не удовлетворила просьбу «ИМО» (решение от 24 июля 1919 г.). Денежные расходы «ИМО» и задолженность перед авторами за принятые рукописи были Госиздатом покрыты. На приложенных сметах проставлена дата: 18 июля 1919 года и имеются подписи: Члены коллегии «ИМО»: В. Маяковский, О. Брик; за секретаря: Р. Якобсон.

«Иван». Былина. Эпос революции. — Таково было одно из первоначальных заглавий поэмы «150 000 000».

…такими рабочими центрами, как «Коммунист»… — партийное издательство (1918–1919 гг.). По постановлению ВЦИК от 21 мая 1919 года об образовании Госиздата РСФСР вошло в состав Госиздата.

…в количестве 3000 экз. — После этих слов в публикации О. Брика — продолжение фразы: «и в результате «Ржаное слово», изданное в количестве 3000 экз. из боязни нераспространения, заказано теперь в 30 000 экз.».

5

Копия (хранится у Л. Ю. Брик).

Опубликовано: Катанян — 45.

Датируется письмом к Л. Ю. Брик, к которому было приложено (см. стр. 53).

28 ноября 1921 года декретом Совнаркома РСФСР была введена оплата издательской продукции государственных учреждений. Одновременно Советское правительство признавало возможным допустить работу частных издательств. Следствием этого декрета и явилось настоящее письмо. Поскольку тяжелое состояние отечественной полиграфической промышленности затрудняло осуществление этого плана, Маяковский воспользовался предложением одного рижского издателя (см. об этом подробнее в письме к Л. Ю. Брик от 28 ноября 1921 г., стр. 53) и решил издавать книги в Латвии, на что получил разрешение от наркома по просвещению А. В. Луначарского, Госиздата и Наркомвнешторга. Начинание это не осуществилось.

К докладной записке был приложен список книг, предлагаемых к изданию (хранится у Л. Ю. Брик). На списке имеется резолюция Луначарского. И список и резолюция были полностью приведены Маяковским в письме к Л. Ю. Брик от 28 ноября 1921 года.

6

Печатается по тексту, опубликованному О. М. Бриком в статье «Маяковский — редактор и организатор» (журн. «Литературный критик», М. 1936, № 4).

Датируется по содержанию.

В результате этого письма группа Леф получила возможность издавать свой журнал.

У

Скачать:PDFTXT

Том 13 Маяковский читать, Том 13 Маяковский читать бесплатно, Том 13 Маяковский читать онлайн