Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 13. Письма, наброски и другие материалы

1922. Худ. М. М. Черемных.

Принадлежность текста плаката Маяковскому устанавливается по свидетельству М. М. Черемных.

Плакат был выпущен издательством «Красная новь» в серии Главполитпросвета № 4 для популяризации декрета Совнаркома РСФСР «О трудгужналоге».

Рекомендован к изданию редколлегией Госиздата 10 февраля 1922 года, издан в марте 1922 года.

Правительство придавало особое значение популяризации этого декрета, так как вследствие сложности обстановки в тот момент на местах встречались различные злоупотребления. В целях создания высококачественных плакатов, пропагандирующих новый налог, Народный комиссариат труда образовал в конце 1921 года специальную комиссию для рассмотрения плакатов о трудгужналоге. Плакат Маяковского — Черемных выгодно отличался от других подобных плакатов лаконичностью и ясностью текста, а главное — умелым фиксированием внимания на основных положениях декрета.

ТОМ 6

Радио-агитатор (стр. 262). Беловой автограф с поправками (БММ); газ. «Призыв», Владимир, 1925, № 127, 7 июня; журн. «Мартен», Екатеринослав, 1925, № 7, июль; журн. «Новости радио», М. 1925, № 30, 30 августа.

Печатается по тексту газеты «Призыв» с исправлением опечаток по беловому автографу: в строках 21–22 вместо «в миллион ушей слухачей» — «в мильон ушей слухачей», в строках 25–26 вместо «Сегодня нет ни времени, ни пространства» — «Сегодня нет ни времен, ни пространств», в строках 33–35 вместо «И, может быть, и такое мы» — «А, может быть, и такое мы».

Тексты для журнала «Красный перец»

Принадлежность Маяковскому небольших прозаических текстов, печатавшихся без подписи в журнале «Красный перец», установлена на основании его пометок в записной книжке 1924 г., № 27 (БММ), а также проведенным В. А. Катаняном еще в тридцатых годах опросом лиц, сотрудничавших одновременно с Маяковским в журнале: В. П. Катаева, М. Я. Пустынина, А. А. Радакова и др.

Авторство Маяковского по отношению к текстам «Коронация Кирилла» и «А сколько вас сушеных на фунт?» установлено В. А. Катаняном (см. В. Катанян, Рассказы о Маяковском, М. 1940, стр. 111, и В. Катанян, Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается, журн. «Крокодил», М. 1939, № 10, апрель). Принадлежность Маяковскому всех остальных текстов установлена В. А. Арутчевой (см. В. А. Арутчева, «Записные книжки Маяковского», ЛН — 65).

Тексты, принадлежность которых Маяковскому не может считаться абсолютно достоверной, отнесены в раздел «Dubia».

Два простоя (стр. 263). Записная книжка 1924 г., № 27 (БММ); журн. «Красный перец», М. 1924, № 24, октябрь. Рис. К. Елисеева.

Три блокады (стр. 263). Записная книжка 1924 г., № 27 (БММ); журн. «Красный перец», М. 1924, № 24, октябрь. Рис. П. Шухмина.

В трамвае (стр. 264). Записная книжка 1924 г., № 27 (БММ); журн. «Красный перец», М. 1924, № 24, октябрь.

Заколдованный круг (стр. 264). Записная книжка 1924 г., № 27 (БММ); журн. «Красный перец», М. 1924, № 24, октябрь.

«Сколько бы у нас в цехе…» (стр. 264). Записная книжка 1924 г., № 27; журн. «Красный перец», М. 1924, № 24, октябрь. Рис. Д. М<ельникова>.

Завтрак английского дипломата (стр. 264). Беловой автограф (хранится у Н. Кальмы); журн. «Красный перец», М. 1924, № 26, ноябрь. Рис. Ю. Г<анфа>.

Коронация Кирилла (стр. 264). Журн. «Красный перец», М. 1924, № 26, ноябрь. Рис. К. Елисеева.

Марьинорощинское (стр. 264). Записная книжка 1924 г., № 27 (БММ); журн. «Красный перец», М. 1924, № 26, ноябрь. Рис. Ю. Г<анфа>.

Марьинорощинское. — Марьина роща — в двадцатых годах окраинный район Москвы имевший дурную славу из-за населявшего его преступного элемента.

«А сколько вас сушеных на фунт?..» (стр. 265). Журн. «Красный перец», М. 1925, № 5, февраль. Рис. А. Радакова.

Dubia

Паноптикум (стр. 265). Журн. «Красный перец», М. 1924, № 25, ноябрь. Рис. Ю. Ганфа. Каждому номеру соответствует специальный рисунок. В подстрочных примечаниях поясняются рисунки, содержание которых неясно из текста.

