Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 3. Окна РОСТА и Главполитпросвета

— Деникин, воскреси́!»

Кукиш воскрес, чтоб не было спеси́.

«Учредилка, воскресни!» — меньшевик орать готов…

Стоит крест на нем тяжелый, 97 пудов.

«Коммуна воскресла, — поют рабочие, —

расступись перед нами, которые прочие!..»

1 мая*

Между народами лед ломай.

Символ братства — рабочий май.

Глубже

борозды

на полях вздымай,

символ сева крестьянину — май.

Трудовыми знаменами небосвод занимай,

для работницы день веселия — май.

Нынче шторы в окне не подымай,

весть о гибели для буржуев — май.

Хочешь есть?

Себя

трудиться подымай,

дармоеду-помещику

тяжкий праздник — май.

Мрачен

барыне

пролетарский май.

На работу иди,

бархат-шелк снимай.

Маялся рабочий,

а теперь

себя буржуй помай.

Спекулянтам

не в праздникпраздник май!

Винтовка и книга*

С винтовкой без книги нет побед.

Натворишь оружием всяких бед.

Без глаз не нацелишься,

не подымай рук!

Только зря перестреляешь

всех вокруг.

Подстрелишь невиновного, а тот, кто нужен,

без всякой помехи продолжает ужин.

А снял безграмотности повязку — и, ага!

Сразу рабочий увидел врага!

Зря, буржуй, подымаешь вой,

непримирим враг классовой:

в руке винтовка, в другой

книга, —

вот

вооружение

против капиталова ига.

Да здравствует III интернационал*

У рабочих Европы

от ярма

на шее пена.

А Шейдеманы и Каутские

успокаивают: «Не возмущайтесь,

освободитесь постепенно».

Смирились,

подавили рабочие ропот.

Стонет

под капиталистами

рабочая Европа.

Пролетарии,

не стойте, глазки пуча, —

идите в ряды мирового Всевобуча!

Чтоб петля

еще не стала у́же,

пролетарии Европы,

беритесь за оружие

рабочие знамена взвивая ало,

объединитесь под сводом III Интернационала.

Ров*

Текст, соответствующий рисункам 7 и 8 «окна» Роста № 182

Чтоб вышел путь

совершенно ровным,

надо мелким щебнем посыпать ров нам.

Ров заполните —

и открыты пути,

можете

свободно

в Коммуну идти!

Неделя крестьянина*

Крестьяне!

Вы только должны быть рады,

если за хлебом

продовольственные

придут отряды.

Как белогвардейцы, хлеб не отнимаем мы —

хлеб,

который дан,

рабочим голодным пойдет в города.

Фабрики задымят.

Лишь рабочий насытится,

новенькие косы заблестят,

засияет утварь,

горы навалятся ситца!!!

Крестьянин,

ждать не будешь долго,

рабочий долго не задержит долга!

И вместо жизни теперешней —

в старье и в грязи,

будет жизнь такая,

что хоть рот разинь!

Вот почему,

если красный просит

пуд,

давай тридцать, —

всё возвратится тебе сторицей!

Праздновать — способы разные, как мы праздник отпразднуем?*

Будем ли

знамя

выше поднять стараться,

будем ли

в ногу идти

в рядах демонстрации,

будем ли

слушать ораторов речи,

в театрах ли проведем вечер

и с песнями разойдемся, —

этого мало, —

чтоб не выпало знамя,

а маячило ало,

чтоб всё закрепить,

которое добыто,

панщина,

баронщина

должна быть добита!

В Октябрьскую годовщину

ширится клятва:

добить врага революции проклятого.

Все объединимся

в грозной решимости:

барона и пана

вымести!

Красный командир*

Текст, соответствующий в «окне» Роста № 455 рисункам 5 и 6

Только мы научим, кто враг, кто друг;

на буржуев — сабли наших рук!

Офицер,

запомни — трудящихся щит ты!

Ты учишься

только

для их защиты!

«Голой рукой нас не возьмешь!..»

Голой рукой

нас не возьмешь!*

Деникина день

сосчитан.

Красная Армия

красный еж —

верная

наша

защита.

Голой рукой

нас не возьмешь!

Час Колчака

сосчитан.

Красная Армия

красный еж —

лучшая

наша

защита.

Голой рукой

нас не возьмешь!

Товарищи,

все за оружие!

Красная Армия

красный еж —

железная сила содружия.

Сухаревка*

Текст, соответствующий в «окне» Роста № 727 рисункам 6, 7 и 8

Плачет сухарева рать, —

где теперь мильоны драть

А в сторонке

встал рабочий,

встал рабочий

и хохочет…

Смейся всяк,

кто нищ и гол, —

в Сухаревку —

вбили кол!

А вот, а вот, подходи, народ: ты не знаешь о взаимопомощи декрета? подходи и обмозгуй это*

Нового инвентаря самая малость.

А старье

поразломалось.

