должно быть в любом лепесточке.
И вдруг,
смотрю,
меж витриной и мною –
[50]
фигурка человечья.
Идет и валится.
У фигурки конская голова.
Идет.
И в собственные ноздри
пальцы
воткнула.
Три или два.
Глаза открытые мухи обсели,
а сбоку
[60]
жила из шеи торчала.
Из жилы
капли по улицам сеялись
и стыли черно, кровянея сначала.
Смотрел и смотрел на ползущую тень я,
дрожа от сознанья невыносимого,
что полуживотное это –
виденье! –
что это
людей вымирающих символ.
[70]
От этого ужаса я – на попятный.
Ищу машинально чернеющий след.
И к туше лошажьей приплелся по пятнам;
Где ж голова?
Головы и нет!
А возле
с каплями крови присохлой,
блестел вершок перочинного ножичка –
тот
[80]
работал над дохлой
и толстую шею кромсал понемножечко
Я понял:
не символ,
стихом позолоченный,
реальная тень прошагала.
завтра
вот так же точно
[90]
я здесь заработаю, скалясь шакалом.
Второй. –
Из мелочи выросло в это.
Май стоял.
Позапрошлое лето.
Весною ширишь ноздри и рот,
ловя бульваров дыханье липовое.
Я голодал,
и с другими
в черед
[100]
встал у бывшей кофейни Филиппова я.
Лет пять, должно быть, не был там,
а память шепчет еле:
в кафе
журчал фонтан
и плавали форели».
Вздуваемый памятью рос аппетит;
но по крайней мере –
[110]
обед.
Как медленно время летит!
И вот
я втиснут в кафейные двери.
Сидели
с селедкой во рту и в посуде,
в селедке рубахи,
и воздух в селедке.
если с улиц
[120]
от лип
Едят,
дрожа от голода голого,
вдыхают радостью душище едкий,
а нищие молят:
подайте головы.
Дерясь, получают селедок объедки.
Кто б вспомнил народа российского имя,
[130]
когда б не бросали хребты им в горсточки?!
Народ бы российский
сегодня же вымер,
когда б не нашлось у селедки косточки.
От мысли от этой
сквозь грызшихся кучку,
громя кулаком по ораве зверьей,
пробился,
схватился,
дернул за ручку –
[140]
и выбег,
селедкой обмазан –
об двери.
Не знаю,
душа пропахла,
рубаха ли,
какими водами дух этот смою?
Полгода
звезды селедкою пахли,
лучи рассыпая гнилой чешуею.
[150]
полусытый,
доволен я нынче:
так, может, и кончусь, голод не видя, –
к нему я
превыше всего его ненавидя.
когда человека голодом сводит.
Хлеб! –
[160]
вот это земная ось:
на ней вертеться и нам и свободе.
Пусть бабы баранки на Трубной нижут,
и ситный лари Смоленского ломит, –
солому жующее, лежа в соломе.
Трубите ж о голоде в уши Европе!
Делитесь и те, у кого немного!
Крестьяне,
ройте пашен окопы!
[170]
Стреляйте в него
мешками налога!
Гоните стихом!
Тесните пьесой!
Вперед врачей целебных взводы!
Давите его дымовою завесой!
В атаку, фабрики!
В ногу, заводы!
А если
воплю голодных не внемлешь, –
[180]
чужды чужие голод и жажда вам, –
он
завтра
нагрянет на наши земли ж
и встанет здесь
за спиною у каждого!
[1921]
Стихотворение о мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе
Раньше б дом купил –
и даже неплохой.
Привыкли к миллионам.
Даже до луны расстояние
советскому жителю кажется чепухой.
Дернул меня черт
[10]
«Что это такое?» –
спрашивает с тоскою
Ну, что отвечу ей?!
Черт его знает, что это такое,
если сзади
у него
что у нее
[20]
тридцать девять тысяч семь сотых температура.
Так привыкли к этаким числам,
что меньше сажени число и не мыслим.
