Рабочим Курска, добывшим первую руду. Владимир Владимирович Маяковский
ВРЕМЕННЫЙ ПАМЯТНИК РАБОТЫ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО
Было:
восторженное слово!
С флагом,
с песней
становились слева,
и сама
на головы
спускалась слава.
сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга —
горе дола.
Стало:
обычнейшее дело.
не пофанфароните —
шею крючь
да спину гни.
На вершочном
незаметном фронте
завоевываются дни.
Я о тех,
кто не слыхал
про греков
в драках,
кто
не читал
про Муциев Сцево́л,
кто не знает,
чем замечательны Гракхи,
кто просто работает —
грядущего вол.
Было.
Мы митинговали.
Словопадов струи,
пузыри идеи —
мир сразить во сколько.
А на деле —
обломались
ручки у кастрюли,
бреемся
стеклом-осколком.
А на деле —
у подметок дырки,—
без гвоздя
слюной
клеи́ть — впустую!
Дырку
не поса́дите в Бутырки,
а однако
дырки
протестуют.
«Кто был ничем, тот станет всем!»
Станет.
А на деле —
как феллахи —
неизвестно чем
распахиваем земь.
Шторы
пиджаками
на́ плечи надели.
Жабой
сжало грудь
блокады иго.
Изнутри
разрух стоградусовый жар.
Машиньё
сдыхало,
рычажком подрыгав.
В склепах-фабриках
железо
жрала ржа.
Непроезженные
выли степи,
и Урал
орал
непроходимолесый.
Без железа
не стерпим.
Где железо?
Рельсы где?
Давайте рельсы!
Дым
не выдоит
трубищ фабричных вымя.
гудковая
крута:
«Зря
ворочать маховыми?
Где железо,
отвечайте!
Где руда?»
Электризовало
массы волю.
Массы мозг
изобретательством мотало.
Тело масс
слоняло
по горе,
по полю
голодом
и жаждою металла.
Крик,
вгоняющий
в дрожание
и в ёжь,
уши
земляные
резал:
«Даешь
железо!»
Возникал
только шепот
шел
профессоров-служак:
де под Курском
стрелки
лезут в стороны,
как Чужак.
Мне
фабрика слов
в управленье дана.
Я
не геолог,
но я утверждаю,
что до нас
под Курском
го́ло.
Обыкновеннейшие
Шар земной,
а в нем —
Только лавы
сверлили ночь его.
Времена спустя
на восстанье наше,
на желанье,
на призыв
двинулись
земли низы.
От времен,
когда
лавины
рыже разжиже́ли —
затухавших газов перегар, —
от времен,
когда
входила еле
в первые
базальтовые берега, —
от времен,
когда
прабабки носорожьи,
ящерьи прапрадеды
и крокодильи,
ни на что воображаемое не похожие,
льдами-броненосцами катили, —
от времен,
которые
слоили папоротник,
углем
каменным
застыв,
о которых
рапорта
не дал
и первый таборник, —
залегли
железные пласты.
Будущих времен
машинный гул
в каменном
мешке
лежит —
и ни гу-гу.
Даешь!
До мешков,
до запрятанных в сонные,
до сердца
земного
лозунг долез.
Даешь!
Грозою воль потрясенные,
трещат
казематы
над жилой желез.
Свернув
горы́ навалившийся груз,
ступни пустынь,
наступивших на жилы,
железо
бежало
в извилины русл,
железо
текло
в океанские илы.
Бороло
каких-то течений сливания,
какие-то горы брало в разбеге,
под Крымом
ползло,
разогнав с Пенсильвании,
на Мурман
взбиралось,
сорвавшись с Норвегии.
Бежало от немцев,
боялось французов,
глаза
косивших
на лакомый кус,
пока доплелось,
задыхаясь от груза,
запряталось
в сердце России
под Курск.
Голоса
подземные
выкачивала ветра помпа.
Слушай, человек,
рулетка,
не для мопсов-гаубиц —
для мира
разыщи,
узнай,
найди и вырой!
Отойди
еще
на пяди малые,—
отойди
и голову нагни.
Глаз искателей
тянуло аномалией,
стрелки компасов
крутил магнит.
Есть.
Вы,
оравшие:
«В лоск залускали,
рассори́л
Россию
подсолнух!» —
посмотрите
в работе мускулы
полуголых,
голодных,
сонных.
В пустырях
ветров и снега бред,
под ногою
непроходимые,
как Альфред
из «Известий».
Прославлял
Дон-Кихота,—
с ветром воевал
и с ду́хами иными.