Но и то, что есть,

настоящий урожай не может принесть.

Что толку в инвентаре,

ежели он

неправильно меж крестьянами распылен?

У одного семян не мало,

засеял бы,

да лошадь взяла и пала.

А у другого — лошадь,

и лишь

все семена перегрызла мышь.

А у третьего

нечем поживиться и мыши,

весь инвентарь

двое детишек.

И сели трое

к дяде дядя,

на незапаханное поле глядя.

Что же, товарищи, делать тут?

Соединить семена,

лошадь

и труд.

Объединись же,

если ты не туп и глуп,

в ряды сельхозгрупп.

Общим инвентарем заработаешь по декрету,

глядишь —

и урожай сам-тридцать к лету.

Орудия не отбираются,

ты

их

даешь лишь на время работ полевых.

И еще за то,

что дал эту лошадь

или машину ту —

и тебе вознагражденье

и фураж скоту.

Если вы не знаете об урегулировании оплаты декрета, осмотрите это:*

Чтоб труд рабочего

был оплачен,

намучаешься,

прямо хоть растекайся в плаче.

Советский бюрократ

хоть тут

рабочему

подгадить рад.

«Вы, говорит, плату получить не хотите ль?

А почему

не подписался

Петров письмоводитель?

А это чья подпись?..

Ивановой, секретарши?..

Не допущу:

ищите секретаря постарше!

Подписи-то те,

да не та печать!

Не угодно ли сн ачала бегать начать».

Походивши

2-3 месяца,

впору повеситься.

По последнему декрету —

должны уничтожить волокиту эту.

Кто увеличил производительность

трудом личным,

тому

и заработок

будет увеличенным.

Чтоб работа

без задержек

могла идти,

работу сделанную

без задержек оплати!

Товарищи, у нас газет мало!*

Текст, соответствующий рисунку 5 «окна» ГПП № 178

А после передает жене газету.

Говорит,

передавая

газету эту:

Текст, соответствующий рисункам 12–14 этого «окна»

Береги газету,

газет мало!

Возвращай в учреждение,

если из учреждения попала.

При свободной торговле особенно смотреть надо*

Текст, соответствующий рисункам 8-10 «окна» ГПП № 234

Смотрите, чтоб сторож, который стережет,

не похрапывал вот этак вот!

Ворующего — в Чека!

Насидится он —

и к вору

и к посреднику

строг закон.

Сказка про мужика, про историю странную с помощью французскою, с баночкой иностранною*

Текст, соответствующий рисункам 10-11-12 «окна» Губрабиса

Хлеб буржуй протянет. —

Смотрите, нет ли у тли

в другой руке

пеньковой петли.

Только брат рабочий да крестьянин брат

помочь голодающему брату рад.

Комментарии

ОКНА РОСТА И ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТА

«Окна РОСТА» или «Окна сатиры РОСТА» — название своеобразных многорисуночных плакатов на злобу дня, выпуск которых был начат Российским телеграфным агентством (сокращенно РОСТА или Роста) осенью 1919 года. С января 1921 года по январь 1922 года выпуск плакатов продолжал Главный политико-просветительный комитет (сокращенно Главполитпросвет, или ГПП), входивший в состав Народного комиссариата просвещения РСФСР. Так как в те годы типографский станок не мог поспевать за быстро сменявшими друг друга событиями, такие плакаты делали от руки и вывешивали, как правило, либо в людных помещениях (вокзалы агитпункты), либо в витринах (окнах) пустовавших в те годы торговых помещений, где они привлекали внимание прохожих.

Первое время для каждой витрины рисовали новый плакатокно», но уже несколько недель спустя возникла необходимость размножать «окна»; вначале копии делали путем простой перерисовки, позднее — при помощи вырезанных из картона трафаретов. Этот способ давал возможность за два — три дня размножать плакатокно» в количестве до 300 экземпляров. Часть экземпляров вывешивалась в витринах, другая — рассылалась в местные отделения Роста.

Первое «окно» было вывешено в конце августа или начале сентября 1919 года рядом с зданием Моссовета в витрине бывшего магазина Абрикосова (угол Тверской улицы и Большого Чернышевского переулка; дом снесен в 30-х годах). Оно было посвящено начавшемуся наступлению Деникина и контрреволюционному перевороту в Венгрии. Под заголовком «Окно сатиры Роста № 1» было подписано: «Текст и рисунки меняются еженедельно». Но уже в первый месяц было сделано не четыре «окна», а значительно больше, так как были организованы новые витрины. Витрина «на углу Кузнецкого и Петровки», о которой вспоминает Маяковский в статье «Прошу слова» (см. т. 12 наст. изд.), была, повидимому, одной из первых. К началу 1920 года на различных улицах Москвы было уже около десятка витрин Роста.

