праздника,
не на шутку
впился Вавила
губами
в Машутку.
бацилла за бациллой,
переползали в уста милой.
Вавила
сияет,
аж глазу больно,
вскорости свадьбу рисует разум.
Навстречу — кум.
«Облобызаемся
по случаю престольного!»
Облобызались,
и куму
передал
заразу.
Пришел домой,
семью скликал
и всех перелобызал —
от мала до велика;
до того разлобызался в этом году,
что даже
пса
Полкана
лобызнул на ходу.
В общей сложности,
слушайте,
на́ слово веря, —
человек полтораста налобызал он
и
одного зверя.
А те
заразу
в свою очередь
передали —
кто — мамаше,
кто — сыну,
кто — дочери.
проснулся Вавила,
будто
губу ему
колесом придавило.
Глянул в зеркало.
Крестная сила!
От уха до уха
губу перекосило.
А уже
и мамаша
зеркало ищет.
«Что это, — говорит, —
как гора,
губища?»
Один за другим выползает родич.
У родичей
губы
галоши вроде.
Вид у родичей —
не родичи,
а уродичи.
Полкан —
и тот
рыча
перекатывается
и рвет губу сплеча.
Лизнул кота.
Болезнь ту
передал коту.
Мяукает кот,
пищит и носится.
Из-за губы
не видно переносицы.
К утру взвыло всё село —
полсела
в могилы свело.
Лишь пес
да кот
выжили еле.
И то —
окривели.
Осталось
от деревни
не верили,
не прикладывались
и не желали лобызаться.
Через год
объяснил
что село
переболело
нарывом лошадиным.
Крестьяне,
коль вывод не сделаете сами —
вот он:
у образо́в не стойте разинями,
губой
не елозьте грязными образа́ми,
не христосуйтесь —
и не будете
кобылогубыми образинами.
[1923]
Крестить — это только попам рубли скрести*
Крестьяне,
бросьте всякие обряды!
Обрядам
только попы рады.
Посудите вот:
родился человек
или помер —
попу доход,
а крестьянину ничего —
неприятности кроме.
Жил да был мужик Василий,
но мозгами не в силе.
Родилась у него дочка —
маленькая,
как точка.
Не дочь,
а хворо́ба,
смотри в оба.
Надо бы
ее
немедленно к врачу,
да Василий говорит:
«Доктора́ —
чушь!
Впрягу Пегова
и к попу лечу.
Поздоровеет моментально —
только окрещу».
Пудами стол
уставили в снедь,
к самогону
огурцов присовокупили во́з еще.
Пришел дьякон,
кудластый, как медведь,
да поп, толстый,
как паровозище.
А гостей собралось ради крестин!!!
Откуда их
столько
удалось наскрести?!
Гости
с попами
попили,
попели
и, наконец,
собралися вокруг купели.
Дьякон напился,
аж не дополз до колодца,
воду набрал —
из первого болотца.
так и плавают микробы разные.
Крестный упился
и не то что троекратно —
раз десять окунал
туда и обратно.
От холода
у бедной дочки
ручки и ножки —
как осиновые листочки.
дочке
не пришел капут:
опустили ее
в воду
вместе с головою,
да дочка
сама
вмешалась тут,
чуть не надорвалась в плаче
и в вое.
Тут ее
вынула крестная мать
да мимоходом
головкой о двери — хвать!
Известно одному богу,
как ее не прикончили
или не оторвали ногу.
не любит одна шляться —
так вот
еще,
на беду ей
(как раз
такая святая подвернулась в святцах),
назвали —
«Перепетуей».
После крестин
ударились в обжорку
да в пьянку,
скулы
друг другу
выворачивали наизнанку.
Василий
от сивухи не в своем уме:
ухо
отгрыз куме.
После крестин
прохворала
полтора годочка.
Доктора отходили еле.
От крестной
ножки все-таки
окривели.
Подросла
и нравится жениховским глазам уж.
Да никак Перепетуи
Женихи говорят:
«При таком имени —
в жены никак не подходите вы́ мне».
