Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 13. Письма, наброски и другие материалы

стала называться «Особым совещанием по делам искусств при Временном правительстве».

По свидетельству художника А. А. Радакова, Маяковский был на совещании у Горького 4 марта и резко критиковал доклад А. Н. Бенуа (Воспоминания А. А. Радакова — БММ).

Стр. 244. Группа «Мира искусства» — объединение художников (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов и др.).

Учредительное собрание. — Маяковский имеет в виду «Учредительный собор деятелей искусств», о котором шла речь на собрании.

Коллективное

Пощечина общественному вкусу (стр. 244). Альманах «Пощечина общественному вкусу», 1912; свиток «Грамоты и декларации русских футуристов», СПб. 1914.

Коллективный манифест из альманаха «Пощечина общественному вкусу» был первым декларативным выступлением группы кубофутуристов.

Написан в декабре 1912 года. См. об этом в автобиографии Маяковского: «После нескольких ночей лирики родили совместный манифест. Давид (Бурлюк. — Ред.) собирал, переписывал, вдвоем дали имя и выпустили «Пощечину общественному вкусу» (т. 1 наст. изд., стр. 21). А. Крученых вспоминал: «Писали долго, спорили из-за каждой фразы, слова, буквы. Помню, я предложил: «Выбросить Толстого, Достоевского, Пушкина…», Маяковский добавил: «С парохода современности».

Кто-то: «Сбросить с парохода».

Маяковский: «Сбросить — это как будто они там были, нет, надо бросить с парохода…» (В. Хлебников, Зверинец, М. 1930, стр. 13).

Стр. 245. Кто не забудет своей первой любви… — Имеются в виду строки из стихотворения Ф. И. Тютчева о Пушкине «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет» («29 января 1837»). В 1912 году отмечалось 75-летие со дня смерти Пушкина.

Манифест из альманаха «Садок судей II» (стр. 245). Альманах «Садок судей II», СПб. 1913; свиток «Грамоты и декларации русских футуристов», СПб. 1914.

Альманах вышел в феврале 1913 года в Петербурге.

Стр. 245. 1-й «Садок судей» — альманах, в котором были напечатаны произведения В. Хлебникова, В. Каменского, Д. Бурлюка, Елены Гуро и др., вышел в 1910 году.

Метцель и Ко — рекламная контора в Петербурге.

Богатых лишь в смысле Метцель и Ко футуристов… — Имеется в виду группа эго-футуристов (И. Игнатьев, К. Олимпов, П. Широков, И. Северянин), в изданиях которых печатались рекламные объявления разных торговых фирм.

Стр. 246. …книги (автографов) «само-письма». — Речь идет о книгах футуристов, выпущенных литографским способом, с текстом написанным автором или художником от руки. Так, в частности, выпущена была и первая книга Маяковского — сборник «Я» (весна 1913 г.).

Передняя рифма (Давид Бурлюк), средняя, обратная рифма (Маяковский). — Речь идет об экспериментах над рифмами в стихотворениях Д. Бурлюка и Маяковского (см., в частности, стихотворения «Утро» и «Из улицы в улицу» в т. 1 наст. изд., стр. 34 и 38) — опытах рифмования концов строк с началами следующих («передняя рифма»), рифмования слов с зеркально переставленными слогами (напр., «улица — лица у», «резче — через» — «обратная рифма») и др. Об этих опытах в первых стихах Маяковского В. Я. Брюсов писал в статье «Новые течения в русской поэзии. Футуристы»: «Еще менее удовлетворяют нас такие способы находить новую рифму… какие предлагает В. Маяковский… Однако за пределами этих крайностей остается кое-что, не лишенное своей ценности, как новый прием выразительности в поэзии» (журн. «Русская мысль», М. 1913, № 3, стр. 130).

Пощечина общественному вкусу (стр. 247). Листовка, М. 1913.

Листовка выпущена в феврале 1913 года. Вместо подписей воспроизведено групповое фото В. Маяковского, В. Хлебникова, Д. Бурлюка, Н. Бурлюка и издателей «Пощечины» — Г. Кузьмина и С. Долинского.

Дата выхода первого «Садка судей» указана неверно — не 1908, а 1910 год.

Идите к черту! (стр. 247). Альманах «Рыкающий Парнас», СПб. 1914.

Манифест написан в декабре 1913 года.

Стр. 247. «Громокипящий кубок» — сборник стихов И. Северянина (1913).