И нам,
если мы на митинге ревем,
рамки арифметики, разумеется, узки –
все разрешаем в масштабе мировом.
В крайнем случае – масштаб общерусский.
«Электрификация!?» – масштаб всероссийский.
«Чистка!» – во всероссийском масштабе,
[30]
даже,
предлагал –
сквозь землю
до Вашингтона кабель.
Иду.
Мясницкая.
Ночь глуха.
Скачу трясогузкой с ухаба на ухаб.
[40]
Сзади с тележкой баба.
С вещами
на Ярославский
хлюпает по ухабам.
Сбивают ставшие в хвост на галоши;
то грузовик обдаст,
то лошадь.
Балансируя
– четырехлетний навык! –
тащусь меж канавищ,
[50]
канав,
канавок.
И то
– на лету вспоминая маму –
с размаху
у почтамта
плюхаюсь в яму.
На меня тележка.
На тележку баба.
В грязи ворочаемся с боку на бок.
[60]
Что бабе масштаб грандиозный наш?!
Бабе грязью обдало рыло,
и баба,
взбираясь с этажа на этаж,
сверху
и меня
и власти крыла.
Правдив и свободен мой вещий язык
и с волей советскою дружен,
но, натолкнувшись на эти низы,
[70]
даже я запнулся, сконфужен.
Я
на сложных агитвопросах рос,
а вот
не могу объяснить бабе,
почему это
о грязи
на Мясницкой
никто не решает в общемясницком масштабе?!
[1921]
Приказ №2 армии искусств
Это вам –
упитанные баритоны –
от Адама
до наших лет,
потрясающие театрами именуемые притоны
ариями Ромеов и Джульетт.
Это вам –
пентры,
раздобревшие как кони,
[10]
жрущая и ржущая России краса,
прячущаяся мастерскими,
по-старому драконя
цветочки и телеса.
Это вам –
прикрывшиеся листиками мистики,
лбы морщинками изрыв –
футуристики,
имажинистики,
акмеистики,
[20]
запутавшиеся в паутине рифм.
Это вам –
на растрепанные сменившим
гладкие прически,
на лапти – лак,
пролеткультцы,
кладущие заплатки
на вылинявший пушкинский фрак.
Это вам –
пляшущие, в дуду дующие,
[30]
и открыто предающиеся,
и грешащие тайком,
рисующие себе грядущее
огромным академическим пайком.
Вам говорю
я –
гениален я или не гениален,
бросивший безделушки
и работающий в Росте,
говорю вам –
[40]
пока вас прикладами не прогнали:
Бросьте!
Бросьте!
Забудьте,
плюньте
и на рифмы,
и на арии,
и на прочие мелехлюндии
из арсеналов искусств,
[50]
Кому это интересно,
что – «Ах, вот бедненький!
Как он любил
и каким он был несчастным…»?
Мастера,
а не длинноволосые проповедники
нужны сейчас нам.
Слушайте!
Паровозы стонут,
дует в щели и в пол:
[60]
«Дайте уголь с Дону!
Слесарей,
механиков в депо!»
У каждой реки на истоке,
лежа с дырой в боку,
пароходу провыли доки:
«Дайте нефть из Баку!»
Пока канителим, спорим,
смысл сокровенный ища:
«Дайте нам новые формы!» –
[70]
несется вопль по вещам.
Нет дураков,
ждя, что выйдет из уст его,
стоять перед «маэстрами» толпой разинь.
Товарищи,
дайте новое искусство –
такое,
чтобы выволочь республику из грязи.
[1921]
Варианты и разночтения
Наш марш
Беловой автограф. Начало марта 1918 г.
[16] лёт быстролетным коням [*]
[21]
I Бодрость пей и пой
II Радость пей, пой
«Газета футуристов», М. 1918, 15 марта, сб. «Ржаное слово», Революционная хрестоматия футуристов, П. 1918:
[16] лёт быстролетный коням
[21] Радости пей и пой
Хорошее отношение к лошадям
Газ. «Новая жизнь» (московское издание), 1918, № 8, 9 июня.