Зачахла девица
из-за глупых крестин,
так
дочку
А по-моему,
не торопись при рождении младенца —
младенец никуда не денется.
Пойдешь за покупками,
зайди и запиши дитё в комиссариате.
А подрос,
и если Сосипатр не мил
или имя Перепетуя тебе не мило —
зашел в комиссариат
и переменил,
зашла в комиссариат
и переменила.
[1923]
Крестьяне, собственной выгоды ради поймите — дело не в обряде*
Известно,
у глупого человека
в мозгах вывих:
чуть что —
зовет долгогривых.
Думает,
если попу
как следует дать,
сейчас же
на крестьянина
спускается благодать.
Эй, мужики!
Эй, бабы!
В удивлении разиньте рот!
Убедится
даже тот,
кто мозгами слабый,
что дело —
наоборот.
Жила-была
Анюта-красавица.
Красавице
красавец Петя нравится.
говорит:
«Дудки!»
Да и мать Анютина
глядит крокодилицей.
кадилу в церквах не кадилиться,
свадьбе не бывать.
Хоть Анюта и хороша,
и Петя неплох,
да за душой —
ни гроша.
Ждут родители,
на примете у них —
Сапрон жених.
Хоть Сапрону
шестьдесят с хвостом,
да в кубышке
миллиардов сто.
не слушая Анютиного воя,
окрутили Анюту у аналоя,
и пошел у них
избу
разрывает от визга и драк.
Хоть и крест целовали, на попа глядя,
хоть кружились
по церкви
в православном обряде,
да Сапрону,
злея со дня на день,
рвет
волосенок пряди.
Да и Анюту
Сапрон
измочалил в лоскут —
вырывает косу
ежеминутно по волоску.
То муж — хлоп,
А через год
легли супруги в гроб:
жена без косы,
муж без бороденки.
А Петр
впал в скуку,
пыткой кипятился в собственном соку
и, наконец,
наложил на себя руку:
повесился
на первом суку.
В конце ж моей стихотворной повести
и родители
утопились
от угрызения совести.
Лафа́ от этого
одному попику.
Слоновье пузо,
от даяний окреп,
знай выколачивает
из бутылей
пробки,
самогоном требует за выполнение треб.
А рядом
жили Иван да Марья —
грамотеи ярые.
Полюбились
и, не слушая родственной рати,
пошли
и записались
в комиссариате.
Хоть венчанье
обошлось без ангельских рож —
а брак
что водой не разольешь.
Куда церковный!
Любовью,
что цепью друг с другом скованы.
А родители
только издали любуются ими.
Наконец, пришли:
«Простите,
дураки мы!
И на носу зарубим
и в памяти:
за счастьем
[1923]
От поминок и панихид у одних попов довольный вид*
Известно,
в конце существования человечьего —
По дому покойника
идет ревоголосье.
Слезами каплют.
Рвут волосья.
А попу
и от смерти
радость велия —
и доходы,
и веселия.
доход давали, умирая,
сочинили сказку
об аде
и о рае.
Чуть помрешь —
наводняется дом чернорясниками.
За синенькими приходят
да за красненькими.
Разглаживая бородищу свою,
допытываются —
много ли дадут.
«За сотнягу
прямехонько определим в раю,
а за рупь
папаше
жариться в аду».
Расчет верный:
из таких-то денег
не отдадут
папашу
на съедение геенне!
в райском вертограде,
начинают высчитывать
(по покойнику глядя). —
куме заработать надо —
за рупь
поплачет
для христианского обряда.
за отпевание
ставь на́ кон —
отец диакон.
если сироты богатого виду,
начинают наяривать
за панихидой панихиду.
Пока
не перестанут
гроши носить,
и поп
не перестает
панихиды гнусить.
чтоб в рай
прошли с миром,
за красненькую
за гробом идет конвоиром,
как будто
у покойничка
понятия нет,
как
самому
Кабы бог был —
к богу
покойник бы
и без попа нашел дорогу.