Просто
мельников хвалить
кому охота —
с настоящей борются,
не с ветряными.
Слушайте,
пролетарские дочки:
пришедший
в землю врыться,
в чертежах
размечавший точки,
он —
Он так же мечтает,
он так же любит.
залегла, томясь.
Красавцем
в кудрявом
дымном клубе —
за ней
о землю ломался.
Сиди,
оттачивай,
правь —
и снова
земли атакуется масса,
и снова
иззубрен бурав.
И снова —
ухнем!
И снова —
ура! —
в расселинах каменных масс.
сменял
и снова
ломался алмаз.
И когда
казалось —
правь надеждам тризну,
из-под Курска
прямо в нас
настоящею
земной любовью брызнул
будущего
приоткрытый глаз.
Пусть
разводят
скептики
унынье сычье:
и далеко лежит.
Если б
коммунизму
осталось
только нынче,
мы
вообще бы
перестали жить.
Лучше всяких «Лефов»
насмерть ранив
русского
музыкой
в мильон подъемных кранов
цокает,
защелкивает Курск.
И не тщась
на буровые вышки,
в иллюстрацию
зоо́логовых слов,
приготовишкам
соловьишки
демонстрируют
свое
унылейшее ремесло.
Где бульвар
вздыхал
весною томной,
не таких
любовей
лития,—
огнегубые
вздыхают топкой домны,
рассыпаясь
звездами литья.
где и уткам
было узко,
где и по колено
не было ногам бы,
шла
плотвою флотов
речка Ту́скарь:
курс на Курск —
эСэСэСэРский Гамбург.
Всякого Нью-Йорка ньюйоркистей,
раздинамливая
маяки
просверливающей зоркости
в девяти морях
слепят
глаза эскадр.
И при каждой топке,
каждом кране,
наступивши
молниям на хвост,
выверенные куряне
направляли
с цепей сорвавшийся хао́с.
Четкие, как выстрел,
у машин
эльвисты.
В небесах,
где месяц,
раб писателин,
искры труб
черпал совком,
с башенных волчков
— куда тут Татлин! —
отдавал
сиренами
приказ
«Слушай!
д 2!
3 и!
Пятый ряд тяжелой индустри́и!
7 ф!
Доки лодок
и шестая верфь!»
Заревет сирена
и замрет тонка,
и опять
засвистывает
электричество и пар.
«Слушай!
19-й ангар!»
Раззевают
слуховые окна
крыши-норы.
в сто
товарно-пассажирских линий
отправляются
с иголочки
планёры,
рассияв
по солнцу
Раззевают
заводы.
Лентами
авто и паровозы —
в главный.
С верфей
с верстовых
соскальзывают в воды
корабли
надводных
и подводных плаваний.
И уже
по тундрам,
параллельными путями
на пари
два локомотива —
и курьерский —
в свитрах,
в кепках
запускают лопари.
В деревнях,
с аэропланов
озирая тыщеполье,
стадом
в 1000 —
пастушонок
лет семи,
не более,
управляет
световым сигналом.
Что перо? —
гусиные обноски! —
только зря
бумагу рвут,—
сто статей
напишет
обо мне
Сосновский,
меняя
«Ундервуд».
Я считаю,
обходя
бульварные аллеи,
скольких
наследили
юбилеи?
Пушкин,
Алексей Толстой
в бороде у Льва.
Не завидую —
у нас
бульваров много,
каждому
найдется
Лазарев
у липы в лепете.
Обозначат
в бронзе
чином чин.
Ну, а остальные?
Как их сле́пите?
Тысяч тридцать
курских
женщин и мужчин.
Вам
не скрестишь ручки,
не напялишь тогу,
не поставишь
нянькам на затор…
Ну и слава богу!
Но зато —
на бо́роды дымов,
на тело гулов
не покусится
никакой Меркулов.
Трем Андреевым,
всему академическому скопу,
копошащемуся
у писателей в усах,
не вылепить
заводские корпуса.
Вас
не будут звать:
«Железо бросьте,
выверните
на спину
глаза,
возвращайтесь
к слоновой кости,
к мамонту,
к Островскому
назад».
В ваш
не прольют
Сакулины
речей елей.
Ты работал,
ты уснул
и спи —
только город ты,
а не Шекспир.
Собинов,
перезвените званьем Южина.
Лезьте
корпусом
из монографий и садов.
Курскам
ваших мраморов
не нужно.
Но зато —
на бегущий памятник
курьерский
не присядут
во́роны.
Вас
у опер
и у оперетт в антракте,
в юбилее
не расхвалит
об вас
разгромыхает трактор —
самый убедительный электролектор.