Принадлежность Маяковскому установлена В. А. Катаняном («Рассказы о Маяковском», М. 1940).

Писатель В. П. Катаев, в 1924–1925 годах заведовавший литературным отделом журнала «Красный перец», впоследствии установил по памяти принадлежность многих текстов Маяковскому. Но в данном случае вспомнить точно не мог и написал: «Если не все здесь написано Маяковским, то безусловно процентов 80–90 принадлежит ему» (В. Катанян, Рассказы о Маяковском, М. 1940, стр. 120).

Стр. 265. …чучело двуглавой стервы. — Двуглавый орелгерб династии Романовых.

…грузинского восстания мыльный пузырь. — Провалившаяся попытка грузинских меньшевиков поднять вооруженное восстание в Грузии в августе 1924 года.

Стр. 266. Либердан — фамилия, составленная из фамилий меньшевистских лидеров — М. И. Либера и Ф. И. Дана — кличка, имевшая в то время широкое распространение.

Стр. 267. № 17. — Речь идет об организованном летом 1917 года Первом петроградском женском батальоне, бывшем в числе защитников Временного правительства.

Милюков в проливах. — Министр иностранных дел Временного правительства П. Н. Милюков призывал к захвату проливов, принадлежащих Турции, продолжая тем самым империалистическую политику самодержавия.

ТОМ 7

Америка (стр. 270). Журн. «Экран», М. 1925, № 36.

Первый из опубликованных Маяковским очерков о его поездке в Мексику и Соединенные Штаты. Некоторые места совпадают с соответствующими местами книги очерков «Мое открытие Америки» (см. т. 7 наст. изд., стр. 265).

ТОМ 9

«Производительность и зарплата…» (стр. 274). Сочинения, т. 4.

Лозунг был предложен Маяковским 27 февраля 1928 года в Днепропетровске, в связи с кампанией по заключению коллективных договоров, обсуждавшейся на совещании в райкоме металлистов.

Б. Белокопытов, заведовавший культотделом райкома профсоюза металлистов Днепропетровска, рассказывает: «…Два участника совещания поставили передо мной вопрос: «Нужно немедленно дать лозунги». Мне трудно было это сделать сразу, и я пообещал прислать их через несколько дней. Тогда внезапно раздался бас Маяковского:

— Почему так долго? По какому вопросу лозунги? Конкретно!

Я в двух словах рассказал поэту цель кампании. И он сказал:

— Ага! Хорошо! — подумал и сказал снова. — Запишите!

Но через минуту передумал, прошелся по комнате и снова сказал:

— Так будет лучше… Теперь пишите!

Производительность труда

и зарплата

два близнеца-брата».

(См. газ. «Зоря», Днепропетровск, 1940, № 82, 9 апреля).

Слово «труда» в тексте Сочинений отсутствует.

ТОМ 10

«Распрабабкиной техники скидывай хлам…» (стр. 275). Плакат, Гострудиздат, М. 1930. Худ. Н. Г. Котов.

В плакате варьируются строки 32–40 из стихотворения «Марш ударных бригад».

«300 миллионов в год…» (стр. 275). Плакат, Гострудиздат, М. 1930. Худ. Н. Г. Котов.

Плакат разработан Центральным музеем охраны труда и социального страхования в серии «Борьба с потерями в производстве». Плакат № 3.

ТОМ 12

Хроника (стр. 276). Автограф (БММ).

Опубликовано: ПСС, т. 10, 1941, стр. 440.

Хроника была написана во второй половине ноября 1927 года во время лекционной поездки и 22 ноября прислана О. М. Брику из Харькова с письмом (см. стр. 110) и статьей «Расширение словесной базы».

Статья была помещена в журн. «Новый Леф», 1927, № 10. Хроникальная заметка напечатана не была.

Выступления в стенографической и протокольной записи

Выступление на заседании художественной комиссии Всероссийского бюро по производственной пропаганде (стр. 277). Протокол заседания (ЦГАОР).

Частично опубликовано в журн. «Искусство», М. 1960, № 4 (см. Е. Динерштейн, «Плакаты В. Маяковского и М. Черемных»). Полностью публикуется впервые.

В январе 1921 года по решению ЦК РКП(б) было организовано при ВЦСПС Всероссийское бюро по производственной пропаганде (Всероссбюро прозпропаганды). Целью вновь созданной организации, как гласило положение, было привлечение «широких народных масс к сознательному, активному творческому участию в развитии народного хозяйства РСФСР на коммунистических основах, в целях поднятия производительности труда и содействия проведению в жизнь единого хозяйственного плана» (ЦГАОР).