Стр. 248. К. Чуковский… развозил… ходкий товар… — Имеется в виду лекция К. И. Чуковского «Искусство грядущего дня (русские поэты-футуристы)», с которой он выступал осенью 1913 года в Петербурге, Москве и Киеве.

Ф. Сологуб схватил шапку И. Северянина, чтобы прикрыть свой облысевший талантик. — Речь идет о предисловии Ф. Сологуба к «Громокипящему кубку» И. Северянина.

Василий Брюсов привычно жевал страницами «Русской мысли» поэзию Маяковского и Лившица. — Речь идет о статье Валерия Брюсова «Новые течения русской поэзии. Футуристы» (журн. «Русская мысль», М. 1913, № 3). Имя Брюсова нарочито «спутано» с целью продемонстрировать неуважение. В следующей фразе: «Брось, Вася, это тебе не пробка!..» — намек на пробковую торговлю, которой владел отец Брюсова.

«Мезонин поэзии» — издательство группы футуристов (В. Шершеневич, Р. Ивнев, Б. Лавренев и др.).

«Петербургский глашатай» — издательство группы эго-футуристов (И. Игнатьев, В. Гнедов, П. Широков и др.).

Адамы с проборами — акмеисты. Акмеизм (или «адамизм») был прокламирован в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» (журн. «Аполлон», СПб. 1913, № 1).

прицепить вывеску акмеизма и аполлонизма на потускневшие песни о тульских самоварах и игрушечных львах… — Строки направлены против С. Городецкого (см., в частности, его стихотворение «Нищая» в сборнике «Ива» (1913) «…Что же ты, Тула богатая, зря самовары куешь?») и против африканской экзотики в стихах Н. Гумилева.

Все футуристы объединены только нашей группой. — Манифест относится к тому короткому времени, когда кубо-футуристы (Маяковский, Бурлюк) и И. Северянин выступали вместе. Но уже в январе 1914 года отношения между Северяниным и Маяковским были прерваны. Упоминания Северянина в стихах и статьях Маяковского носили неизменно иронический и отрицательный характер.

Dubia

Подпись к плакату издательства «Парус» (стр. 248). Плакат издательства «Парус», П. 1917.

Авторство Маяковского предположительно определено Е. А. Динерштейном, «Маяковский в феврале — октябре 1917 г.», ЛН — 65.

По устному свидетельству автора плаката художника В. В. Лебедева текст, вероятно, принадлежит Маяковскому.

ТОМ 2

Лозунги по производственной пропаганде (стр. 249). Машинописная копия (ЦГАОР).

Публикуются впервые.

Написаны, по всей видимости, для Бюро производственной пропаганды ЦК Союза горнорабочих в феврале 1921 года. В пользу такого предположения говорит не только тематика лозунгов, но и факт активного участия Маяковского в агитационной работе этого профсоюза. Лозунги посвящены возникшим в ноябре 1920 года «Ударным группам образцового труда». Частично являются неизвестными вариантами «Окон сатиры», сделанных в январе 1921 года (лозунг № 1 — вариант окна № 927, № 3 — окна № 866, № 5 — окна № 905, № 7 — окна № 907, № 8 — окна № 906, лозунг № 4 целиком совпадает с окном № 931).

Слушайте новый зов! (стр. 250). Стенная газета «Набат» Саратовского губернского отделения РОСТА, 1921, 1 марта; газ. «Рабочий путь», Смоленск, 1921, № 65, 25 марта.

Отклик на предшествовавшую X съезду РКП(б) дискуссию о профсоюзах (см. стр. 358).

Против переделов (стр. 251). Плакат, М. 1921. Худ. М. М. Черемных.

Принадлежность текста плаката Маяковскому устанавливается по свидетельству М. М. Черемных.

Плакат был выпущен Госиздатом в апреле 1921 года в связи с постановлением ВЦИК от 21 марта 1921 года об обеспечении за крестьянским населением правильного и устойчивого пользования землей, подтверждающим ранее изданный декрет «О переделах земли».

На плакате наряду с поэтическим текстом воспроизводились упомянутый декрет и постановление.

Как можно судить по протоколу заседания распорядительной комиссии Госиздата от 25 марта 1921 года, рассматривавшей плакат, было решено: печатать его ударно тиражом в 25 000 экз. крупным шрифтом для расклейки и 250 000 экз. обычным для рассылки исключительно в деревню (ЦГАОР). Было ли выполнено это решение — неизвестно. Плакат, с которого воспроизводится текст, был выпущен типажом 40 000 экз.