Ан нет —
у попа
выправляй билет.
И, наконец,
оставшиеся грошей лишки
идут
на приготовление
поминальной кутьишки.
А чтоб
не обрывалась
доходов лента,
попы
установили
настоящую ренту.
и на десятый,
и на сороковой —
устраивать
панихидный вой.
А вспомнят через год
опять поживится
и год спустя.
и без отца,
и без доходов,
и без еды дети,
только поп —
и с тем,
и с другим,
и с третьим.
чтоб покончить с обдираловкой с этой,
советую
до последнего гроша
на то,
А попам,
объедающим
и новорожденного
и труп,
посоветуй,
чтоб работой зарабатывали руб.
[1923]
На горе бедненьким, богатейшим на счастье — и исповедники и причастье*
умирают
раз в жизнь.
А здоровые —
Что ж попу —
помирай-ложись?
Для доходов
попы
придумали говения.
Едва
до года дорос —
поступает
к попу на допрос.
Поймите вы,
бедная паства, —
от говений
лишь для богатея мошнастого.
с утра до́ ночи
обирает
бедняка
до последней онучи.
Думает мироед:
«Совести нет —
выгод
перед богом.
Поп
освободит
от тяжести греховной,
и буду
безгрешней овна.
и попу
и ей
уделю
от моих прибыле́й».
Под пасху
кончает грабежи,
вымоет лапы
и к попу бежит.
Накроет
поп
концом епитрахили:
«Грехи, мол,
отцу духовному вылей!»
Сделает разбойник
умильный вид:
«Грабил, мол,
и крал больно я».
А поп покрестит
и заголосит:
«Отпускаются рабу божьему прегрешения
вольные и невольные».
Поп
получит после голосений
да еще
корзину со снедью
в сени.
Доволен поп —
поделился с вором;
на баб заглядываясь,
идет притвором.
А вор причастился,
окрестил башку,
очистился,
улыбаясь и на солнце
и на пташку,
идет торжественно,
шажок к шажку,
и
дерет с бедняка рубашку.
А бедный
с грехами
не пойдет к попу:
попы
у богатеев на откупу.
одним помыслом грешен:
как бы
в пузе богатейском
пробить бреши.
с этим
к попу сунься —
он тебе пропишет
всепрощающего Иисуса.
Отпустит
бедному грех,
да к богатому —
с ног со всех.
А вольнолюбивой пташке —
сидеть в каталажке.
Теперь
в положении таком:
не на исповедь беги,
а в исполком.
В исполкоме
грабительскому нраву
найдут управу.
Найдется управа
на Титычей лихих.
Радуется пу́сть Тит —
отпустит
Титычу грехи,
а Титыча…
за решетку впустят.
[1923]
От примет кроме вреда ничего нет*
верит в примету.
Который — в ту,
который — в эту.
Приметами
не охранишь
свое благополучьице.
Смотрите,
что от примет получится.
Ферапонт косил в поле,
вдруг — рев:
«Ферапонт!
Эй!
Сын подавился —
корчит от боли.
За фельдшером
беги скорей!»
Ферапонт
работу кинул —
бежит.
Не умирать же единственному сыну.
Бежит,
аж проселок ломает топ!
А навстречу —
поп.
Остановился Ферапонт,
отвернул глаза
да сплюнул
три раза́.
Постоял минуту —
и снова с ног.
А для удавившегося
Подбежал к фельдшеру,
только улицу перемахнуть, —
и вдруг
Думает Ферапонт:
«К несчастью!
Нужно
процессию
оббежать дорогой окру́жной».
На окружную дорогу,
по задним дворам,
у Ферапонта
ушло
часа полтора.
Выбрать бы Ферапонту
путь покороче —
сына
уже от кости
корчит.
Наконец,
пропотевши в десятый пот,
к фельдшерской калитке
прибежал Ферапонт.
Вдруг
из-под калитки
выбежал котище —
черный,
как будто
лишь для этого берег.