Заглавие – Отношение к лошадям
[14] штаны сошедшиеся Кузнецким клёшить
[19-20] Выл Кузнецкий
И лишь один я
[22-23] Гляжу и вижу
[27-30] Гляжу и вижу
Катится по морде
выблестелась в шерсти…
[34] расплылась в шелесте.
[37] чего вы думаете, что вы сих плоше
[44] и мысль ей моя казалась пошла
Ода революции
Журн. «Пламя», П. 1918, № 27, 7 ноября:
[29] взрывают тысячелетие Кремля.
[30] «Слава!»
[32] Визг сирен задушенно тонок.
[41] Прикладом гонишь седых адмиралов
Газ. «Искусство коммуны», П. 1918, № 2, 15 декабря, «Все сочиненное», «13 лет работы», т. I:
[12] по стенкам музеев тенькать
Той стороне
Газ. «Искусство ксммуны», П. 1918, № 4, 29 декабря,»Все сочиненное», «13 лет работы», т. I:
[74] прорвемся сквозь все заставы
«Маяковский для голоса», «Избранное из избранного», «Школьный Маяковский»:
[9] Клячу истории загоним
Потрясающие факты
Газ. «Искусство коммуны», П. 1919, № 7,19 января, «Все сочиненное», «13 лет работы», т. I, «Стихи о революции», 1-е изд., «Избранный Маяковский»:
[23] «Власть Совета»
[61] Изловчались в спорах
«Стихи о революции», 2-е изд.:
[61] Изловчались в спорах.
Мы идем
Черновой автограф в записной книжке 1919 г., № 2:
Заглавие отсутствует.
[1-5]
Мы идем!
Кто вы?
Мы глашатаи новой веры
красоте задаем железный тон.
[9-10]
сквозь скулеж стариков злючий,
а всем
[20] вывернулась
[27-28]
I Это революция на Страстном монастыре
II Революция и на Страстном монастыре
[29-30] написала Не [работающий] трудящийся не ест
[35] оплакивал на тысячу родов
[39]
I возносители завтрашних городов
II иллюминаторы завтрашних городов
[41-42] нерушимо и бодро
Газ. «Искусство», М. 1919, № 5, 1 апреля:
Заглавие: Мы идем!
[4] красоте задающие железный тон.
Владимир Ильич!
Черновой автограф в записной книжке 1920 г., № 4.
Строки: [10-15, 23-30] (первоначальные варианты) и полный текст стихотворения.
[10-15]
I Ноги месили просторы
II Ноги без мозга вздорны
Без мозга рукам не дело
Металось во все стороны
России безголовое тело
[23-30]
И земли сели на оси
И встали два в хаосе
[3] революций разливают лаву
[5] девическая чушь
[9] не воспеть Ильичу
[11-12] Без мозга рукам не дело
[26] и выявились
[36] и встал
[41] И ноги знают
[45] нет места смятеньям и воям
«Красная газета» (утренний выпуск), П. 1922, М 252, 5 ноября, «13 лет работы», т. I, «Стихи о революции», 1-е изд.:
[11-12]
Без мозга
рукам не дело.
[61] обмахивать высокий уют
«Красная газета»:
[26] и выявились
Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче
Черновой автограф в записной книжке 1920 г., № 5:
Заглавие отсутствует.