Гиз
не тиснет
монографии о вас.
Но зато —
растает дыма клуб,
и опять
фамилий ваших вязь
вписывают
миллионы труб.
Двери в славу —
двери узкие,
но как бы ни были они узки́,
навсегда войдете
вы,
кто в Курске
добывал
железные куски.
[1923]
Комментарии
Впервые — журн. «Леф». М.-П., 1923, № 4.
Маяковский одним из первых в советской поэзии приступил к осмыслению и разработке темы труда, трудового героизма. В повседневном, будничном (освоение подземных богатств) поэт сумел увидеть зарождение коммунистического отношения к труду, того нового качества в сознании советского человека, которое станет нормой его поведения: «Было: социализм — восторженное слово!.. Стало: коммунизм — обычнейшее дело». Страна, измученная войной и голодом, еще только вставала на ноги, стараясь залечить кровоточащие раны, а Маяковский в каждом ее шаге, в каждом движении уже видел ее светлую, головокружительную перспективу.
Я о тех…, кто не читал про Муциев Сцево́л, кто не знает, чем замечательны Гракхи… — Муций Сцевола, Гай — герой древнеримского предания. Братья Гракхи, Тиберий и Гай, — политические деятели Древнего Рима.
…как феллахи — неизвестно чем распахиваем земь. — Феллахи — оседлые крестьяне в странах Ближнего Востока.
…стрелки лезут в стороны, как Чужак. — Чужак (псевдоним Н. Ф. Насимовича, 1876–1937) — литературовед, журналист. В. И. Ленин в письме к А. М. Горькому дал такую оценку Чужаку: «А Чужак — дура петая, махровая, с претензиями» (Полн. собр. соч., т. 48, стр. 48).
Базальтовые берега. — Базальт — темная легкоплавкая горная порода, применяемая как строительный материал для мостовых и в других целях.
Пенсильвания — один из штатов в северо-восточной части США.
Глаз искателей тянуло аномалией, стрелки компасов крутил магнит. — Курская магнитная аномалия представляет собою самое сильное на земном шаре отклонение магнитных явлений от нормы, что объясняется наличием под Курском больших запасов железной руды.
…грязь и лужи вместе, непроходимые, как Альфред из «Известий». — Альфред — псевдоним литературного критика Капелюша Ф. Д. (1876–1945), выступившего 10 июня 1923 года в «Известиях ВЦИК» со статьей против журнала «Леф».
Четкие, как выстрел, у машин эльвисты. — Эльвистами называли членов Лиги «Время» («ЛВ»). созданной в целях научной организации труда в СССР.
Татлин, Владимир Евграфович (1885–1953) — художник-конструктивист.
…сто статей напишет обо мне Сосновский… — Сосновский, Лев Семенович (1886–1937) — журналист, исключен из партии на XV съезде ВКП(б) как активный сторонник троцкизма. Ею взгляды так или иначе сказались в его выступлениях по вопросам литературы. Он автор ряда клеветнических статей о Маяковском и его творчестве.
Может, будет Лазарев у липы в лепете. — Крупный советский физик, академик Лазарев, Петр Петрович (1878–1942) в 1919–1926 годах возглавлял работы по изучению и освоению Курской магнитной аномалии.
…на бо́роды дымов, на тело гулов не покусится никакой Меркулов. — Маяковский неточно дает фамилию советского скульптора Меркурова, Сергея Дмитриевича (1881–1952).
Трем Андреевым, всему академическому скопу… никогда не вылепить ваш красный корпус, заводские корпуса. — Андреев, Николай Андреевич (1873–1932) — советский скульптор.
…возвращайтесь вспять к слоновой кости, к мамонту, к Островскому назад. — Маяковский иронизирует в адрес А. В Луначарского, выдвинувшего лозунг «Назад к Островскому» и призывавшего учиться у великого драматурга «некоторым сторонам мастерства» в статье «Об А. Н. Островском и по поводу его», опубликованной 11 и 12 апреля 1923 года в «Известиях ВЦИК». Такой призыв казался Маяковскому поворотом назад.
…не прольют Сакулины речей елей. — Сакулин, Павел Никитич (1868–1930) — историк литературы, автор многочисленных работ о русских писателях, сторонник социологического метода в литературоведении.
Собинов, перезвените званьем Южина. — Собинов, Леонид Витальевич (1872–1934) получил звание народного артиста республики 27 марта 1923 года. Артист и драматург Южин (псевдоним Сумбатова Александра Ивановича, 1857–1927) этого же звания был удостоен 17 сентября 1922 года.
В. Раков