Рабочий, смотри эти два декрета! (стр. 252). Плакат, М. 1921. Худ. М. М. Черемных.

Плакат был принят к изданию распорядительной комиссией Госиздата 23 апреля 1921 года и выпущен в июне 1921 года с целью пропаганды декретов Совнаркома РСФСР «Об урегулировании оплаты труда» и «О натурпремиях» от 7 апреля 1921 года.

В записной книжке Маяковского № 8 (БММ) сохранился рукописный вариант плаката, опубликованный в т. 3 наст. изд., как «Окна сатиры» ГПП № 142 и №? (см. т. 3 наст. изд., стр. 345 и 350).

Афиша «Мистерии-буфф» (стр. 255).

Фототипическое воспроизведение афиши см. т. 2 наст. изд.

Первое представление «Мистерии-буфф» было устроено Центральным бюро по организации празднеств годовщины Октябрьской революции и состоялось 7 ноября 1918 года в Большом зале Петроградской консерватории, где в то время помещался Коммунальный театр музыкальной драмы. Исполняли пьесу актеры (преимущественно молодежь), специально набранные для этого спектакля.

Об этой афише см. статью «Только не воспоминания» (т. 12 наст. изд., стр. 155).

Dubia

Эпилог «Мистерии-буфф» для спектакля в честь III Конгресса Коминтерна (стр. 255).

Впервые опубликовано: А. Февральский, Маяковский-драматург, Гос. издательство «Искусство», М. — Л. 1940.

Текст эпилога был написан Маяковским для спектакля «Мистерии-буфф» в честь III Конгресса Коминтерна. Представления шли на немецком языке (перевод Риты Райт) в Москве, в помещении Первого государственного цирка, в конце июня 1921 года.

Русский оригинал текста не разыскан. Немецкий перевод восстановлен со слов артиста и режиссера В. С. Канцеля, читавшего пролог (см. т. 2 наст. изд., стр. 356) и эпилог в образе «Красного арлекина». Правильность немецкого текста подтверждается переводчицей Р. Я. Райт (полный текст перевода также не разыскан).

Концовка «Мистерии-буфф» для детского спектакля (стр. 256). Неавторизованная машинописная копия (хранится у Е. В. Бердоносовой).

Концовка первой редакции, следовавшая за строкой 1514. Опубликована в журн. «Театр», М. 1960, № 4 (см. А. Февральский, «Маяковский и его пьесы»).

В 1923 году учащиеся Опытной школы эстетического воспитания детей разыграли под руководством детского писателя и режиссера С. Г. Розанова «Мистерию-буфф» (в первой редакции). Маяковский, просмотрев спектакль в 1924 году, остался им доволен. Вскоре после его посещения С. Г. Розанов сказал исполнительнице роли Кузнеца Лёле Нюниной (теперь художница Е. В. Бердоносова), что Маяковский написал для их спектакля новый финал пьесы, и, передав ей листок с машинописным текстом, поручил выучить этот текст. Затем текст был введен в представление.

Стр. 256. Нами, носящими имя Ленина… — В 1924 году, после смерти В. И. Ленина, комсомольской и пионерской организации было присвоено имя вождя.

ТОМ 3

«Рыдает кадий…» (стр. 257). Беловой автограф (ЦГАЛИ).

Судя по аналогичным автографам с рисунками Маяковского, сохранившимися в ЦГАЛИ, предназначался для «Стенной газеты РОСТА», о чем свидетельствуют редакционные пометки На обороте рисунка дата «К 22. XII. 19» с подписью М. Черемных.

Рисунок сделан в связи с помещенным в «Известиях» 20 декабря 1919 года докладом В. И. Ленина о текущем моменте (см. В. И. Ленин, Сочинения, т. 30, стр. 130–141), с которым он выступал на Втором всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока, проводившемся в Москве с 22 ноября по 3 декабря 1919 года (см. «Окно РОСТА» № 1 на ту же тему в т. 3 наст. изд., стр. 50).

Стр. 257. Кадий — духовный судья у мусульман.

Бешкеш — пешкеш (тюркск.) — подарок, взятка.

ТОМ 4

Гужевая повинность заменяется трудгужналогом (стр. 258). Плакат, М.

Скачать:PDFTXT

Том 13 Маяковский читать, Том 13 Маяковский читать бесплатно, Том 13 Маяковский читать онлайн