в получении от Маяковского ряда реклам. В некоторых расписках говорится только о выполненной для Госиздата работе, но она не названа, в других — указаны первые слова текста. Благодаря последним можно установить, что были сделаны следующие рекламы: «Вузовец и рабфаковец» (плакат для столбов), «Есть между вами грамотные» (витрина для сада «Эрмитаж»), «Торопитесь» (плакат для печати), «Буржуазия грозит газами», «Приезжий каждый» (выполнен А. Левиным по эскизу Маяковского), «Книги силу и знанье дадут». Эти тексты были написаны, по всей вероятности, в июне — июле 1924 года.
Совместно с Н. Асеевым в июле — августе 1924 года были написаны «4 песенки для ГИЗа» и сказка для ГИЗа — «Всем детям на свете».
Строки 94–95, 105–106, 114–115, 126–127, 133. Имеются в виду буквари, изданные ГИЗом в 1924 году: А. Горобец, «Из деревни»; «Смена», первая книга для чтения под ред. К. Свердловой; П. Блонский, «Красная зорька», первая книга для чтения в сельской школе; Е. Соловьева и Е. и Л. Тихеевы, «Русская грамота»; «Новый путь», первая книга для чтения в городской школе 1-й ступени, составлена С. Липеровской и Е. Поповой под общим руководством и редакцией А. Г. Калашникова. О выходе этих книг сообщает газ. «Известия ЦИК», 1924, № 198, 31 августа и № 188, 20 августа.
Мосполиграф (стр. 271). Текст 1 — журн. «Красная нива», М. 1923, № 26, 1 июля. Текст 2 — копия плаката, художник А. Родченко (БММ). Тексты 3, 5–7 — запись, сделанная В. Степановой (архив художника А. Родченко). Тексты 4, 9, 10 — беловые автографы (БММ). Текст 8 — автограф; эскиз плаката (БММ).
Написаны для плакатов и светорекламы — текст 1 в июне, остальные — в первой половине октября 1923 года.
Строки 8–9 текста 1 были использованы и в качестве самостоятельного плаката.
Печатные плакаты выпущены не были; размножались ручным способом и выставлялись в окнах магазинов, а также рисовались для рекламы проекционным фонарем на улицах.
Тексты 2–8 впервые напечатаны в Полном собрании сочинений, т. 4, ч. 2, М. 1936; тексты 9-10 в Полном собрании сочинений в 12-ти томах, т. 5, М. 1940.
ГУМ (стр. 274). Текст 1 — плакат-листовка, художник А. Родченко. Текст 2 — беловой автограф; оригинал плаката (БММ). Текст 3 — газ. «Известия ВЦИК», М. 1923, № 145, 1 июля; эскиз неизвестного художника с визой В. С. Глязера, заведовавшего рекламно-художественным отделом ГУМа в 1923 году, и датой: «1/IX — 23 г.» (БММ). Текст 4 — журн. «Красная нива», М. 1923, № 28, 15 июля; Сочинения, т. 4. Текст 5 — журн. «Красная нива», М. 1923, № 28, 15 июля; «Вещи этого года», Сочинения, т. 4. Текст 6 — журн. «Огонек», 1923, № 20, 12 августа; Сочинения, т. 4. Тексты 7, 8 — беловые автографы (БММ); журн. «Огонек», 1923, № 30, 21 октября, Сочинения, т. 4. Текст 9 — беловой автограф; копия плаката, художник А. Родченко (БММ); журн. «Огонек», 1923, № 29, 14 октября; Сочинения, т. 4. Текст 10 — газ. «Известия ЦИК», М. 1923, № 238, 18 октября. Текст 11 — сообщен В. Глязером. Текст 12 — оригинал плаката (БММ).
Тексты 1, 3–6 написаны, повидимому, в июне 1923 года. Тексты 7-10 — в сентябре 1923 года. Тексты 11 и 12 — несколько позже.
Как сообщил В. Глязер, ГУМ широко использовал рекламные тексты поэта для плакатов, объявлений в газетах и журналах, транспарантов в отделениях магазина, передачи через рупоры на улице светорекламы, для щитов на трамвайных столбах и специальном велосипеде. Особенно популярен был текст 8, который печатался с торговой маркой ГУМа — спасательный круг с надписью «ГУМ».
Резинотрест (стр. 277). Текст «Галоши» 1 — беловой автограф (БММ); плакат, художник А. Родченко; Сочинения, т. 4. Текст 2 — беловой автограф (БММ); плакат, рис. Маяковского; Сочинения, т. 4. Текст 3 — запись, сделанная В. Степановой (архив художника А. Родченко). Тексты 4–7 — беловые автографы (БММ). Текст 8 — беловой автограф (БММ); плакат, М. изд. «Мосполиграф», художник А. Родченко. «Шины» — беловой автограф (БММ). «Мячики» — беловой автограф (БММ); Сочинения, т. 4. «Соски» — беловой автограф (БММ); плакат, художник А. Родченко; Сочинения, т. 4. «Игрушки» — Сочинения, т. 4.