Для ведения работы в составе Всероссбюро было организовано несколько отделов (литературно-издательский, находившийся при Главполитпросвете, организационный, художественно-изобразительный и научно-технический). Все они состояли в основном не из штатных сотрудников Всероссбюро, а из привлеченных к этой работе специалистов, образовавших целый ряд комиссий и подкомиссий. Маяковский являлся членом художественной комиссии художественно-изобразительного отдела как официальный представитель РОСТА.

Художественная комиссия в заседании 21 января 1921 года обсуждала план организации художественных сил для ведения производственной пропаганды, предложенный представителем Союза работников искусств художником А. Н. Златовратским и искусствоведом Д. Е. Аркиным.

В основу решения, принятого комиссией, легли высказанные поэтом положения. Более того, § 3 гласил: «…проект организации художественной пропаганды поручить выработать тов. Маяковскому» (ЦГАОР).

Так как заседание носило рабочий характер, то выступление поэта неоднократно прерывалось замечаниями присутствующих. Эти замечания опущены.

Стр. 277. …трехлетний опыт… — Маяковский имеет в виду свою работу над «Окнами сатиры РОСТА» (1919–1921 гг.).

…привязав художников к производству… — Выступая 9 февраля 1921 года на заседании президиума ЦК Всерабис, Златовратский от имени художественной комиссии Всероссбюро предложил командировать художников для ведения прозпропаганды на фабрики и заводы. Президиум решил: «Признать принципиально желательным командировки. Проект принять за основу» (протокол № 79, ЦГАОР). Среди художников, выехавших на производство, был и Маяковский.

Доклад «Изобразительное искусство и производственная пропаганда» (стр. 278). Стенограмма выступления (ЦГАОР).

Стенографическая запись выступления Маяковским не выправлена, качество записи неудовлетворительно. Начало выступления Маяковского в стенограмме отсутствует. Местами машинопись не поддается чтению, подобные случаи отмечаются редакторскими пометами «<неясная запись>».

Впервые отрывки из доклада были опубликованы в журн. «Искусство», М. 1960, № 4 (см. Е. Динерштейн, «Плакаты Маяковского и Черемных»). Полностью публикуется впервые.

23 февраля 1921 года Всероссбюро прозпропаганды поручило Маяковскому прочесть на предстоявшем Всероссийском совещании доклад на тему «Изобразительное искусство и производственная пропаганда». Совещание проходило в Москве с 1 по 6 марта 1921 года. Маяковский выступил 4 марта. Целый ряд высказанных им положений нашел отражение в решениях совещания.

Стр. 278. ….на другом рабочий нагружает вагоны продовольствия и мчит их в Донбасс. — Этот плакат был издан Организационно-инструкторским отделом Горного совета ВСНХ в 1921 году.

Стр. 279. …этот плакат попал на улицу. — Речь идет о плакате «Последний час». Свидетельством того, что этот плакат принадлежит Маяковскому, служит запись в протоколе распорядительной комиссии Госиздата от 21 сентября 1920 года: «Разрешить издать Главполитпросвету плакат В. Маяковского «Последний час» — 5000 экз.» (ЦГАОР). Причиной задержки издания плаката были начавшиеся в октябре мирные переговоры с Польшей, в результате которых были подписаны 12 октября 1920 года в Риге предварительные условия мира. В этой связи распорядительная комиссия приняла 15 октября 1920 года решение относительно всех печатавшихся плакатов: «Работы приостановить впредь до выяснения взаимоотношений с Польшей» (ЦГАОР), а начавшаяся борьба с Врангелем потребовала существенной переделки плаката, о чем говорил и сам Маяковский в статье «Революционный плакат».

Стр. 281. …стихотворение Демьяна Бедного. — По всей вероятности, Маяковский имел в виду стихотворение Демьяна Бедного «На черную доску» о кражах на военно-обмундировочной фабрике «Марс», напечатанное в «Правде» от 6 января 1921 года.

Стихотворение начиналось словами:

Как на Марсе на заводе

У работниц нынче страсть

Не к шитью, шитье не в моде,

А к тому, чтоб больше красть… — и заканчивалось четверостишием о черных досках — тема, к которой в этом же выступлении обращается Маяковский.

Поэтому я категорически настаиваю, чтобы этот способ кажущейся кустарной агитации, то есть конкретизация агитации нафабрике, проводился. — Приводимые Маяковским факты были настолько убедительны,

Скачать:PDFTXT

Том 13 Маяковский читать, Том 13 Маяковский читать бесплатно, Том 13 Маяковский читать онлайн