Всю дорогу
Ферапонту
перебежал поперек.
Думает Ферапонт:
«Черный кот
хуже похорон
и целого
поповского
собора.
Задам-ка я
боковой ход —
и перелезу забором».
за штаны схватил Ферапонта.
С полчаса повисел о́н там,
пока отцепился.
ушли у Ферапонта
на эти предрассудки.
Ферапонт прихватил фельдшера,
фельдшер — щипчик,
бегут
к подавившемуся
ветра шибче.
Прибежали,
а в избе
вой и слеза —
сын
скончался
А фельдшер
говорит,
Ферапонта виня:
«Что ж
теперь
поднимать вой?!
Кабы раньше
да на час
позвали меня,
сын бы
был
обязательно живой».
Задумался Ферапонт.
Мысль эта
суеверного Ферапонта
сжила со света.
У моей
у басенки
мыслишка та,
что в несчастиях
не суеверия помогут,
а быстрота.
[1923]
Реклама, 1923-1925
«Леф»
Лучшие советы*
Против старья озверев —
ищите «Леф»*.
Витрину оглазев —
покупайте «Леф».
Вечером сев —
читайте «Леф».
От критики старых дев —
защищайте «Леф».
Хорошая книга!
А то
с какой стати —
стали б
плохую
издавать в Госиздате!
Дальше!*
и то спереди,
а не сзади.
«Назад, осади!» —
на нас
орут
У «Лефа»
неповоротливая нога,
громок у «Лефа» рот, —
наше дело —
вперед шагать,
и глазеть,
и звать вперед.
[1923]
Журнал «Крысодав»*
Мы
Днем —
благоденствуют дома и домишки:
ни таракана,
ни мышки.
на этом не успокаивайся очень —
подожди ночи.
При лампе — ничего.
А потушишь ее —
из-за печек,
из-под водопровода
вылазит тараканьё
всевозможного рода:
черные,
желтые,
русые —
усатые,
безусые.
полезут они —
и врассыпную —
только кипятком шпарни.
Но вот,
задремлете лишь,
лезет
из щелок
разная мышь.
Нам
мышь не страшна.
Пусть себе,
в ожидании красной кошки,
ест
нэпские крошки.
Наконец,
когда всё еще храпом свищет,
из нор
выползают
ручные крысищи.
Сахар попался —
сахар в рот.
Хлеб по дороге —
хлебище жрет.
С этими
Щеки выгрызут,
вопьются в глотки.
Чтоб на нас
не лезли, как на окорок висячий,
волю зубам крысячьим дав,
для борьбы
с армией крысячьей
учреждаем
«Крысодав»*.
[1923]
Журнал «Огонек»*
Беги со всех ног
«Огонек».
[1923]
Издательство «Красная новь»*
Что читать трудящимся
городов и сел?
Книги «Красной нови»,
в них — всё!
[1923]
Журнал «Московский пролетарий»*
Пролетарий Москвы!
Кодекс труда нэпачу
нипочем?
Нужен журнал — воевать с нэпачом!
Есть средь московских журналов
Как же! Читай «Пролетарий Московский».
Всех описали?
Никто не забыт?
Всё на виду:
производство и быт!
читай
«Московский пролетарий»*!
Член профсоюза!
С подпиской спеши!
Пользы на рубль, а расходу — гроши.
[1924]
Контрагентство печати
1
Каждый знает
(не будем кричать) —
в «Контрагентстве
печати»
вся печать.
Каждую книгу
в киоске городском
или железнодорожном.
2
Далек и пуст
нет журналов,
газет нет.
Иди немедленно
книг и газет
3
Здесь отсутствие книги
не смущает вас.
Заполните
и пошлите
контрагентству
заказ.
4
Каждую книгу,
какую надо,
вам
немедленно
высылаем со склада.
5
заказ
лежит готовый.
Аккуратно,
быстро
и по цене оптовой.
[1924]
Еще шагать далеко,
не одну стену!
Будь готов
сменить стариков,
читай журнал
«Смену»*.