В автографах не только записан текст, но и сделаны Маяковским черновые наброски рисунков.
Написаны в середине октября 1923 года.
В 1930 году по поводу одного из этих рекламных текстов Маяковский сказал: «У меня есть стихотворение про соски — замечательные соски, «готов сосать до старости лет». Против этого были возражения, а я говорю, что если до сих пор в деревне кормят грязной тряпкой ребятишек, то агитация за соски есть агитация за здоровую смену, за культуру» (Выступление в Доме комсомола Красной Пресни 25 марта 1930 г., см. т. 12 наст. изд.).
Тексты «Галоши» 3, 4, 7 и «Шины» впервые напечатаны в Полном собрании сочинений, т. 4, ч. 2, М. 1936; текст «Галоши» 8 впертые перепечатан в Полном собрании сочинений в 12-ти томах, т. 5, М. 1940.
[Моссукно] (стр. 279). Газ. «Трудовая копейка», М. 1923, № 90, 4 декабря; газ. «Красная звезда», М. 1923, № пробный, 29 декабря.
Обе публикации — с рисунками Маяковского. Первая строфа выделена в качестве заглавия. Остальные, двустрочные строфы служат подписями к рисункам.
Текст использовался также в качестве кино-рекламы.
[Чаеуправление.] Тексты для вкладок-плакатов (стр. 280). Тексты 1-15 — машинописная копия, озаглавленная «Текст для вкладок-плакатов» (БММ). Тексты 1, 2, 4, 5, 8, 10–14 и последний — печатные плакаты-листовки для вкладок в ящики с чаем, какао, кофе (БММ).
Нумерация текстов 1-15 обозначена в машинописной копии.
На плакате-листовке с текстом «В ручном труде…» изображена крестьянская семья за чаепитием; в избе — электрическое освещение. Внизу, слева от текста — фабричная марка: «Чаеуправление. ВСНХ».
Написаны в мае — июне 1924 года.
Тексты 1-15 напечатаны в Сочинениях, т. 10. Текст «В ручном труде…» перепечатывается впервые.
Моссельпром (стр. 285).
НИГДЕ КРОМЕ КАК В МОССЕЛЬПРОМЕ.
Сочинения, т. 4.
Этот рекламный лозунг был составной частью ряда плакатов, рекламирующих товары Моссельпрома. Впоследствии выделился в качестве самостоятельного рекламного текста и широко использовался в объявлениях, плакатах и на вывесках. Был вывешен на здании Моссельпрома в Москве.
ПАПИРОСЫ «ИРА», «МОССЕЛЬПРОМ», «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».
Беловые автографы (БММ); плакаты художника А. Родченко — журн. «Огонек», 1923, № 30, 21 октября; Сочинения, т. 4.
Сдано Моссельпрому 2 октября 1923 года.
Беловые автографы (БММ); плакаты художника А. Родченко — журн. «Огонек», 1923, № 31, 28 октября; Сочинения, т. 4.
Сдано Моссельпрому 4 октября 1923 года.
ПАПИРОСЫ «ПРИМА», «ЛЕДА», «АРАБИ».
«Прима», «Леда» — беловые автографы (БММ); Сочинения, т. 4. «Араби» — запись текста, сделанная В. Степановой (архив художника А. Родченко).
Сдано Моссельпрому 6 октября 1923 года.
Текст «Араби» напечатан впервые в Полном собрании сочинений, т. 4, ч. 2, М. 1936.
ПАПИРОСЫ «ПОСОЛЬСКИЕ».
Текст 1 — беловой автограф (БММ). Был сдан Моссельпрому, повидимому, 7 октября 1923 года. Из-за «непедагогичности» был Моссельпромом забракован. После этого был написан текст 2. Текст 2 — плакат, художник А. Родченко — журн. «Огонек», 1923, № 31, 28 октября; Сочинения, т. 4.
Текст 1 напечатан впервые в Полном собрании сочинений, т. 4, ч. 2, М. 1936.
ПАПИРОСЫ «КИНО».
Эскиз плаката (архив художника А. Родченко).
Сдано Моссельпрому 8 января 1924 года.
Впервые напечатано в Полном собрании сочинений, т. 4, ч. 2, М. 1936.
ПАПИРОСЫ «ТРЕСТ».
Эскиз плаката (архив художника А. Родченко).
Сдано Моссельпрому 9 февраля 1924 года.