[2]
I катилось
[8-9]
I А под той горой был
II А низ горы деревней был
[11-15]
I А за селом была дыра
И в эту дырку каждый раз
Спускалось солнце мерно
II А за деревнею дыра
И в ту дыру наверно
Медленно и верно
[16-18] А утром снова все залить
[26] что в шуме все поблекло
[33-34] а я не знай ни зим ни лет
ходи рисуй плакаты
[42-47]
I Слова с ума сошел погиб
Сверльнули мысль до боли
Ко мне раскинув луч шаги
II Что я наделал Я погиб
ко мне по доброй воле
само расставив луч шаги
[52] Уже пролезло садом
[53] В окошко
[62]
I Ты звал? ну что ж чаи гони
II Ты звал меня
[72] Кричать ему
[76-77]
I Но страшная из солнца ясь
струилась
II Но странную светило ясь
струило
[93] Но все ж идешь
[96]
I Гремели так до темноты
II Болтали так до темноты
[101-102] И вскоре дружбу не тая
[104] [А] И солнце басом
[106]
I Теперь [таких] нас двое
II теперь всего нас двое
[110]
I [что] у мира в мут хламе
II у мира в сером хламе
[114-118]
I Сметя долгов и чувств тюрьму
Среди Вселенной бала
Взметаем солнца кутерьму
Смеясь во что попало
Земля довольна (строка не окончена)
III [Стена теней]
Под солнц двустволкой пала
Лучей и света кутерьма
Палим во что попало!
[119-125]
I Иду горю что силы есть
Просолнить сердце лугом
II окончательная редакция строк [119-125]. Строки [123-124]:
I Как я во всю светаю мочь
II Вдруг я во всю светаю мочь
[126-132] отсутствуют. К ним заготовка:
светить и никаких гвоздей
Беловой автограф. Осень 1920 г.:
Заглавие – Необычайное приключение, случившееся с Владимиром Маяковским на даче Пушкино. (Акулова гора. Дача Румянцева.)
[16] А утром
[29] довольно шляться пеклом
[34] ходи рисуй плакаты
[47] расставив луч-шаги
[52] Уже пролезло
[55] в щель валясь
[62] Ты ждал меня?
[65] Слеза в глазах у самого
[67] а я ему
[71] Черт дернул дерзости моей
[75] боясь – не вышло б хуже
[93] А все ж идешь
[106] ведь нас, товарищ, двое!
[117] Лучей и света кутерьма
Фонографическая запись авторского чтения. 1920 г. (декабрь):
Заглавие – Необычайное приключение, бывшее с Маяковским на даче Пушкино по Ярославской железной дороге, Акулова гора, дача Румянцева.
[16] А утром
[18] все залить
[26] что в гневе все поблекло
[29] я крикнул солнцу в пекло
[34] ходи, рисуй плакаты
[47] расставив луч-шаги
[52] уже пролезло садом
[93] А все ж идешь
[102] дружбу не тая
[117] Лучей и света кутерьма
Машинопись-копия с неизвестнсго оригинала:
Заглавие – Необычайное, невероятное происшествие, бывшее с Владимиром Владимировичем Маяковским летом 1920 г. в Пушкине, 28 верст от Москвы по Ярославской железной дороге, дача Румянцева, Акулова гора.
[106] Теперь нас, братец,
двое.
Разночтения других строк совпадают с разночтениями текста журн. «Красная Нива» (см. ниже). Журн. «Красная нива», М. 1923, № 1, 7 января:
Подзаголовок – (Из «Лирня»)
[16] А утром
[18] все залить
[26] Что в гневе все поблекло
[47] расставив луч-шаги
[52] Уже пролезло садом
[53] В окошко
[93] А все ж идешь
[102] дружбу не тая
[117] Лучей и света кутерьма
«Маяковский для голоса»:
Заглавие в оглавлении «Солнце».
Заглавие и подзаголовок в тексте:
Необычайнейшее приключение, бывшее со мной, с Владимиром Маяковским, на даче Румянцева, Пушкино, Акулова гора, Ярославской ж. д.
В строках 16, 26, 47, 52, 102, 104, 106, 117 повторяются разночтения текста журн. «Красная нива».
[35] Я рявкнул солнцу
«Солнцем. Поэма. М. 1923:
Заглавие в тексте:
Необычайнейшее… приключение, бывшее со мной, с Владимиром Владимировичем Маяковским, на даче – станция Пушкино, Акулова гора, дом Румянцевой, 27 верст от Москвы, по Ярославской ж. д.
В строках: [16, 26, 47, 52, 102, 106, 117] повторяются разночтения текста журн. «Красная нива».
[35]