[1924]
Только подписчики
«Красного перца»*
смеются
от всего сердца.
[1925]
Госиздат
1
Крестьянское хозяйство улучшит грамотей,
по учебникам Госиздата учи детей.
2
Чтоб дети скорей приобретали знание,
в Госиздате учебники купи заранее.
3
Запомните ГИЗ!
Марка эта —
источник знания и света.
Каждому надо
знать адреса магазинов и складов.
4
Путь к коммунизму — книга и знание.
Учебник в Госиздате купи заранее!
5
Без грамоты — втрое над работой потеем.
Учебник Госиздата сделает грамотеем.
6
В магазинах Госиздата вам дадут
все учебники, нужные в этом году.
7
Не хотим читать ни молитвенники, ни требники —
в Госиздате купим настоящие учебники!
8
Дети растут. Чтоб грамотными стать им,
купите им учебники в Госиздате!
9
Гражданин, запомни это:
в Госиздате учебники по всем предметам.
10
Купи в Госиздате, не откладывая на завтра,
лучшие учебники новых авторов!
11
Ученый крестьянин хозяйство подымет.
Учебники в Госиздате. Обзаведись ими!
12
Вооружись в Госиздате учебной книгой.
Свет и знание в деревню двигай!
13
Безграмотному — мучение.
Купи в Госиздате книги для учения.
14
Дети требуют: учебники дайте!
Сообщаем: учебники все в Госиздате.
15
Каждый должен предусмотрительным быть!
Торопись в Госиздате учебник купить!
16
Долой невежества узы!
Учебник в Госиздате покупайте, вузы!
17
Чтоб сын твой был сознательный гражданин,
купи учебники! В Госиздате они!
18
Как добиться урожая
и зажить богато —
ты узнаешь
в книге Госиздата.
19
Для вуза,
рабфака
и самообразования
в магазине Госиздата
книги всех названий.
20
Всем, кому до́роги
знания пути,
мимо Госиздата
не пройти.
21
Учащиеся!
В Госиздате
в этом году
все учебники
в срок дадут.
Смотрите, как увеличился наш
22
Как бороться с грызунами
и вредителем?
Книга Госиздата —
23
Путь к коммунизму —
книга и знание.
В магазине Госиздата
все новые издания.
24
вооружись книгой,
полезные знания
в деревню двигай.
25
Дешевые книжки
по всем вопросам
в деревню бросим.
26
Невежество — тьма, знание — свет.
В Госиздате учебники на каждый предмет.
27
В Госиздате учащемуся народу
все книги к учебному году.
28
Все
учебники
уже
в Госиздате.
Граждане,
заказы
дайте!
Подумайте
о скидке
и кредите,
с заказами немедленно
в Торгсектор идите!
29
Грамоте
и ребенок,
выучится
по азбуке Горобца
«Из деревни».
Сообщаем кстати:
букварь «Из деревни»
продается в Госиздате!
30
Учащиеся,
обзаводитесь книгой новой!
Торопитесь,
ни минуты
не потерял.
«Смена»
под редакцией Свердловой.
Первая книга.
Сообщаем кстати:
«Смена» эта
продается в Госиздате!
31
Безграмотному скучно,
тяжко и горько,
но есть Блонского
«Красная зорька».
Это для чтения
первая книга.
Купи и грамоту
выучишь мигом.
Сообщаем кстати:
«Красная зорька» продается в Госиздате!
32
сытой и новой,
грамоте
обучись
по букварю
Соловьевой.
Сообщаем кстати:
букварь Соловьевой
продается в Госиздате!
33
Плохо безграмотному.
Грамотным будь!
к знанию путь.
Это
для чтения
первая
книга.
За ней
и другие
прочтешь
Сообщаем кстати:
книга Калашникова
продается в Госиздате!
[1924–1925]
Мосполиграф
1
Глаза разбегаются!
Во-первых, в Мосполиграфе
вся печать.
у нэпов покупать гроссбухи и тетради?
Всю писчебумажность, графленую и