Впервые напечатано в Полном собрании сочинений, т. 4, ч. 2, М. 1936.
ПАПИРОСЫ «ТАИС», «БАСМА», «СЕЛЯМ».
Эскизы плакатов (архив художника А. Родченко).
Сдано Моссельпрому 16 августа 1924 года.
Впервые напечатано в Полном собрании сочинений, т. 4, ч. 2, М. 1936.
ПАПИРОСЫ «ДУКАТ», «ЛЮКС», «РЕКОРД», «ГЕРЦЕГОВИНА ФЛОР», «МАКСУЛ», «ЯНТАРЬ», «ТРИО», ТАБАК «ДЖЕВИЗ».
«Рекорд», «Герцеговина Флор» — беловые автографы (БММ) Табак «Джевиз» — беловой автограф (БММ); эскиз вывески для киоска (архив художника А. Родченко). «Дукат», «Люкс», «Максул», «Янтарь», «Трио» — эскизы вывесок для киосков (архив художника А. Родченко).
Сдано Моссельпрому 2 марта 1925 года.
Впервые напечатано в Полном собрании сочинений, т. 4, ч. 2, М. 1936 («Дукат», «Люкс», «Рекорд», «Герцеговина Флор», табак «Джевиз») и в Полном собрании сочинений в 12-ти томах, т. 5, М. 1940 («Максул», «Янтарь», «Трио»).
Беловой автограф (БММ).
Сдано Моссельпрому 7 октября 1923 года.
Впервые напечатано в Полном собрании сочинений, т. 4, ч. 2, М. 1936.
КОНФЕТЫ.
Текст 1 — запись, сделанная В. Степановой (архив художника А. Родченко). Остальные — черновой автограф (БММ).
Написано для специальных рекламных фигур, вырезанных из дерева (рабочий, красноармеец, крестьянин и др.) и расставленных на заборе по Садово-Самотечной ул. в Москве (художник А. Родченко).
В БММ хранится счет Маяковского Моссельпрому от 30 октября 1923 года, в котором он просит уплатить «за 4 плаката — фигуры для конфетных реклам». Сохранилась также расписка А. Родченко от того же числа, в которой говорится об исполнении рисунков: «Красноармеец», «Рабочий», «Две головы», «Голова с котелком». Очевидно, речь идет именно об этой серии.
В журнале «Огонек», 1924, № 15, 6 апреля было напечатано фото этой рекламы с подписью: «Не так давно московское объединение «Моссельпром» расставило на московских заборах вырезанные изображения человеческих голов, которые дружным хором указывают прохожему — куда идти за конфетами. Плакаты были сделаны Маяковским и Родченко. Некий купец, увидя рядом со своей торговлей такую рекламу, рассудил по-своему: если можно Моссельпрому, почему же нельзя мне?.. и намалевал под рекламой Моссельпрома свою собственную рекламу».
Впервые напечатано в Полном собрании сочинений в 12-ти томах, т. 5, М. 1940.
КАРАМЕЛЬ «КРАСНАЯ МОСКВА». ТЕКСТЫ ДЛЯ КОРОБКИ И КОНФЕТНЫХ ОБЕРТОК.
Экземпляры коробки и конфетных оберток. На каждой обертке изображено здание или сооружение, о котором говорится в тексте.
В расписке художника А. Родченко от 4 декабря 1923 года (БММ) указывается выполнение «12 шт. рисунков «Красной Москвы» и рисунка к коробке «Красная Москва».
Впервые перепечатано в Полном собрании сочинений, т. 4, ч. 2, М. 1936 (тексты для оберток) и в Полном собрании сочинений в 12-ти томах, т. 5, М. 1940 (текст для коробки).
КАРАМЕЛЬ «НАША ИНДУСТРИЯ». ТЕКСТЫ ДЛЯ КОРОБКИ И КОНФЕТНЫХ ОБЕРТОК.
Экземпляры коробки и конфетных оберток.
В расписках художника А. Родченко от 4, 10 и 15 декабря 1923 года (БММ) говорится об исполнении рисунков к этой серии.
Впервые перепечатано в Полном собрании сочинений, т. 4, ч. 2, М. 1936 (тексты для оберток) и в Полном собрании сочинений в 12-ти томах, т. 5, М. 1940 (текст для коробки).
КАРАМЕЛЬ «НОВЫЙ ВЕС». ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНФЕТНЫХ ОБЕРТОК.
Экземпляры конфетных оберток. Обертки перенумерованы.
Написано в декабре 1923 года.
Впервые перепечатано в Полном собрании сочинений, т. 4, ч. 2, М. 1936.
Создавая тексты серии «Новый вес» и «Новые меры», Маяковский помогал пропаганде вводимых в то время в СССР метрических мер.