1. В том же году поэма вышла отдельным изданием (Госиздат, М.-Пг.).
Создавалась поэма на протяжении двух месяцев (декабрь 1922 — февраль 1923) в комнате, где жил поэт: Лубянский проезд, дом № 3. Теперь в этом доме размещается Государственный музей В. В. Маяковского.
В поэмах «Про это» и «Люблю», утверждая великую силу любви, Маяковский страстно развенчивает мещанство, проникающее в семейные отношения и комкающее своими грязными лапами самое высокое и благородное чувство, данное человеку природой.
Восприятие «Про это» затрудняется метафорической перенасыщенностью языка, в чем некоторые критики усматривали рецидивы поэтики раннего Маяковского и даже возврат к футуризму. Но это необоснованный упрек. Метафорические образы, возникающие в поэме один за другим, являются поэтическим выражением большого внутреннего потрясения лирического героя, противостоящего миру мещанства и отстаивающего свое право на чистую, незапятнанную любовь.
В финале поэмы, представляющем собою своеобразное обращение автора к «товарищу химику» с просьбой воскресить его в XXX веке, Маяковский утверждает: мещанству придет конец, люди будущего научатся решать вопросы любви на основе высокой, коммунистической нравственности. Такая убежденность свидетельствует о том, что поэма «Про это» явилась важнейшим идейно-художественным завоеванием не только ее автора, но и всей советской поэзии.
Первое упоминание Маяковского о работе над поэмой содержится в его очерке «Я сам». В главе «23-й год» говорилось: «Написал: «Про это». По личным мотивам об общем быте».
Выступая 3 апреля 1923 года на диспуте в Центральном клубе Московского пролеткульта, Маяковский так определил главную тему поэмы «Про это»: «Здесь говорили, что в моей поэме нельзя уловить общей идеи. Я читал прежде всего лишь куски, но все же и в этих прочитанных мною кусках есть основной стержень: быт. Тот быт, который ни в чем почти не изменился, тот быт, который является сейчас злейшим нашим врагом, делая из нас мещан». В образе лирического героя, являющегося центральным образом поэмы и высоко поднявшего знамя борьбы с бытовым мещанством, нашли отражение живые, конкретные черты самого поэта.
Название первой главы «Про это» перекликается с названием поэмы английского писателя Оскара Уайльда (1856–1900) — «Баллада Редингской тюрьмы», написанной им в тюрьме. Название второй главы («Ночь под рождество») созвучно повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством». Такая перекличка поэмы Маяковского с широко известными в мировой литературе произведениями в какой-то степени характеризует сюжетные особенности поэмы «Про это» — трагическую и фантастическую.
Лубянский проезд — улица в Москве, где жил Маяковский с 1919 года по 1930 год. Теперь — проезд Серова.
Из фабричной марки — две стрелки яркие омолнили телефон. — Фабричную марку телефонов тех лет изображали две перекрещивающиеся молнии.
Мясницкая — улица в Москве, ныне — улица Кирова.
…времен троглодитских тогдашнее чудище. — Троглодиты — первобытные люди, не умевшие еще строить жилищ и находившие убежище в пещерах; пещерные люди.
Пойди — эту правильность с Эрфуртской сверь! — Эрфуртская — программа германской социал-демократии, принятая в Эрфурте в 1891 году.
…Бальшин, скуленьем разбужен, ворчит за стеной. — Бальшин Ю. Я. (1871–1938) — сосед Маяковского по квартире в Лубянском проезде.
Человек из-за 1-ми лет — лирический герой из поэмы Маяковского «Человек», написанной в 1916–1917 годах, т. е. за семь лет до поэмы «Про это».
Впереди Тверской простыня. — Тверская улица — прежнее название улицы Горького в Москве.
К Садовой аж выкинул «у»! — Садовая — улица в Москве.
Бегу… на Пресню, туда, по задворкам. — Пресня — улица в Москве, на которой жили мать и сестры Маяковского.
…совсем недалёко — 600 с небольшим этих крохотных верст. — Расстояние от Москвы до Ленинграда.
…Мама Альсандра Альсеевна — мать поэта, Александра Алексеевна Маяковская (1867–1954).
…кудринскими вышками себе навстречу сам иду… — Кудринские вышки — Кудринская площадь в Москве, ныне площадь Восстания.
Нечаянная радость-с, как сказано у Блока. — «Нечаянная радость» — второй сборник стихов А. А. Блока, вышедший в 1907 году в московском издательстве «Скорпион».
…вместо хранителей духов и фей ангел-хранитель — жилец в галифе. — Здесь осмеивается обывательская тенденция тех домовладельцев, которые из-за боязни уплотнения старались поселить в своих квартирах «ответственных» работников.
Ну, скажем, «Мистерия»… — Имеется в виду пьеса Маяковского «Мистерия-буфф».
Со стенки на город разросшийся Бёклин Москвой расставил «Остров мертвых». — Бёклин, Арнольд (1827–1901) — швейцарский художник-символист, автор картины «Остров мертвых».
…тополя возносят в небо мертвость… Расчетверившись, белый Харон стал колоннадой… — Харон — в древнегреческой мифологии перевозчик умерших душ через подземную реку в царство смерти. Харон и тополя изображены на картине Арнольда Бёклина.
Аннушка — А. Ф. Губанова, домработница.
…сквозь темп уанстепа… вздыхают в тустепе. — Уанстеп и тустеп — западные танцы.
Любань, Тверь (г. Калинин), Клин, Разумовское (Петровское-Разумовское) — станции на пути из Ленинграда в Москву.
На Николаевском теперь… — прежнее название Ленинградского вокзала в Москве.
…как будто с Вербы — руками картонными. — В 20-е годы на московском базаре, который устраивался на Красной площади в «вербную неделю», продавались всевозможные игрушки и украшения.
Один уж такой попался — гусар! — Речь идет о М. Ю. Лермонтове, убитом на дуэли у подножия горы Машук.
…затрубадури́ла Большая Медведица. — Трубадуры — провансальские странствующие поэты-певцы XI–XIII веков, воспевавшие рыцарские доблести и любовь.
В. Раков