По каждой витрине первое время велась особая нумерация, благодаря чему разные по содержанию и рисунку плакаты-«окна» помечались совпадающими номерами. Сохранилось шесть разных «окон», помеченных «№ 1», девять — «№ 2» и т. д. Нумерация первых «окон» не дает, таким образом, представления об их хронологической последовательности. Последний номер, повторяющийся на фотографиях двух разных «окон», — это № 21, причем в общей сложности под номерами 1-21 было выпущено около ста «окон». В те же первые месяцы несколько десятков «окон» было выпущено совсем без номеров. В феврале — марте 1920 года была введена общая нумерация, — единая для всех плакатов-«окон», выпускаемых под маркой «Роста». Спустя год эта нумерация в связи с ведомственной перестройкой была прервана на № 944 и начата опять с «№ 1» уже под маркой «Главполитпросвет».

Идея «окон» принадлежит одному из зачинателей советского политического плаката и блестящему мастеру рисунка художнику М. М. Черемных, который уже с середины 1919 года работал в печатной «Стенной газете Роста». В сотрудничестве с журналистом Н. К. Ивановым, писавшим для той же газеты (под псевдонимом Грамен) сатирические фельетоны и стихи, Черемных выпустил первое «Окно сатиры № 1» и еще несколько (не более десяти) «окон».

Маяковский пришел в Роста четыре-пять недель спустя. (Первое сделанное им «окно» — № 5 по нумерации первой витрины — датируется началом октября). С его приходом характер «окон» несколько изменился. Согласно замыслу М. М. Черемных «Окно сатиры Роста» должно было представлять собой как бы сильно увеличенную и вставленную за стекло витрины страницу сатирического журнала. «Окна», сделанные им до прихода Маяковского, состоят из нескольких тематически самостоятельных и слабо связанных друг с другом карикатур, острот, сатирических стихов, небольших фельетонов. Маяковский уже свое первое «окно» построил на едином политически целеустремленном, отчетливо агитационном тексте, при чем каждому из двух составлявших «окно» рисунков соответствуют определенные строки, непосредственно связанные с этим рисунком (см. репродукцию этого «окна» на стр. 9).

Именно такая структура плаката стала со временем характерной для «окон», хотя число рисунков (и соответственно «звеньев», на которые членится текст) в них сильно колеблется. Правда, в «окнах» 1919 года еще нет единообразия, так как первое время и Маяковский наряду с однотемными «окнами» делал многотемные (см., напр., репродукцию «окна» Роста № 4 на стр. 21). Но уже в январе 1920 года новый тип «окна» установился окончательно. «Окна» Роста и Главполитпросвета, выпущенные позднее, — это всегда 4–6-8-12-14 (реже — 2–3-5-7-9-10-11) одинаковых по формату рисунков, расположенных с расчетом на их последовательный просмотр и вместе с сопровождающим их текстом раскрывающих единую для всего «окна» агитационную или сатирическую тему. Такие «окна» были более целенаправленными и имели технические преимущества: их удобнее было трафаретить и рассылать.

Почти одновременно с Маяковским пришел в Роста и художник И. А. Малютин. Маяковский, Черемных и Малютин составили ядро складывавшегося при Роста коллектива художников. Помимо них более или менее постоянно делали «окна» художники А. М. Нюренберг, А. С. Левин, В. О. Роскин, А. М. Лавинский, В. В. Хвостенко. По несколько «окон» нарисовали также Д. Моор (Д. С. Орлов), П. А. Алякринский, И. С. Ефимов и работавший в основном как автор текстов литератор М. Д. Вольпин. Поскольку в некоторых случаях авторство рисунков установить не удалось, не исключено, что единичные «окна» делали и другие художники.

Из художников, авторов, трафаретчиков, шрифтовиков, фотографов составился пестрый коллектив «ростинцев», численность которого (постоянно колебавшаяся) в периоды наиболее напряженной работы достигала сотни человек.

В административном отношении во главе этого коллектива стоял М. М. Черемных, который как заведующий художественным отделом Роста непосредственно подчинялся ответственному руководителю Роста — П. М. Керженцеву. Но ни Керженцев, ни Черемных, ни сами художники никогда не намечали тем для плакатов. Темы рисунков определялись текстом. Большинство текстов писал Маяковский, даже немногие, которые писал не он, принимались или браковались по его усмотрению, и, следовательно, художники получали тексты (и тем самым темы) только от него. Поэтому именно от Маяковского зависел объем и содержание работы всех. «Окна» выпускал большой коллектив талантливых художников, но руководящую роль в нем играл поэт, так как весь коллектив работал, реализуя его замыслы. В этих условиях Маяковский, обладавший не только литературным, но и политическим авторитетом, а также громадным личным обаянием, естественно стал фактическим руководителем агитационной работы большого политического значения.

По «окнам» Роста и Главполитпросвета можно месяц за месяцем, почти день за днем, проследить смену политических событий и проблем, которыми жила

Скачать:PDFTXT

Том 3 Маяковский читать, Том 3 Маяковский читать бесплатно, Том 3 Маяковский читать онлайн